Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 611107)
Контекстум
Посев

Посев №10 1985 (80,00 руб.)

0   0
Страниц68
ID138897
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1985 .— №10 .— 68 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138897 (дата обращения: 30.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

О положении на верхах власти и о положении внутри российской оппозиции (10). <...> Это стало в о з м о ж н ы м , начиная с 1949 г., благо даря революционному порыву НТС, о т к р ы в шему путь „ П о с е в у " на родину, в частнос ти, через военнослужащих оккупационных в о й с к в Германии и Австрии. <...> Их духовная стойкость и моральный облик, их жертвенность и творчество, их политическая прозорливость дали „ П о с е в у " то особое ощущение морально-духовной и политичес кой преемственности, которая внутренне скрепляет всю нашу деятельность. <...> К а к никогда, остро чувствуется жажда обновления, жажда иной, лучшей жизни, жажда подлинного мира и в „человецех бла говоления". <...> Барачный лагерь, брошенный иностранны ми рабочими, в июне 1945 г. был занят груп пой российских беженцев, р у к о в о д я щ е е яд ро которых составили члены НТС, собрав шихся из разных мест, включая немецкие концлагеря и рабочие команды. <...> Наряду с администрацией ЮНРРА (между народной организации помощи беженцам) существовало самоуправление лагеря, в о главе которого стоял К. <...> ЮНРРА черной к р а с к о й цензора подчас замазывала „неугодные" тексты, а с 1 нояб р я , под давлением советских представите лей, вообще з а к р ы л а „Посев". <...> (Пашина) , но и его издание было прервано ЮНРРой после второго номера, по той же причине. <...> Первый этап (1952—1962) характерен тем, что, во-первых, на собственной техни ческой базе и в условиях большого города, издательство значительно расширилось; вовторых, к этому времени возросли извест ность и популярность „ П о с е в а " в эмигра ции и в западной общественности; в-третьих (и это особенно в а ж н о ) , смерть Сталина и начавшиеся изменения в сознании людей и общественности в Советском Союзе рас к р ы л и новые возможности д л я контакта с соотечественниками, д л я распространения литературы на родной земле, д л я получения информации и произведений оттуда, д л я влияния на общественные процессы в стра не. <...> Еженедельник <...>
Посев_№10_1985.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.65
Стр.66
Стр.67
Стр.68
Посев_№10_1985.pdf
Стр.1
Стр.2
не В СИЛЕ БОГ. А В ПРАВДЕ! — АЛЕНСАНДР НЕВСНИЙ Номер 1341 В полуразрушенных бараках, в разрушенОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИ Й ЖУРНА Л Выходит за рубежом ежемесячно ГОД XLI Октябрь 1985 г. СОДЕРЖАНИЕ „ПОСЕВУ" — 40 ЛЕТ. Е.Миркович . Номер 1341 (1). — Начало пути (2). — Из истории „Посева" (3). — Мозаика (7). — А. А р т е м о в. 20 лет (9). — Р. Редлих . О положении на верхах власти и о положении внутри российской оппозиции (10). — „Я вижу перед собой своего, российского, читателя..." (15) ПО СТРАНЕ. Хроника (20). — Преследования (24). — В. Фефелов . К аресту Кирилла Попова (25). — Н. Н. ЧП в Иркутском университете (26). — А. Б. „Бейте милицейских мордыхаев!" (28). — Г. Д. Частник продает урожай (28). — Экономика на шестьдесят восьмом году советской власти (30). — Уровень жизни (31). — Экономические новости (32) ВОЙНА В АФГАНИСТАНЕ. Хроника войны (34) ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА. В. Мишин . Пять лет назад побеждала „Солидарность" (35). — „Тыгодник Мазовше" №№ 137 и 138 (38) МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА. А. К о в е н - с к и й. Пропаганда по-сандинистски (39); В Мозамбике — юбилей (39); На Тихом океане (40). — Зарубежная хроника (41) КПСС. А. Авторханов . Передвижение сил в Кремле (42) КГБ В ДЕЙСТВИИ. Р. Р. Шпионский порошок (46). — Удар по гебистской „дипломатии" (47) ПРОБЛЕМЫ ОСВОБОДИТЕЛЬНОЙ БОРЬБЫ. „Мы разделяем ответственность за судьбы страны..." (48) ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА. И. П. Бобров . Экономическая реформа нужна... какая? (52) ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ИДЕОЛОГИИ. В. Же - ня г и н. Жиэненаправляющая сила души (58) КНИГИ, ЖУРНАЛЫ. Владимир Андрусов . Армия глазами солдата (62) № 10 (1341) ной войной Германии группа людей, не потерявших веру в человека и в свою родину, выпустили первый номер „Посева". В условиях „маленького мира" послевоенных беженцев зарождались его особенности и задачи. „Не в силе Бог, а в правде" — эти слова Александра Невского стоят в заголовке „Посева", начиная с № 7 от 10 февраля 1946 года. В них — наша духовная родословная, которая по сей день обязывает и определяет нашу духовно-историческую ответственность. Не случайно „Посев" родился почти непосредственно после окончания войны в Европе, которая принесла нашей родине разруху, слезы, горе потерь, но и всколыхнула, по обе стороны фронта, национальное сознание и патриотизм, надежды на изменения — на упразднение террора, роспуск колхозов... Власть использовала эти чувства, но плоды победы у народа украла. Рождение „Посева" в 1945 г. было вызовом власти, было заявкой на то, что начатая борьба за Россию и за упразднение поработившей ее коммунистической диктатуры будет продолжена. Возникло несменяемое стремление „Посева" — связать свою деятельность во всем с происходящим на родине, стать непосредственным участником освободительной борьбы в самой России. Это стало возможным, начиная с 1949 г., благодаря революционному порыву НТС, открывшему путь „Посеву" на родину, в частности, через военнослужащих оккупационных войск в Германии и Австрии. Первый опыт утвердил правильность избранного пути. И может быть, тогда впервые начала ощущаться конечная цель „Посева" — стать внутрироссийским органом, доступным читателю и автору в России. Приблизиться к этой заданной цели „Посев" стремился в течение всех лет своего существования. „Посев" не мог бы стать тем, что он есть, без работы тех людей, которые его вдохновляли, не давали сойти с заданного пути. Их духовная стойкость и моральный облик, их жертвенность и творчество, их политическая прозорливость дали „Посеву" то особое ощущение морально-духовной и политической преемственности, которая внутренне скрепляет всю нашу деятельность. Многие из сотрудников и авторов „Посева" ушли от
Стр.3
Рассказ за рассказом... Перед читателем проходит вся жизнь нынешнего русского солдата — от призыва и первого эшелона до смерти в чужой стране. Или до расстрела за дезертирство. Или до самоубийства. Или до армейского „дурдома". Или до счастливого .дембеля" (демобилизации). Такого ли, впрочем, счастливого? В армии „правды нет", с несправедливостью встречаешься на каждом шагу. Бытовые условия — первобытные. Питание — впроголодь. Политдолбежка — в лошадиных дозах. Доносчики — повсюду, власть доносительство поощряет и награждает. Муштра ~ жесточайшая. И постоянное, планомерное попрание человеческого достоинства, чтобы выработать в солдате беспрекословное, скотское послушание. Оскорбляют и бьют солдата все, начиная с офицера. Бьет старшина. Бьют встречные патрульные. Бьют новичка „салагу" старослужащие, „старики" (они — беспощадней всех). Бьют его на гауптвахте — не говоря уже о дисбате. И вот результат: „Еще месяц назад был как будто парень как парень, а сегодня готов любого продать, чтоб не посадили, чтобы дали ему отпуск, чтобы почаще получать увольнительные, чтобы раньше демобилизоваться. Ломали таких ребят! И становились они хуже врагов". Ломали не всех — многие рассказы именно про тех, кто устоял, кто сохранил в себе человека. Но весь трагизм положения солдата в том, что он еще, вдобавок, должен всю эту мерзость защищать — для этого и существует армия. И не за страх, а за совесть, потому что за этой мерзостью, вместе с ней, неотделимо от нее, существует нечто, называемое Родиной. Не везде солдаты это чувствуют с одинаковой отчетливостью. На китайской границе, например, это все ощущали отчетливо: даже самый убежденный украинец-сепаратист вдруг вспыхивал ненавистью к китайцам, „которые хотят забрать нашу землю". В ГДР ощущение иное: солдаты себя чувствуют нежеланными гостями, не защитниками, а тюремщиками. А как в Афганистане — об этом разговор особый. Автор от вопросов не уходит. Прямых ответов не дает — это не политграмота. Но наводит на целый ряд размышлений. Солдат он показывает во всех „ипостасях": и как „салаг" призывников, и как оккупантов, и как вжимающиеся в землю живые мишени под афганскими пулями, и как „стариков" со своими „принципами" („меня били, и тебя будут", „не умеешь, научим, не хочешь, 1985 заставим"). Показывает их за водкой и анашой, а то и кокаином (в Афганистане и на Дальнем Востоке наркотики легче достать). Но главная тема книги, появляющаяся в каждом рассказе в самых неожиданных формах,— отношение разных людей к разным приказам. В особенности к наиболее вредным. Есть — „приказ есть приказ". Есть — „куда денешься — за неподчинение самого к стенке припрут". А есть и — „в своих стрелять не буду". В очерках Рыбакова показано и то, и другое. Иногда показаны даже такие, которые, выполняя гнусные приказы, испытывают удовольствие. И мастерство автора именно в описании множества подобных решений, в самых различных обстоятельствах и с разнообразием оттенков, недосказов, перегибов, с различными степенями последовательности и искренности с самим собой. Но если действительно у разных людей разное отношение к приказу под страхом расстрела, то немедленно возникает вопрос: чья все-таки возьмет? Армия в целом окажется ли способной побороть страх и восстать против своих угнетателей — или выполнит все, что им угодно будет ей приказать? Ответ мы, увы, и сами знаем. Внутренние войска в народ стреляли и, вероятно, будут стрелять. Солдаты лагеря охраняют — и будут охранять. Полным ходом идет „очистка дружественного Афганистана от населения": себе свободы не добываем и другим не даем! А ведь вооружены... Книга Рыбакова нам показывает, как это достигается. Но очень неутешительно задуматься над тем, кто это достигает. Сказать „власть", „система"? Это, конечно, правда, но не вся. Солдат, которого бьют, которому угрожают „губой" или трибуналом, действует как раб системы, безусловно. И кто хочет его осудить, пусть сперва побудет в его шкуре. Но тот же солдат, став „стариком", сержантом, офицером, сам начинает муштровать „салаг", и тут ни на какую подневольность не сошлешься. Срывать злобу — человеческая потребность, но срывать ее на более слабом — не признак храбрости. А через армию проходит народ, русский народ. Так не та ли у нас армия, какую мы и заслужили? Впрочем, может и не в национальности тут дело? В незавидной роли держиморд автор нам показывает не только русских, а и ПОСЕВ № 10 63
Стр.65
украинцев, евреев... (а вот эстонцев — нет: он этих аккуратных и порядочных ребят тоже встречал, называет „европейцами", до того они выделяются среди других). Но как бы то ни было, то состояние, в которое у нас превратили армию, — очень опасное. Если есть потребность срывать злость на своих, на русских, то почему же — и с большей охотой — не срывать ее на чужих: „косоглазых" китайцах, „разжиревших" американцах или немцах... Не нажмет ли такая, бездумно-послушная, армия на все кнопки, не запустит ли все ракеты, если ей прикажут? И кто после этого бросит камнем в Запад, если он в ответ ударит по нации, которая допустила у себя такое? А он в состоянии это сделать: советская мощь, как все советское, во многом дутая, силы же Запада — вполне реальны. Не на себя ли тогда придется пенять? Такие книги, как книга В. Рыбакова, несут в себе (конечно, не прямо высказанный) призыв нашему народу, нашей армии, резко изменить поведение, пока еще есть время — чтобы предотвратить то, что может произойти. Конечно, считать, что в военные городки книга попадет в большом количестве экземпляров — не приходится. Но какое-то количество запрещенных книг туда все же попадает. Попадет и эта. И можно лишь посоветовать будущему читателю в советской военной форме, чтобы он ее получше прятал: за такую книгу карать будут жестоко — для власти она особо опасна. Владимир РЕДАКЦИЯ ЖУРНАЛА „ПОСЕВ" Главный редактор Е. Р. Миркович Ответственный секретарь В. М. Рыбаков Редакционная коллегия: А. Н. Артемов, М. В. Назаров, Ф. Е. Неэнаиский, Р Н. Редлих, Я. А. Трушнович, А. М. Югов (Франкфурт-на-Майне); Г. Г. Бонафеде (Австралия); В. Г. Ламэдорф (Испания); Б. С. Пушкарев (США); Н. Н. Рутыч, А. П. Столыпин (Франция); прот. Кирилл Фотиав (ФРГ). Адрес редакции: Possev-Redaktion Flurscheideweg 15, D-6230 Frankfurt a. M.-80 Телефон: (069) 34 18 19 Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. При перепечатке материалов ,,П о с е в а" в свободных странах, в оригинале или в переводе, необходимы разрешение издательства и ссылка на источник. Перепечатка в российском Самиздате и в независимых изданиях всех социалистических стран — приветствуется. Андрусов ИЗДАТЕЛЬСТВО „ПОСЕВ" Издает: книги на русском языке, общественно-политический журнал «ПОСЕВ» (1 2 выпусков в год) и литературно-публицистический журнал «ГРАНИ» (4 раза в год). При издательстве — книжный склад. POSSEV-VERLAG Flurscheideweg 15, D-6230 Frankfurt а. М. 80 Tel. (069) 34 1 2 65 Postscheckkonto 33461 -608, Ffm. Dresdner Bank AG Frankfurt a. M., Kto. 2412 755 00 Ответственный издатель М. В. Горачек Директор Н. Б. Жданов ТОРГОВЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА „ПОСЕВ" АВСТРАЛИЯ. S. Sesin, Unification Bookstore, 43 Croydon Rd., Surrey Hills. Vic. 3127. АВСТРИЯ. L. Rudkevich, Postfach 81, A-1092 Wien. АНГЛИЯ. В. Miller, 83 Baring Road, London SE120JS. БЕЛЬГИЯ. В. P. 1094,1000-Bruxelles-Brussel 1. БРАЗИЛИЯ. I. Alexandrow, Av. Lavandisca 648, Indianopolis, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА. Artesania Kazbek S.R.L. Apartado 76184 El Marques Zona Postal 1070 A Caracas. ИЗРАИЛЬ. M. Nudelmann, Russian Books, Merkas Hanegev, Beer-Sheva. ИТАЛИЯ. A. Timofeeff, Cassella Postale 630, Roma-Centro. США. M. Iwanovy, P. O. Box 1844, San Francisco, CA 94101. S. Golubov, P. O. Box 139, R. D. 4, Jackson, N. J. 08527, Tel.: 201-928-2125. ,,Possev" Representative, P. O. Box 695, Pasific Palissades, CA 90272. G. Valk, P. O. Box 285, Kew Gardens, New York 11415. Tel.: 212-847-8726. A. Retivov, 4523 Maple Avenue Bethesda, MD 20814. ФРАНЦИЯ. „Possev", 125 bis, rue Blomet, 75015, Paris, Tel.: 250-62-06. ШВЕЙЦАРИЯ. Leo Grossen, Thunstr. 4,3000 Bern. ШВЕЦИЯ. Tidskriften „Possev", Box 4059.15104 Sddertalje. ЯПОНИЯ. Mr. Terumasa Takahashi, Saruwatari Usa-shi, Oltaken. УСЛОВИЯ подписки на 1985 год „ГРАНИ" В розничной продаже Годовая подписка в издательстве Годовая подписка через посредников За воздушную доставку — доплата „ПОСЕВ" В розничной продаже Годовая подписка в издательстве Годовая подписка через посредников Доплата за воздушную доставку: Сев. Америка, Бл. Восток, Африка Юж. Америка, Дальн. Восток Австралия, Нов. Зеландия „НАДЕЖДА". Христианское чтение. Отдельный номер За три номера в издательстве За три номера через посредников С целью поддержки 7 нм 72 нм 84 нм 20 нм 30 нм 40 нм 24 нм 60 нм 72 нм 100 нм Если нет других указаний, подписка по истечении года автоматически продолжается. Possev-Verlag, V. Gorachek К. G., Frankfurt а. М. 17,50 нм 60 нм 70 нм
Стр.66
Александр Галии Песни КРИ К ШЕПОТО М ПОЕТ Александр ГАЛИЧ Кассета Студийная стереозапись песен А. Галича Ночной дозор. - Облака. - Ошибка. - Цыганский романс. - Городской романс. - Марш. - Гусарская песня. - Аве Мария. - Больничная цыганочка. - Старательский вальсок. - Поезд. - Когда я вернусь. КРИК ШЕПОТОМ 1985 60 минут 25 н.м. УЖЕ ПОСТУПИЛ В ПРОДАЖУ ИКОННЫЙ КАЛЕНДАРЬ НА 1986 ОКТЯБРЬ OCTOBER OKTOBLR OCTOBRE j £ з I 12 1 в 1 26 1 27 28 1 29 1 30 1 31 1 14 15 16 17 18 2 .1 4 5 19 20 6 7 8 21 22 1 1986 9 23 24 1 1 10 11 25 Четырехъязычный месячный настенный большой календарь (41 х 30 см) с 13-ю первоклассными репродукциями православных икон, со святцами, Евангелием и Апостолами на каждый день. Календарь покрыт защитной пленкой. Цена: 30 нм (пересылка за счет заказчика) (оптовикам - скидка) Possev-Verlag, Flurscheideweg 15, D-6230 Frankfurt a. M. - 80
Стр.67
Г Р Д II №137 СОДЕРЖАНИ Е ПРОЗА И ПОЭЗИЯ С. ДОВЛАТОВ. Рассказы из чемодана Ирина РАТУШИНСКАЯ. Стихи Виктор НЕКИПЕЛОВ. Мейерлинт. Стихи Ю. КУБЛАНОВСКИЙ. Стихи Фридрих ГОРЕНШТЕЙН. Улица Красных Зорь. Повесть ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА Петр ВАЙЛЬ, Александр ГЕНИС. Строительство утопии. Из книги «60-е» ИСКУССТВО Семен ЧЕРТОК. Михаил Ромм: судьба художника ИСТОРИЯ Лев РУДКЕВИЧ. Забытая годовщина ПУБЛИЦИСТИКА Игорь БИРМАН. Власть в СССР ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК Виктор ШИМАНСКИЙ. Китай: сегодня, завтра, послезавтра... БИБЛИОГРАФИЯ Наталья Малаховская. «На две половинки разрезанная душа» Борис Хаэанов. Проза поэта Анатолий Копейкин. Верность себе М. Хейфец. Солженицын - глядя из Парижа ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ КОРОТКО ОБ АВТОРАХ Владимир Рыбаков ТИСК И Армейские С предисловием Георгия очерки Владимова Л. ЗУРОВ «Древний путь» Переиздание известного романа, вышедшего в 1934 году в Париже. Автор успел до своей кончины исправить и дополнить рукопись для этого нового издания. Роман повествует о периоде гражданской войны. 1985 150 с. 24 н.м. В своей книге В. Рыбаков рассказывает о жизни советского солдата, - о том как его «учат Родину любить». От описаний повседневной жизни молодых солдат Советской армии в памяти остается глубокий след. В книге - опыт армейских лет самого автора, но в нее включено и несколько рассказов, написанных В. Рыбаковым под впечатлением своих поездок на территорию оккупированного Афганистана. 1985 Большой формат 250 с. Possev-Verlag, Flurscheideweg 15, D-6230 Frankfurt a. M. - 80 28 н.м. II ЖУРНАЛ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСКУССТВА, НАУКИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Проф. С. Г. Пушкарев Самоуправление \% ч и свобода в России Известный русский историк описывает и анализирует развитие различных форм народного самоуправления в рамках и условиях свободы, существовавшей в ту или иную эпоху дореволюционного времени: в древней Руси, в Московском государстве XVI -XVII веков, в период империи. Далее излагаются взаимоотношения свободного самоуправления с революционными процессами и решениями вплоть до крушения нормального правопорядка и разгула антинародной большевистской диктатуры. Книга изобилует историческими и статистическими сведениями. 1985 176 с. 20 н.м.
Стр.68