О. Савранская
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
КАК ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА В ФОРМЕ УЧРЕЖДЕНИЙ:
КОЛЛИЗИИ ПРАВОВЫХ НОРМ И ОГРАНИЧЕНИЯ
С
введением в силу в полном
объеме нового ФЗ «Об общих
принципах организации
местного самоуправления в РФ»
(далее – Закона) встанет вопрос
о соотнесении норм названного
Закона об органах местного самоуправления
– юридических лицах
в организационно-правовой
форме учреждений, чья деятельность
регулируется ФЗ «О некоммерческих
организациях», с
нормами Гражданского Кодекса
Российской Федерации (ГК РФ)
и иных законов в сфере гражданского
права. Проблема заключается
в принципиальном
противоречии между регулированием
статуса муниципальных
образований и органов местного
самоуправления в ГК РФ и в ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в
ÐÔ».
Гражданский Кодекс Российской
Федерации в Подразделе 2
«Лица» определяет субъекты
гражданских правоотношений –
физические и юридические лица,
а также особые субъекты, наделенные
правом на участие в гражданских
правоотношениях
–
Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные
образования. Названные
субъекты выступают в
отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на
равных началах с иными участниками
этих отношений – гражданами
и юридическими лицами.
К данным особым субъектам
применяются нормы, определяющие
участие юридических
лиц в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством,
если иное не вытекает из закона
или особенностей данных субъектов
(ñò.124 ГК Российской Ôåäåðàöèè).
Надо отметить, что ГК
РФ не отождествляет муниципальные
образования с юридическими
лицами, а лишь устанавливает
для них равные с
юридическими лицами и аналогичные
права на участие в гражданских
правоотношениях. Как
отмечено выше – субъектами
данных правоотношений являются
именно муниципальные образования,
а не органы местного
самоуправления.
Муниципальное образование
– социально-территориально-политическая
организация
населения в городском,
сельском поселении, на иной
территории, для решения вопросов
жизнеобеспечения,
связанных
с общностью проживания
граждан. Природа муниципальных
образований, органов
местного самоуправления –
это природа властных публичных
институтов, а не хозяйствующих
субъектов. Наделение муниципальных
образований гражданской
правоспособностью необходимо
лишь постольку, поскольку
решение вопросов местного
значения невозможно без вступления
в некоторые гражданскоправовые
отношения.
При этом быть участником
правоотношений,
гражданских
обладать всеми правами и обязанностями
может только само
муниципальное образование, а
не органы местного самоуправления,
и любая деятельность,
связанная с осуществлением
местного самоуправления, должна
осуществляться только в интересах
и от имени данного
муниципального
образования.
Важно отметить также и то, что
по Конституции Российской Федерации
право владения, пользования,
распоряжения муниципальной
собственностью принадлежит
населению, т.е. собственником
является население,
соответствующим образом объединенное
в публично-правовое
территориальное образование, а
органы местного самоуправления
в соответствии со ст.132
Конституции РФ лишь осуществляют
управление муниципальной
собственностью.
Очевидно, что Российская Федерация,
субъект РФ, муниципальное
образование (впрочем,
как и юридические лица) не могут
лично участвовать в правоотношениях.
Данные субъекты правоотношений
реализуют свою
правоспособность через соответствующие
органы. От имени
РФ, субъектов РФ и муниципальных
образований в соответствии
со ñò.125 ГК РФ могут своими
действиями приобретать и осуществлять
имущественные и
личные неимущественные права
и обязанности, выступать в суде
органы государственной власти
и органы местного самоуправления
в рамках их компетенции.
Надо отметить, что ГК РФ с учетом
особенностей органов власти
вводит нормы, позволяющие
данным органам участвовать в
гражданских правоотношениях от
имени государства или муниципальных
образований, а не от
себя лично как субъекта права.
Пределы и объем такого участия
определяются актами, устанавливающими
статус данных органов
(ï.1 ñò.125 ГК ÐÔ). Такими
актами являются для органов
местного самоуправления Устав
муниципального образования и
положения о соответствующих
органах местного самоуправления.
В соответствии с ГК РФ органы
местного самоуправления,
наделенные правом на участие в
гражданских правоотношениях от
имени муниципального образования,
не являются юридическими
лицами и не нуждаются в
статусе юридического лица, а
действуют в соответствии с Главой
5 ГК Российской Федерации
и Уставом муниципального образования.
Аналогично
в силу ï.1 ñò.53 ГК
РФ юридическое лицо приобретает
гражданские права и принимает
на себя обязанности через
свои органы, действующие
в соответствии с законом, иными
правовыми актами и учредительными
документами. При этом
никогда не возникает попыток
придать органам юридического
лица (например, собранию акционеров,
собранию участников
или исполнительному органу,
О. Савранская. Органы местного самоуправления как юридические лица в форме …
33
Стр.1