М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
Кафедра периодической печати
На правах рукописи
ГОЛОВИН
Юрий Алексеевич
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЖУРНАЛЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Специальность 10.01.10 – Журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель –
доктор филологических наук,
профессор М.В. ШКОНДИН
Москва
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….. <...> Существенные
потери
понесла
журнальная
периодика,
сократив свои тиражи в 3 – 4 раза, в том числе, и литературнохудожественных журналов. <...> Так, практически перестали выходить журналы
«Сибирские огни», «Кубань», в режиме альманаха стали издаваться
журналы «Урал», «Дон» и др. <...> Актуальность темы заключается в том, что российский
«толстый» литературно-художественный журнал представляет собой
единственное в своем роде культурологическое явление. <...> В
период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти
столетней советской культуры, литературно-художественные журналы
остались чуть ли не единственными охранителями традиционных
культурных ценностей. <...> Хотя
известный
исследователь
типологии
литературно-
художественных журналов А.Г. Бочаров в свое время и назвал
«толстый» традиционный русский журнал маргинальным типом,
предположив, что «возможно, этот (сейчас широко распространенный)
вид
издания
будет
вымываться
по
мере
уменьшения
литературоцентризма, когда литературный журнал выполняет роль и
общественной трибуны, и вечевого колокола, и генератора жизненных
проблем» (Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода //
Журнальная периодика России. <...> Литературно-художественные
журналы
меняются
вместе
с
обществом: лучшие из них стремятся не просто идти вслед за своим
читателем, но и вести его за собой, не просто отражать события,
происходящие в данный момент <...>
Региональные_литературно-художественные_журналы_в_постсоветский_период_структурно-функциональные_особенности.pdf
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
Кафедра периодической печати
На правах рукописи
ГОЛОВИН
Юрий Алексеевич
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
ЖУРНАЛЫ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Специальность 10.01.10 – Журналистика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени
кандидата филологических наук
Научный руководитель –
доктор филологических наук,
профессор М.В. ШКОНДИН
Москва
2009
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………..……3
Глава
I.
ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУРНОХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ЖУРНАЛОВ.
§ 1. Современные типологические исследования средств массовой
информации ……………………………………………………………... 13
§ 2. Журналы переходного периода: эволюция типологических
моделей…………………………………..…………………………….…. 26
Глава II. ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖУРНАЛЫ: ОБЩЕЕ
И ОСОБЕННОЕ.
§1. Литературно-художественные журналы в постсоветский период..58
§2. Типологическая структура литературно-художественных
журналов. ……………………………………………………………..…. 80
Глава
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖУРНАЛОВ.
§1. Особенности функционирования и развития региональных
литературно-художественных журналов в постсоветский период…..114
§2. Типологические характеристики региональных литературнохудожественных
журналов……………………………………………..132
§3. Современные концепции региональных литературнохудожественных
журналов……………………………………………...149
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….... 164
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………. 172
III. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЛИТЕРАТУРНО2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Периодическая печать России на рубеже ХХ-ХХI веков
характеризуется значительными типологическими изменениями,
вызванными реалиями современного информационного рынка.
Становление рыночной экономики, политическое реформирование
общества, перемены в духовной сфере существенно изменили систему
взаимоотношений средств массовой информации и ее потребителей,
что выразилось, прежде всего, в значительном увеличении
наименований изданий, с одной стороны, и уменьшении их тиражей, с
другой. Существенные потери понесла журнальная периодика,
сократив свои тиражи в 3 – 4 раза, в том числе, и литературнохудожественных
журналов. Еще больший урон понесли региональнохудожественные
журналы. Их тиражи сократились, а многие были и
вовсе закрыты. Так, практически перестали выходить журналы
«Сибирские огни», «Кубань», в режиме альманаха стали издаваться
журналы «Урал», «Дон» и др. Многие издания изменили свой формат.
Актуальность темы заключается в том, что российский
«толстый» литературно-художественный журнал представляет собой
единственное в своем роде культурологическое явление. Первыми
журналами, отвечающими современным типологическим требованиям
российского «толстого» литературно-художественного журнала,
следует признать «Вестник Европы» Н.М. Карамзина и М.Т.
Каченовского, а также «Московский телеграф» Н.А. Полевого,
который начал издаваться еще во времена А.С. Пушкина. Журнал, по
определению В.Г. Белинского, «изумлял своей живостью, свежестью и
новизной, разнообразием мысли, вкусом, хорошим языком». Н.А.
Полевой сделал «Московский телеграф» привлекательным не только
3
Стр.3
для высших слоев общества, но и для купцов, разночинцев,
образованных рабочих, тем самым превратив его в массовый. Опыт
этих изданий на долгие годы определив место и значение в обществе
русского литературно-художественного и общественно-политического
журнала – как прообраза будущих знаменитых советских изданий –
властителей дум «шестидесятников»: «Новый мир», «Москва», «Наш
современник», «Знамя». Он оказал влияние и на такие популярнейшие
издания времен перестройки, как «Огонек», «Столица» и др.
После провальных 90-х годов, когда резко упал интерес к
«толстым» журналам, впрочем, как и вообще к печатным СМИ, в
последние годы наметилось некоторое увеличение интереса к
литературно-художественным журналам. Но актуальность
исследования этого сектора журнальной периодики еще и в
том, что это чуть ли не единственная группа изданий в годы перемен в
системе средств массовой информации современной России, которые
не растеряли своих важнейших типологических характеристик. В
период, когда низвергались основы тысячелетней российской и почти
столетней советской культуры, литературно-художественные журналы
остались чуть ли не единственными охранителями традиционных
культурных ценностей.
Хотя известный исследователь типологии литературнохудожественных
журналов А.Г. Бочаров в свое время и назвал
«толстый» традиционный русский журнал маргинальным типом,
предположив, что «возможно, этот (сейчас широко распространенный)
вид издания будет вымываться по мере уменьшения
литературоцентризма, когда литературный журнал выполняет роль и
общественной трибуны, и вечевого колокола, и генератора жизненных
проблем» (Бочаров А.Г. Типология журналов переходного периода //
Журнальная периодика России. – М., 1996), сегодня вряд ли можно
отрицать тот факт, что после страшного обвала в первой половине 90-х
4
Стр.4
годов за минувшие десять лет эти журналы вновь обретают своих
читателей.
Литературно-художественные журналы меняются вместе с
обществом: лучшие из них стремятся не просто идти вслед за своим
читателем, но и вести его за собой, не просто отражать события,
происходящие в данный момент, но и идти впереди него, обобщая и
предсказывая. Такое понимание процесса жизнедеятельности данного
сегмента журнальной периодики вытекает из основного
методологического основания настоящей работы – традиционное и
инновационное в журналистике находится в состоянии взаимоперехода
и взаимодействия, в том числе, с литературно-художественным
процессом.
В то же время выявление основных закономерностей
функционирования системы литературно-художественных журналов в
целом, ее типологических характеристик, изучение структуры
конкретных изданий, круга авторов и читательской аудитории важно в
современных социально-экономических условиях, когда литературнохудожественные
журналы страдают от недостаточного
финансирования, от невозможности выплаты достойных гонораров
публикующимся в них авторам.
Поэтому четкое знание механизма работы литературнохудожественного
журнала, условий его финансирования, тематической
структуры, целевого назначения и воздействия на аудиторию может
оказать реальную помощь в выработке алгоритма действий по изданию
литературно-художественного журнала в сегодняшней ситуации,
оптимизации деятельности
существующих литературнохудожественных
журналов.
Исследования в данной области могут стать дополнительным
ресурсом привлечения внимания к проблемам литературного цеха,
5
Стр.5