Тимо Линкола1
КОНТРОЛЬ НАД ФИНАНСАМИ КОММУНЫ
И ОТВОД ЛИЦА ЗА НЕБЕСПРИСТРАСТНОСТЬ
По свидетельству1 международной организации
Transparency International Финляндия является наименее
коррумпированной страной в мире. Кроме
того, в анализах конкурентоспособности разных
стран Финляндия занимает не последнее место.
Международная конкурентоспособность Финляндии
во многом основывается на благонадежности ее
общественной организации и высоком уровне обслуживания.
В
организации 432 коммун Финляндии работает
сегодня 426000 ÷åëîâåê, и в них всего 12176 уполномоченных
(депутатов) коммунальных советов.
Финские коммуны отличаются от российских, в частности,
тем, что в коммунах нет нескольких параллельных
уровней управления, как в России (район,
город, округ, волость), и что в Финляндии коммуной
руководит профессиональный мэр, избранный советом
уполномоченных, а не избранный на определенный
срок глава администрации, как в России.
Решения совета уполномоченных подготавливает
коммунальное правление, которое состоит из доверенных
(неосвобожденных) лиц, а такого органа в
России, как правило, не существует.
Финны испытывают доверие к коммунальному
управлению и к системе принятия решений. Поэтому
кажется интересным проследить, как было достигнуто
это доверие. Частично это объясняется
тем, что финансы коммуны подлежат регулярной
ежегодной проверке. Документы, относящиеся к
финансам и аудиту, носят публичный характер. От
принятия решения в коммуне отводится лицо,
имеющее в данном деле частные интересы.
При обсуждении вопроса об аудите деятельности
и финансов коммун Финляндии следует для начала
подчеркнуть то, что коммуны Финляндии обладают
самоуправлением. Самоуправление означает то, что
коммуны работают под руководством избранных на
местных выборах коммунальных советов уполномоченных
и сами решают вопрос о том, как организовывать
свои финансы и обслуживание населения.
Они должны работать в соответствии с законами, но
государственные органы не проверяют бюджета,
1 Начальник международных проектов Союза Коммун
Финляндии, г. Хельсинки, Финляндия.
8
планов деятельности, отчетов и финансов коммуны.
Основная часть доходов коммун основывается на
решениях самой коммуны и на действующих законах,
так что возможности государственных чиновников
определять количество денег, передаваемых
коммуне, очень незначительны. Государственные
дотации основываются на расчетных нормах, которые
фактически не дают возможность для индивидуального
подхода к отдельной коммуне. Например,
губернское правление может вмешиваться в дела
коммуны только, если коммуна нарушает закон и ее
решения были обжалованы в губернское правление.
Губернатор не может оказывать влияния на количество
дотаций коммуны. Документы и решения коммуны
носят публичный характер, и жители коммуны
имеют по ним широкое право обжалования. Жителям
коммуны легко проверять законность отдельного
решения путем обжалования его в административный
суд. В Финляндии контроль над деятельностью
коммунальных органов является, в основном, делом
граждан и самой коммуны. Во многих других странах
государство контролирует коммуны строже, чем в
Финляндии.
Наиболее важным документом, на котором основывается
деятельность, а также аудит деятельности
и финансов коммуны, является бюджет. Коммунальный
совет уполномоченных должен принять
бюджет следующего года до окончания текущего
календарного года. При разработке бюджета составляется
и план экономического развития, как
минимум, на три года. В эти документы следует
также включать цели деятельности и экономики на
плановый период. Таким образом, работа по планированию
деятельности и финансов коммуны охватывает
постоянно три предстоящих года, и план
уточняется каждый год.
Благодаря тому, что планирование работы и финансов
коммуны соединено с разработкой бюджета,
бюджет носит в Финляндии весьма информативный
характер. Например, относительно организации
детских дошкольных учреждений бюджет, как
правило, содержит, наряду с конечной суммой расходов
по деятельности и инвестициям, также и другие
данные. Такими являются, например, рост количества
детей дошкольного возраста, рост колиМУНИЦИПАЛЬНАЯ
СЛУЖБА N¹3/2005 СТАНДАРТ
Стр.1