Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Право и жизнь

Право и жизнь №7-8 2011 (440,00 руб.)

0   0
Страниц153
ID140291
АннотацияНа страницах журнала публикуются различные материалы, отражающие состояние нашей российской правовой системы, развитие законодательства, его строительства и применения на практике.
Право и жизнь .— 2011 .— №7-8 .— 153 с. — URL: https://rucont.ru/efd/140291 (дата обращения: 04.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

* Адвокатура как институт оказания квалифицированной юридической помощи . <...> * Соотношение адвокатской тайны с иными видами охраняемых конституционными нормами тайн . <...> * Судебная власть как институт защиты прав и свобод человека и гражданина . <...> Конституция Российской Федерации содержит требование установления правовых основ единого рынка (п. «ж» статьи 71). <...> Во-первых, среди источников правового регулирования банковской системы главное место занимает Конституция Российской Федерации (статьи 15, 75 Конституции РФ). <...> Данное конституционное требование, указывает Конституционный Суд, находит свое развитие в антимонопольном законодательстве, в том числе в Федеральном законе «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг», в силу которого Центральный банк Российской Федерации наряду с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты и/или совершать действия, ограничивающие конкуренцию на рынке финансовых услуг, а именно необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг, ограничивать иначе, как на основании федерального закона, доступ финансовых организаций на рынок финансовых услуг или устранять с него финансовые организации, препятствовать деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг, устанавливать нормы, ограничивающие потребителям финансовых услуг выбор финансовых организаций, которые их предоставляют, предоставлять одной или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном и том же рынке финансовых услуг (статья 12). <...> , кандидат юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации, президент Адвокатской палаты Московской области АДВОКАТУРА КАК ИНСТИТУТ ОКАЗАНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ <...>
Право_и_жизнь_№7-8_2011.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Право_и_жизнь_№7-8_2011.pdf
ПРАВО И ЖИЗНЬ 157 (7) – 158 (8) МОСКВА – 2011
Стр.1
ISSN 0868-3900 ПРАВО И ЖИЗНЬ Независимый научно-правовой журнал ¹ 157 (7) – 158 (8). Июль – Август Учредители: Благотворительный Фонд «Центр публичного права», Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ» Выходит с января 1992 ã. Редакционная коллегия: Ю.А. Дмитриев (главный редактор), Â.Â. Альхименко, Â.Í. Григорьев, È.À. Èñàåâ, Â.Ì. Êóðèöûí, Á.À. Ñòðàøóí, È.Ä. Õóòèíàåâ, Ã.Ã. ×åðåìíûõ, Л.Ю. Грудцына (зам. главного редактора – редактор электронной версии) Литературный редактор – Е.А. Медведева Лицензия ПИ ¹ 77-11959 от 04.03.2002 ã. Интернет-версия æóðíàëà: http://www.law-n-life.ru _______________________________________________________________ Подписано в печать 22.08.11. Сдано в набор 15.08.11. Формат 60õ90/16. Печать îôñåòíàÿ. Объем 19,0 ï.ë. Тираж 1200 ýêç. Заказ ¹ . ОАО «Орехово-Зуевская типография» ã. Îðåõîâî-Çóåâî, Ìîñê. îáë., óë. Дзержинского, ä. 1. Материал подготовлен с использованием СПС ГАРАНТ (www.garant.ru) © ООО «ÞÐÊÎÌÏÀÍÈ», 2011 2 Содержание: ОКСФОРДСКИЕ ЛЕКЦИИ Дмитриев Ю. * Лекции пятая и шестая, прочитанные в Оксфордском Университете . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ПОЛИТИКА И ПРАВО Борисова Н. * Конституция и модернизация экономики в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Тарханов М. * Изменение Конституции Российской Федерации как предмет исключительного ведения органов государственной власти Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Галоганов А. * Адвокатура как институт оказания квалифицированной юридической помощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41 Якубовская Д. * Особенности ограничения конституционных экономических прав и свобод человека в России и формы их обеспечения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 Мельников В. * Место экономических прав и свобод человека в системе конституционных прав и свобод . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 ТЕОРИЯ ПРАВА Беседкина Í. * О суррогатном материнстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70 Баранов М. * Соотношение понятий «государственный контроль» и «государственный íàäçîð»: теория и практика вопроса . . . . . . . . 78 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО Дмитриев Ю. * Юридическое образование, обучение и воспитание юриста-профессионала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Мирошникова В., Грудцына Л. * К вопросу о правовом статусе научных организаций образовательных учреждений высшего профессионального образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 131 ПРАВО И ЭКОНОМИКА Некрасов А. * Политика Европейского Союза в области финансовых услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 3
Стр.2
Шленева Е. * Право частной собственности как важнейшее экономическое право (российский и зарубежный îïûò) . . . . . . . . . . . 161 ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО Молчанов С. * Некоторые проблемы законодательного регулирования правового режима информационной деятельности в сфере образования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Темников М. * Градостроительная деятельность: концепции и трактовки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179 Стрельников В. * Проблемы и перспективы прокурорского надзора за законностью правовых àêòîâ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 187 Темнов С. * Соотношение адвокатской тайны с иными видами охраняемых конституционными нормами тайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 194 Грудцына Л. * Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ . . . . . . . . . . 215 СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДОПРОИЗВОДСТВО Сангаджиев Б. * Судебная власть как институт защиты прав и свобод человека и гражданина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 Сокова А. * Недопустимость разглашения врачебной тайны как части данных предварительно расследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 АТОМНОЕ ПРАВО Вечерка А. * Сравнительный анализ правового регулирования вопросов ответственности на примере федерального законодательства Федеративной Республики Германия и Соединенных Штатов Америки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265 Гришин А. * Общий анализ национального законодательства в области обращения с отработавшим ядерным òîïëèâîì. . . . . . . . . . . 281 ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ Вердиян Г. * Морально-нравственная категория «добросовестность» в системе правовых понятий гражданского законодательства современной России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 OCOPCEE Ю. ДМИТРИЕВ, доктор юридических наук, профессор ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ, ПРОЧИТАННАЯ В ОКСФОРДСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Развитие и современное состояние российской избирательной системы: общая характеристика Выборы как институт демократического государства в России возникли достаточно давно. Ещ¸ в X-XI веках голосование применялось в городах Новгороде и Пскове при принятии решения на вече – общем собрании всех жителей города и выборах князя, осуществлявшего военное управление. Но это было локальное действие, применявшееся только в двух отдал¸нных городах на северо-западе Руси. С подчинением этих территорий Великому князю (королю) голосование в них было отменено. Затем в XIV-XV веках пут¸м выборов формировались руководящие органы Боярской Думы – совещательного органа при русском царе, также принимались и е¸ решения. В 1613 году после освобождения от польского нашествия и многочисленных династических конфликтов в России на Великом соборе был избран первый царь из последней царствовавшей в стране династии Романовых. Элементы выборов встречались в дворянских и земских собраниях в XVIII-XIX веках. Но все эти избирательные компании носили эпизодический характер и не создавали системы в е¸ современном виде. Даже выборы в Государственную думу и Учредительное собрание в начале XX века носили характер компромисса власти и народа. И после укрепления власти были прекращены. 4 5
Стр.3
Интересно, что выборы как систематическая процедура были введены только при Советской власти, хотя сама по себе система периодически менялась. Вообще в советских Конституция получил закрепление парадокс. В них была главы об избирательных системах, но не было статьи о праве граждан на участие в выборах. Гражданин рассматривался властью как приложение к системе, как инструмент формирования органов власти, но не как самостоятельная личность. Формально добровольные, фактически выборы носили принудительный характер и содержали в себе целый ряд недемократических элементов. В первые годы Советской власти они были многоступенчатыми, за сч¸т чего в преимущественно крестьянской стране формировался пролетарский (то есть состоящий из части городского населения) высший орган государственной власти - Съезд советов. До 1936 г. голосование на выборах осуществлялось открыто – пут¸м поднятия руки. До 1989 г. выборы были безальтернативными, то есть выбирался один депутат из числа одного кандидата. И только с приходом к власти М. Горбач¸ва в 1989 г. в стране прошли первые свободные выборы. Дальнейшее развитие избирательной системы происходило уже после распада Советского Союза в суверенной Российской Федерации и начало е¸ было заложено действующей Конституцией 1993 г. Только в этом документе впервые было закреплено право граждан на участие в выборах, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 32). Мы – страна догоняющей демократии. Поэтому, если характеризовать действующую в стране избирательную систему одним словом, то это слово – нестабильность. В отличии от Британии, где попытка изменить действующую в течении нескольких столетий избирательную систему закончилась провалом по итогам референдума 12 мая 2011 г., в России избирательное законодательство меняется каждый год, а иногда несколько раз в ãîä. Проблема, на мой взгляд, коренится в том, что в действующей Конституции, очевидно вследствие отрицания советского прошлого, не закреплена избирательная система. Однако по смыс6 лу Основного закона изначально в России демократическим пут¸м избирались все представительные органы, начиная от муниципальных собраний и кончая Государственной Думой - нижней палатой федерального Парламента. Что касается верхней палаты – Совета Федерации, то его формирование осуществляется пут¸м назначения его членов, но подробнее об этом в следующей лекции. Также изначально всенародно избирались и все главы исполнительной власти, начиная от мэров городов и кончая Президентом страны. В последующие годы эта система претерпела существенные изменения. На муниципальном уровне у нас действует система «матр¸шек». То есть внутрь одного муниципального образование входит несколько более мелких, то есть в район входят несколько городов, деревень, пос¸лков и т.д., также имеющих свои муниципалитеты. Изначально все муниципальные органы в них избирались населением непосредственно. Однако по новому Закону о местном самоуправлении субъекты Федерации вправе создавать избирательные системы, основанные на делегировании полномочий. То есть формировать районные Советы из числа депутатов местных муниципальных органов. Таким образом от выборов в районные Советы оказались отстранены избиратели. Особенно широко таким правом пользуются республики в составе Российской Федерации, являющие пережитками советской федерации национального типа. Таких районов относительно немного: 258 из 2800, образованных на территории страны (14%). Хуже другое: Конституционный Суд России своим Постановлением от 18 мая 2011 ã. оставил такую систему неизменной. Что касается глав муниципальных образований – мэров городов и руководителей районных администраций, то и их новый Закон о местном самоуправлении позволяет избирать не непосредственно населением, а муниципальными собраниями из числа избранных в него депутатов или даже нанимать в качестве менеджера. Мне хорошо известно, что подобные системы действуют во многих государствах развитой демократии, но у России есть несколько особенностей. Во-первых, согласно Конституции источником всей власти в Российской Федерации является народ (ст. 3). В том числе – и на муниципальном уровне. Следователь7 Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ