Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лекция 2 Механистическая картина мира ч4 (110,00 руб.)

0   0
Первый авторДудь Александр Петрович
ИздательствоМ.: ГОУ ВПО МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича
Страниц21
ID13951
АннотацияКонцепции современного естествознания
Дудь, А.П. Лекция 2 Механистическая картина мира ч4 / А.П. Дудь .— Москва : ГОУ ВПО МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича .— 21 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13951 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Дисциплина «Концепции современного естествознания» Лекция 13 - Биосоциальная природа человека Автор – д.в.н., профессор Дудь Александр Петрович Концепция человека в естествознании В естествознании человек изучается преимущественно как природное существо, подчиняющееся биологическим законам. <...> Поэтому, чтобы выявить эти особенности, необходимо проследить, где и на каком этапе он приобрел такие способности, которые дали ему возможность не только использовать предметы природы для защиты и нападения — это делают и некоторые животные, — но начать изготавливать сначала самые примитивные орудия труда, а затем медленно и неуклонно совершенствовать их. <...> Трудовая деятельность, так же как и речь, сознание и мышление являются отнюдь не биологическими, а социальными характеристиками человека, которые он приобрел в обществе, в ходе совместной деятельности с другими людьми. <...> Поэтому именно в рамках общества на смену биологической эволюции приходит социально-культурная эволюция, связанная с возникновением и совершенствованием сознания, мышления и речи. <...> В настоящей лекции мы рассмотрим сначала биологическую эволюцию, которая в конечном итоге привела к отделению человека от других антропоидов, а затем обсудим, как приобретенные в процессе этой эволюции особенности были использованы в ходе социального развития, способствовавшего возникновению сознания, мышления и речи. <...> Концепции происхождения человека Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. <...> Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. <...> Центральное <...>
Лекция_2_Механистическая_картина_мира_ч4.pdf
1 Дисциплина «Концепции современного естествознания» Лекция 13 - Биосоциальная природа человека Автор – д.в.н., профессор Дудь Александр Петрович Концепция человека в естествознании В естествознании человек изучается преимущественно как природное существо, подчиняющееся биологическим законам. Однако выделившись из животного царства и став членом общества, он в ходе длительной эволюции благодаря трудовой деятельности приобрел такие специфические свойства и особенности, которые качественно отличают его от животных. Поэтому, чтобы выявить эти особенности, необходимо проследить, где и на каком этапе он приобрел такие способности, которые дали ему возможность не только использовать предметы природы для защиты и нападения — это делают и некоторые животные, — но начать изготавливать сначала самые примитивные орудия труда, а затем медленно и неуклонно совершенствовать их. Трудовая деятельность, так же как и речь, сознание и мышление являются отнюдь не биологическими, а социальными характеристиками человека, которые он приобрел в обществе, в ходе совместной деятельности с другими людьми. Поэтому именно в рамках общества на смену биологической эволюции приходит социально-культурная эволюция, связанная с возникновением и совершенствованием сознания, мышления и речи. В настоящей лекции мы рассмотрим сначала биологическую эволюцию, которая в конечном итоге привела к отделению человека от других антропоидов, а затем обсудим, как приобретенные в процессе этой эволюции особенности были использованы в ходе социального развития, способствовавшего возникновению сознания, мышления и речи. Концепции происхождения человека Вопрос о собственном происхождении постоянно привлекал к себе внимание людей, поскольку для человека познание самого себя не менее важно, чем познание окружающего мира. Попытки понять и объяснить свое происхождение предпринимались философами, теологами, учеными — представителями естественных (антропология, биология, физиология), гуманитарных (история, психология, социология) и технических (кибернетика, бионика, генная инженерия) наук. В связи с этим существует довольно большое количество концепций, объясняющих природу и сущность человека. Большинство из них рассматривает человека как сложную целостную систему, объединяющую в себе биологические и социальные компоненты. Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — общее учение о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и вариациях физического строения человека. Современная антропология рассматривает антропогенез — процесс происхождения человека — как продолжение биогенеза. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных
Стр.1
2 этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза и социогенеза. По мере становления и развития антропологической науки на все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза: 1) креационистская концепция — человек сотворен Богом или мировым разумом; 2) биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений; 3) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей; 4) мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе; 5) космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю. Креационистская концепция Первоначальные представления о происхождении человека в результате сотворения Богом или Мировым Разумом нашли свое отражение в древних мифах. Позже появились различные версии религиозного характера. В зависимости от уровня развития религии можно выделить несколько вариантов ответов на этот вопрос. Так, у бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок (им обычно является какое-то животное или реже — растение либо неодушевленный предмет) превратился в первого человека и дал начало их роду. Например, у австралийцев, считающих себя потомками ящерицы, говорится, как их тотемный предок пришел с севера и нашел там самозародившиеся беспомощные человеческие зародыши со склеенными пальцами и зубами, закрытыми ушами и глазами. Он каменным ножом отделил эти зародыши друг от друга, открыл им глаза и уши, научил добывать огонь, готовить пищу, дал им оружие, обряды и обычаи. В языческих религиях, которые основаны на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается творением этих богов. Так, древние шумеры считали, что первые люди были созданы богами из глины, чтобы те служили им. Иногда люди могли быть прямыми потомками богов. Так, древние греки возводили родословную многих своих героев к олимпийским богам, чаще всего к Зевсу и низшим женским богосуществам (наядам, дриадам и т.д.). В монотеистических религиях, таких, как христианство или ислам, существует лишь единый Бог, который считается творцом мира и человека. Так, в Библии, священной книге христиан, рассказывается, что на шестой день творения Бог сотворил человека по своему образу и подобию, чтобы тот владел всей Землей. Он сделал Адама из праха земного и вдохнул в него дыхание жизни. Затем из ребра Адама он создал Еву. Коран повествует о том, как Аллах создал человека из эссенции глины, превратил ее в каплю, создал из нее сгусток крови, затем кусок мяса и кости, после этого он облек кости мясом и вырастил человека в другом творении. Независимо от конкретной версии (христианство, иудаизм, ислам и др.) сущность религиозного ответа на вопрос о происхождении человека остается единой: человек есть творение Бога, а конкретные процессы, сопровождавшие и составляющие божественный акт творения, — тайна. Подобные утверждения могут являться лишь предметом веры, но не научного доказательства.
Стр.2
3 Креационизм как концепция антропогенеза оставлял нерешенным множество вопросов. Некоторые ставшие известными факты не укладывались в религиозную картину мира, в частности обнаружение останков существ, имеющих сходство с человеком, но не являющихся людьми. Кроме того, были найдены древнейшие каменные орудия труда, изготовленные тогда, когда с точки зрения священных книг человека еще не было, так что оказалось неясно, кто их создал. И, наконец, создание теории эволюции поставило вопрос о правомерности утверждения о том, что человек не должен подчиняться общим закономерностям развития живой природы. Поэтому с момента возникновения науки ученые и философы начали искать иные объяснения происхождению человека. И далеко не все из них согласны с эволюционной теорией. Так, Аристотель говорил о целевых причинах, заложенных во все предметы и явления мира, в том числе и в живые организмы. Наличие таких изначально заложенных целей заставляет их развиваться и усложняться. В ходе этого процесса и появился человек. В Новое время появилась идея о Мировом Разуме, вызвавшем появление человека. В наши дни такая точка зрения получила некоторые основания для своего существования. Ученый Ж. Моно подсчитал, что появление генома человека, сложность которого оценивается числом 101000, требовало бы в эволюции живого случайного перебора вариантов, равного 10900 на одну особь. Такие числа просто не реальны, поэтому Моно заявил об уникальности как жизни, так и человека, об их возникновении вопреки ходу природы. Концепция номогенеза, о которой мы говорили выше, тоже подчеркивает целенаправленность как изначальное свойство жизни. Берг, автор концепции номогенеза, считал, что появление человека было предопределено этой целесообразностью. Поэтому довольно большая часть людей в мире продолжает придерживаться креационистской точки зрения на происхождение человека, хотя как научная концепция она сегодня не пользуется популярностью. Космическая концепция На основе анализа исторических документов и изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Сторонники космической концепции исходят из того, что появление человека на Земле — результат вмешательства инопланетян. Это могло быть или осуществлением заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах, или результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле, и их последующего одичания. Предполагается, что «космические пришельцы» способствовали созданию как мужской, так и женской особей и тем самым дали толчок становлению и развитию человечества. По степени доказательности данная точка зрения ближе всего стоит к концепции креационизма. Возникла она в 60-е гг. XX в. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Наиболее подробно
Стр.3