Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 545537)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Региональные литературно-художественные журналы в постсоветский период: структурно-функциональные особенности (220,00 руб.)

0   0
Первый авторГоловин Юрий Алексеевич
Издательство[Б.и.]
Страниц186
ID14311
АннотацияДиссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Кому рекомендованоДля ученых, преподавателей, специалистов-филологов, литературоведов.
Головин, Ю.А. Региональные литературно-художественные журналы в постсоветский период: структурно-функциональные особенности [Электронный ресурс] / Ю.А. Головин .— : [Б.и.], 2009 .— 186 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/14311

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. ЛОМОНОСОВА Факультет журналистики Кафедра периодической печати На правах рукописи ГОЛОВИН Юрий Алексеевич РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Специальность 10.01.10 – Журналистика ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор М.В. ШКОНДИН Москва 2009 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. <...> Существенные потери понесла журнальная периодика, сократив свои тиражи в 3 – 4 раза, в том числе, и литературнохудожественных журналов. <...> Так, практически перестали выходить журналы «Сибирские огни», «Кубань», в режиме альманаха стали издаваться журналы «Урал», «Дон» и др. <...> Актуальность темы заключается в том, что российский «толстый» литературно-художественный журнал представляет собой единственное в своем роде культурологическое явление. <...> В период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти столетней советской культуры, литературно-художественные журналы остались чуть ли не единственными охранителями традиционных культурных ценностей. <...> Хотя известный исследователь типологии литературно- художественных журналов А.Г. Бочаров в свое время и назвал «толстый» традиционный русский журнал маргинальным типом, предположив, что «возможно, этот (сейчас широко распространенный) вид издания будет вымываться по мере уменьшения литературоцентризма, когда литературный журнал выполняет роль и общественной трибуны, и вечевого колокола, и генератора жизненных проблем» (Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода // Журнальная периодика России. <...> Литературно-художественные журналы меняются вместе с обществом: лучшие из них стремятся не просто идти вслед за своим читателем, но и вести его за собой, не просто отражать события, происходящие в данный момент <...>
Региональные_литературно-художественные_журналы_в_постсоветский_период_структурно-функциональные_особенности.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА Факультет журналистики Кафедра периодической печати На правах рукописи ГОЛОВИН Юрий Алексеевич РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Специальность 10.01.10 – Журналистика ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор М.В. ШКОНДИН Москва 2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3 Глава I. ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ. § 1. Современные типологические исследования средств массовой информации ……………………………………………………………... 13 § 2. Журналы переходного периода: эволюция типологических моделей…………………………………..…………………………….…. 26 Глава II. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ. §1. Литературно-художественные журналы в постсоветский период..58 §2. Типологическая структура литературно-художественных журналов. ……………………………………………………………..…. 80 Глава ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ. §1. Особенности функционирования и развития региональных литературно-художественных журналов в постсоветский период…..114 §2. Типологические характеристики региональных литературнохудожественных журналов……………………………………………..132 §3. Современные концепции региональных литературнохудожественных журналов……………………………………………...149 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….... 164 ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………. 172 III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Периодическая печать России на рубеже ХХ-ХХI веков характеризуется значительными типологическими изменениями, вызванными реалиями современного информационного рынка. Становление рыночной экономики, политическое реформирование общества, перемены в духовной сфере существенно изменили систему взаимоотношений средств массовой информации и ее потребителей, что выразилось, прежде всего, в значительном увеличении наименований изданий, с одной стороны, и уменьшении их тиражей, с другой. Существенные потери понесла журнальная периодика, сократив свои тиражи в 3 – 4 раза, в том числе, и литературнохудожественных журналов. Еще больший урон понесли региональнохудожественные журналы. Их тиражи сократились, а многие были и вовсе закрыты. Так, практически перестали выходить журналы «Сибирские огни», «Кубань», в режиме альманаха стали издаваться журналы «Урал», «Дон» и др. Многие издания изменили свой формат. Актуальность темы заключается в том, что российский «толстый» литературно-художественный журнал представляет собой единственное в своем роде культурологическое явление. Первыми журналами, отвечающими современным типологическим требованиям российского «толстого» литературно-художественного журнала, следует признать «Вестник Европы» Н.М. Карамзина и М.Т. Каченовского, а также «Московский телеграф» Н.А. Полевого, который начал издаваться еще во времена А.С. Пушкина. Журнал, по определению В.Г. Белинского, «изумлял своей живостью, свежестью и новизной, разнообразием мысли, вкусом, хорошим языком». Н.А. Полевой сделал «Московский телеграф» привлекательным не только 3
Стр.3
для высших слоев общества, но и для купцов, разночинцев, образованных рабочих, тем самым превратив его в массовый. Опыт этих изданий на долгие годы определив место и значение в обществе русского литературно-художественного и общественно-политического журнала – как прообраза будущих знаменитых советских изданий – властителей дум «шестидесятников»: «Новый мир», «Москва», «Наш современник», «Знамя». Он оказал влияние и на такие популярнейшие издания времен перестройки, как «Огонек», «Столица» и др. После провальных 90-х годов, когда резко упал интерес к «толстым» журналам, впрочем, как и вообще к печатным СМИ, в последние годы наметилось некоторое увеличение интереса к литературно-художественным журналам. Но актуальность исследования этого сектора журнальной периодики еще и в том, что это чуть ли не единственная группа изданий в годы перемен в системе средств массовой информации современной России, которые не растеряли своих важнейших типологических характеристик. В период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти столетней советской культуры, литературно-художественные журналы остались чуть ли не единственными охранителями традиционных культурных ценностей. Хотя известный исследователь типологии литературнохудожественных журналов А.Г. Бочаров в свое время и назвал «толстый» традиционный русский журнал маргинальным типом, предположив, что «возможно, этот (сейчас широко распространенный) вид издания будет вымываться по мере уменьшения литературоцентризма, когда литературный журнал выполняет роль и общественной трибуны, и вечевого колокола, и генератора жизненных проблем» (Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода // Журнальная периодика России. – М., 1996), сегодня вряд ли можно отрицать тот факт, что после страшного обвала в первой половине 90-х 4
Стр.4
годов за минувшие десять лет эти журналы вновь обретают своих читателей. Литературно-художественные журналы меняются вместе с обществом: лучшие из них стремятся не просто идти вслед за своим читателем, но и вести его за собой, не просто отражать события, происходящие в данный момент, но и идти впереди него, обобщая и предсказывая. Такое понимание процесса жизнедеятельности данного сегмента журнальной периодики вытекает из основного методологического основания настоящей работы – традиционное и инновационное в журналистике находится в состоянии взаимоперехода и взаимодействия, в том числе, с литературно-художественным процессом. В то же время выявление основных закономерностей функционирования системы литературно-художественных журналов в целом, ее типологических характеристик, изучение структуры конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории важно в современных социально-экономических условиях, когда литературнохудожественные журналы страдают от недостаточного финансирования, от невозможности выплаты достойных гонораров публикующимся в них авторам. Поэтому четкое знание механизма работы литературнохудожественного журнала, условий его финансирования, тематической структуры, целевого назначения и воздействия на аудиторию может оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию литературно-художественного журнала в сегодняшней ситуации, оптимизации деятельности существующих литературнохудожественных журналов. Исследования в данной области могут стать дополнительным ресурсом привлечения внимания к проблемам литературного цеха, 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически