Налётов1
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Я постараюсь в данном сообщении не останавливаться на концептуальных вопросах, связанных с
вновь узаконенной моделью местного самоуправления и способами её реализации. <...> Давайте попробуем с точки зрения указанного
правила «физиков» проанализировать отдельные
разделы Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
написанной «лириками» из команды, занимавшейся
подготовкой проекта данного закона, и других команд «лириков», называемых палатами Федерального Собрания РФ. <...> Остановимся сначала на вопросах территориального деления в связи с осуществлением местного
1 Виталий Иннокентьевич Налётов, начальник отдела
нормативно-правовой работы по развитию МСУ администрации города Кемерово.
самоуправления. <...> То есть прописанных в законе
правилах, по которым устанавливаются территории
муниципальных образований. <...> В нем было установлено, что
местное самоуправление осуществляется на территориях
существующих
административнотерриториальных единиц, каковыми являлись тогда
(как и сейчас) город, район в городе, посёлок городского типа (рабочий посёлок), сельский район,
сельсовет и т. п. <...> Следовательно, в тот период, границы муниципальных образований совпадали с
границами населённых пунктов (их чертой) и районов. <...> В редакции закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года подход к определению территорий муниципальных образований изменяется. <...> В самом деле, читаем то, что записано в пункте 2 статьи 12 данного закона (и является действующей нормой на сегодняшний день):
«Территорию муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития
поселений и другие земли в границах муниципального образования <...>
О_некоторых_проблемах_правового_регулирования_местного_самоуправления.pdf
Â. Íàë¸òîâ1
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Я постараюсь в данном сообщении не останавливаться
на концептуальных вопросах, связанных с
вновь узаконенной моделью местного самоуправления
и способами е¸ реализации. Вс¸ это длительное
время обсуждалось в ходе подготовки проекта
закона, хотя и нельзя сказать, что мнения всех
сторон разработчиками были учтены. Сегодня закон
принят, и обсуждение должно быть связано с
тем, как наиболее продуктивно исполнить те правовые
нормы, которые в нем прописаны. Но сначала
надо понять, что это за нормы. Всегда ли они допускают
однозначную трактовку? Или оставляют
поле деятельности для произвольного истолкования
того, что написано? Или вообще заводят в тупик
при попытке правильно применить их?1
В сво¸ время в общественном сознании наука
условно делилась на два направления. Представителей
естественнонаучного направления называли
«физиками». Представителей второго – гуманитарного
направления – «лириками». Основополагающим
правилом «физиков» при изучении и описании
закономерностей развития материальных природных
явлений всегда было: «наука пляшет от определений».
Так как в противном случае нельзя было
выстроить математическую модель изучаемого явления
и вообще прийти к какому-либо общепризнанному
научному и практическому результату.
Давайте попробуем с точки зрения указанного
правила «физиков» проанализировать отдельные
разделы Федерального закона от 06.10.2003
¹ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»,
написанной «лириками» из команды, занимавшейся
подготовкой проекта данного закона, и других команд
«лириков», называемых палатами Федерального
Собрания РФ. Принявших его в том виде, в
котором он сегодня для предстоящего неукоснительного
исполнения имеется у «команды практиков».
Остановимся
сначала на вопросах территориального
деления в связи с осуществлением местного
1 Виталий Иннокентьевич Нал¸тов, начальник отдела
нормативно-правовой работы по развитию МСУ администрации
города Кемерово.
самоуправления. То есть прописанных в законе
правилах, по которым устанавливаются территории
муниципальных образований.
Ясность здесь закончилась с момента прекращения
действия закона 1991 года «О местном самоуправлении
в РФ». В нем было установлено, что
местное самоуправление осуществляется на территориях
существующих
административнотерриториальных
единиц, каковыми являлись тогда
(как и сейчас) город, район в городе, пос¸лок городского
типа (рабочий пос¸лок), сельский район,
сельсовет и т. п. Следовательно, в тот период, границы
муниципальных образований совпадали с
границами насел¸нных пунктов (их чертой) и районов.
В
редакции закона «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации»
1995 года подход к определению территорий
муниципальных образований изменяется. И
сразу начинается путаница, которая продолжается
и по сей день. В самом деле, читаем то, что записано
в пункте 2 статьи 12 данного закона (и является
действующей нормой на сегодняшний день):
«Территорию муниципального образования составляют
земли городских, сельских поселений, прилегающие
к ним земли общего пользования, рекреационные
зоны, земли, необходимые для развития
поселений и другие земли в границах муниципального
образования независимо от форм собственности
и целевого назначения».
А в статье 1 «Основные понятия и термины» этого
же закона записано: муниципальное образование
– городское, сельское поселение …».
Совмещая по привычным канонам указанные два
текста, то есть, заменяя понятие «муниципальное
образование» в пункте 2 статьи 12 в соответствии с
данным ему определением из статьи 1, «физик» с
удивлением обнаружит, что территорию городского
поселения составляют земли самого городского
поселения, а также прилегающие к ним земли.
Математически это выражается формулой:
А = А + Â,
где А – площадь территории городского поселения;
В
– площадь прилегающих земель.
В. Налетов. О некоторых проблемах правового регулирования местного самоуправления
37
Стр.1