Юбилейные даты 2012 года
МОСТ ЧЕРЕЗ Р. ЛУГУ
155 лет назад построен первый в России
и на Европейском континенте металлический
мост через р. Лугу на ж.-д. линии
Санкт-Петербург — Варшава (1857). Автор
проекта — русский инженер, выдающийся
ученый, проф. С. В. Кербедз. Двухпролетный
(2×55,3 м) двухпутный мост с ездой поверху,
с четырьмя фермами многорешетчатой системы
с параллельными поясами представлял
собой наиболее совершенную конструкцию
того времени в Европе. Мост прослужил
около 84 лет и был разрушен во время Великой
Отечественной войны.
САМАРА – ОРЕНБУРГ
135 лет назад сооружена железная дорога
Самара — Оренбург (1877). Существует утверждение,
что Оренбургская дорога построена
благодаря настойчивости Николая Андреевича
Крыжановского — оренбургского и самарского
генерал-губернатора, который считал, что
«сближения Оренбурга, а следовательно, всего
края с главными рынками Империи возможно
достигнуть лишь при единственном условии,
если Оренбург будет связан с ближайшею
к нему Волжскою пристанью в г. Самаре хотя
бы железно-конным путем». Дорога от Самары
до Оренбурга протяжением 507,3 версты была
построена довольно быстро. К ее сооружению
приступили в конце 1874 г., а движение поездов
по расписанию началось уже в 1877 г.
В.И. КУЗНЕЦОВ
100 лет со дня рождения Владимира Ивановича Кузнецова (1912–1978) —
Заслуженного архитектора Латвийской ССР. Всю свою жизнь, начиная с 1939 г.,
В. И. Кузнецов проработал в проектном институте «Ленгипротранс», где прошел
путь от архитектора до главного архитектора. В период ВОВ в составе проектной
группы Военвостранспроекта В. И. Кузнецов участвовал в проектировании
прифронтовых дорог и оборонных объектов. Автор многих уникальных проектов
— вокзалов в Риге, Саратове,
Астрахани, почтамта
ГИПРОТРАНСМОСТУ – 75
75 лет назад создан «Гипротрансмост» —
ведущий институт в области инженерных
изысканий и проектирования, реконструкции
и капитального ремонта больших и внеклассных
мостов (1937).
Институтом выполнено свыше 2000 работ
по проектированию и монтажу мостовых
сооружений, разработке нормативных документов,
обследованию объектов и их экспертизе.
По проектам института построены
более 800 мостов через реки Волгу, Дон,
Вятку, Днепр, Белую, Енисей, Лену, Ангару,
Обь, Зею, Амур и др. Например, только через
Обь возведены мостовые переходы в Новосибирске,
Барнауле, Томске и внеклассный
мост в Сургуте. Сооружено большое число
путепроводов и эстакад в России и др. странах.
За последнее время много объектов построено
в Москве.
в Риге, реконструкции Ленинградского вокзала
в Москве, Московского вокзала в Ленинграде
и многих др. объектов промышленного и жилого
назначения. Удостоен V премии международного
конкурса по проектированию вокзала в г. Софии
(Болгария).
45 лет назад введено в эксплуатацию новое
здание ж.-д. вокзала в Риге в Латвии (1967).
Авторы проекта — архитекторы В. И. Кузнецов
и В. А. Ципулин. В составе комплекса, помимо
основного здания сооружены почтовое отделение, зал с междугородними кассами, открыты
пассажирские, служебные и технические помещения. У входа в центральный вокзал возведена
водонапорная башня с главными городскими часами, механизм которых приводился в движение
электричеством, а в темное время суток циферблат подсвечивался неоном. Позднее циферблат
башенных часов заменен электронным табло. В 2003 г. во время реконструкции на месте старой
построена новая 43-метровая башня с часами. Вместе с надписью RĪGA ее высота составляет 46 м.
ВОКЗАЛ В РИГЕ
БЕЙНЕУ – КУНГРАД
40 лет назад (24.12.1972 г.) сдана в постоянную
эксплуатацию новая ж.-д. линия
Бейнеу – Кунград. Железная дорога
проложена по степям плато Устюрт между
Каспием и Аралом. Новым сообщением по
сравнению с существующим через Арысь
– Кандагач обеспечено сокращение пути
из республик Средней Азии в центральные
районы России на 500 км. Благодаря этому
пассажиры из азиатских столиц прибывают
в Москву на сутки раньше. На тот момент эта
ж.-д. линия была самой прямой в мире.
БАКИНСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН
45 лет с ввода в эксплуатацию метрополитена
в Баку (1967). Открыто движение
по участку длиной 6,5 км, состоящему
из пяти станций от ст. «Нариманов» до
ст. «Бакы Совети». Бакинский метрополитен
стал пятым в СССР после московского,
ленинградского, киевского и тбилисского.
В настоящее время Бакинский метрополитен
насчитывает 23 станции (две линии)
общей протяженностью 34,6 км. По числу
станций метрополитен занимает 7-е место
в странах СНГ.
Составитель: Н.Е. Петрова
Стр.2
№ 12 /2012
RU
ISSN 01 31-4300
ТРАНСПОРТНОЕ СТРОИТЕЛьСТВО
Научно-технический и производственный журнал.
Основан в 1931 г.
СОДЕРЖАНИЕ
УЧРЕДИТЕЛИ:
ОАО Корпорация «Трансстрой»,
Общественное объединение
«Научно-техническая ассоциация
ученых и специалистов
транспортного строительства»
(РОО «НТАУиСТС»)
Журнал входит в утвержденный
ВАК Перечень научных изданий
Российской федерации, в
которых публикуются результаты
диссертаций на соискание
ученых степеней. Научные статьи
аспирантов публикуются бесплатно.
ИНфОРМАЦИОННыЙ ПАРТНЕР
НП «Международная гильдия
транспортных строителей».
Ген. директор – Н.А. Полищук
Тел.: +7 (495) 777-79-09
ГЕНЕРАЛьНыЙ ИЗДАТЕЛь
РОО «НТАУиСТС»
Тел.: +7 (495) 787-51-36
ИЗДАТЕЛьСТВО
ООО «Трансстройиздат»
Ген. директор – О.В. Гущин
Тел.: +7 (495) 782-98-35
РЕДАКЦИОННыЙ СОВЕТ
Н.А. Полищук — председатель
Е.В. Басин
И.В. Демьянушко
А.П. Кожевников
Р.А. Коган
В.В. Космин
В.М. Круглов
О.И. Лобов
С.Я. Луцкий
В.Е. Меркин
А.С. Миллерман
И.А. Недорезов
А.С. Платонов
В.В. Рудометкин
В.И. Сбитнев
А.А. Цернант
В.И. Шмидт
Над выпуском работали:
А.С. Потатуев
Н.Е. Петрова
Н.В. Валеева
А.А. Космина
А.С. Ожогин
Т.И. Шевелева
Компьютерная верстка:
Владимир Бобух
АДРЕС РЕДАКЦИИ
129329 Москва,
ул. Кольская, д. 2, корп. 6.
Тел.:/факс: +7 (495) 782-96-56
+7 (495) 782-04-58
e-mail: ictrs@mail.ru
http://www.corptransstroy.ru
Свидетельство о регистрации:
1067746656780 от 20.06.2006.
Подписано в печать: 10.12.2012.
Отпечатано в ОАО «Подольская
фабрика офсетной печати».
Тираж: 1000 экз. Заказ: 6022.
Подписной индекс по
Объединенному каталогу
«Пресса России»:
70976 – полугодовая подписка,
90963 – годовая подписка.
ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
А.Р. Соловьянчик, В.Е. Меркин, Ю.А. Павлов, И.С.
Пуляев, М.М. Рахимов
Особенности производства бетонных работ при
строительстве станций метрополитена открытым
способом
А.Ю. Бауков, М.О. Лебедев, С.В. Павлов
Применение комплексных автоматизированных
систем геотехнического мониторинга грунтового
массива при проходке наклонных эскалаторных
тоннелей метрополитена
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ
В.А. Мазиев
Критерии выбора материалов для ремонта
аэродромных покрытий
Л.И. Другов
Железнодорожные эстакады на болотах
ОТРАСЛЕВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Объекты «Трансстроя» - 2012
СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАТЕРИАЛЫ
И.В. Штэпа, И.Г. Шелковников
Бурение технических скважин с целью закрепления
обводненных грунтов методом струйной
цементации
Л.Б. Сватовская, М.В. Шершнева, М.Н. Латутова,
А.М. Сычева, А.А. Кондрашов, М.Ю. Савельева
Инженерно-химические основы геозащиты
природно-техногенных систем
ИНВЕСТИЦИИ В СТРОИТЕЛЬСТВО
Е.А. Ступникова
Система дорожных фондов и изменение механизмов
привлечения инвестиций в транспортное
строительство
НОВОСТИ И СОБЫТИЯ
М.М.Лачинов
Ассамблея Европейского Совета по строительству
ОТРАСЛЕВОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ
В.П. Самойлов
Еще раз о необходимости восстановления в России
отрасли щитового машиностроения
КНИЖНАЯ ПОЛКА
В.И. Мороз
Страницы истории Волгодорстроя
САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Вопросы и ответы в сфере саморегулирования
ГОДОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Содержание журнала за 2012 год
EN
transport construction
Science, Technology and Practice Magazine.
Founded in 1931
CONTENTS
UNDERGROUND DEVELOPMENT
a.r. solovyanchik, V.E. Merkin, Yu.a. pavlov,
i.s. pulyaev, M.M. rakhimov
Special features of concrete work execution during
open cut construction of metro stations
a.Yu. Baukov, M.o. Lebedev, s.V. pavlov
Application of complex computer-based systems
for geotechnical monitoring of soil body during driving
of inclined escalator metro tunnels
BUILDING TECHNOLOGIES AND MATERIALS
V.a. Maziev
Selection criteria of materials for aerodrome
pavements
L.i. Drugov
Railway elevated structures on swamps
TRADE INFORMATION
Objects built by Transstroy in 2012
BUILDING TECHNOLOGIES AND MATERIALS
i.V. shtepa, i.G. shelkovnikov
Drilling of technical wells for fixing flooded soils
using jet grouting
L.B. svatovskaya, M.V. shershneva,
M.n. Latutova, a.M. sycheva, a.a. Kondrashov,
M.Yu. saveleva
Engineering and chemical principles of geo-protection
of natural and anthropogenic systems
INVESTMENTS IN CONSTRUCTION
E.a. stupnikova
System of road funds and reformation of methods
for attraction of investments into transport
construction
NEWS AND EVENTS
M.M. Lachinov
The European Council for Construction
BRANCH MACHINE-BUILDING INDUSTRY
V.p. samoylov
Once again about necessity of restoration of
tunnel-shield-building industry
BOOKSHELF
V.i. Moroz
Volgodorstroy`s pages of history
SELF-REGULATION IN CONSTRUCTION
Questions and answers in the sphere of selfregulation
СONTENTS
Magazine's
content of 2012
На первой странице обложки: Строительство Дублера Курортного проспекта в Сочи
Редакция журнала принимает текстовые материалы в формате Microsoft Word и иллюстрации, выполненные в программах Adobe
Photoshop, Adobe Illustrator (в формате jpg или tif), направленные по электронной почте либо записанные на диске, с приложением распечатки,
подписанной всеми авторами, и обязательным указанием координат обратной связи, включая e-mail (подробно см. в № 2 за 2012 г.).
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных фактов, цитат, экономико-статистических
данных, собственных имен, ссылок на литературные источники и других сведений. Гонорары авторам не выплачиваются. Точка зрения
редакции может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.
31
29
28
22
18
10
13
16
02
06
20
24
25
Стр.3