Т.С. Петрова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Учебно-методические материалы
Часть 1
Шуя 2004
УДК 378
ББК 74. <...> 586
П 31
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Интерпретация художественного текста. <...> Занятие 4: соотношение описания и рассуждения в целостном тексте. <...> Занятие 6: Взаимодействие разных функционально-смысловых типов в целостном тексте. <...> Понятие точки зрения и системы точек зрения в тексте. <...> Соотношение плана автора и персонажа
как основа повествовательной структуры. <...> Занятие 9: Субъектная организация повествования от первого лица. <...> Занятие 14: Структурно-семантическое единство рассказа в аспекте выражения авторского замысла. <...> Занятие 15: Интерпретация небольшого рассказа, отражающего одну точку зрения. <...> Контрольные задания
Контрольная работа № 1: Анализ текста в аспекте функционально-смыслового типа. <...> Материалы к зачету
Задание и образец зачетного анализа
Тексты для анализа
Пояснительная записка
Одно из основных умений учителя русского языка и литературы – это способность
воспринимать и интерпретировать художественный текст как гармоничное единство составляющих
его элементов. <...> В курсе «Филологический анализ текста» на базе этих умений
можно будет развертывать различные аспекты анализа в зависимости от целого ряда текстовых
факторов (типа текста, стилистической направленности, организующей позиции, композиционного
строя, жанра и др.), включая не только прозаические, но и поэтические и драматические тексты. <...> Функционально-смысловые типы речи в тексте
Интерпретацией текста называется его истолкование, трактовка (от лат. interpretatio –
объяснение). <...> Текст есть сложное целое,
функционирующее как структурно-семантическое единство» (15, с. <...> Уже в этой дефиниции отражены основные характеристики текста: цельность,
дискретность (членимость), связность <...>
Интерпретация_художественного_текста._Ч.1.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра русского языка и методики обучения
Т.С. Петрова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Учебно-методические материалы
Часть 1
Шуя 2004
Стр.1
УДК 378
ББК 74. 586
П 31
Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Шуйский государственный педагогический университет»
Интерпретация художественного текста. Учебно-методические материалы дисциплины
национально-регионального компонента для специальности Русский язык и литература с
дополнительной специальностью: В 2-х ч. Ч. 1. – Шуя: Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ»,
2004. – с.
Рецензент:
Н.С. Шаповалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистического
образования детей младшего возраста.
Учебно-методические материалы по дисциплине национально-регионального компонента
«Интерпретация художественного текста» составлен с целью методического обеспечения курса в
соответствии с авторской программой доц. Петровой Т.С. Материалы адресованы преподавателям
и студентам, изучающим дисциплину, а также могут быть востребованы школьными учителями
русского языка и литературы.
ББК 74. 586
© Т.С. Петрова
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2004
Стр.2
Оглавление
Раздел 1. Темы 1 – 4
Текст и проблема интерпретации. Понятие текста. Особенности художественного текста.
Функционально-смысловые типы речи в тексте.
Практические занятия
Занятие 1: Текст и его признаки. Описание как функционально-смысловой тип.
Занятие 2: Виды и специфика художественных описаний.
Занятие 3: Рассуждение как функционально-смысловой тип.
Специфика художественного рассуждения.
Занятие 4: соотношение описания и рассуждения в целостном тексте.
Занятие 5: Повествование как функционально-смысловой тип речи.
Занятие 6: Взаимодействие разных функционально-смысловых типов в целостном тексте.
Раздел 2. Темы 5 – 9
Проблема автора и текста. Образ автора как текстовая категория. Типы повествования.
Понятие точки зрения и системы точек зрения в тексте. Соотношение плана автора и персонажа
как основа повествовательной структуры. Диалогическая форма повествования.
Практические занятия
Занятие 7: Проблема автора и текста. Образ автора в тексте. Понятие точки зрения.
Средства выражения авторской позиции.
Занятие 8: Повествование от первого лица.
Занятие 9: Субъектная организация повествования от первого лица.
Занятие 10: План персонажа в авторском тексте; средства его выражения. Понятие субъективации.
Занятие 11: Речевой портрет персонажа; средства его создания.
Занятие 12: Диалогическая форма в повествовании.
Занятие 13: Связь диалога с повествованием.
Занятие 14: Структурно-семантическое единство рассказа в аспекте выражения авторского замысла.
Занятие 15: Интерпретация небольшого рассказа, отражающего одну точку зрения.
Контрольные задания
Контрольная работа № 1: Анализ текста в аспекте функционально-смыслового типа.
Контрольная работа № 2: Анализ диалога.
Материалы к зачету
Задание и образец зачетного анализа
Тексты для анализа
Стр.4