КГУКИ)
ВИЗАНТИЙСКИЙ ОКТОИХ И
ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ
Основной – октавный – звукоряд, выстраиваемый четверкой активно
восходящих прямых ихосных пентахордов византийского ладового октоиха1,
представляет собой фактически не что иное, как октавный мажорный звукоряд c d e f g
a h c1. <...> Четверка пассивно нисходящих «утяжеленных» плагальных пентахордов точно
так же вполне соответствует минорному звукоряду (с повышенной шестой ступенью) c
d es f g a b c1. <...> Мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что прямые
и плагальные лады являются родоначальниками мажора и минора. <...> Отличающая
основной плагальный звукоряд от минорного повышенная шестая объясняется
недопустимостью
употребления
уменьшенных
квинт
в
последовательно
чистоквинтовой пентахордной системе, в отличие от минорного, принципиально
чистооктавного, звукоряда, в котором чистота квинт не является необходимой. <...> 54
Правда, историческая цепь преемственности в движении «византийский октоих
– современный мажоро-минор» отклонялась от прямой линии системой григорианских
церковных ладов. <...> Отклоняющее воздействие на западное ладообразование оказали
монахи-бенедиктинцы. <...> Они действовали в соответствии с установками Кассиодора,
апологета античной культуры, выразившимися в данном случае в стремлении
объединить византийские ихосы с античными этнонимическими октавными видами
(дорийским, фригийским и т. д.) <...> В результате григорианская ладовая система,
преемница византийских и античных ладов, получилась совершенно отличной как от
византийской, так и от античной систем. <...> Материальная косность органа не позволяла
перестраивать его на новый лад, он сохранил пентахордный строй, поддерживал его
квинтовое мышление, позволявшее употреблять в монодии квинтовые параллелизмы,
звучавшие тогда подобно современному октавному дублированию, например, мужских
и женских голосов при пении ими мелодии «в унисон». <...> Именно через органум
европейское многоголосие удержало <...>
Византийский_октоих_и_производные_ладовые_системы__Старинная_музыка_сегодня_Мат._науч.-практ._конф._–_Ростов_нД_РГК_им._С._В._Рахманинова,_2004._–_С._54-64..pdf
Опубликовано в сб. Старинная музыка сегодня: Мат. науч.-практ. конф. – Ростов н/Д:
РГК им. С. В. Рахманинова, 2004. – С. 54-64.
Д. Шабалин
(доктор искусствоведения, проф. КГУКИ)
ВИЗАНТИЙСКИЙ ОКТОИХ И
ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДОВЫЕ СИСТЕМЫ
восходящих прямых ихосных пентахордов византийского ладового октоиха1,
представляет собой фактически не что иное, как октавный мажорный звукоряд c d e f g
a h c1. Четверка пассивно нисходящих «утяжеленных» плагальных пентахордов точно
так же вполне соответствует минорному звукоряду (с повышенной шестой ступенью) c
d es f g a b c1. Такие совпадения невозможно считать случайными, уж очень точны
соответствия их структур. Мы с неизбежностью должны прийти к выводу, что прямые
и плагальные лады являются родоначальниками мажора и минора. Отличающая
основной плагальный звукоряд от минорного повышенная шестая объясняется
недопустимостью употребления уменьшенных квинт в последовательно
чистоквинтовой пентахордной системе, в отличие от минорного, принципиально
чистооктавного, звукоряда, в котором чистота квинт не является необходимой.
Основной – октавный – звукоряд, выстраиваемый четверкой активно
54
Стр.1
Правда, историческая цепь преемственности в движении «византийский октоих
– современный мажоро-минор» отклонялась от прямой линии системой григорианских
церковных ладов. Отклоняющее воздействие на западное ладообразование оказали
монахи-бенедиктинцы. Они действовали в соответствии с установками Кассиодора,
апологета античной культуры, выразившимися в данном случае в стремлении
объединить византийские ихосы с античными этнонимическими октавными видами
(дорийским, фригийским и т. д.) В результате григорианская ладовая система,
преемница византийских и античных ладов, получилась совершенно отличной как от
византийской, так и от античной систем.
Однако, скорее всего, не она послужила основой для дальнейшей разработки
европейских ладов, а органум. Материальная косность органа не позволяла
перестраивать его на новый лад, он сохранил пентахордный строй, поддерживал его
квинтовое мышление, позволявшее употреблять в монодии квинтовые параллелизмы,
звучавшие тогда подобно современному октавному дублированию, например, мужских
и женских голосов при пении ими мелодии «в унисон». Именно через органум
европейское многоголосие удержало прямо или косвенно преемственность с
византийско-амвросианским октоихом и довело его до мажоро-минора Нового
времени2.
Видя, насколько продуктивной в итоге оказалась деятельность византийских
музыкальных теоретиков, создателей ладового октоиха (впрочем, судя по некоторым
данным, это был один создатель – Афанасий Александрийский), можно лишь
испытывать удивление по поводу их чрезвычайно тонкой наблюдательности над
музыкой, скрытой в разговорной речи, из которой ими была образована монодия, по
поводу практичности и целесообразности основанной на ней ладовой структуры,
восхищаться достигнутым в ладообразовании уровнем системности, гармонично
увязывающей действия всех факторов церковного пения. Если бы система ладового
октоиха изначально оказалась умозрительно надуманной, столь плодотворной и
устойчивой она бы не стала.
Характеристики впечатлений от звучания прямых и плагальных византийских
ихосов также подтверждают эти их ассоциации с мажором и минором. Для примера
можно процитировать приведенное И. Вознесенским из книги «Историческое известие
о пении Греко-российской церкви» следующее описание такого рода впечатлений:
«Первый глас
55
Стр.2