Марк Алданов. Ванна Марата
Оригинал находится здесь: Газета "Первое сентября"
I
В подвальном этаже музея восковых фигур Гревена изображена в
естественную величину сцена убийства Марата. Весьма осведомленные историки
писали в свое время, что она изображена довольно точно. Это замечание
нужно, однако, приписать снисходительности историков. Левая часть сцены,
действительно, почти не оставляет желать лучшего в смысле точности, но
правая целиком выдумана. Ошибка руководителей музея заключалась в том, что
они, для усиления эффекта, хотели в одной сцене изобразить и убийство
Марата, и арест убийцы. В действительности же Шарлотта Корде была схвачена
не в ванной, а в передней, куда она выбежала после убийства. (Протокол
допроса Шарлотты Корде в "Пале де Жюстис" 16 июля 1793 г. Показания
сожительницы Марата Симон Эврар на суде. - Прим. авт.) Для эффекта придуман
и врывающийся в ванную солдат с пикой: Шарлотту задержал штатский
комиссионер Лоран Ба, случайно находившийся в момент убийства в квартире
Марата и не имевший, разумеется, никакой пики. Полиция явилась позднее.
Создатели восковой сцены, по-видимому, увлеклись желанием придать ей
возможно больше "движения". На мой взгляд, картина вышла бы не только
точнее, но и эффектнее, если бы в ней были оставлены лишь два действующих
лица: Марат и Шарлотта. Оба они - и убитый, и убийца - вылеплены
скульптором Бернштамом с большим искусством (если здесь можно говорить об
искусстве). Эта восковая фотография одной из самых драматических сцен в
истории производит немалое впечатление.
Однако главный эффект группы музея Гревена не в восковых фигурах, а в
ванне. Как известно, это та самая ванна, в которой действительно был убит
"друг народа". По крайней мере, так утверждает дирекция музея. Подлинной
считает эту ванну сам Ленотр, историк недоверчивый и осторожный. Почему он
с уверенностью считает ее подлинной, мне, правду сказать, не совсем
понятно. Но нет оснований и для обратного утверждения.
Дело было так. В 1885 г. газета "Фигаро" сообщила, что у сельского
священника, аббата Ле Косса, живущего в глухом углу Бретани, хранится
ванна, в которой 13 июля 1793 г. был зарезан Марат. Ванна эта перешла к
аббату от престарелой графини Каприоль де Сент-Илер; а ей она досталась по
наследству от отца,
который когда-то купил эту историческую
достопримечательность в одной из парижских лавок.
И аббат, и графиня, и ее отец, по общим отзывам, были правдивейшие
люди. Не подлежит сомнению, что ванна действительно попала в их уголок в
начале XIX в. Однако нет никаких доказательств того, что в парижской лавке
графу была продана подлинная ванна Марата. Говорят, что на дне ванны музея
Гревена до сих пор видны следы крови (заглянуть в нее теперь невозможно:
мешает восковая кукла Марата), - но чего только не проделывают владельцы
таких лавок? В свое время французским архивам предлагали купить другую
ванну, где также был убит Марат. Правительство от покупки отказалось, не
слишком веря продавцу.
В одной старой книге о Марате я прочел, что ванна, в которой он был
убит (следовательно, третья по счету), находится у Тюссо в Лондоне! Там же
показывается кинжал Шарлотты Корде - французские исследователи (Дефранс)
считают его утерянным.
Как бы то ни было, сообщение "Фигаро" наделало много шума. Музей
Гревена не поскупился и приобрел у аббата Ле Косса ванну за 3000 франков
(деньги огромные по ценам всевозможных достопримечательностей в то время).
Зловещая ванна имеет форму сапога - теперь совершенно необычную, а в
XVIII в. довольно распространенную. Все гравюры и картины революционной
эпохи свидетельствуют о том, что "друг народа" был убит в ванне
приблизительно такой формы. Однако лишь "приблизительно".
Два художника могли видеть в 1793 г. настоящую ванну Марата. Один из
них Дюплези. Ванна на его картине существенно отличается от ванны музея
Гревена; но Дюплези был фантазер, и вся изображенная им сцена убийства
Стр.1