Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636228)
Контекстум
Электро-2024

Формирование и состав органов самоуправления в городах Тобольской губернии (последняя треть XIX – начало XX в.) (66,00 руб.)

0   0
Первый авторХрамцов
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц11
ID172658
АннотацияАвтор раскрывает основные факторы, связанные с формированием составов органов самоуправления Тобольской губернии, социально-статусные характеристики должностных лиц общественной службы, а также специфические черты в отдельных городах региона.
Храмцов, А. Формирование и состав органов самоуправления в городах Тобольской губернии (последняя треть XIX – начало XX в.) : статья / А. Храмцов .— Муниципальная служба №3 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 11 с. — С.30-40 .— URL: https://rucont.ru/efd/172658 (дата обращения: 23.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Храмцов ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX НАЧАЛО XX в.) <...> В ажным этапом развития городского самоуправления в России стала реформа 1870 г., которая вводила всесословный избирательный процесс, имущественный (налоговый) ценз, принцип разделения властей (на распорядительную и исполнительную) и декларировала самостоятельность общественного управления в пределах предоставленной ему законом компетенции. <...> 1 В данной работе предпринята попытка раскрыть основные факторы, связанные с формированием составов органов самоуправления в городах Тобольской губернии в последней трети XIX начале XX в., социально-статусные характеристики должностных лиц общественной службы, такие 1 См. <...> Социальный состав городских гласных накануне контрреформы 1892 г. // История СССР. <...> В.А. Первые выборы в городские думы по избирательному закону 1892 г. // Проблемы социально-экономической истории России. <...> Старообрядцы на выборных должностях в российской провинции // Регионология. <...> Влияние родового сознания на участие в городском общественном управлении // Муниципальная служба. <...> 30 как сословная и конфессиональная принадлежность, численный и возрастной состав, образовательный и имущественный цензы, профессиональный статус, а также специфические черты в отдельных городах региона. <...> Процесс формирования органов самоуправления определялся различными факторами, среди которых можно выделить как объективные (территориальные, климатические, экономические, демографические), так и субъективные (обычаи, взгляды, менталитет горожан, «сословная психология»), а также региональные особенности: обширная площадь, низкая плотность населения, характер занятости жителей, уровень развития торговли и промыслов, малочисленность дворянства, высокий процент торгового элемента, переселенцев, ссыльных и разночинцев, отсутствие земств и пр. <...> Так, в городах Тобольской губернии новые органы самоуправления <...>
Формирование_и_состав_органов_самоуправления_в_городах_Тобольской_губернии_(последняя_треть_XIX_–_начало_XX_в.).pdf
А. Храмцов ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ (ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX – НАЧАЛО XX â.) России стала реформа 1870 ã., которая вводила всесословный избирательный процесс, имущественный (налоговый) ценз, принцип разделения властей (на распорядительную и исполнительную) и декларировала самостоятельность общественного управления в пределах предоставленной ему законом компетенции. В наши дни появилось больВ шое число справочных изданий, монографий и еще больше научно-популярных статей по данной проблематике. Однако такой важный ее компонент, как состав представителей городского общества, от которого в значительной степени зависел характер, объем и основные направления деятельности муниципальной власти, исследован недостаточно.1 та попытка раскрыть основные факторы, связанные с формированием составов органов самоуправления в городах Тобольской губернии в последней трети XIX – начале XX в., социально-статусные характеристики должностных лиц общественной службы, такие 1 См.: Писарькова Л.Ф. Социальный состав городских гласных накануне контрреформы 1892 ã. // История ÑÑÑÐ. 1989. ¹6. Ñ.152–160; Нардова В.А. Первые выборы в городские думы по избирательному закону 1892 ã. // Проблемы социально-экономической истории Ðîññèè. ÑÏá., 1991. Ñ.224– 236; Апкаримова Е.Ю. Портрет уральского городского головы последней трети XIX – начала XX ââ. // Первые Татищевские чтения. Екатеринбург, 1997. Ñ.61–64; Жиров À.À. Купечество в самоуправлении уездных городов Сибири // Городская культура Сибири: динамика культурно-исторических процессов. Îìñê, 2001. Ñ.164–167; Тимофеев В.В. Старообрядцы на выборных должностях в российской провинции // Регионология. 2004. ¹4. Ñ.232–243; Ярома Î. Влияние родового сознания на участие в городском общественном управлении // Муниципальная ñëóæáà. 2006. ¹1. Ñ.98–100. 30 В данной работе предприняажным этапом развития городского самоуправления в как сословная и конфессиональная принадлежность, численный и возрастной состав, образовательный и имущественный цензы, профессиональный статус, а также специфические черты в отдельных городах региона. Нами использован обширный комплекс как источников, среди которых следует выделить архивные фонды, периодическую печать и мемуары современников, которые позволяют в полной мере раскрыть обозначенную тему. Процесс формирования органов самоуправления определялся различными факторами, среди которых можно выделить как объективные (территориальные, климатические, экономические, демографические), так и субъективные (обычаи, взгляды, менталитет горожан, «сословная психология»), а также региональные особенности: обширная площадь, низкая плотность населения, характер занятости жителей, уровень развития торговли и промыслов, малочисленность дворянства, высокий процент торгового элемента, переселенцев, ссыльных и разночинцев, отсутствие земств и пр. Тем не менее, стержневыми здесь являлись нормы законодательства об условиях приобретения активного и пассивного избирательного права и социальная структура городского общества. довое положение 16 июня 1870 ã.2 Избирательный закон. Горовводилось прежде всего в губернских, областных и приравненных к ним центрах; в остальных поселениях – постепенно, с учетом местных условий, по усмотрению министра внутренних дел. Так, в городах Тобольской губернии новые органы самоуправления в лице дум и управ в течение нескольких лет были сформированы в 9 из 10 поселе2 ÏÑÇ. Ñîáð. II. Ò. XLV. Îòä. 1-å. ÑÏá., 1874. Cò. 48498. Ñ.823–839. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹3/2006 ВЫБОРЫ ний, за исключением Сургута (ñì. òàáë. 1). Подготовка к выборам начиналась с составления списка лиц, имевших право участвовать в избрании гласных. Заметим, что закон ограничивал круг избирателей разного рода цензами: · подданство и возраст – русские подданные не моложе 25 лет; · принцип оседлости – проживание в городе в течение 2-х лет; · налоговый ценз – владельцы недвижимости в пределах города, платившие с нее налог (оценочный сбор) в городскую кассу; · отсутствие недоимок по городским сборам. Гласными могли стать исключительно мужчины. Женщины, обладавшие необходимым цензом, имели право участвовать в выборах посредством доверенных лиц: своих отцов, мужей, сыновей, зятьев, внуков, родных братьев или племянников. Активное избирательное право имели также горожане, содержавшие в пределах города по купеческим свидетельствам торгово-промышленные заведения, и лица, уплачивавшие сборы с торговых документов, а также различные учреждения, общества, товарищества, монастыри и церкви, отвечавшие указанным требованиям. Разработчики реформы 1870 ã., предоставляя выбор гласных лишь налогоплательщикам, полагали, что они должны быть наиболее заинтересованы в правильном ведении городского хозяйства, активно участвовать в организации его управления. Однако практика показала обратное. Как видно из таблицы 1, явка на первых выборах составила в среднем 17% от общего числа избирателей. Современники высказывали разные точки зрения на характер избирательного процесса и причины абсентеизма электората, в частности, известный деятель
Стр.1