Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

Кейс-стади «катастрофа…» и экспертное мышление (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСлонов Н., Фокина Т., Федорова А.
ИздательствоМ.: ПРОМЕДИА
Страниц7
ID172632
АннотацияАвторы рассказывают о возможностях и преимуществах метода «кейс-стади» при обучении экспертному мышлению, а также о характеристиках экспертного мышления и способах его профессионализации.
Слонов Н., Фокина Т., Федорова А.. Кейс-стади «катастрофа…» и экспертное мышление : статья / Слонов Н., Фокина Т., Федорова А. — Муниципальная служба №1 .— Москва : ПРОМЕДИА, 2006 .— 7 с. — С.66-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/172632 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Фёдорова1 КЕЙС-СТАДИ «КАТАСТРОФА» И ЭКСПЕРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ «Этот случай случай чего?» <...> Фливберг В современном мире возрастает роль экспертного мышления, предполагающего владение специальными знаниями, способностью вскрывать все реальные варианты выбора и его ценностные основания, выносить обоснованные решения, прогнозировать развитие событий в сфере своей профессиональной деятельности. <...> Оно включает в себя конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическую концептуализацию и активное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контекстам и ситуациям социальной практики. <...> Важным шагом в преодолении этого разрыва является метод «кейс-стади» (далее КС), использование которого во многих случаях является обязательным условием успеха в профессиональ- 66 ном становлении и развитии (особенно при обучении в области муниципального управления, управления организациями, связей с общественностью, социальной работы, медицины юриспруденции и т.п.) <...> Цель данной статьи состоит в том, чтобы присоединиться к дискуссии о возможностях и преимуществах КС [3], актуализировать накопленный нами опыт применения КС особого типа и уточнить представления о характеристиках экспертного мышления и способах его профессионализации. <...> Как бы ни было сложно по своим когнитивным, ценностным и коммуникативным качествам экспертное мышление, оно не может возникнуть сразу «целиком» и переживает процесс становления и восхождения к вершинам профессионализма. <...> «Настоящий эксперт» это опытный профессионал, истинное мастерство которого «основано на интимном опыте, на тысячах индивидуальных случаев и на способности различать ситуации со всеми их нюансами , не отфильтровывая их до состояния формул или стандартных образцов» [5, С. <...> Поэтому для обучения, для обеспечения перехода от мышления новичка к мышлению эксперта-исследователя особенно важно использование метода КС. <...> Осмысливая традиции и опыт управленческого <...>
Кейс-стади_«катастрофа…»_и_экспертное_мышление.pdf
МЕТОДИКА Í. Ñëîíîâ, Ò. Ôîêèíà, À. Ô¸äîðîâà1 КЕЙС-СТАДИ «КАТАСТРОФА…» И ЭКСПЕРТНОЕ МЫШЛЕНИЕ «Этот случай – случай чего?» Б. Фливберг ния, предполагающего владение специальными знаниями, способностью вскрывать все реальные варианты выбора и его ценностные основания, выносить обоснованные решения, прогнозировать развитие событий в сфере своей профессиональной деятельности. Одновременно ожидается, что В профессиональное экспертное знание является не жестко зафиксированным выводом нормативного характера, а «открытой рефлексией». Оно включает в себя конкретный опыт, рефлексивное наблюдение, теоретическую концептуализацию и активное экспериментирование, восприимчивое к специфическим контекстам и ситуациям социальной практики. «Такой тип профессионализма… предполагает комбинацию теоретического и практического знания, профессиональных ценностей, когнитивной и поведенческой компетентности в специфических ситуациях, требующих достижения взаимопонимания и договоренности» [1, Ñ. 265]. В этих условиях средством достижения и оттачивания профессиональной компетентности является обучение, особенности которого резюмируются в выражениях «рефлексивная практика», «праксическое îáó÷åíèå»[2, Ñ. 165-204]. В формировании экспертного мышления разрыв между теорией и практикой особенно неприемлем и не устраивает никого: ни экспертов и специалистов, ни преподавателей, ни студентов. Важным шагом в преодолении этого разрыва является метод «кейс-стади» (далее КС), использование которого во многих случаях является обязательным условием успеха в профессиональ66 современном мире возрастает роль экспертного мышленом становлении и развитии (особенно при обучении в области муниципального управления, управления организациями, связей с общественностью, социальной работы, медицины юриспруденции и ò.ï.). Вместе с òåì, это предполагает дальнейшее публичное обсуждение, участие в интерпретации возможностей и статуса этого метода, в том числе и через предъявление опыта его применения в обучении и исследовании. Цель данной статьи состоит в том, чтобы присоединиться к дискуссии о возможностях и преимуществах КС [3], актуализировать накопленный нами опыт применения КС особого типа и уточнить представления о характеристиках экспертного мышления и способах его профессионализации. «…Ëþäè развиваются из новичков, связанных правилами, в âèðòóîçîâ-ýêñïåðòîâ»[4, Ñ. 111]). Как бы ни было сложно по своим когнитивным, ценностным и коммуникативным Мышление «настоящего эксперта» мы понимаем как экспертное мышление, специфика которого определяется особым взаимоотношением истории и теории в описании события социальной реальности. Событие оказывается укорененным в контексте. «Зависимые от контекста знание и опыт – сердцевина экспертности и суть КС как метода науки и îáó÷åíèÿ» [4, Ñ. 111]. Специфически экспертное мышление при помощи метода КС может формироваться уже у студентов ВУЗа. Это мышление должно стать экспертным по своему специфическому качеству, хотя по уровню профессионализма (мастерства) оно, скорее всего, будет соответствовать стадии начинающего экспертаисследователя.1 Однако, случай случаю – качествам экспертное мышление, оно не может возникнуть сразу «целиком» и переживает процесс становления и восхождения к вершинам профессионализма. «Настоящий эксперт» – это опытный профессионал, истинное мастерство которого «основано на интимном опыте, на тысячах индивидуальных случаев и на способности различать ситуации со всеми их нюансами …, не отфильтровывая их до состояния формул или стандартных образцов» [5, Ñ. 16]. Поэтому для îáó÷åíèÿ, для обеспечения перехода от мышления новичка к мышлению эксперта-исследователя особенно важно использование метода КС. Осмысливая традиции и опыт управленческого образования в Гарварде, Б. Фливберг утверждает, что «случаи – главное для учебы». рознь. Сами случаи, положенные в основу КС, обладают некоторыми свойствами, которые позволяют выделить как предпочтительные для исследования и обучения «предельно отклоняющиеся случаи», случаи», «случаи максимальной вариации», «критические случаи», «парадигматические случаи» и ò.ä. 1 Слонов Николай Николаевич – кандидат философских наук, профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы имени Ï. À. Столыпина. Фокина Тамара Петровна – кандидат философских наук, профессор кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы имени Ï. А. Столыпина. Федорова Анна Валерьевна – кандидат философских наук, доцент кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы имени Ï. À. Столыпина. МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА N¹1/2006 МЕТОДИКА «крайние
Стр.1