А.М. Саввин
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ПРАВА ДЛЯ АНАЛИЗА ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЙ
РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В
статье
исследуются
проблемы
политической
практики
разграничения полномочий между уровнями власти и административнотерриториальной реформы в Российской Федерации с точки зрения
экономической теории права. <...> Действующее территориальное устройство Российской Федерации
сложилось
в
своеобразных
социально-экономических
условиях
и
в
настоящее время нуждается в модернизации. <...> Однако, изменение границ
субъектов является частью более широкой проблемы, разграничения
полномочий между различными уровнями публичной власти в нашей стране. <...> Какие полномочия могут быть закреплены за субъектами Российской
Федерации? <...> Предлагаются различные варианты ответов на эти и
подобные им вопросы, как на основе чистой «политики», так и на основе
чистой «экономики». <...> При этом первый подход не достаточно учитывает
критерий эффективности использования ограниченных ресурсов, второй же
не
придает
значения
властной
основе
территориального
членения
Российской Федерации. <...> ,
2
предлагающего провести территориальное деление «на основе созданных
еще в СССР экономических районов» [18]. <...> Разграничение полномочий между федерацией и ее субъектами,
является одной из наиболее сложных и потому до конца не разрешенных
проблем федерализма ни на теоретическом, ни на практическом уровнях. <...> Так, вопрос о «подчинении» субъектов Российской Федерации центру в
начале нового тысячелетия остается малообъяснимым, ввиду того, что власть
регионов на первый взгляд сохранила ресурсы, которыми располагала и
ранее. <...> На самом же деле никакой «революции» не произошло, позитивное
взаимодействие центра и субъектов всегда являлось приоритетом российских
региональных элит. <...> Однако, на наш взгляд, речь
может идти о возможности применения экономического подхода к
политическим и правовым институтам в целом,
что позволяет <...>