Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) (220,00 руб.)

0   0
АвторыГаджибек Виктория Павловна
Издательство[Б.и.]
Страниц169
ID166463
АннотацияСовременное состояние хлебопекарной промышленности характеризуется обострением конкурентной экономической борьбы, что требует грамотно выстроенного организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью. Целью диссертационной работы является разработка организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий, позволяющего сформировать долговременные, устойчивые конкурентные преимущества предприятию за счет повышения обоснованности управленческих решений по выбору и реализации стратегии его развития на основе рационализации интеграционных процессов. В работе определены тенденции и проблемы развития хлебопекарных предприятий Приморского края, систематизированы факторы их конкурентоспособности, предложены методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий. На основе развития системы контроллинга разработаны пути совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) / В.П. Гаджибек .— : [Б.и.] .— 169 с. — URL: https://rucont.ru/efd/166463 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ГАДЖИБЕК ВИКТОРИЯ ПАВЛОВНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства» Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук научный руководитель кандидат экономических наук, профессор Коровина Н.А. <...> …..99 3.2 Методический подход к оценке конкурентоспособности хлебопекарных предприятий……………. <...> В настоящее время конкурентоспособность экономики Российской Федерации в целом определяется конкурентоспособностью отечественных предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности. <...> Современное состояние хлебопекарной промышленности объемов производства хлеба и характеризуется хлебобулочных изделий; падением ускорением процессов адаптации хлебопекарных предприятий к меняющимся рыночным условиям, проведением на предприятиях отрасли широкой диверсификации производства, что выражается в расширении ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований рынка. <...> Сложившаяся ситуация характеризуется высоким уровнем конкуренции на рынке сбыта основной продукции хлебопекарных предприятий – хлеба и хлебобулочных изделий. <...> В настоящее время трудно представить себе деятельность хлебопекарного предприятия без непрерывной конкурентной экономической борьбы, способность предприятия работать в динамичной конкурентной среде, как минимум в неизменном виде, а лучше с положительной динамикой, является фактором грамотно выстроенного организационно–экономического конкурентоспособностью. механизма Несвоевременная реакция управления предприятия изменения потребностей рынка <...>
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ_МЕХАНИЗМ_УПРАВЛЕНИЯ__КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ_ХЛЕБОПЕКАРНЫХ_ПРЕДПРИЯТИЙ_(НА_ПРИМЕРЕ_ПРЕДПРИЯТИЙ_ПРИМОРСКОГО_КРАЯ)_.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ На правах рукописи ГАДЖИБЕК ВИКТОРИЯ ПАВЛОВНА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ) 08.00.05 – «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства» Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук научный руководитель кандидат экономических наук, профессор Коровина Н.А. Владивосток – 2012 г.
Стр.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ_МЕХАНИЗМ_УПРАВЛЕНИЯ__КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ_ХЛЕБОПЕКАРНЫХ_ПРЕДПРИЯТИЙ_(НА_ПРИМЕРЕ_ПРЕДПРИЯТИЙ_ПРИМОРСКОГО_КРАЯ)__(1).pdf
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ..……………………………………….…………….…………3 1 Теоретические аспекты исследования конкурентоспособности предприятия……………………………….…………………………..………….12 1.1 Конкурентоспособность в системе конкурентных отношений…........12 1.2 Факторы конкурентоспособности предприятий…………………...….28 1.3 Общая характеристика хлебопекарной промышленности Приморского края…………………………………………………………………..41 2 Организационно-экономический механизм формирования конкурентоспособности хлебопекарных предприятий………..……..…57 2.1 Принципы управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий………………………………………………………………………...57 2.2 Подходы к управлению конкурентоспособностью хлебопекарных предприятия………………………………………………………………………...73 2.3 Организационно-экономический механизм управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий……………………...…83 3 Механизм повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности…………………….………...…………....99 3.1 Государственное регулирование повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий…………………………………………………..…..99 3.2 Методический подход к оценке конкурентоспособности хлебопекарных предприятий…………….…………………………………….....109 3.3 Апробация индексного метода оценки конкурентоспособности хлебопекарных предприятий……….…………………………………………….128 3.4 Пути повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий Приморского края…………...………………….……………….....143 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….……………………………………..…..158 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………..162
Стр.1
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ_МЕХАНИЗМ_УПРАВЛЕНИЯ__КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ_ХЛЕБОПЕКАРНЫХ_ПРЕДПРИЯТИЙ_(НА_ПРИМЕРЕ_ПРЕДПРИЯТИЙ_ПРИМОРСКОГО_КРАЯ)__(2).pdf
ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблем конкурентоспособности хозяйствующих субъектов на национальном рынке остро обозначилась лишь в 90-е годы XX века, когда реформа цен, приватизация собственности и отмена монополии внешней торговли создали необходимые стартовые условия для ее вхождения в мировое экономическое пространство и перехода к жесткой конкуренции. В условиях централизованной плановой экономики и тотальной государственной монополии отсутствовала конкурентная среда между субъектами национальной экономики и, как следствие, не стояла проблема разработки методологии и методик оценки конкурентоспособности, организационно - экономического механизма управления конкурентоспособностью. Российское экономическое пространство не является единым и однородным целым, поскольку имеются сложные интеграционные сочетания интеграционных интересов. Поэтому в условиях реформирования экономики важна значимость и первостепенность управленческой инициативы на уровне предприятия. Переход России на концепцию устойчивого развития в условиях углубляющихся в национальной и мировой экономике процессов интернационализации, интеграции, глобализации вызывает, на наш взгляд, настоятельную необходимость дальнейшего совершенствования регулирования и управления конкурентоспособностью, прежде всего, в экономике предприятий и отраслей, поставляющих продукцию на национальный и мировой товарные рынки. Последнее десятилетие именно концепция конкурентоспособности, как никакая другая занимает важное место и вызывает дискуссии на международном, государственном и корпоративном уровнях. Растущий интерес к ней объясняется стремлением всех участников хозяйственного 3
Стр.1
процесса учитывать изменения, являющиеся следствием формирования экономики нового типа. В настоящее время конкурентоспособность экономики Российской Федерации в целом определяется конкурентоспособностью отечественных предприятий, относящихся к различным отраслям промышленности. В последние годы наблюдается усиление влияния на общеэкономические показатели страны показателей функционирования пищевой промышленности, в том числе и хлебопекарной. Современное состояние хлебопекарной промышленности характеризуется падением объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий; ускорением процессов адаптации хлебопекарных предприятий к меняющимся рыночным условиям, проведением на предприятиях отрасли широкой диверсификации производства, что выражается в расширении ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований рынка. Сложившаяся ситуация характеризуется высоким уровнем конкуренции на рынке сбыта основной продукции хлебопекарных предприятий – хлеба и хлебобулочных изделий. Следует отметить, что неблагоприятная тенденция в производстве происходит на фоне проблем в области стратегии и тактики конкурентной борьбы, несовершенстве в механизме управления конкурентоспособностью предприятия, что замедляет темпы экономического роста хлебопекарных предприятий. В настоящее время трудно представить себе деятельность хлебопекарного предприятия без непрерывной конкурентной экономической борьбы, способность предприятия работать в динамичной конкурентной среде, как минимум в неизменном виде, а лучше с положительной динамикой, является фактором грамотно выстроенного организационно–экономического механизма управления конкурентоспособностью. Несвоевременная реакция предприятия на изменения потребностей рынка несет реальный финансовый ущерб. 4
Стр.2
Все вышеперечисленное, а также отсутствие организационно - экономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий, позволяющего разработать и реализовать стратегию роста, направленную на формирование долговременных конкурентных преимуществ и повышение экономической эффективности предприятий и определили актуальность выбора темы, целей задач и основных направлений данного исследования. Основоположниками разработки вопросов управления конкурентоспособностью принято считать ведущих ученых: М. Портера, А.А. Томпсона, П. Дойля, К.Р. Макконнелли, Ж.Ж Ламбена. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятий рассматриваются также в трудах отечественных авторов, таких, как И.В. Асташкина, О.С. Виханский, О.Ю. Ворожбит, М. Гельвановский, Е.А. Горбашко, Н.Я. Калюжнова, А.П. Латкин, Ю.В. Мишин, В.А. Осипов, К.М. Рахлин, А.И. Уемов, Д.К. Шевченко, Р.А. Фатхутдинов, Т.Г. Философова, Е.С. Юдинкова, А.М. Яновский и др. Несмотря на достаточно большое количество работ по данной проблематике, предлагаемые механизмы организации управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий не в полной мере учитывают специфику рынков хлебопекарной продукции, что не позволяет принимать обоснованные решения по выбору стратегии развития предприятия на основе комплексного анализа конкурентной среды с учетом динамики ее развития. Так как проблемы управления конкурентоспособностью и поиска эффективных методов ведения конкурентной борьбы остаются для многих хлебопекарных предприятий достаточно острыми, возникает задача разработки организационно-экономического механизма управления их конкурентоспособностью на основе комплексной оценки конкурентной среды. 5
Стр.3
Изучение трудов указанных авторов показало, что до настоящего времени основные методологические и прикладные проблемы формирования и реализации, как стратегии, так и тактики управления конкурентоспособностью предприятий хлебопекарной промышленности оказались за рамками системных исследований. Целью диссертационной работы является разработка организационно - экономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий, позволяющего сформировать долговременные, устойчивые конкурентные преимущества предприятию за счет повышения обоснованности управленческих решений по выбору и реализации стратегии его развития на основе рационализации интеграционных процессов. Реализация поставленной цели потребовала решения следующих основных задач:  оценить современное состояние и определить тенденции развития предприятий хлебопекарной промышленности Приморского края, выявить ключевые проблемы, препятствующие росту конкурентоспособности; предпринимательских структур и представляющие угрозу экономической и продовольственной безопасности;  определить базовые и специфические принципы функционирования системы управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий;  систематизировать факторы конкурентоспособности хлебопекарных предприятий Приморского края;  разработать методические основы оценки конкурентоспособности хлебопекарных предприятий;  предложить рекомендации по усилению мотивации и стимулирования персонала для повышение конкурентоспособности предприятий; 6
Стр.4
 предложить методические рекомендации по формированию организационно-экономического механизма конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий;  разработать пути совершенствования организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий на основе развития системы контроллинга. Вышеуказанной цели и задачам подчинены структура и логика диссертационной работы. Объектом исследования в работе является конкурентоспособность предпринимательских структур хлебопекарной промышленности Приморского края. Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования и обеспечения повышения конкурентоспособности предпринимательских структур хлебопекарной промышленности. Область исследования соответствует пункту 8.10 «Методология, теория обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. Формы современной конкуренции и их влияние на содержание предпринимательской деятельности» паспорта специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством: экономика предпринимательства». Теоретической и методологической основой исследования Теоретической базой исследования послужили труды известных зарубежных и отечественных ученых, законодательные и нормативные акты международного и федерального уровней по вопросам создания систем управления конкурентоспособностью на предприятиях, источники энциклопедического характера, периодическая литература по вопросам управления конкурентоспособностью. 7 управления
Стр.5
Методологической основой исследования являются методы сравнительного и факторного анализа, наблюдение, аналогия, исторический и абстрактно-логический методы, экспертное прогнозирование и экономикоматематическое моделирование. Анализ статистических данных произведен с использованием методов группировки, сравнения и обобщения. Информационной базой исследования явились планово-отчетные и статистические данные хлебопекарных предприятий Приморского края, Территориального органа государственной статистики по Приморскому краю, сведения, публикуемые в научных изданиях, в периодической печати, информация предприятий, информационные ресурсы сети Интернет, а также результаты специальных исследований автора на анализируемых предприятиях. Наиболее существенные результаты, полученные автором: - дана оценка состояния и определены тенденции развития хлебопекарной промышленности Приморского края, определены ключевые проблемы препятствующие развитию хлебопекарных предприятий, послужившие основой для разработки мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности; - уточнены и дополнены специфические принципы управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий, которые использованы для разработки организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью; - проведена систематизация факторов формирования конкурентоспособности хлебопекарных предприятий Приморского края, способствующая классификации факторов по уровню их значимости; - обобщены и уточнены методы оценки конкурентоспособности хлебопекарных предприятий с целью получения более объективных результатов как основы принятия эффективных управленческих решений; 8
Стр.6
- изучены научные подходы к разработке организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий, послужившие основой разработки методических рекомендаций по его формированию; - сформирован и обоснован экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятий на основе внедрения системы контроллинга, что позволило разработать поэтапное внедрение системы контроллинга на хлебопекарном предприятии. Научная новизна диссертационного исследования определяется разработанной автором концепцией повышения конкурентоспособности хлебопекарных предприятий Приморского края и прикладными механизмами управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий. Основные научные результаты, полученные лично автором и содержащие элементы научной новизны, сводятся к следующим основным положениям: 1) выявлены и систематизированы основные факторы, влияющие на конкурентоспособность хлебопекарных предприятий, принципиальным отличием данной классификации является систематизация факторов по степени их значимости; 2) разработан методический подход к оценке конкурентоспособности хлебопекарных предприятий, который в отличие от существующих подходов принимает во внимание «социальную нагрузку» на предприятие; 3) разработаны рекомендации по формированию организационноэкономического механизма управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий с учетом организационных, экономических, административных, правовых рычагов и стимулов, отличительной особенностью является применение в качестве стимула компенсационного пакета; 4) разработаны предложения по совершенствованию структуры и методов управления, направленные на повышение конкурентоспособности через 9
Стр.7
поэтапное внедрение системы контроллинга в систему управления конкурентоспособностью хлебопекарных предприятий. Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется возможностью использования отдельных его результатов для дальнейшего развития теории управления конкурентоспособностью предприятия как актуальной научно-практической задачи. Кроме того, они могут использоваться в процессе преподавания таких учебных дисциплин как «Производственный менеджмент», «Экономика предпринимательства», «Антикризисный менеджмент». Практическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных в работе результатов и рекомендаций для совершенствования управления конкурентоспособностью на предприятиях хлебопекарной промышленности Приморского края. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования разработанных автором методических требований и прикладных механизмов для актуализации системы производственного менеджмента в части управления конкурентоспособностью, как на корпоративном уровне (уровне предприятия), так и на уровне конкретных структурных подразделений (отделов, цехов и др. подразделений). Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены и получили одобрение на Международной научно-технической конференции «Экономика и управление: теория, методология и практика» (г. Самара, 2009), Международной отраслевой научно-технической конференции «П.О.И.С.К. – 2009» (г. Владивосток, 2009), Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные процессы в экономической и социальной сферах Дальневосточного региона России» ФГБОУ ВПО «Дальрыбвтуз» (г. Владивосток, 2012). 10
Стр.8
Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 научных работ общим объемом 2,98 п.л., в том числе публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, представлены 3 статьями общим объемом 0, 9 п.л. Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 125 наименований. Работа изложена на 161 странице машинописного текста, содержит 27 таблиц, 21 рисунок, 9 формул. 11
Стр.9