Кандидат философских наук
Преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
ТФ МосУ МВД России
К вопросу о понимании нравственного поступка как деятельного
противления в моральной философии народничества: полемика П. Л.
Лаврова и Л. Н. Толстого. <...> В своих произведениях П. Л. Лавров известный русский философ, идеологический
вдохновитель революционного народничества, рассматривая проблему нравственного долга,
большое значение придавал тому, каким образом, такой нравственный долг будет выполнен. <...> Философ не раз подчёркивал, что только активное действие каждой личности, как
практическое, так и мыслительное
может способствовать всеобщему торжеству
нравственности. <...> Поэтому необходимо рассмотреть понимание Лавровым нравственного
поступка, как основного средства действия личности, направленного на нравственное
созидание. <...> Кроме того, человек с развитым сознанием своими нравственными поступками
способен противостоять злому началу, которое делает людей врагами. <...> Целью данной статьи будет являться характеристика нравственного поступка в
контексте антропологической этики П. Л. Лаврова. <...> Рассуждая о значимости поступков
развитой личности, П. Л. Лавров считает, что злу надо противопоставить готовность
личности бороться с его проявлениями в меру сил, выступая тем самым, оппонентом Л. Н.
Толстого и его идее непротивления злу силой. <...> Этот аспект вызывает большой интерес, так
как, и П. Л. Лавров, и Л. Н. Толстой принадлежали к народническому движению, они ясно
осознавали современное им общество как безнравственное, тем не менее, взгляды на пути
достижения
народного счастья у них различны именно в средствах достижения
поставленных целей. <...> Нравственный поступок в учении П. Л. Лаврова, рассматривается как действие
критически мыслящей личности имеющей твёрдые убеждения, которое направлено на
2
преодоление социального конфликта между людьми, во имя торжества справедливости для
всех и которое продиктовано исполнением <...>