МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уральская государственная архитектурно-художественная академия
ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ
Е.П. Дятел
Э.Ф. Подылина
Н.В. Голомолзина
Экономическая сущность и
формы реализации жилищнокоммунальных
услуг
МОСКВА
БИБКОМ
2012
1
Стр.1
УДК 338.46:64
ББК 65.2/4+38.9
Дятел Е.П.
Экономическая сущность и формы реализации жилищно-коммунальных
услуг: монография / Е.П. Дятел, Э.Ф. Подылина, Н.В. Голомолзина. - М.:
БИБКОМ, 2012. – 144 с. – ISBN 978-5-905563-01-0
В монографии экономическая сущность жилищно-коммунальных услуг
(ЖКУ) рассматривается с позиций единого методологического подхода к анализу
условий человеческой жизнедеятельности, включающих совокупность исторически
возникающих (естественно выросших, экономических и социальных) благ.
Определение услуги в системе базовых категорий экономической теории позволяет
рассмотреть ЖКУ как форму извлечения полезных свойств из результатов
услугообразующей деятельности. На основе произведенного анализа сделаны
конкретные предложения по организации услугообразующей деятельности в сфере
российского ЖКХ.
Издание предназначено для научных работников и преподавателей вузов,
руководителей и специалистов региональных и муниципальных органов
управления, может быть использовано в качестве учебного пособия для студентов
экономических специальностей.
ISBN 978-5-905563-01-0
© БИБКОМ, 2012
© Е.П. Дятел, Э.Ф. Подылина,
Н.В. Голомолзина, 2012
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………………....6
1. Постановка проблемы, объект, предмет и метод исследования …………………....7
1.1. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) как проблема научного
исследования……………………………………………………………………. 7
1.2. Определение исходных категорий………………….……………..……………8
1.3. Методологические принципы исследования…………….…. …………………9
1.4. Восхождение от абстрактного к конкретному как метод построения системы
экономических категорий ……………………………………………………..11
2. Блага и услуги: генетические и функциональные характеристики ……………...17
2.1. Вещи (блага) и услуги …………………….........................................................17
2.2. Естественно выросшие блага и услуги ……………………………………..…18
2.3. Техногенные (технологические) блага и услуги ………………………….…..21
2.4. Экономические и социальные блага и услуги …………………………….…..22
3. Услуги и услугообразующая деятельность……………………………………….……. 25
3.1. Двойственная природа труда ………………………………………..……….....25
3.2. Услуга в системе базовых категорий экономической теории ………...…….27
3.3. Рынок жилищно-коммунальных благ …………………………………….…...29
4. ЖКХ в исторической ретроспективе ………………………………………………….33
4.1. Становление ЖКХ как сферы социально-экономического обеспечения
базовых условий жизнедеятельности населения России …………………....33
4.2. Переход к планово управляемому жилищно-коммунальному
хозяйству…………………………………………………………………………….......35
4.3. ЖКХ в трансформационной экономике России…………………………….......40
5. ЖКУ как форма присвоения социальных благ ………………………………….……43
5.1. Двуединая природа жилищно-коммунальных услуг……………………………43
5.2. Жилищно-коммунальные блага с позиций теории общественного
сектора …………………………………………………………………………………..45
5.3. Потребление жилищно-коммунальных благ …………………………………....50
6. Место и роль услуг в формировании человеческого потенциала …………………..52
6.1. Услуга в современной социально-экономической литературе…………….…...52
6.2. «Понятие, ориентированное на потенциал»: готовность предоставления услуги,
удовлетворяющей ту или иную потребность клиента..........................................55
6.3. Результаты услугообразующей деятельности: трансформация вещных,
3
Стр.3
энергетических, информационных или иных свойств объектов, выполняемая с
целью удовлетворения качественно определенной потребности клиента (на
заказ)…………………………………………...........................................................56
6.4. Изменение состояния лица или объекта, принадлежащего какой-либо
экономической единице, происходящее в результате деятельности другой
экономической
единицы с
предварительного
согласия
первой…………………………………………………………………………….…58
6.5. Услуги как форма деятельности, осуществляемой по взаимному согласию
сторон и приводящей к смене (трансакция) или подтверждению прав
собственности на полезный эффект………………………………………………60
7. Права собственности на полезный эффект …………………………………………..63
7.1. Экономическая теория прав собственности о формах присвоения полезных
свойств блага………………………………………………………………..……...63
8.
7.2. Контракт – форма взаимоотношений собственников в условиях рыночной
экономики………………………………………………………………………..…65
Экономико-правовые системы собственности……………………..……67
Роль общественного сектора в формировании благосостояния населения
7.3.
России………………………………………………………………………………………70
8.1.
Экономическая теория благосостояния ……………………………....70
8.2. Роль государства в развитии общественного сектора экономики..…………….72
8.3. Материальная и социальная основа дальнейшего развития ЖКХ России..……74
8.4. Формы государственного вмешательства в экономику……………...…………81
9. Взаимоотношения государства и рынка в сфере ЖКХ …………………………….85
9.1. Государство: благосостояния и трансфертное; защищающее и производящее.85
9.2. Регулирующий контракт как форма реализации экономического интереса
со стороны производителя и со стороны потребителя услуги……...…………..86
9.3. Провалы государства и провалы рынка в ЖКХ …………………………………88
9.4. Государство (общество) как принципал в предоставлении услуг ЖКХ……….93
9.5. Функции жилищно-коммунального хозяйства как агента в сфере производства
общественных благ………………………….………………………………….....96
эффективной инфраструктуры для устойчивого
9.6.Формирование
функционирования систем коммунального жизнеобеспечения населения…...98
10. Финансирование услугообразующей деятельности в сфере ЖКХ……………….101
10.1. Особенности предоставления государственной поддержки населению по
оплате жилищно-коммунальных услуг…………………………………………101
4
Стр.4
10.2. Цели реформирования системы государственной поддержки
населению по оплате жилищно-коммунальных услуг……………………….…….104
10.3. Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных
услуг……………………………………………………………………………….106
10.4. Предоставление компенсаций расходов на оплату жилого помещения и
коммунальных услуг………………………………………………………….…113
10.5. Оценка результатов изменения порядка оказания государственной
поддержки населения по оплате жилищно-коммунальных услуг……………120
10.6. Оценка социально-экономических последствий изменения порядка оказания
государственной помощи и определение перспектив развития общественного
сектора экономики в жилищно-коммунальном комплексе России………….128
Заключение…………………………………………………………………………………...134
Библиографический список………………………………………………………………..138
5
Стр.5
Введение
Существующая в настоящее время система государственного регулирования
жилищно-коммунального хозяйства не позволяет обеспечить баланс интересов общества
и предприятия регулируемой отрасли, положительно повлиять на создание условий
социальной стабильности, повышение уровня благосостояния населения. В работах
отечественных авторов обоснованно указывается, что такое положение обусловлено
неадекватной системой управления, дотационностью и неудовлетворительным
финансовым положением жилищно-коммунального комплекса, высокими затратами,
отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием
жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, и как следствие,
высокой степенью изношенности основных фондов, неэффективной работой
предприятий, большими потерями ресурсов1.
Значительные государственные обязательства по развитию ЖКХ не
обеспечиваются соответствующим объемом их финансирования. Это приводит к провалам
в практике функционирования и государственного регулирования ЖКХ как важного
элемента общественного сектора экономики России и требует качественно нового
подхода к его организации. Такой подход не может быть создан, исходя из благих
намерений. Назрела необходимость провести экономико-теоретический анализ
существенных моментов функционирования жилищно-коммунального хозяйства как
важнейшей сферы жизнеобеспечения населения. Это, на наш взгляд, позволит
реформировать сложившуюся экономико-правовую практику оформления
взаимоотношений между производителями и потребителями жилищно-коммунальных
услуг.
1 Баженов С.И. Партнерство власти и бизнеса в ЖКХ [Текст] //Экономические науки, 2007, № 2. с. 7-11.;
Баженов С.И. Развитие коммунальной инфраструктуры как главный фактор эффективности
реформирования жилищно-коммунального хозяйства [Текст] / Екатеринбург, Институт экономики УрО
РАН, 2007 - 25с.; Бочко В.С. Проблемы институционального обновления коммунальной сферы в регионе
[Текст] / Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2005 – 52с.; Бочко В.С. Системы коммунальной
инфраструктуры жилищного сектора [Текст] / Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2009 – 249с.;
Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве:
теория, методология и практика [Текст]. Екатеринбург.: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. Гос. Проф.-пед.ун-т»,
2006.
6
Стр.6