Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Органы местного самоуправления как юридические лица в форме учреждений: коллизии правовых норм и ограничения (66,00 руб.)

1   0
Первый авторСавранская
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц5
ID172959
АннотацияАвтор прослеживает противоречия между регулированием статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления в ГК РФ и в ФЗ-131.
Савранская, О. Органы местного самоуправления как юридические лица в форме учреждений: коллизии правовых норм и ограничения : статья / О. Савранская .— Муниципальное право №5 .— : Институт муниципального управления, 2006 .— 5 с. — С.33-37 .— URL: https://rucont.ru/efd/172959 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ФОРМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ: КОЛЛИЗИИ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОГРАНИЧЕНИЯ С введением в силу в полном объеме нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закона) встанет вопрос о соотнесении норм названного Закона об органах местного самоуправления юридических лицах в организационно-правовой форме учреждений, чья деятельность регулируется ФЗ «О некоммерческих организациях», с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и иных законов в сфере гражданского права. <...> Проблема заключается в принципиальном противоречии между регулированием статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления в ГК РФ и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». <...> Гражданский Кодекс Российской Федерации в Подразделе 2 «Лица» определяет субъекты гражданских правоотношений физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. <...> Названные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами. <...> К данным особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. <...> Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с юридическими лицами и аналогичные права на участие в гражданских правоотношениях. <...> Как отмечено выше субъектами данных правоотношений являются именно муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. <...> Муниципальное образование социально-территориально-политическая организация населения <...>
Органы_местного_самоуправления_как_юридические_лица_в_форме_учреждений_коллизии_правовых_норм_и_ограничения.pdf
О. Савранская ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ФОРМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ: КОЛЛИЗИИ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОГРАНИЧЕНИЯ С введением в силу в полном объеме нового ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Закона) встанет вопрос о соотнесении норм названного Закона об органах местного самоуправления – юридических лицах в организационно-правовой форме учреждений, чья деятельность регулируется ФЗ «О некоммерческих организациях», с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и иных законов в сфере гражданского права. Проблема заключается в принципиальном противоречии между регулированием статуса муниципальных образований и органов местного самоуправления в ГК РФ и в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в ÐÔ». Гражданский Кодекс Российской Федерации в Подразделе 2 «Лица» определяет субъекты гражданских правоотношений – физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Названные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К данным особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ñò.124 ГК Российской Ôåäåðàöèè). Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с юридическими лицами и аналогичные права на участие в гражданских правоотношениях. Как отмечено выше – субъектами данных правоотношений являются именно муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. Муниципальное образование – социально-территориально-политическая организация населения в городском, сельском поселении, на иной территории, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан. Природа муниципальных образований, органов местного самоуправления – это природа властных публичных институтов, а не хозяйствующих субъектов. Наделение муниципальных образований гражданской правоспособностью необходимо лишь постольку, поскольку решение вопросов местного значения невозможно без вступления в некоторые гражданскоправовые отношения. При этом быть участником правоотношений, гражданских обладать всеми правами и обязанностями может только само муниципальное образование, а не органы местного самоуправления, и любая деятельность, связанная с осуществлением местного самоуправления, должна осуществляться только в интересах и от имени данного муниципального образования. Важно отметить также и то, что по Конституции Российской Федерации право владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью принадлежит населению, т.е. собственником является население, соответствующим образом объединенное в публично-правовое территориальное образование, а органы местного самоуправления в соответствии со ст.132 Конституции РФ лишь осуществляют управление муниципальной собственностью. Очевидно, что Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование (впрочем, как и юридические лица) не могут лично участвовать в правоотношениях. Данные субъекты правоотношений реализуют свою правоспособность через соответствующие органы. От имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии со ñò.125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках их компетенции. Надо отметить, что ГК РФ с учетом особенностей органов власти вводит нормы, позволяющие данным органам участвовать в гражданских правоотношениях от имени государства или муниципальных образований, а не от себя лично как субъекта права. Пределы и объем такого участия определяются актами, устанавливающими статус данных органов (ï.1 ñò.125 ГК ÐÔ). Такими актами являются для органов местного самоуправления Устав муниципального образования и положения о соответствующих органах местного самоуправления. В соответствии с ГК РФ органы местного самоуправления, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях от имени муниципального образования, не являются юридическими лицами и не нуждаются в статусе юридического лица, а действуют в соответствии с Главой 5 ГК Российской Федерации и Уставом муниципального образования. Аналогично в силу ï.1 ñò.53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. При этом никогда не возникает попыток придать органам юридического лица (например, собранию акционеров, собранию участников или исполнительному органу, О. Савранская. Органы местного самоуправления как юридические лица в форме … 33
Стр.1