Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.

Культура устной речи: фонетический аспект (190,00 руб.)

0   0
АвторыСтрельчук Е.Н.
ИздательствоИвановский государственный химико-технологический университет
Страниц115
ID142135
АннотацияУчебное пособие представляет собой курс по культуре устной речи (фонетический аспект) для иностранных студентов негуманитарных специальностей в соответствии с требованиями Стандартов элементарного, базового и I сертификационного уровней. Цель пособия обучение иностранных учащихся основным фонетическим и интонационным нормам современного русского языка, а также корректировка и автоматизация произношения на этапе довузовской подготовки. Предлагаемое пособие предназначено для студентов разных национальностей и может быть использовано как для аудиторной, так и для самостоятельной работы.
Культура устной речи: фонетический аспект : Учебно-методическое пособие / Е.Н. Стрельчук .— Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2009 .— 115 с. — Кафедра русского языка .— URL: https://rucont.ru/efd/142135 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Е.Н. Стрельчук КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ: ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Учебное пособие для иностранных студентов Иваново 2009 1 УДК 801.4 (07) ББК 81.2 Рус – 923 Стрельчук, Е.Н. Культура устной речи: фонетический аспект: Учебное пособие для иностранных студентов / Е.Н. Стрельчук; Иван. гос. хим.технол. ун-т. <...> ISBN 978 – 5 – 9616 – 0304 – 0 Учебное пособие представляет собой курс по культуре устной речи (фонетический аспект) для иностранных студентов негуманитарных специальностей в соответствии с требованиями Стандартов элементарного, базового и I сертификационного уровней. <...> Цель пособия – обучение иностранных учащихся основным фонетическим и интонационным нормам современного русского языка, а также корректировка и автоматизация произношения на этапе довузовской подготовки. <...> Предлагаемое пособие предназначено для студентов разных национальностей и может быть использовано как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. <...> Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета Рецензенты: кафедра практического русского языка Ивановского государственного университета; кандидат филологических наук (Ивановская государственная текстильная академия) О.А. Николаева Стрельчук Е.Н., 2009 ISBN 978 – 5 – 9616 – 0304 – 0 Ивановский государственный химико-технологический университет, 2009 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебное пособие представляет собой вводно-фонетический и сопроводительный курсы по фонетике и интонации русского языка на этапе довузовской подготовки. <...> Вводно-фонетический курс предполагает обучение учащихся основным ритмическим моделям слова, умению произносить и определять на слух звуки русского языка, соотносить их с буквами, а также воспроизводить основные интонационные конструкции. <...> Сопроводительный курс направлен на систематизацию и углубление знаний студентов по русской фонетике. <...> В нем рассматриваются основные орфоэпические нормы русского языка <...>
Культура_устной_речи_фонетический_аспект.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Культура_устной_речи_фонетический_аспект.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет Е.Н. Стрельчук КУЛЬТУРА УСТНОЙ РЕЧИ: ФОНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Учебное пособие для иностранных студентов Иваново 2009 1
Стр.1
УДК 801.4 (07) ББК 81.2 Рус – 923 Стрельчук, Е.Н. Культура устной речи: фонетический аспект: Учебное пособие для иностранных студентов / Е.Н. Стрельчук; Иван. гос. хим.технол. ун-т. – Иваново, 2009. – 115 с. ISBN 978 – 5 – 9616 – 0304 – 0 Учебное пособие представляет собой курс по культуре устной речи (фонетический аспект) для иностранных студентов негуманитарных специальностей в соответствии с требованиями Стандартов элементарного, базового и I сертификационного уровней. Цель пособия – обучение иностранных учащихся основным фонетическим и интонационным нормам современного русского языка, а также корректировка и автоматизация произношения на этапе довузовской подготовки. Предлагаемое пособие предназначено для студентов разных национальностей и может быть использовано как для аудиторной, так и для самостоятельной работы. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета Рецензенты: кафедра практического русского языка Ивановского государственного университета; (Ивановская государственная текстильная академия) О.А. Николаева кандидат филологических наук ISBN 978 – 5 – 9616 – 0304 – 0 Стрельчук Е.Н., 2009 Ивановский государственный химико-технологический университет, 2009 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Данное учебное пособие представляет собой вводно-фонетический и сопроводительный курсы по фонетике и интонации русского языка на этапе довузовской подготовки. Вводно-фонетический курс предполагает обучение учащихся основным ритмическим моделям слова, умению произносить и определять на слух звуки русского языка, соотносить их с буквами, а также воспроизводить основные интонационные конструкции. Сопроводительный курс направлен на систематизацию и углубление знаний студентов по русской фонетике. В нем рассматриваются основные орфоэпические нормы русского языка, которыми должен овладеть иностранный учащийся на подготовительном отделении. Материал данного пособия ориентирован на изучение студентами основного курса грамматики, отобран с учетом лексического минимума, определенного ГОС для иностранцев, изучающих русский язык на этапе довузовской подготовки. Перечень фонетических и интонационных тем пособия связан с поставленной в методике преподавания РКИ задачей представить типологические особенности фонетической системы русского языка и типичные для иностранных учащихся фонетические и интонационные трудности. Поэтому пособие может быть использовано в работе со студентами разных национальностей. Вместе с тем в нём уделено внимание наиболее часто встречающимся фонетическим трудностям, характерным для носителей конкретных яхзыков. Пособие состоит из 20 уроков и 3-х приложений (таблиц, содержащих теоретический материал, текстов русских песен и словаря терминов). Каждый урок предполагает комплексное изучение норм устной русской речи. Причем изучение тем по интонации русского языка построено на основе уже пройденного фонетического материала, что позволяет исключить дополнительные фонетические трудности, возникающие у учащихся, и способствует повторению уже пройденного 3
Стр.3
материала. Таким образом, каждый урок представлет собой целостную систему работы над культурой русской устной речи. Теоретический материал представлен в пособии в виде схем и таблиц, а также сформулирован как небольшие правила под рубрикой «Запомните!». Такая подача теоретических сведений объясняется особенностями изучения иностранными учащимися языкового материала на этапе довузовской подготовки. Своебразие представленного курса русской звучащей речи заключается в широком использовании пословиц и скороговорок, которые помогают отрабатывать ритмику слова, его правильное произношение, способствуют развитию интонационной культуры инофонов и культуры русской устной речи в целом. Предлагаемое пособие адресовано иностранным учащимся негуманитарных специальностей подготовительного факультета и рассчитано на 80 часов. Оно может быть использовано как для аудиторной, так и для самотоятельной работы. В ходе подготовки пособия учитывался опыт работы с иностранными гражданами, обучающимися на подготовительном отделении ИГХТУ. 4
Стр.4
УРОК 1 Гласные [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Буквы а, о, у, э, и, ы. Согласные [м],[п], [б], [т], [д], [н]. Буквы м, п, б, д, т, н. ИК – 1 ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Упражнение 1. Слушайте, повторяйте, читайте. Аа «а» [а] Оо «о» [о] Уу «у» [у] Ээ «э» [э] Ии «и» [и] а – а – а о – о – о у – у – у э – э – э и – и – и а – о а – у а – у а – э и – э ы «ы» [ы] ы – ы – ы и – ы о – а – о у – а – а о – а у – а уо – ау аэ – уэ иэ – иа Упражнение 2. Произносите правильно. а – о – а а – э – а а – у – а о – у у – о уа–уо оэ – уа иу – ои э – и – а – о – у о – э – о у – э – у и – у – а и – э – а о – у – о э – о – у у – и – ы у – и – э СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ Упражнение 3. Слушайте, повторяйте, читайте. Мм «эм» [м] ма – мэ – мо – му ам – эм – ом – ум ум – му – эм – мэ мы – им – ым а – ма о – мо у – му ы – мы ма – ам – мам мо – ом – мом э – мэ – ум – мум и – им – иму – имо Упражнение 4. Произносите правильно. – – – та´ – та ма та´ ´ма [мама] мы´ [мы] 5 э – а – э и – а – и ы – и – ы у – и – ы у – о – ы
Стр.5
Упражнение 5. Слушайте, повторяйте, читайте. Пп «пэ» [п] па – пэ – по – пу ап – оп – уп – эп ып – ип – пы у – пу – пып а –па э – пэ о – по оп – ап па – ап – пап пэ – оэ – пэп по – оп – поп пу – уп – пуп Упражнение 6. Произносите правильно. – – та´ – та па ´па [папа] Упражнение 7. Слушайте, повторяйте, читайте. Бб «бэ» [б] ба – бэ – бо – бу а – ба э – бэ о – бо у – бу у – ба у – бэ у – бо о – бу и – ба и – бэ и – бо и – бу баба – баба бабу – бабу бубу – бубу ы – бы – быбы Упражнение 8. Слушайте, повторяйте, читайте. [п] – [б] бам – пам бом – пом бум – пум бэ – пэ ба –па бо – по бу – пу па – па – ба ба – па – бо па – ба – бо бы – пы бым – пым и – па и – пэ и – по и – пу па – по – ба – бо па – пэ – ба – бэ по – пу – бо – б у им – ип – ым 6
Стр.6
Упражнение 9. Слушайте, повторяйте, читайте. Тт «тэ» [т] та – тэ – ту – то а – та та – тат ат – эт – ут – от э – тэ тэ – тэт тата – тата тату – тату у – ту ту – тут туту – туту – тата – тута – тату о – то то – тот ита – итэ – ито – иту ы – ты ты – тыт ыта – ыто – ыту Упражнение 10. Произносите правильно. – та´ та ´м [там] ту ´т [тут] ты´ [ты] Упражнение 11. Слушайте, повторяйте, читайте. Дд «дэ» [д] да – до – ду – дэ а – да у – ду ы – ды и – да дада – дада э – дэ и – ду дуду – дуду о – до и – ды дада – дыда а – до и – дэ и – до Упражнение 12. Произносите правильно. – та´ да´ [да] дом´ [дом] Упражнение 13. Слушайте, повторяйте, читайте. [т] – [д] та – да то – до ту – ду та – да – да да – та – та та – да – да ты – ды ты – ты – ды тат – дат тот – дот тут – дут тыт – дыт 7 там – дам том – дом тум – дум дым – тым даду – даду додо – дода и – ды дуду – дада
Стр.7
Упражнение 14. Слушайте, повторяйте, читайте. Нн «эн» [н] на – нэ – ну – но ан – эн – ун – он у – ну – ун – ум а – на э – нэ и – на и – нэ ын – ым и – ны ан – ам он – ом эн – ым Упражнение 15. Произносите правильно. – – – – та´ – та А И ´ нна [а ´н:а] ´ нна [ин:а] Упражнение 16. Слушайте, повторяйте, читайте. Запомните! [м] [н] [д] [б] [т] [п] та – да – на ан – он – ун том – дом – ном тун – дун – нун тыт – дыт – ныт тат – дат – нат то – до – но ат – от – ут тум – дум – нум тан – дан – нан тот – дот – нон ту – ду – ну ум – ом – ум там – дам – нам тон – дон – нат тут – дут – нут ты – ды – ны тын – дын – нын тым – ным – дым ном – нам – том Упражнение 17. Произносите правильно. Запомните! – – – та´ о ´н [он] до ´м [дом] та´ – та до И ма па ´ма [дома] ´ нна [Ин:а] ´ма [мама] ´па [папа] 8 бана пото э та – та´ Анто ´н [антон] нан – нам нон – ном нын – ным – – та – та´ ´н [банан] ´м [патом] она´ [ана] ´то [эта]
Стр.8
Упражнение 18. Слушайте, повторяйте, читайте. ИК – 1 ---------------------------1 Это А Э ´ нна. Э 1 ´ то па ´па. Э ´ то до ´ то И ´м. Э ´ то м 1 ´ то о 1 ´ ама. Э ´н. Э ´ то бана ´ то ма 1 ´ то ма ´ма. Э ´ нна, Анто ´н и А ´н. Это ма ´ нна. И 1 ´ма и па 1 ´па. 1 ´ то она´. Э ´ма и па ´ нна ту ´ то он и она´. Упражнение 19. Произносите правильно. Э Э ´па. Э ´ то о ´т. Анто ´н та ´н и она´. Э ´м. Ма ´ то Анто ´ма и па ´па до ´н и И ´ма. ´ нна. Проверьте себя! Упражнение 1. Произносите правильно. Он, Анна, Антон, тут, Инна, дома, там, она, дом, это, мама, банан, папа. Упражнение 2. Составьте предложения (ИК – 1). Дом, мама, папа, и, он, она, Антон, Инна, там, тут, дома. УРОК 2 Согласные [ф], [в], [л], [к], [г], [х], [р]. Буквы ф, в, л, к, г, х, р. ИК – 3, ИК – 5 Упражнение 1. Слушайте, повторяйте, читайте. Фф «эф» [ф] фа – фо – фу аф – оф – уф уф – фу – эф фпа – фпо фпа – афп а – фа о – фо фу – уф фа – аф фо – оф уф – ту аф – та оф – то уф – пу фта – афт фта – фто фту – фпу фка – фко фку – фка афк – афт 9 аф – па оф – по ут – уп
Стр.9
Упражнение 2. Произносите правильно. – – – – та´ – та фо ´то [фота] та – та´ фонта ´н [фантан] Упражнение 3. Слушайте, повторяйте, читайте. Вв «вэ» [в] а – ва о – во у – ву ы – вы ва – во – ву ва – два во – дво ву – дву ма – вма на – вна да – вда мо – вмо но – вно до – вдо му – вму ну – вну ду – вду вы – двы мы – вмы ны – вны ды – вды Запомните! [м] [н] [д] [б] [в] [т] [п] [ф] Упражнение 4. Произносите правильно. – – – та – та´ вода´ [вада] Ива ´н [иван] та´ два´ [два] во ´т [вот] Упражнение 5. Слушайте, повторяйте, читайте. [ф] – [в] фа – ва фо – во ф у– ву фа – ва – ва ва – ба фа – ва – фа во – бо ва – фа – фа ву – бу ва – ва – ба ва – ба – ба ва – ба – ва Упражнение 6. Слушайте, повторяйте, читайте. [ф] – [п] [в] – [б] фа – па – фпа фо – по – фпо фу – пу – фпу фы – пы – фпы во – бо – вбо ву – бу – вбу вы – бы – вбы ва – ба – вба 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.