Храмцов1
ФОРМИРОВАНИЕ, ЧИСЛЕННОСТЬ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ГЛАСНЫХ
ТЮМЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА
В последние годы, как никогда прежде, велик
интерес к истории органов местного самоуправления, его роли в экономической, общественной и
культурной жизни городов страны. <...> XIX в., когда проводимые реформы, в частности городская, способствовали
развитию муниципалитетов. <...> 1
К сожалению, такой важный элемент обозначенной проблемы, как персональный состав городских
структур управления, который в значительной степени определял характер, объем и основные направления их деятельности, до настоящего времени
не получил должного освещения. <...> В данной работе на основе архивных материалов
исследуются особенности формирования состава
думы, численность, возраст, образовательный уровень и профессионально-статусные характеристики
гласных Тюменской городской думы последней
четверти XIX начала XX в. <...> В отчетах дум о результатах выборов и формулярных списках о службе содержатся обширные и
разнообразные статистические данные о социальном составе представителей городского общества. <...> В частности, формулярный список представлял собой таблицу, состоящую из 14 граф, в которые
служащий разносил сведения о себе (своего рода
личное дело). <...> В нем указывался чин, сословная
принадлежность, фамилия, имя отчество, вероисповедание, происхождение, наличие собственности, образование, семейное положение, сведения о
службе, награждениях, наложении штрафов, нахождении под следствием, что дает широкие возможности для исследования. <...> Как известно, городская реформа была введена
в Тюмени осенью 1872 г. Согласно источникам,
правом избирать и быть избранными обладали
2115 (15,5% от общего числа) горожан. <...> Причем
первый разряд налогоплательщиков составлял 913
человек, второй 4044, а третий 20582. <...> Каждый разряд направлял
в думу треть представителей (т. е. в нашем случае
по 24). <...> В итоге, неравенство в пользовании избирательными правами <...>
Формирование,_численность_и_социальный_состав_гласных_Тюменской_городской_думы_последней_четверти_XIX_–_начала_XX_века.pdf
А. Храмцов1
ФОРМИРОВАНИЕ, ЧИСЛЕННОСТЬ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СОСТАВ ГЛАСНЫХ
ТЮМЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ
ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА
В последние годы, как никогда прежде, велик
интерес к истории органов местного самоуправления,
его роли в экономической, общественной и
культурной жизни городов страны. Особо пристальное
внимание исследователи концентрируют на
периоде 60–70-õ ãã. XIX â., когда проводимые ðåôîðìû,
в частности городская, способствовали
развитию муниципалитетов. Наиболее крупным торговым
центром в Западной Сибири являлся
ã. Òþìåíü.1
К сожалению, такой важный элемент обозначенной
проблемы, как персональный состав городских
структур управления, который в значительной степени
определял характер, объем и основные направления
их деятельности, до настоящего времени
не получил должного освещения. Статус города,
особенности его социально-экономического развития
не могли не отразиться на составе общественного
управления.
В данной работе на основе архивных материалов
исследуются особенности формирования состава
думы, численность, возраст, образовательный уровень
и профессионально-статусные характеристики
гласных Тюменской городской думы последней
четверти XIX – начала XX â.
В отчетах дум о результатах выборов и формулярных
списках о службе содержатся обширные и
разнообразные статистические данные о социальном
составе представителей городского общества.
В частности, формулярный список представлял собой
таблицу, состоящую из 14 граф, в которые
служащий разносил сведения о себе (своего рода
личное дело). В нем указывался чин, сословная
принадлежность, фамилия, имя отчество, вероисповедание,
происхождение, наличие собственности,
образование, семейное положение, сведения о
службе, награждениях, наложении штрафов, нахождении
под следствием, что дает широкие возможности
для исследования. Официальный характер
этих документов предполагает большую степень
достоверности информации.
1 Аспирант Тюменского государственного университета.
Как
известно, городская реформа была введена
в Тюмени осенью 1872 г. Согласно источникам,
правом избирать и быть избранными обладали
2115 (15,5% от общего ÷èñëà) ãîðîæàí. Причем
первый разряд налогоплательщиков составлял 9–13
÷åëîâåê, второй – 40–44, а третий – 20582. В выборах
принял участие 301 избиратель (14,2% от
имевших право голоса)3. Каждый разряд направлял
в думу треть представителей (т. е. в нашем случае
по 24). В итоге, неравенство в пользовании избирательными
правами достигало колоссальных диспропорций.
Официально
в думу на четырехлетия с 1873 ã.
избиралось по 72 гласных. Реальное же число депутатов,
посещавших заседания, едва достигало
50. А в среднем этот показатель не превышал 40%
от общего числа. Закон 1892 г. сократил число, как
избирателей, так и гласных примерно в 2-3 раза.
Согласно журналу городской управы Тюмени, правом
участия в выборах на 1-å четырехлетие с 1894–
1898 ãã. обладали 194 æèòåëÿ4, что почти в 11 раз
меньше чем по закону 1870 г. Причем выборы проходили
в одном избирательном собрании с участием
60 избирателей (31% от имевших право ãîëîñà)5.
Количество гласных с 1894–1917 ã. колебалось
от 23 до 35 (áåç учета êàíäèäàòîâ)6.
Население городов состояло из почетных граждан,
купцов, дворян, мещан, крестьян и прочего
рабочего люда. Кратко рассмотрим каждую отмеченную
прослойку населения с позиции возможности
участия в формировании (комплектовании) городской
думы:
2 Подсчитано по избирательному списку III разряда
– ñì.: ÃÀÒÎ. Ô. È-2. Îï. 1. Ä. 686. Ë. 1-36 îá; а
также настольной книге лиц, участвовавших в выборах
– Ä. 688. Ë. 1-3, Ë. 27-30.
3 Экономическое состояние городских поселений
Ñèáèðè. ÑÏá., 1882. Ñ. 24.
4 ÃÀÒÎ. Ô. È-1. Îï. 1. Ä. 68. Ë. 116-17 îá.
5 ТФ ÃÀÒÎ. Ô. È-152. Îï. 35. Ä. 492. Ë. 40-41.
6 ÃÀÒÎ. Ô. È-1. Îï. 1. Ä. 68. Ë. 119-121 îá; 219-220;
Ä. 70. Ë. 64-65 îá; Ä. 71. Ë. 96-97 îá; 100-101 îá; 156157
îá; Ä. 73. Ë. 221 îá; Ô. È-2. Îï. 2. Ä. 10. Ë. 152;
ТФ ÃÀÒÎ. Ô. È-152. Îï. 35. Ä. 492. Ë. 43 îá.
А. Храмцов. Формирование, численность и социальный состав гласных Тюменской …
15
ВЫБОРЫ
Стр.1