МЕТОДИКА
Í. Ñëîíîâ, Ò. Ôîêèíà, À. Ô¸äîðîâà1
КЕЙС-СТАДИ «КАТАСТРОФА…»
И ЭКСПЕРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
«Этот случай – случай чего?»
Б. Фливберг
ния, предполагающего владение
специальными знаниями, способностью
вскрывать все реальные
варианты выбора и его ценностные
основания, выносить обоснованные
решения, прогнозировать
развитие событий в сфере своей
профессиональной деятельности.
Одновременно ожидается, что
В
профессиональное экспертное
знание является не жестко зафиксированным
выводом нормативного
характера, а «открытой
рефлексией». Оно включает в
себя конкретный опыт, рефлексивное
наблюдение, теоретическую
концептуализацию и активное
экспериментирование, восприимчивое
к специфическим
контекстам и ситуациям социальной
практики. «Такой тип
профессионализма… предполагает
комбинацию теоретического
и практического знания, профессиональных
ценностей, когнитивной
и поведенческой компетентности
в специфических ситуациях,
требующих достижения
взаимопонимания и договоренности»
[1, Ñ. 265]. В этих условиях
средством достижения и оттачивания
профессиональной компетентности
является обучение,
особенности которого резюмируются
в выражениях «рефлексивная
практика», «праксическое
îáó÷åíèå»[2, Ñ. 165-204].
В формировании экспертного
мышления разрыв между теорией
и практикой особенно неприемлем
и не устраивает никого:
ни экспертов и специалистов, ни
преподавателей, ни студентов.
Важным шагом в преодолении
этого разрыва является метод
«кейс-стади» (далее КС), использование
которого во многих случаях
является обязательным условием
успеха в профессиональ66
современном
мире возрастает
роль экспертного мышленом
становлении и развитии
(особенно при обучении в области
муниципального управления,
управления организациями, связей
с общественностью, социальной
работы, медицины юриспруденции
и ò.ï.). Вместе с òåì,
это предполагает дальнейшее
публичное обсуждение, участие в
интерпретации возможностей и
статуса этого метода, в том числе
и через предъявление опыта
его применения в обучении и
исследовании. Цель данной статьи
состоит в том, чтобы присоединиться
к дискуссии о возможностях
и преимуществах
КС [3], актуализировать накопленный
нами опыт применения
КС особого типа и уточнить
представления о характеристиках
экспертного мышления и
способах его профессионализации.
«…Ëþäè
развиваются из новичков,
связанных правилами, в
âèðòóîçîâ-ýêñïåðòîâ»[4, Ñ. 111]).
Как бы ни было сложно по своим
когнитивным, ценностным и
коммуникативным
Мышление «настоящего эксперта»
мы понимаем как экспертное
мышление, специфика
которого определяется особым
взаимоотношением истории и
теории в описании события социальной
реальности. Событие
оказывается укорененным в контексте.
«Зависимые от контекста
знание и опыт – сердцевина экспертности
и суть КС как метода
науки и îáó÷åíèÿ» [4, Ñ. 111].
Специфически экспертное мышление
при помощи метода КС
может формироваться уже у студентов
ВУЗа. Это мышление
должно стать экспертным по
своему специфическому качеству,
хотя по уровню профессионализма
(мастерства) оно, скорее
всего, будет соответствовать
стадии начинающего экспертаисследователя.1
Однако,
случай
случаю –
качествам
экспертное мышление, оно не
может возникнуть сразу «целиком»
и переживает процесс становления
и восхождения к вершинам
профессионализма. «Настоящий
эксперт» – это опытный
профессионал, истинное мастерство
которого «основано на
интимном опыте, на тысячах индивидуальных
случаев и на способности
различать ситуации со
всеми их нюансами …, не отфильтровывая
их до состояния
формул или стандартных образцов»
[5, Ñ. 16]. Поэтому для îáó÷åíèÿ,
для обеспечения перехода
от мышления новичка к мышлению
эксперта-исследователя
особенно важно использование
метода КС. Осмысливая традиции
и опыт управленческого образования
в Гарварде, Б. Фливберг
утверждает, что «случаи –
главное для учебы».
рознь. Сами случаи, положенные
в основу КС, обладают некоторыми
свойствами, которые
позволяют выделить как предпочтительные
для исследования
и обучения «предельно отклоняющиеся
случаи»,
случаи», «случаи максимальной
вариации», «критические случаи»,
«парадигматические случаи»
и ò.ä.
1 Слонов Николай Николаевич –
кандидат философских наук, профессор
кафедры социальных коммуникаций
Поволжской академии
государственной службы имени
Ï. À. Столыпина.
Фокина Тамара Петровна – кандидат
философских наук, профессор
кафедры социальных коммуникаций
Поволжской академии государственной
службы
имени
Ï.
А. Столыпина.
Федорова Анна Валерьевна –
кандидат философских наук, доцент
кафедры социальных коммуникаций
Поволжской академии
государственной службы имени
Ï. À. Столыпина.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹1/2006 МЕТОДИКА
«крайние
Стр.1