Шлыкова О.В., профессор
кафедры виртуальных коммуникаций МГУКИ
Культура мультимедиа: горизонты научного направления
В настоящее время происходят существенные смещения в парадигмальной
системе координат ценностно-онтологических ориентаций. <...> Ситуация "стремительно прибывающего будущего" (Тоффлер), описанная теоретиками ХХ века, интенсивно трансформирует культурные реалии и стереотипы жизни. <...> Точкой выбора оказывается "ценность человечности" или отказ от нее в пользу постчеловеческой глобальной цивилизации. <...> Понимая под культурой «вторую природу», т.е. созданный человеком вещный мир, а также мир человеческих отношений с его нормами, идеалами, ценностями, некоторые исследователи подчеркивают, что и это еще не есть культура
сама по себе, а лишь ее «предметное тело» как предметное воплощение прошлых
результатов человеческой деятельности1. <...> Непосредственно же культура выступает
как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности, меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой
деятельности в различных сферах общественной жизни. <...> Подобная трактовка культуры позволяет высветить перспективы исследования природы мультимедиа: <...> 1) сам культурный феномен мультимедиа и его оценка культурологами, теоретиками, практиками и культурным сообществом; <...> 2) рефлексия общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения в традиционном культурном менталитете в связи с высокими скоростными
трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в
моделях информационно-коммуникационных каналов; <...> 3) дигитализация (оцифровка - от англ. слова digital) культурного наследия,
что предполагает комплексное осмысление данной проблемы специалистами не
только собственно информационно-технологической, но и философской, культурологической и социальной-культурной сфер. <...> Эти направления <...>
Культура_мультимедиа_горизонты_научного_направления_.pdf
Шлыкова О.В., профессор
кафедры виртуальных коммуникаций
МГУКИ
Культура мультимедиа: горизонты научного направления
В настоящее время происходят существенные смещения в парадигмальной
системе координат ценностно-онтологических ориентаций. Ситуация "стремительно
прибывающего будущего" (Тоффлер), описанная теоретиками ХХ века, интенсивно
трансформирует культурные реалии и стереотипы жизни. Точкой выбора
оказывается "ценность человечности" или отказ от нее в пользу постчеловеческой
глобальной цивилизации.
Понимая под культурой «вторую природу», т.е. созданный человеком вещный
мир, а также мир человеческих отношений с его нормами, идеалами, ценностями,
некоторые исследователи подчеркивают, что и это еще не есть культура
сама по себе, а лишь ее «предметное тело» как предметное воплощение прошлых
результатов человеческой деятельности1. Непосредственно же культура выступает
как характеристика самого человека, меры его развития в качестве субъекта деятельности,
меры овладения этим субъектом условиями и способами человеческой
деятельности в различных сферах общественной жизни.
Подобная трактовка культуры позволяет высветить перспективы исследования
природы мультимедиа:
1) сам культурный феномен мультимедиа и его оценка культурологами, теоретиками,
практиками и культурным сообществом;
2) рефлексия общества, создателей и пользователей мультимедиа на изменения
в традиционном культурном менталитете в связи с высокими скоростными
трансформациями современной культуры, а также с техническими инновациями в
моделях информационно-коммуникационных каналов;
3) дигитализация (оцифровка - от англ. слова digital) культурного наследия,
что предполагает комплексное осмысление данной проблемы специалистами не
только собственно информационно-технологической, но и философской, культурологической
и социальной-культурной сфер.
Эти направления стимулируют формирование научного знания о современной
культуре не только как системы теоретико-методологических представлений
ее традиционных видов, но и расширительной трактовки ее прикладной знаниевой
составляющей, связанной с развитием и функционированием культуры в различных
ее проявлениях, формах существования, носителях транслирования и ре1
Наука и культура/ АН СССР; Ин-т истории естествознания и техники; Отв. ред. В.Ж. Келле.М.:Наука,
1984.- C5.
1
Стр.1