А. Храмцов
ФОРМИРОВАНИЕ И СОСТАВ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ГОРОДАХ ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ
(ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX – НАЧАЛО XX â.)
России стала реформа 1870 ã.,
которая вводила всесословный
избирательный процесс, имущественный
(налоговый) ценз, принцип
разделения властей (на распорядительную
и исполнительную) и
декларировала самостоятельность
общественного управления в пределах
предоставленной ему законом
компетенции.
В наши дни появилось больВ
шое
число справочных изданий,
монографий и еще больше научно-популярных
статей по данной
проблематике. Однако такой
важный ее компонент, как состав
представителей городского общества,
от которого в значительной
степени зависел характер,
объем и основные направления
деятельности
муниципальной
власти, исследован недостаточно.1
та
попытка раскрыть основные
факторы, связанные с формированием
составов органов самоуправления
в городах Тобольской
губернии в последней трети XIX –
начале XX в., социально-статусные
характеристики должностных
лиц общественной службы, такие
1 См.: Писарькова Л.Ф. Социальный
состав городских гласных накануне
контрреформы 1892 ã. // История
ÑÑÑÐ. 1989. ¹6. Ñ.152–160; Нардова
В.А. Первые выборы в городские думы
по избирательному закону 1892 ã. //
Проблемы социально-экономической
истории Ðîññèè. ÑÏá., 1991. Ñ.224–
236; Апкаримова Е.Ю. Портрет уральского
городского головы последней
трети XIX – начала XX ââ. // Первые
Татищевские чтения. Екатеринбург,
1997. Ñ.61–64; Жиров À.À. Купечество
в самоуправлении уездных городов
Сибири // Городская культура Сибири:
динамика
культурно-исторических
процессов. Îìñê, 2001. Ñ.164–167;
Тимофеев В.В. Старообрядцы на выборных
должностях в российской провинции
// Регионология. 2004. ¹4.
Ñ.232–243; Ярома Î. Влияние родового
сознания на участие в городском
общественном управлении // Муниципальная
ñëóæáà. 2006. ¹1. Ñ.98–100.
30
В данной работе предприняажным
этапом развития городского
самоуправления в
как сословная и конфессиональная
принадлежность, численный
и возрастной состав, образовательный
и имущественный цензы,
профессиональный статус, а
также специфические черты в
отдельных городах региона. Нами
использован обширный комплекс
как источников, среди которых
следует выделить архивные
фонды, периодическую печать
и мемуары современников,
которые позволяют в полной мере
раскрыть обозначенную тему.
Процесс формирования органов
самоуправления определялся
различными факторами, среди
которых можно выделить как
объективные (территориальные,
климатические, экономические,
демографические), так и субъективные
(обычаи, взгляды, менталитет
горожан, «сословная психология»),
а также региональные
особенности: обширная площадь,
низкая плотность населения, характер
занятости жителей, уровень
развития торговли и промыслов,
малочисленность дворянства,
высокий процент торгового
элемента, переселенцев, ссыльных
и разночинцев, отсутствие
земств и пр. Тем не менее,
стержневыми здесь являлись
нормы законодательства об условиях
приобретения активного и
пассивного избирательного права
и социальная структура городского
общества.
довое положение 16 июня
1870 ã.2
Избирательный закон. Горовводилось
прежде всего
в губернских, областных и приравненных
к ним центрах; в остальных
поселениях – постепенно,
с учетом местных условий, по
усмотрению министра внутренних
дел. Так, в городах Тобольской
губернии новые органы самоуправления
в лице дум и управ
в течение нескольких лет были
сформированы в 9 из 10 поселе2
ÏÑÇ. Ñîáð. II. Ò. XLV. Îòä. 1-å.
ÑÏá., 1874. Cò. 48498. Ñ.823–839.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹3/2006 ВЫБОРЫ
ний, за исключением Сургута
(ñì. òàáë. 1).
Подготовка к выборам начиналась
с составления списка лиц,
имевших право участвовать в
избрании гласных. Заметим, что
закон ограничивал круг избирателей
разного рода цензами:
· подданство и возраст – русские
подданные не моложе 25
лет;
· принцип оседлости – проживание
в городе в течение 2-х
лет;
· налоговый ценз – владельцы
недвижимости в пределах
города, платившие с нее налог
(оценочный сбор) в городскую
кассу;
· отсутствие недоимок по городским
сборам.
Гласными могли стать исключительно
мужчины. Женщины,
обладавшие необходимым цензом,
имели право участвовать в
выборах посредством доверенных
лиц: своих отцов, мужей, сыновей,
зятьев, внуков, родных
братьев или племянников. Активное
избирательное право имели
также горожане, содержавшие в
пределах города по купеческим
свидетельствам торгово-промышленные
заведения, и лица, уплачивавшие
сборы с торговых документов,
а также различные учреждения,
общества, товарищества,
монастыри и церкви, отвечавшие
указанным требованиям.
Разработчики реформы 1870 ã.,
предоставляя выбор гласных
лишь налогоплательщикам, полагали,
что они должны быть наиболее
заинтересованы в правильном
ведении городского хозяйства,
активно участвовать в организации
его управления. Однако
практика показала обратное. Как
видно из таблицы 1, явка на первых
выборах составила в среднем
17% от общего числа избирателей.
Современники высказывали
разные точки зрения на характер
избирательного процесса и причины
абсентеизма электората, в
частности, известный деятель
Стр.1