Союз Российских городов
О ПРОБЛЕМАХ, СВЯЗАННЫХ
С ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫМ СТАТУСОМ
ОРГАНОВ МСУ
С вступлением в силу в полном объеме (с 1 января
2006 года) нового федерального закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» встанет вопрос
о соотнесении норм названного Закона об
органах местного самоуправления – юридических
лицах в организационно-правовой форме учреждений,
чья деятельность регулируется ФЗ «О некоммерческих
организациях», с нормами Гражданского
Кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Проблема
заключается в принципиальном противоречии между
статусом органов местного самоуправления,
прописанном в ГК РФ, и в федеральном законе
¹131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации».
Гражданский кодекс Российской Федерации в
подразделе 2 «Лица» раздела 1 части 1 определяет
субъекты гражданских правоотношений: физические
и юридические лица, а также особые субъекты,
наделенные правом на участие в гражданских
правоотношениях – Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации и муниципальные образования.
Названные особые субъекты выступают
в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
на равных началах с иными участниками
этих отношений – гражданами и юридическими
лицами. К данным особым субъектам применяются
нормы, определяющие участие юридических
лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством,
если иное не вытекает из закона
или особенностей данных субъектов (ст. 124
ГК РФ). Надо отметить, что ГК РФ не отождествляет
муниципальные образования с юридическими лицами,
а лишь устанавливает для них равные с юридическими
лицами права на участие в гражданских
правоотношениях. Как отмечено выше – субъектами
данных правоотношений являются именно муниципальные
образования, а не органы местного самоуправления.
Муниципальное
образование – территориальнополитическая
организация населения в городском,
сельском поселении, на иной территории, для решения
вопросов жизнеобеспечения, связанных с
общностью проживания граждан. Природа муниципальных
образований, органов местного само2
управления
– это природа властных публичных институтов,
а не хозяйствующих субъектов. Наделение
муниципальных образований гражданской правоспособностью
необходимо лишь постольку, поскольку
решение вопросов местного значения невозможно
без вступления в некоторые гражданскоправовые
отношения.
И государство, и муниципальные образования
обладают не общей, а специальной гражданской
правоспособностью, что вытекает как из самой
природы публичной власти, так и из анализа конституционных
норм, норм ГК РФ и других федеральных
законов. Гражданская правоспособность
публичной власти связана непосредственно с решением
тех вопросов, которые отнесены к компетенции
соответствующего уровня этой власти. В
этом е¸ принципиальное отличие от потенциально
«неограниченной» гражданской правоспособности
обычных участников гражданского оборота – юридических
и физических лиц. При этом, обладать
всеми правами и обязанностями участника, как
гражданских правоотношений, так и публичноправовых,
может только само муниципальное образование,
а не органы местного самоуправления.
Любая деятельность, связанная с осуществлением
местного самоуправления, должна осуществляться
только в интересах и от имени муниципального образования,
а не отдельного органа местного самоуправления.
Важно отметить также и то, что по
Конституции Российской Федерации право владения,
пользования, распоряжения муниципальной
собственностью принадлежит населению, т.е. собственником
является население, соответствующим
образом объединенное в публично-правовое территориальное
образование, а органы местного самоуправления
в соответствии со ст. 132 Конституции
РФ лишь осуществляют управление муниципальной
собственностью.
Очевидно, что Российская Федерация, субъект
Российской Федерации, муниципальное образование
(впрочем, как и юридические лица) не могут
лично участвовать в правоотношениях. Данные
субъекты правоотношений реализуют свою правоспособность
через соответствующие органы. Надо
отметить, что ГК РФ с учетом особенностей оргаМУНИЦИПАЛЬНОЕ
ПРАВО N¹3/2005 ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
ПРОБЛЕМЫ И ЗАКОНЫ
Стр.1