Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы (Выпуск 2) Сборник статей и воспоминаний. (220,00 руб.)

0   0
АвторыСупрун Михаил Николаевич
Издательство[Б.и.]
Страниц129
ID151798
АннотацияИздание представляет собой сборник статей и воспоминаний о северных конвоях в годы второй мировой войны. Освещены различные аспекты боевого сотрудничества на Севере советских людей с западными союзниками.
Кому рекомендованоДля историков и широкого круга читателей.
Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы (Выпуск 2) Сборник статей и воспоминаний. / ред. М.Н. Супрун .— : [Б.и.], 1994 .— 129 с. — URL: https://rucont.ru/efd/151798 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В.Ломоносова СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ Исследования, воспоминания, документы Выпуск 2 Москва "Наука" 1994 ББК 63.3(0)62 С 28 Издание осуществлено при финансовой поддержке Архангельской торгово-промышленной палаты Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. <...> Освещены различные аспекты боевого сотрудничества на Севере советских людей с западными союзниками. <...> Ввиду того что наши морские тральщики в то время не имели еще магнитных тралов, командование Беломорской флотилии по согласованию со старшим британским морским офицером в Архангельске капитаном Мондом направило в Югорский Шар три английских тральщика: "Хелсион", "Хазард", "Шарпшутер", находившиеся в Белом море для обеспечения союзных конвоев. <...> Достаточно сказать, что, когда тральщик ТШ-32 подорвал враз две акустические мины, в воздух поднялся слой воды высотой в 70 и диаметром до 100 м. <...> От сотрясения при взрыве одной из магнитных мин тральщик "Хазард" получил небольшие повреждения, которые с помощью нашего водолазного мотора были быстро устранены рейде1. <...> Архангельскую промыш-ленно-торговую палату, ряков с союзниками на Северном морском театре, рожденного в годы совместной борьбы с фашистской агрессией. <...> Для непосредственного решения вопросов, возникающих при доставке грузов и проводке конвоев, базирования и использования союзных сил в зоне Северного флота, были созданы английские военно-морские миссии в Полярном и Архангельске, взаимодействовавшие с командующим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д. <...> Северный флот в своей зоне усиливал охранение конвоев кораблями, обеспечивал их авиационное прикрытие на между командованием флота практическому взаимодействию Советских Вооруженных Сил и с английским флотом было положено в конце июля 1941 г., когда наш эсминец "Сокрушительный" обеспечил охрану и переход в Белом море минного заградителя "Адвенчур", прибывшего в Архангельск с грузом глубинных <...>
Северные_конвои_Исследования,_воспоминания,_документы_(Выпуск_2)_Сборник_статей_и_воспоминаний..pdf
Оцените этот текст: Не читал Содержание Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы (Выпуск 2) --------------------------------------------------------------OCR: Заостровцев Г. А. --------------------------------------------------------------Send go Поморский международный педагогический университет им. М.В.Ломоносова СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ Исследования,
Стр.1
воспоминания, документы Выпуск 2 Москва "Наука" 1994 ББК 63.3(0)62 С 28 Издание осуществлено при финансовой поддержке Архангельской торгово-промышленной палаты Северные конвои: Исследования, воспоминания, документы. С 28 Вып. 2. - М.: Наука, 1994. - 256 с. ISBN 5-02-009581-8 Издание представляет собой сборник статей и воспоминаний о северных конвоях в годы второй мировой войны. Освещены различные аспекты боевого сотрудничества на Севере советских людей с западными союзниками. Для историков и широкого круга читателем. 0503010000-259 042(02)-94 ББК 63.3(0)62 Научное издание СЕВЕРНЫЕ КОНВОИ: Исследования, воспоминания, документы Выпуск 2 Утверждено к Павлюк Корректоры Н.П. Гаврикова, Ф.Г. Сурова П/К Л.Р. No 020297 от 27.11.91 г. Подписано к печати 02.09.94. Формат 60x88 1/16 Гарнитура тайме. Печать офсетная Усл. печ. л. 15,68. Усл. кр. отт. 16,1. Уч.-изд. л. 15,1 Тираж 5000 экз. Тип. зак.' ""О?. Заказное Издательство "Наука" 117864 ГСП-7, Москва 13-485 Профсоюзная ул., 90 Московская типография No 2 РАН 121099, Москва, Г-99, Шубинскнй пер., 6. ISBN 5-02-009581-8 © Коллектив авторов, 1994 ОТ РЕДАКТОРА После выхода печати университетом им. М.В Ломоносова Редактор издательства А.В. Болдов. Художник В.Ю. Яковлев Художественный редактор И.Ю. Нестерова. Технический редактор З.Б. Поморским международным Педагогическим первого сборника (Северные конвои: исследования, воспоминания, документы. Архангельск, 1991) редколлегия получила большое количество писем со статьями, воспоминаниями и фотографиями. Благодаря стараниям наших авторов и стало возможным появление этой книги. В ней мы сохранили ту же структуру, как и в предыдущем сборнике. В первый раздел включены исследования, во второй -воспоминания, третий раздел содержит документы. Неизменными остались и принципы публикации: минимальная правка воспоминаний при максимальной объективности и новизне научных статей и публикуемых документов. Новым в сборнике стало расширение географии авторского коллектива. Наряду с участием в книге русских исследователей и ветеранов свои сочинения прислали англичане и американцы. Думается, что только так, через сравнение
Стр.2
множества мнений и впечатлений участников тех боев, и можно составить целостное и наиболее верное представление о войне на Севере. Уникальны, на наш взгляд, фотографии сборника. Редакция приносит особую благодарность Рюне Раутио, Ульфу Ларссту-вольду, Дэвиду Крейгу, Джону Кении, сотрудникам Центрального Военно-морского и архива кинофотодокументов, Военно-Морского предоставивших Центрального музеев Флота, материалы. Вооруженных Центрального Редколлегия Сил, архива весьма признательна СВ. Фомину, СЕ. Красильниковой и В.А. Жукову за оказанную помощь в работе над сборником. Особая благодарность нашему постоянному помощнику, переводчику военной поры, доброму и отзывчивому человеку, профессору Ричарду Кин-дерслею. Редколлегия благодарит спонсоров: Архангельский морской торговый порт, Северное морское пароходство, музей и Северный морской нашедших возможность в трудное время поддержать издание. Отзывы и пожелания просим присылать по адресу: 163006 Архангельск, пр. Ломоносова, 4. Поморский международный университет. Кафедра отечественной истории. ИССЛЕДОВАНИЯ В.П. Пузырев БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО НА СЕВЕРЕ* Осенью 1942 г. фашистской подводной лодке У-592 удалось выставить донные неконтактные мины у западного входа в пролив Югорский Шар. 14 октября на одной из них подорвался транспорт "Щорс". В проливе оказались заблокированными эскадренный миноносец "В. Куйбышев", несколько других боевых кораблей и транспорты, следовавшие из Арктики в Белое море. Ввиду того что наши морские тральщики в то время не имели еще магнитных тралов, командование Беломорской флотилии по согласованию со старшим британским морским офицером в Архангельске капитаном Мондом направило в Югорский Шар три английских тральщика: "Хелсион", "Хазард", "Шарпшутер", находившиеся в Белом море для обеспечения союзных конвоев. Командовал ими лейтенант-коммандер С. Корбет. Вместе с нашими тральщиками ТШ-32 и ТШ-53, которыми командовали старшие лейтенанты И.И. Дугладзе и З.С. Рашаев, английские корабли протралили фарватер в проливе на десять галсов. Опасная работа продолжалась четыре дня в туманную погоду и при начавшемся ледоставе. Было взорвано шесть донных магнитных и две акустические мины большой мощности. Достаточно сказать, что, когда тральщик ТШ-32 подорвал враз две акустические мины, в воздух поднялся слой воды высотой в 70 и диаметром до 100 м. От сотрясения при взрыве одной из магнитных мин тральщик "Хазард" получил небольшие повреждения, которые с помощью нашего водолазного мотора были быстро устранены рейде1. Путь кораблям и транспортам из Арктики был открыт, Командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Это лишь один из эпизодов боевого содружества советских мо% © В.П. Пузырев. Г.А. на Степанов представил командиров английских тральщиков С. Корбета, В. Омару, Г. Хакарта к награде. Архангельскую промыш-ленно-торговую палату, ряков с союзниками на Северном морском театре, рожденного в годы совместной борьбы с фашистской агрессией. Известно, что сразу после нападения фашистской Германии на Советский Союз руководители западных стран У. Черчилль и Ф. Рузвельт заявили о своей поддержке Советского Союза в борьбе против нацизма2, так как видели в лице нашей страны единственную реальную силу, способную разгромить фашистскую Германию, спасти их собственные страны и мир от порабощения. Выступая по радио вечером 22 июня 1941 г., Черчилль заявил, что за последние двадцать пять лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем он. Но теперь у англичан одна неизменная цель: они полны решимости уничтожить Гитлера и нацистский режим. Поэтому любое государство,
Стр.3
которое борется против нацизма, получит их помощь... Мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем3. В июле и августе 1941 г. между правительствами СССР и Великобритании были заключены соглашения о совместных действиях и взаимной помощи в войне против гитлеровской Германии и о товарообороте4. В дальнейшем подобные документы были подписаны и с Соединенными Штатами. Политические соглашения создали основу для организации совместных действий вооруженных сил на суше и на море. военные миссии, координировавшие организацию взаимных поставок и вопросы совместной В Англии и Советском Союзе с конца июля 1941 г. начали работу союзные обороны северных морских коммуникаций. В Лондоне нашу военно-морскую миссию Возглавлял сначала генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, а затем контр-адмирал Н.М. Харламов. В Москве во главе английской Миссии был генерал М. Макфарлан, решавший проблемы совместных действий флотов с наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым и Главным штабом ВМФ. Для непосредственного решения вопросов, возникающих при доставке грузов и проводке конвоев, базирования и использования союзных сил в зоне Северного флота, были созданы английские военно-морские миссии в Полярном и Архангельске, взаимодействовавшие с командующим Северным флотом адмиралом А.Г. Головко, уполномоченным ГКО по перевозкам на Севере И.Д. Папаниным и штабами Северного флота и Беломорской флотилии. Старшим британским морским офицером на севере России, в Полярном, был вначале контр-адмирал Беван, а после - контр-адмиралы Фишер и Арчер. В Архангельске миссию в течение нескольких лет возглавлял кэптэн Монд, о котором впоследствии очень тепло отозвался И.Д. Папанин5. Главой американской миссии на Севере долгое время был кэптэн С. Френкел, являвшийся одновременно помощником военно-морского атташе США в Москве. Уже летом 1941 г. между командованием Советского Военно-Морского и адмиралтейством были достигнуты соглашения о разграничении английским операционных зон, базировании английских кораблей в советских портах, общих опознавательных сигналах. В связи с тем что наш Северный флот имел небольшое число крупных надводных кораблей, за организацию конвоев подходах к базам, осуществлял траление фарватеров6. Был налажен обмен оперативными сводками Северного английскими миссиями. Начало и их непосредственное охранение на всем переходе от Англии до советских портов отвечало британское адмиралтейство. Северный флот в своей зоне усиливал охранение конвоев кораблями, обеспечивал их авиационное прикрытие на между командованием флота практическому взаимодействию Советских Вооруженных Сил и с английским флотом было положено в конце июля 1941 г., когда наш эсминец "Сокрушительный" обеспечил охрану и переход в Белом море минного заградителя "Адвенчур", прибывшего в Архангельск с грузом глубинных бомб и магнитных мин7. В августе у побережья Норвегии в смежных позициях с нашими подводными лодками были развернуты две английские -"Тайгрис" и "Трайдент", базировавшиеся на Полярное. Планы их использования разрабатывались штабом британской миссии и согласовались со штабом Северного флота8. С 24 августа по 18 октября 1941 г. вместе с североморскими летчиками небо над Кольским заливом защищала группа английских летчиков во главе с майором Э. Миллером. Англичане сделали 365 боевых вылетов и сбили 12 самолетов противника, потеряв один свой. Они передали летчикам Героя Советского Союза капитана Б.Ф. Сафронова опыт использования самолетов "харрикайн". За боевые успехи в небе Заполярья майор Э. Миллер и сержант Ч. Хоу были награждены орденами Ленина9. В 1941 г. совместными усилиями был обеспечен успешный переход союзных транспортов, следовавших с грузами в Советский Союз из Англии и США через Исландию и в обратном направлении, в сопровождении английских боевых кораблей. В составе шести союзных конвоев, прибывших в Архангельск, было 34 английских, 9 советских, 6 американских и 2 голА Гарриман, контр-адмирал Боголепов и представитель Наркомата внешней небольшого числа
Стр.4
торговли Герасимов в Архангельске ландских транспорта10. Они доставили в нашу страну более 500 танков, 750 самолетов, 10 тыс. т каучука, снаряжение, всего 152 тыс. т. Обратными рейсами в западные страны было вывезено 135 тыс. т леса и руды11. Многие экипажи английских кораблей на деле проявляли солидарность с народом нашей страны Когда в конце декабря на конференции капитанов конвоя PQ-7 в Исландии обсуждался вопрос о дате выхода и ряд капитанов высказались за то, чтобы отметить новый год в Хваль-фиорде, поднялся тридцатилетний капитан транспорта "Эмпайр Говард" шотландец Генри Джон М. Дональд Доувайн (Dowine) и сказал, что предлагает отложить празднование нового года до Победы. Конвой PQ-7 вышел их Хваль-фьорда 31 декабря 1941 г. Этот же капитан по прибытии в Мурманск вместе со своим экипажем шотландцев непосредственно участвовал в разгрузке доставленной техники судовыми стрелами, учил наших грузчиков стропить и выгружать танки, а после предложил сделать специальную "горку" для погрузки танков на железнодорожные платформы для отправки на фронт12. Уже в первой половине 1942 г. немецкая разведка установила, Офицеры английской и американской миссий в Архангельске 1943 г что свыше ста английских танков через Архангельск и Ярославль были доставлены в район Сталинграда, а в ноябре они появились и в районе Клина п Несмотря на идеологические разногласия, сотрудничество СССР с США и Великобританией осуществлялось в целом успешно, но с весны 1942 г нерушимость союзных обязательств стала подвергаться суровым испытаниям Фашистская Германия, ослабив действия по союзным конвоям в Атлантике, перебазировала в Северную Норвегию основную часть своего надводного флота, в том числе линейный кораблю "Тирпиц", тяжелые крейсера "Адмирал Шеер", "Адмирал Хиппер" "Лютцов", 20 подводных лодок и ударную авиацию В соответствии с указанием Гитлера военно-морской флот начал активно атаковать "мурманские конвои". Появились потери. Это вызвало необходимость усиления эскорта конвоев английскими кораблями Британское адмиралтейство, не желая рисковать своими кораблями в наиболее опасной зоне, в Баренцевом море, стало тормозить отправку конвоев, ссылаясь на то, что это становится экономически невыгодным предприятием Потребовались большие дипломатические усилия советского правительства, чтобы движение конвоев на Севере было продолжено СоветКрейсер Мурманск ( Милуоки ) перед передачей Северному флоту Август 1944 г ское командование, несмотря на тяжелое положение на сухопутном фронте, усилило воздушное прикрытие конвоев в своей зоне Проводка конвоев стала осуществляться в виде тщательно спланированных английскими и советскими штабами операций Мужественно сражались английские и советские моряки за конвои PQ-13 и PQ-16. На последний конвой 27 и 28 мая в районе к югу от острова Медвежий было совершенно несколько массированных налетов авиации противника. Конвой потерял семь транспортов из 35, при этом шесть были потоплены авиацией и один -подводной лодкой. В эти дни героический подвиг совершил экипаж советского теплохода "Старый большевик" под командованием капитана И.И. Афанасьева. Восемь часов подряд потерявшее ход советское судно отбивало атаки фашистских самолетов, боролось с водой, пожаром и вышло победителем. На помощь конвою подошли советские эсминцы "Сокрушительный", "Грозный", "В. Куйбышев", которые приняли активное участие в отражении воздушных и подводных атак. Как отмечает английский историк С. Роскилл, "с подходом трех советских эсминцев дышать стало легче. Последующие атаки противника не принесли ему успеха - конвой потерь больше не понес"14. Добавим, что этому способствовало и усиление истребительного прикрытия
Стр.5