Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Авиация в борьбе с лесными пожарами (90,00 руб.)

0   0
ИздательствоГослестехиздат 2-я тип. изд-ва Леноблиспокома и Ленсовета
Страниц52
ID151371
АннотацияАвиация в борьбе с лесными пожарами
УДК630.432.23
Авиация в борьбе с лесными пожарами : сб. тр. сотрудников экспедиций и отрядов треста лесной авиации .— : Гослестехиздат 2-я тип. изд-ва Леноблиспокома и Ленсовета, 1938 .— 52 с. — 103 c. — URL: https://rucont.ru/efd/151371 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

м к о м ВСЕСОЮЗНЫЙ л ГОСУДАРСТВЕННЫЙ Т Р Е С Т ЛЕСНОЙ А ^ А В И А Ц И Я В БОРЬБЕ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ Сборник составлен по материалам, извлеченным из трудов сотрудников экспедиций и отрядов Треста Лесной Авиации т>.. <...> Самолетовождение при воздушной охране лесов от пожаров. <...> Техника определения с самолета лесных пожаров 35 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. <...> Организация службы погоды при воздушной охране лесов от пожаров £**" ГЛАВА СЕДЬМАЯ. <...> Состояние охраны лесов от пожаров в СССР Лесные пожары наносят ежегодно крупные потери социалисти ческому хозяйству; борьба с ними является обязанностью каждого гражданина СССР. <...> Ежегодно по Советскому Союзу повреждается огнем в среднем 500—700 тыс. га леса; по были годы, когда лесные пожары охваты вали значительно более крупные площади. <...> Вред от лесных пожаров заключается не только в гибели древостоев, что нарушает сырьевой баланс лесной промышленности и расстраивает лесное хозяйство, но и в том, что на тушение лесных пожаров отвлекается огромное количество рабсилы. <...> Лесные пожары и борьба с ними"' П. П. Серебренникова н В. В. Матренинского. <...> Обнаружение лесных пожаров может быть произведено при помощи наземной охраны, а во многих случаях более мощным средством,— при помощи самолета (рис. <...> Воздушная охрана лесов от пожаров в СССР имеет шестилетний опыт. <...> Снижение самолета над населенным пунктом для сбрасывания вымпела. <...> Выбор планово-картографических материалов был сосредоточен на картах 10 верст в 1 дюйме для грубой ориентировки и планов 1 и 3 км в 1 см для детальной ориентировки. <...> До развертывания работ экспедицией была организована опытная тренировка, по результатам которой представлялось возможным судить о степени соответствия предполагаемых местонахождений пожаров, обнаруженных с самолета, фактическому их местонахождению в на туре. <...> На осно вании полученных результатов, путем сравнения данных летнаба о местонахождении костра с фактическим в натуре, было установлено, что ошибка для 67 <...>
Авиация_в_борьбе_с_лесными_пожарами.pdf
м А ^ АВИАЦИЯ В БОРЬБЕ С ЛЕСНЫМИ ПОЖАРАМИ т>.. Сборник составлен по материалам, извлеченным из трудов сотрудников экспедиций и отрядов Треста Лесной Авиации V ко м л ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТРЕСТ ЛЕСНОЙ АВИАЦН г. е С Л £ с Г £ X И 3 Д А Т 19 3 8 ЛЕНИНГРАД
Стр.1
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Iipf-дисловие' ГЛАВА ПЕРВАЯ . Соск:п'.:.е охран:,! .:С-СУЕ ОТ пожаров в СССР и за границей 1. Состояние охраны лессв от -дакаров в СССР 2. Организация воздушной охраны лесов в США и Канале ГЛЛВА ВТОРАЯ. СГОсобы обнаружения лесных пожаров ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Способы борьбы с лесными пожарами 1. Организация воздушной охраны лесов от пожаре 2. Техника возКупйюй охраны лесов от пожаров A. Типы самолетов B. Самолетовождение при воздушной охране лесов от пожаров. 3. Техника определения с самолета лесных пожаров Г». Оборудование саколетов при лесоохранных рабок ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Организация лесных авиабаз и аэродромов ГЛАВА ШЕСТАЯ. Служба погоды ., ,..,. . 1. Организация службы потчщ* 2. Организация метеослужбыц'США и Канаде 3. Суточный ход основных показателей погоды ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Служба связи 2. Организация связи при воздушной охране лесов от пожаров • • •, /• 1. Принципы общей организации СЕК:;" 3. Организация радиосвязи ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. Химические средства борьбы е лесными ЦГ.аадоами . 3 4 • -• . • 12 15 1р . . . 32 35 42 28 ГЛАВА ПЯТАЯ. Подготовка картографического материала, воздушные маршруты и расчеты летного времени-,, 44 35 — of! Ь~ 4. Организация службы погоды при воздушной охране лесов от пожаров £**" .-.•• ' ГЛАВА ВОСЬМАЯ. Применение папапштного дела в борьбе с лесными' „,.„..„„„„ 1. Принципы организации парашютно-пожарного дола .. . 2. Техника парашютно-пожарного дела 1. Опытные работы по авиахикической борьбе е лг. сшм и пожаТ)ами . 2. Опыты по применению авиахимбомо и их резг-,льтаты к Приложение 3. Основные результаты авиахннячвекпх е*>дСТВ 6орьб ы с 'десным .•» Ответств. ред. П. А. Цейтлин Сдано в набор 20/11938 г. Бумага 62 X 94. " ' 100 Коъректоэ А. И. Рудакова " Левгорлит № 1855.^0 ГЛТИ INs 15. Тираж 700 экз. Цена 3 р. 15 к. Заказ J6 637. 2-я тип. Йзд-ва Леноблнсполкоха и Легеовета, Ленинград, ул. 3-го Июля, 55. В буя. листе 98000 тип. зн. Вумажн. лист. 3% * Технич. ред. Г. И. Власова Подписано к печати 22/V 1988 г. Авт.-учвтн.. 7,8. - • • >• , _ ' пч 6 7 - е _ „п кч X сч i "'• -/i -л S/.} /93$, ПРЕДИСЛОВИЕ Появление к печати настоящего сборника вызвано значительным ростом за последние годы ^экспериментальных п производственных работ но воздушной охране лесов от пожаров в СССР. Материалы, помещенные в сборнике, представляют собою систематизированные результаты данных работ, выполненных до 1936 г. .'Значительное развитие работ по применению авиации в деле охрапы лесов от пожаров в 1936—37 г. вызвало к жизни новые технико-тактические приемы борьбы с огнем в лесу. Книга издается по материалам руководства по воздушной охране юсов от пожаров, в составлении которого принимали участие: Матренинский В. В., Маттисон JT. Л., Мокеев Г. А., Менжинский 10. 1л, Гумяпцев С. П., Самойлович Г. Г., Серебренников 11. П., Хотянович II. В. и Ярмолович Б. К. В составлении обзора заграничной литературы принял участие 1*?влев С. Ф. Ответственное редактирование книги принадлежит Цейтлину П. А.
Стр.2
жению лесных пожаров, и мероприятия немедленной ликвидации лесных пожаров. целью полное устранение причин возникновения и развития лесных пожаров. Сюда следует отнести очистку лесосек от остатков лесозаготовок ГЛАВА ПЕРВАЯ СОСТОЯНИЕ ОХРАНЫ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ В СССР И ЗА ГРАНИЦЕЙ 1. Состояние охраны лесов от пожаров в СССР ческому хозяйству; борьба с ними является обязанностью каждого гражданина СССР. Лесные пожары наносят ежегодно крупные потери социалисти500—700 тыс. га леса; по были годы, когда лесные пожары охватывали значительно более крупные площади. Так, и 1921 г. площадь поврежденных пожарами лесов достигла около 2 млн. га; огромные площади лесов поражены огпем также в 1932 и 1936 гг. Убытки народного хозяйства от лесных пожаров исчисляются Ежегодно по Советскому Союзу повреждается огнем в среднем Мероприятия предупредительного характера имеют стоев, что нарушает сырьевой баланс лесной промышленности и расстраивает лесное хозяйство, но и в том, что на тушение лесных пожаров отвлекается огромное количество рабсилы. Кроме того, на пройденных пожарами площадях гибнет подрост и самосев лесных древесных пород. Условия возобновления на таких площадях обычно значительно ухудшаются, так как огонь часто уничтожает лесной гумус, необходимый для обеспечения нормального роста древостоев. Поврежденные огнем древостой в значительно большей степени подвергаются нападению вредных насекомых и растительных паразитов, а последние с мест пожарищ распространяются па здоровые лесные насаждения. Для иллюстрации приводятся сравнительные сведения о горимостп лесов за 1931—35 гг. J Поврежд. площ. в тыс. га 1931 1932 1933 1934 1935 8571 12378 5683 13555 0020 675 2103 350 1270 233 Поврежд. древесина на корню в млн. M;i 7,5(> 90,81 3,28 12.94 1,64 пожара в га '• Средняя | площадь одного i 170 62 94 39 79 древесины в м3, поврежд. одним пожаром Средняя масса 882 7821 577 955 271 П. П. Серебренникова н В. В. Матренинского. 1938 г. Гослестехиздат. ного характера (профилактика), способствующие скорейшему обнару1 Приведенные сведения взяга из книги .Лесные пожары и борьба с ними"' Мероприятия с лесными пожарами могут быть: предупредительдесятками миллионов рублей. Вред от лесных пожаров заключается не только в гибели древосреди населения приобретает исключительное значение, как одна из важнейших мер предупреждения возникновения лесных пожаров. Легче предупредить пожар, чем его потушить. .Мероприятия, способствующие скорейшему обнапричинам тех или иных действий человека; становится очевидной необходимость воспитания широких масс населения не только в направлении развития бережного отношения к социалистической собственности, но и сознания ответственности за вред, который может быть нанесен лесными пожарами социалистическому государству. В силу этого, культурно-просветительная и агитационная работа и лесных массивов от захламленности в виде валежа или сухостоя, проведение противопожарных полос, канав и борозд, устройство специальных просек и разрывов для расчленения опасных в пожарном отношении крупных лесных массивов на более мелкие обособленные. участки, создание специальных охранных полос вдоль железнодорожных линий, шоссейных и проселочных дорог и пр. Еозникновение лесных пожаров происходит, главным образом, но ружению лесных пожаров. В деле борьбы с лесными пожарами чрезвычайно важным моментом является скорейшее и своевременное их обпаружепие с максимально точным установлением места нахождения их, в возможно кратчайший срок с момента возникновения. Чем быстрее пожар будет обнаружен, тем легче его ликвидировать и, наоборот, — чем больше времени прошло с момента его возникновения до момента приступа к работам по тушению, тем эта задача становится труднее и сложнее. Обнаружение лесных пожаров может быть произведено при помощи наземной охраны, а во многих случаях более мощным средством,— при помощи самолета (рис. 1). Мероприятия по ликвидации лесных пожаров могут ленной площадью путем преграждения распространения его в стороны от охваченной им в данный момент территории. Соответственно такому разделению, применение авиации для тубыть разделены на две основных категории: 1. Активное тушение лесного пожара. 2. Локализация лесного пожара, т. е. ограничение огня опредешения лесных пожаров может итти или в направлении использования самолета в виде транспортного средства для доставки рабочей силы, противопожарного оборудования и материалов к месту пожара, или использования самолета, как машины для самостоятельной ликвидации пожара с воздуха. Независимо от вида применяемых средств при ликвидации лесопыт. ных пожаров следует учитывать, что каждый вид их требует специальных технических и тактических приемов. Воздушная охрана лесов от пожаров в СССР имеет шестилетний
Стр.3
нен™е„впернод врезпши с момента возникновения воздушной охраны до 19оЗ г. и второй —с 1933 по 193G г. Оыло установлено, что должный успех нового метода работ зависит ноиМветью1МИ огранизацйам и н а экспедиции, формируемые с указанС момента возникновения воздушной охраны лесов от пожаров Задание по выполнению опытных работ возлагалосьнаучно-нсстесов от пожаров может быть разделен на два этана, первый из которых включает опытные и опытно-производственные работы вып<пШестилетий период работ по изучению воздушной охраны лькартах 10 верст в 1 дюйме для грубой ориентировки и планов 1 и 3 км в 1 см для детальной ориентировки. До развертывания работ экспедицией была организована опытная тренировка, по результатам которой представлялось возможным судить о степени соответствия предполагаемых местонахождений пожаров, обнаруженных с самолета, фактическому их местонахождению в натуре. пожара определяется с достаточной степенью точности. Основу разработанного экспедицией метода определения места пожара составляло следование самолета по квартальным просекам, первоначально вдоль продольной просеки, со счетом кварталов, а затем вдоль поперечной, имея сходство с методом определения точки в системе прямоугольных координат. Полеты с целью обнаружения пожара производились с 17 до костров в различных пунктах территории опытного участка. На основании полученных результатов, путем сравнения данных летнаба о местонахождении костра с фактическим в натуре, было установлено, что ошибка для 67% от общего числа определений не превышала 2 км, а для остальных 33% — 5 км. На основе полученных результатов было установлено, что место Опыт загшочался в раскладывании с последующим разжиганием летной подготовки состава экспедиции. Для начала работ было произведено ознакомление с объектом работ, подысканы аэродромы п подготовлены планово-картографические материалы. Выбор планово-картографических материалов был сосредоточен на 21 часа по заранее намеченному маршруту, который, в процессе следования самолета, изменяется в зависимости от местоположения пожаров, превращаясь в конечном результате в полет от пожара к пожару. Полеты в большинстве случаев производились на высоте 1000 м. Рис. 1. Снижение самолета над населенным пунктом для сбрасывания вымпела. 2Z™2 ^ Л6С0В °Т пожаР°в Д°лжна 6™a Уделяться изучению Д0ЛЯ вниманн я ПРИ проведении опытных работ по возорганизационных вопросов. фического и планового материала, изыскании, устройстве и размещении па охраняемой территории аэродромов - посадочных нло?абот ПОДГОТОВКе R п£яГ™1аЦИ0ННЫе Работ ы заключались в выборе объекта работ, L™«n ^ С особенн°стями его, выборе и подготовке картогракаДР°в и также основных вопросов техники ™п^!вВая э;:спедиция, сформированная для опытных работ по возрасти Гш Т гЛеѰ °Т П ° Жар0 В бЫЛа пР°веден а в Горьковской ног?Р^я13 а?ИОН^Ые раб0ТЫ экспедициИ состояли в выборе опытного участка работ и в проведении специальной теоретической и 1 ^™°Л°ШеЙ пРеДваРительной подготовки к этим работам. Поэтому ™t™l самолете, а затем сбрасывалось при помощи вымпела в ближайший населенный пункт и передавалось в контору леспромхоза. Всего за период работ самолетом было обнаружено 14 пожаров. Извещение относительно обнаруженного пожара составлялось на расход времени выразился в количестве 40 летных часов. Выводы, к которым пришла экспедиция, свидетельствуют, что Ошибка в определении их местонахождения колебалась в пределах от 0,2 до 3 км. Работы экспедиции были начаты G июля и закончены 11 августа, применение самолета в охране лесов от пожаров, при некотором видоизменении порядка работ, с успехом может быть включено в число лесохозяйственных мероприятий. Основные видоизменения должны быть внесены путем установки радиоприемника на самолете, оборудования кабины летнаба необходимыми приборами для инструментального самолетовождения и замены типа самолета У-2, примененного в опытных работах, на самолет большей мощности. Первые два видоизменения порядка работ предлагались с целью i сокращения потери летного времени, сопряженной с передачей извещения об обнаруженных пожарах при помощи вымпела и изменении метода определения местонахождения лесных пожаров полетами
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.