А.Н. Новиков
(Орловский государственный технический
Россия, г. Open
университет)
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА
Исследования показывают, что в последние годы негативное воздействие автомобильного
транспорта на окружающую среду в России постоянно возрастает. <...> Это связано с интенсивным рос
том численности автотранспортных средств (АТС), низким уровнем экологической безопасности
конструкций отечественных автомобилей, объектов автотранспортной инфраструктуры, исполь
зуемых материалов, прежде всего топлив и масел, несоблюдением регламентов и низким качест
вом осуществления технического обслуживания и ремонта техники, несовершенством нормативноправовой и методической базы, отсутствием экономических стимулов и др. <...> По расчетам, величина ежегодного экологического ущерба от функционирования автотранс
портного комплекса Российской Федерации достигает 110 млрд. рублей. <...> Определяющим фактором
такого доминирования автотранспорта является значительное отставание экологических характе
ристик выпускаемых АТС от достигнутого мирового уровня в сочетании с низким уровнем их тех
нической эксплуатации. <...> В этой связи российские АТС рас
ходуют на 12-16 % больше моторного топлива, чем их современные зарубежные аналоги. <...> При существующей динамике обновления парка и действующей практике управления эколо
гической безопасностью парка АТС можно с высокой долей вероятности утверждать, что ситуация
в области транспортного загрязнения окружающей среды и в дальнейшем будет ухудшаться, не
смотря на принятые решения о поэтапном введении в России европейских норм. <...> К сожалению, известно, что из 9 % машин, которые вообще имеются в мире, не оборудован
ных современным уровнем нейтрализации выхлопных газов, 6 % принадлежит нашей стране. <...> Анализ проведенных исследований и научно-технических данных [1,2] показывает, что мож
но выделить две основные группы факторов, определяющих степень токсичности выбросов <...>
Экологическая_безопасность_автотранспорта.pdf
Строительство. Транспорт
УДК 656.13:502.5
Докт. техн. наук, проф. А.Н. Новиков
(Орловский государственный технический университет)
Россия, г. Open
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТА
Исследования показывают, что в последние годы негативное воздействие автомобильного
транспорта на окружающую среду в России постоянно возрастает. Это связано с интенсивным ростом
численности автотранспортных средств (АТС), низким уровнем экологической безопасности
конструкций отечественных автомобилей, объектов автотранспортной инфраструктуры, используемых
материалов, прежде всего топлив и масел, несоблюдением регламентов и низким качеством
осуществления технического обслуживания и ремонта техники, несовершенством нормативноправовой
и методической базы, отсутствием экономических стимулов и др.
По расчетам, величина ежегодного экологического ущерба от функционирования автотранспортного
комплекса Российской Федерации достигает 110 млрд. рублей. Определяющим фактором
такого доминирования автотранспорта является значительное отставание экологических характеристик
выпускаемых АТС от достигнутого мирового уровня в сочетании с низким уровнем их технической
эксплуатации.
Средний возраст автомобильного парка остается значительным и составляет в целом по стране
около 11 лет, а в отдельных регионах России - за 14 - 15 лет. В этой связи российские АТС расходуют
на 12-16 % больше моторного топлива, чем их современные зарубежные аналоги.
При существующей динамике обновления парка и действующей практике управления экологической
безопасностью парка АТС можно с высокой долей вероятности утверждать, что ситуация
в области транспортного загрязнения окружающей среды и в дальнейшем будет ухудшаться, несмотря
на принятые решения о поэтапном введении в России европейских норм.
К сожалению, известно, что из 9 % машин, которые вообще имеются в мире, не оборудованных
современным уровнем нейтрализации выхлопных газов, 6 % принадлежит нашей стране.
Анализ проведенных исследований и научно-технических данных [1,2] показывает, что можно
выделить две основные группы факторов, определяющих степень токсичности выбросов
двигателей внутреннего сгорания (ДВС) — технологические и организационные (рис. 1).
Выделенные и классифицированные факторы, влияющие на количество вредных выбросов
ДВС, позволили проанализировать основные подходы к снижению выбросов. На сегодняшний
день разработано большое число методов снижения выбросов загрязняющих веществ ДВС (рис. 2).
FS^Sffl
Стр.1