На правах рукописи
КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И
МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА <...> 24. 00.01 – теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора культурологии
Москва 2009
1
Диссертация выполнена на кафедре культурологии и
антропологии Высшей школы культурологии
Московского
государственного университета культуры и искусств
Научный консультант –
Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Гречаник Ирина Владимировна,
доктор филологических наук, профессор
Козловский Валерий Иванович,
доктор философских наук, профессор
Ремизов Вячеслав Александрович,
доктор культурологии, профессор
Ведущая организация –
Кафедра философии и культурологии
Высшего театрального училища
(института) им. <...> Осмысление проблем детского и
молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что
социализация и инкультурация молодого поколения является одной из
актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и
глобализации приобретает особое значение. <...> События последнего времени
подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация
российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость
ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание
культурных традиций послеоктябрьского периода оказали негативное
влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в
целом, и резко снизили
воздействие детского театра на позитивное
моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного
потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей
культуры. <...> Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва
между потенциальными возможностями театра для детей и молодежи как
механизма, способствующего выстраиванию социальной адекватности <...>
Социокультурные_функции_детского_и_молодёжного_театра_автореферат_.pdf
На правах рукописи
КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФУНКЦИИ ДЕТСКОГО И
МОЛОДЕЖНОГО ТЕАТРА
24. 00.01 – теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
доктора культурологии
Москва 2009
1
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре культурологии и
антропологии Высшей школы культурологии Московского
государственного университета культуры и искусств
Научный консультант – Флиер Андрей Яковлевич,
доктор философских наук, профессор
Официальные оппоненты: Гречаник Ирина Владимировна,
доктор филологических наук, профессор
Козловский Валерий Иванович,
доктор философских наук, профессор
Ремизов Вячеслав Александрович,
доктор культурологии, профессор
Ведущая организация – Кафедра философии и культурологии
Высшего театрального училища
(института) им. М.С. Щепкина
Защита состоится «___» ________2009 года в __ часов на
заседании диссертационного совета Д 210.010.04 по защите
диссертаций на соискание учѐной степени доктора наук при
Московском государственном университете культуры и искусств по
адресу: 141406, Московская область, г. Химки-6, ул. Библиотечная, 7,
корпус 2, зал защиты диссертаций.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке
Московского государственного университета культуры и искусств.
Автореферат разослан «__»__________2009 года.
Учѐный секретарь диссертационного совета
доктор философских наук, профессор
И.В. Малыгина
2
Стр.2
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Осмысление проблем детского и
молодѐжного театра в рамках теории культуры важно в связи с тем, что
социализация и инкультурация молодого поколения является одной из
актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой культуры и
глобализации приобретает особое значение. Вопрос о человеке как
субъекте культурного творчества является одним из важнейших в
проблематике современной культуры. События последнего времени
подтвердили, что экономическая и cоциальная дифференциация
российского общества, девальвация духовных ценностей, размытость
ценностных ориентиров и общественных идеалов, развенчание
культурных традиций послеоктябрьского периода оказали негативное
влияние на общественное сознание, на состояние культуры общества в
целом, и резко снизили
моделирование картины мира ребѐнка, формирование целостного
потенциала личности, становление молодого человека в мире ценностей
культуры. Изменения в социальной структуре общества и тенденция к
глобализации обострили проблему культурной идентификации человека.
Во все эпохи идентичность личности являлась необходимым условием
консолидации общества.
Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва
между потенциальными возможностями театра для детей и молодежи как
механизма, способствующего выстраиванию социальной адекватности и
идентичности личности ребѐнка, достигнутым в свое время уровнем
эффективного функционирования театра юного зрителя - и проблемным
положением детских театров на современном этапе. В условиях
коммерциализации искусства, влияния различных антигуманных
факторов на отечественную культуру, сведения к минимуму внимания,
уделяемого родителями формированию ценностных ориентиров
школьников, - использование театра для воздействия на эмоциональную
сферу ребѐнка, подростка, юноши, позитивную мотивацию его поступков
на явления современной жизни в условиях социализации личности может
представлять не только теоретический, но и практический интерес.
Театры для детей и молодѐжи в настоящее время продолжают оставаться
важной составляющей частью отечественной культуры – понимание их
роли в отражении и формировании картины мира ребѐнка особенно важно
в условиях открытого общества, возросших возможностей для
межкультурных взаимодействий.
В формировании целостного потенциала личности особо важную
роль обретает деятельность детского театра как специфического
института социализации, включения в мир культуры в основных еѐ
3
воздействие детского театра на позитивное
Стр.3