О.В. Чистякова
Национальная идентификация России и США в новых геополитических
условиях
//
Человек, общество, история: методологические инновации и региональный контекст. <...> Россия представляет собой самобытную и самодостаточную
цивилизацию, занимающую высокое место среди других мировых
цивилизаций: западной, исламской, конфуцианско-буддистской и др. (в
зависимости от типологии и критериев их выделения различными
исследователями). <...> Тем не менее есть нечто позитивно общее между российской и
североамериканской цивилизациями. <...> Однако анализ современной американской философско-религиозной, а подчас и
политико-религиозной литературы приводит к выводу, что исследователи
отмечают кризис идентичности американского общества как в личностном, так
и в национальном масштабе. <...> Филип Глеасон (Philip Gleason), например, в своей работе «Кризис
американизации» подчеркивает, что среди различных «видов кризиса» - власти,
религии, политики - кризис идентичности является самым важным, поскольку
связан с психологией и нравственными ценностями общества и отдельной
личности. <...> Известный католический теолог Мишель Новак процесс
самоидентификации американской нации видит в противоречивом отношении к
христианской религии; с его точки зрения необходимо искренне ответить на
1
вопрос, являются ли американцы свидетелями возрождения христианства в
Америке или же его медленного угасания. <...> Фредерик Сонтаг (Frederick Sontag) и
Джон Рос (John K. Roth) в своем фундаментальном труде «Американский
религиозный опыт» высказывают идею, что решение проблем кризиса
идентичности американской нации не является полностью секулярным. <...> Выражается этот процесс, в частности, в попытках
изыскания «новой теологии» или даже теоретического созидания «нового»
Бога, поскольку кризис идентичности в социальной жизни общества видится
ипостасью кризиса современной американской теологии. <...> Действительно <...>