Социальная работа как профессиональная и добровольческая
деятельность…. <...> Тема 7: Социальная диагностика в профессиональной деятельности
специалистов по социальной работе. <...> Приложение 3 «Социальный паспорт семьи группы риска» (Шептенко П.А.,
Воронина Г.А.) <...> 41
ФЗ РФ от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»……………….. <...> … 44
Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 676
(ред. от 23.12.2002) «Об утверждении типового положения об
образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»……….. <...> 81
ФЗ РФ от 28.06.95 № 98 «О государственной поддержке
молодёжных и детских общественных объединений»……………………. <...> 106
Приказ Министерства социальной защиты населения РФ
от 25.12.95 № 312 Приложение 1 «Примерное положение о
специальном доме интернате (специальном отделении) для
престарелых и инвалидов государственной системы органов
социальной защиты населения»……………………………….......................... 108
5
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые методические рекомендации разработаны в соответствии с программой
учебной дисциплины «Основы социальной работы», которая предусмотрена ГОС ВПО РФ
для подготовки студентов по специальности 050711.65 Социальная педагогика; 050706.65
Педагогика и психология с дополнительной специальностью 050711.65 Социальная
педагогика. <...> В методические рекомендации включены: тематика практических занятий с основной
и дополнительной литературой; задания для проведения самостоятельной работы по
учебной дисциплине; тематика рефератов; материалы для контроля знаний (вопросы к
зачёту, экзамену, понятийные кроссворды); приложения («Социальная история семьи»,
«Социальный паспорт семьи», «Социальная история клиента (одинокий пожилой или
пожилая семья)» и др.) и др. <...> Определите общее и особенное в понятиях: «социальная работа», «социальная
помощь», «социальная защита»? <...> Социальная работа как наука // Отечественный журнал социальной <...>
Основы_социальной_работы.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Шуя 2007
Стр.1
2
УДК 369
ББК 74.66
О 75
Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
Составитель: С.С.Седова, доцент кафедры социальной педагогики и акмеологии ГОУ ВПО «ШГПУ»,
кандидат психологических наук
Рецензент: И.В. Пшеничнова, доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ», кандидат
психологических наук
О 75. Основы социальной работы: Методические рекомендации к практическим занятиям
/Сост.: С.С.Седова, 2-е изд., перераб. и доп. - Шуя: «Полиграфия – Центр», 2006. – 134 с.
Методические рекомендации помогут студентам в организации самостоятельной работы при
подготовке к практическим занятиям по учебной дисциплине «Основы социальной работы». Их
использование позволит создать установку на личностное, социально – нравственное и
профессиональное самосовершенствование; приобрести знания, необходимые для эффективного
осуществления социально – педагогической работы; сформировать навыки работы с нормативноправовыми
актами; овладеть основами профессиональной деятельности с основными группами
клиентов в социальной работе.
Стр.2
3
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………...…………....……………… 4
1. Тематика практических занятий………………….....................................…............…….. 5
Раздел 1. Социальная работа как профессиональная и добровольческая
деятельность….……………..…………………………………………………………....... 5
Тема 1: Исторические корни развития социальной работы в России.
Тема 2: Сущность социальной работы как принципиально
нового вида социальной помощи.
Тема 3: Типы теорий и модели теоретического обоснования социальной работы.
Тема 4: Философия и социальная работа.
Тема 5: Педагогика и социальная работа.
Тема 6: Психологические основы социальной работы.
Тема 7: Социальная диагностика в профессиональной деятельности
специалистов по социальной работе.
Тема 8: Критерии эффективности социальной работы.
Тема 9: Коммуникативная деятельность социального работника.
Раздел 2. Основные направления социальной работы…………………………………. 9
Тема 10: Здоровье и здоровый образ жизни – целевые параметры социальной
работы.
Тема 11: Социальная работа с современной семьёй.
Тема 12: Социальная защита детства.
Тема 13: Социальная защита интересов женщин.
Тема 14: Социальная работа с малообеспеченными слоями населения.
Тема 15: Молодёжь как объект социальной работы.
Тема 16: Социальная работа с лицами девиантного поведения.
Тема 17: Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами.
Тема 18: Личность социального работника.
2. Задания для проведения самостоятельной работы по учебной дисциплине..…............. 15
3. Тематика рефератов…….……………………………………………….………............... 23
4. Материалы для контроля знаний…………………….…………………………................ 24
Вопросы к зачёту
Вопросы к экзамену
Понятийные кроссворды
5. Приложение 1 «Социальная история семьи» (Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.)............... 31
6. Приложение 2 «Социальный паспорт семьи» (Шептенко П.А., Воронина Г.А.)……... 33
7. Приложение 3 «Социальный паспорт семьи группы риска» (Шептенко П.А.,
Воронина Г.А.)……………………………………………………………………………... 34
8. Приложение 4 «Социальная история клиента (одинокий пожилой или пожилая
семья)» (Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.)……………………………..………………….... 35
9. Приложение 5 Таблица «Типы теорий и моделей социальной работы»………….……. 38
10. Приложение 6 «Должностная инструкция социального работника»………...……….... 39
11. Приложение 7 «Нормативно-правовые документы»…………………………............… 41
Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 195
(ред. от 01.02.2005) «О детском доме семейного типа» (вместе
с «Правилами организации детского дома семейного типа») ……………….. 41
ФЗ РФ от 24.06.99 № 120 «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»………………..… 44
Постановление Правительства РФ от 01.07.1995 № 676
(ред. от 23.12.2002) «Об утверждении типового положения об
образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»………..……………………….... ……... 66
Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95
Стр.3
4
«О порядке и условиях признания лица инвалидом»………...……………….. 71
ФЗ РФ от 21.12.96 № 159 «О дополнительных гарантиях
по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» …………………………….……………...………… 76
Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 № 896
«Об утверждении примерных положений о специализированных
учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации»………………………………………………....... . 81
ФЗ РФ от 28.06.95 № 98 «О государственной поддержке
молодёжных и детских общественных объединений»…………………….…... 87
ФЗ РФ от 19.04.91 № 1032 «О занятости населения в РФ»………...………... 91
Постановление Правительства РФ от 08.06.1996 № 670
«Примерное положение об учреждении социальной помощи
для лиц без определённого места жительства и занятий»………………….. 106
Приказ Министерства социальной защиты населения РФ
от 25.12.95 № 312 Приложение 1 «Примерное положение о
специальном доме интернате (специальном отделении) для
престарелых и инвалидов государственной системы органов
социальной защиты населения»……………………………….......................... 108
Стр.4