Профессиональное
художественное
проектирование
одежды невозможно без понимания механизма ее развития,
причин возникновения и действия моды, принципов и закономерностей формообразования современных и модных изделий. <...> Всем этим можно овладеть, только имея определенный багаж
теоретических знаний основных понятий, принципов, закономерностей, связанных с композиционным построением костюма, а также четко осознавая, какое место занимает дизайн одежды в системе художественной культуры. <...> С целью совершенствования профессиональных качеств
будущих специалистов в области швейной технологии, в учебном пособии предложено рассмотреть художественное проектирование одежды как сферу дизайна, касаясь при этом основополагающих категорий и специфики данного вида творческой деятельности. <...> Кроме того, в работе изложены ключевые вопросы
композиции костюма, использование средств и свойств которой
является необходимым условием грамотной разработки любой
модели одежды. <...> Предлагаемый учебный материал должен способствовать
повышению художественного уровня проектируемой одежды, а
также развитию умения прогнозировать новые формы костюма
и широко внедрять модные тенденции. <...> Из грубых и жестких материалов создавались не сложные по конструкции формы, а появившиеся позднее пластичные
и тонкие ткани дали возможность выполнять сложные силуэтные формы. <...> Современная одежда в силу частой сменяемости ее форм
не успевает стать обычаем, привычкой даже на короткий период
времени. <...> Поэтому с позиций моды и ее связи с костюмом
в большей степени уместно применять термины «модная одежда», «модный силуэт», «модные элементы костюма». <...> Климатические условия, социальная структура общества, материальноэкономическое состояние, национальные признаки, моральные
нормы и эстетические идеалы воплощаются в многообразии костюмных форм. <...> В современном мире, когда художественное проектирование проникло почти во все области <...>
Основы_теории_художественного_проектирования_одежды.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Т.В. КИСЕЛЕВА
ОСНОВЫ ТЕОРИИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано Дальневосточным региональным учебнометодическим
центром (ДВ РУМЦ) в качестве учебного
пособия для студентов специальности 050502 «Технология
и предпринимательство» вузов региона
Благовещенск 2005
1
Стр.2
ББК 37.24 - 2 я73
К 44
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Благовещенского государственного
педагогического университета
Киселева Т.В.
Основы теории художественного проектирования одежды:
Учебное пособие. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 260 с.
В работе рассмотрены основные категории процесса художественного
проектирования одежды как сферы дизайна и ключевые
вопросы композиции костюма.
Для студентов и преподавателей технологических факультетов
высших учебных заведений, работников сферы проектирования
и производства одежды.
Рецензенты:
И.В. Абакумова, доцент, канд. техн. наук, зав. кафедрой конструирования
и технологии одежды АмГУ;
В.В. Самуйло, доктор техн. наук, профессор ДальГАУ.
© Благовещенский государственный
педагогический университет, 2005
2
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….3
1. Художественное проектирование одежды как сфера дизайна.4
1.1. Одежда и костюм……………………………………………4
1.2. Понятие о дизайне…………………………………………..8
1.3. Дизайн одежды в системе художественной культуры…..13
1.4. Художественный и проектный образ……………………..23
1.5. Стиль в костюме……………………………………………29
1.6. Костюм и мода……………………………………………..57
1.7. Формообразование в костюме…………………………….77
2. Композиция в художественном проектировании одежды…..98
2.1. Понятие о композиции…………………………………….98
2.2. Основные свойства формы………………………………108
2.3. Костюм и фигура человека………………………………135
2.4. Отношения между элементами костюма……………….148
2.5. Пропорциональные закономерности в костюме……….160
2.6. Масштабность костюма…………………………………..171
2.7. Ритмические закономерности в костюме……………….178
2.8. Пластическая организация формы………………………193
2.9. Симметрия в организации формы……………………….197
2.10. Асимметрия в костюме………………………………….218
2.11. Материал и декор костюма……………………………..227
2.12. Соподчиненность элементов формы…………………...243
2.13. Статичность и динамичность…………………………...248
2.14. Композиционное равновесие и целостность формы….254
Список литературы……………………………………………...259
261
Стр.262