Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 639329)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

О проблемах, связанных с организационно-правовым статусом органов МСУ (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСоюз Российских городов
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц5
ID172931
АннотацияО коллизиях норм ГК РФ и Федерального закона «Об общих принципах…» №131-ФЗ в части определения статуса муниципальных образований.
Союз, Р.Г. О проблемах, связанных с организационно-правовым статусом органов МСУ : статья / Р.Г. Союз .— Муниципальное право №3 .— : Институт муниципального управления, 2005 .— 5 с. — С.2-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/172931 (дата обращения: 21.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ Союз Российских городов О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ ОРГАНОВ МСУ С вступлением в силу в полном объеме (с 1 января 2006 года) нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» встанет вопрос о соотнесении норм названного Закона об органах местного самоуправления юридических лицах в организационно-правовой форме учреждений, чья деятельность регулируется ФЗ «О некоммерческих организациях», с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). <...> Проблема заключается в принципиальном противоречии между статусом органов местного самоуправления, прописанном в ГК РФ, и в федеральном законе №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». <...> Гражданский кодекс Российской Федерации в подразделе 2 «Лица» раздела 1 части 1 определяет субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. <...> Названные особые субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений гражданами и юридическими лицами. <...> К данным особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. <...> Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с юридическими лицами права на участие в гражданских правоотношениях. <...> Как отмечено выше субъектами данных правоотношений являются именно муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. <...> Муниципальное образование территориальнополитическая организация <...>
О_проблемах,_связанных_с_организационно-правовым_статусом_органов_МСУ.pdf
Союз Российских городов О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ С ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ ОРГАНОВ МСУ С вступлением в силу в полном объеме (с 1 января 2006 года) нового федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» встанет вопрос о соотнесении норм названного Закона об органах местного самоуправления – юридических лицах в организационно-правовой форме учреждений, чья деятельность регулируется ФЗ «О некоммерческих организациях», с нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Проблема заключается в принципиальном противоречии между статусом органов местного самоуправления, прописанном в ГК РФ, и в федеральном законе ¹131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Гражданский кодекс Российской Федерации в подразделе 2 «Лица» раздела 1 части 1 определяет субъекты гражданских правоотношений: физические и юридические лица, а также особые субъекты, наделенные правом на участие в гражданских правоотношениях – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Названные особые субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К данным особым субъектам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК РФ). Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет муниципальные образования с юридическими лицами, а лишь устанавливает для них равные с юридическими лицами права на участие в гражданских правоотношениях. Как отмечено выше – субъектами данных правоотношений являются именно муниципальные образования, а не органы местного самоуправления. Муниципальное образование – территориальнополитическая организация населения в городском, сельском поселении, на иной территории, для решения вопросов жизнеобеспечения, связанных с общностью проживания граждан. Природа муниципальных образований, органов местного само2 управления – это природа властных публичных институтов, а не хозяйствующих субъектов. Наделение муниципальных образований гражданской правоспособностью необходимо лишь постольку, поскольку решение вопросов местного значения невозможно без вступления в некоторые гражданскоправовые отношения. И государство, и муниципальные образования обладают не общей, а специальной гражданской правоспособностью, что вытекает как из самой природы публичной власти, так и из анализа конституционных норм, норм ГК РФ и других федеральных законов. Гражданская правоспособность публичной власти связана непосредственно с решением тех вопросов, которые отнесены к компетенции соответствующего уровня этой власти. В этом е¸ принципиальное отличие от потенциально «неограниченной» гражданской правоспособности обычных участников гражданского оборота – юридических и физических лиц. При этом, обладать всеми правами и обязанностями участника, как гражданских правоотношений, так и публичноправовых, может только само муниципальное образование, а не органы местного самоуправления. Любая деятельность, связанная с осуществлением местного самоуправления, должна осуществляться только в интересах и от имени муниципального образования, а не отдельного органа местного самоуправления. Важно отметить также и то, что по Конституции Российской Федерации право владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью принадлежит населению, т.е. собственником является население, соответствующим образом объединенное в публично-правовое территориальное образование, а органы местного самоуправления в соответствии со ст. 132 Конституции РФ лишь осуществляют управление муниципальной собственностью. Очевидно, что Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (впрочем, как и юридические лица) не могут лично участвовать в правоотношениях. Данные субъекты правоотношений реализуют свою правоспособность через соответствующие органы. Надо отметить, что ГК РФ с учетом особенностей оргаМУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО N¹3/2005 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1