Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Посев

Посев №17-18 1967 (80,00 руб.)

0   0
Страниц16
ID138639
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1967 .— №17-18 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138639 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Настоятель церкви Николы Угодника один, никем не сопровождаемый, обходит с иконой Николая Чудотворца весь город, моля этого любимого святого русского народа не оставлять своим предстательством древнего города. <...> Совершают службы в столовой немецких рабочих, куда к каждой службе приносят иконы прихожан, устраивая импровизированный иконостас. <...> Георгий в свободные от физического труда часы посещают, тайком от «лагерфюреров», лагеря «восточных рабочих» за много кило метров от Нордхаузена. <...> Отделения лагеря открываются по округе, •—• в Фюрстенвальде, Цирендорфе, Ротвестене, Касселе, Вильгельмстале, — и в каждом из них возникают домовые или барач ные церкви, где служат о. <...> На рассвете следующего дня к зданию Ю Н Р Р А стекается население всех ла герей с иконами и хоругвями, чтобы во главе с духовенством засвидетельствовать полную невиновность арестованных. <...> Временные церковные об щины в лагерях заглохли. <...> Старая церковь во Франкфурте-на-Майне ются по глухим немецким деревушкам, а все отделения лагеря закрываются. <...> Древерманн, на основании представленных ему зарисовок, эскизов и обмеров подлинных псковских церквей, разработал проект цер ковного здания. <...> А. В. Русак создал проект иконостаса и уже написал все иконы нижнего яруса, надеясь в ближайшем будущем напи сать и иконы верхнего яруса, а затем перейти к росписи стен. <...> Если сами прихожане Франк фурта и Бад-Гомбурга собрали около 125 тысяч марок, то в полтора раза больше по жертвовали евангелическая, католическая и старокатолическая церковные организации, сердечно поздравляют праздником. <...> К о м а р о в а Тяжелым несчастием для нашей страны явилась трагическая гибель космонавта Владимира Михай ловича Комарова, разбившегося 24 апреля при па дении с высоты около 7 ООО метров вместе с пило тируемым им космическим кораблем «Союз-1», шед шим на посадку. <...> По всему миру пронеслась эта страшная весть, вызвав сочувствие всего человече ства к семье погибшего и к нашему <...>
Посев_№17-18_1967.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.14
Стр.15
Стр.16
Посев_№17-18_1967.pdf
Не в силе Бог, а в правде! Александр Невский ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЬ за рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 31 42 65 шшшмишишшшпшиммшшнш IMIIIIIIII ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 17-18 (1092-1093) nilJUIIIJIIMI 9 E ТРЕТИЙ N1111111!•• Hill III! 11 llliaillin POSSEV-DIE AUSSAAT, Wochenzeitung in russischer Sprache D 21 651 С Воскресенье, 30 апреля 1967 года Sonntag, 30. April 1967 «Созижду Церковь Мою...» Июль 1944 года. Советские войска движутся на запад. За ними — СМЕРШ. Впереди них — миллионная волна беженцев. Ведется артиллерийский обстрел самого западного города древней Руси — Берестья, нынешнего Бреста. Настоятель церкви Николы Угодника один, никем не сопровождаемый, обходит с иконой Николая Чудотворца весь город, моля этого любимого святого русского народа не оставлять своим предстательством древнего города. Город эвакуируют. Священник с группой беженцев попадает в лагерь Берг под Веной. В углу барака устраивают походную церковь. В декабре — вторичная эвакуация, в Нордхаузен в Тюрингии. Беженцы спят на полу, по 20-30 человек в помещении. Но для церкви и в этих условиях находят место. Совершают службы в столовой немецких рабочих, куда к каждой службе приносят иконы прихожан, устраивая импровизированный иконостас. Здесь зарождается известный впоследствии хор Е. И. Евец. Священники о. Мигрофан и о. Георгий в свободные от физического труда часы посещают, тайком от «лагерфюреров», лагеря «восточных рабочих» за много километров от Нордхаузена. На Пасхальной неделе 1945 года кончается война. В Тюрингии — американцы. Но в июне они уступают эту часть Германии советскому командованию. Найдя несколько брошенных немцами военных грузовиков и вооружив часть мужчин брошенным же вермахтовским оружием, лагерь русских беженцев в полном составе пробивается дальше на запад. Явочным порядком занимают брошенный было бывший лагерь военнопленных французов в Менхегофе под Касселем. Несколько часов дружной работы нескольких сотен людей, — и исчезли из бараков кучи мусора, скотских голов и разлагающихся внутренностей. К утру оборудован барачный храм, и священник совершает первую воскресную литургию. Созданный на трудовых началах, — независимый, на первых порах, от ЮНРРА, а тем самым и менее подверженный угрозе насильственной репатриации, — лагерь разрастается и не может вместить всех желающих в нем поселиться. Отделения лагеря открываются по округе, •—• в Фюрстенвальде, Цирендорфе, Ротвестене, Касселе, Вильгельмстале, — и в Старая церковь во Франкфурте-на-Майне ются по глухим немецким деревушкам, а все отделения лагеря закрываются. Когда ликвидируют и остатки Менхегофа, лагерный храм, — по тем временам большой и благоустроенный, — поступает в ведение архиепископа Филофея, который управляет тогда приходами земли Гессен. Храм разбирают и переносят во Франкфурт, где до того времени существовала лишь домовая церковь в классной комнате полуразрушенной школы, в которой ютились русские беженцы. Строительный участок предоставила одна из евангелических общин Франкфурта. РуБарачная церковь в лагере Менхегоф каждом из них возникают домовые или барачные церкви, где служат о. Митрофан Зноско, о Михаил Помазанский, о. Георгий Лукашук, о. Иосиф Гринкевич. о. Александр Марцинюк... В лагере Менхегоф осенью 1945 года начал выходить «Посев». Советские представители любыми средствами добиваются ликвидации «независимой Менхегофии», — острова, на котором обрели относительную безопасность несколько ты-, сяч русских людей. На основании их требований и доносов американцы производят аресты в лагере. На рассвете следующего дня к зданию ЮНРРА стекается население всех лагерей с иконами и хоругвями, чтобы во главе с духовенством засвидетельствовать полную невиновность арестованных. Пронизанный коммунистической агентурой аппарат ЮНРРА лавирует. Арестованных выпускают. Но под видом «проверки» перемещенных лиц начинается разгром Менхегофа. К весне 1947 года 65% жителей разгоняНовая церковь во Франкфурте-на-Майне ководство строительными работами взял на себя Н. П. Товарковский, о котором многие из нас сохранили благодарную память. Осенью 1950 года восстановленный на новом месте храм освятил ныне покойный митрополит Анастасий. Разъезд «перемещенных лиц» за моря и океаны окончился. Временные церковные общины в лагерях заглохли. Но в крупнейших городах разрушенной войной Германии началось новое сосредоточение русских людей. Приход Франкфурта (включая близлежащий Бад-Гомбург) перестал терять прихожан, а начал приобретать новых, в частности — в связи с переездом во Франкфурт нашего издательства. Возникла мысль о сооружении во Франкфурте постоянного православного храма. В 1957 году был создан, под председательством настоятеля, о. Леонида Игнатьева, строительный комитет, который приступил к сбору необходимых средств. Видный франкфуртский архитектор В. Древерманн, на основании представленных ему зарисовок, эскизов и обмеров подлинных псковских церквей, разработал проект церковного здания. А. В. Русак создал проект иконостаса и уже написал все иконы нижнего яруса, надеясь в ближайшем будущем написать и иконы верхнего яруса, а затем перейти к росписи стен. Умонастроения ведущей части современной германской общественности, стремление к сближению всех христиан перед лицом коммунистического антихристианства, — всё это облегчает строительному комитету выполнение его задачи. Если сами прихожане Франкфурта и Бад-Гомбурга собрали около 125 тысяч марок, то в полтора раза больше пожертвовали евангелическая, католическая и старокатолическая церковные организации, Издательство и редакция сердечно поздравляют своих друзей и читателей с праздником. Светлого Христова Воскресения.
Стр.1
2 ведающие вопросами культуры учреждения земли Гессен, лично президент Германии Г. Любке и ряд крупных предприятий города Франкфурта. Новый храм будет освящен в память Святителя Николая. Замкнется круг странствий. Франкфуртская церковь станет духовной преемницей превращенной ныне в комсомольский клуб Николаевской церкви Берестья — Бреста. В первый день Пасхи в новом храме будет освящен иконостас и совершена пасхальная вечерня, в которой будут молитвенно участПОСЕВ (вовать не только православные, но и многочисленные инославные друзья. Голые стены пока еще необжитого, необмоленного храма будут согреты сознанием, что не одинокая здесь свеча теплится, которая не должна угаснуть, а целый очаг разгорается; очаг духа, которым жила и вновь будет жить Россия; очаг, значение которого будет велико и для нас, и для наших детей (а во Франкфурте всегда бывает много детей в церкви), и для нашего христианского окружения. Господи, благослови! Христос Воскресе! Трагичесная смерть космонавта В. Комарова Тяжелым несчастием для нашей страны явилась трагическая гибель космонавта Владимира Михайловича Комарова, разбившегося 24 апреля при падении с высоты около 7 ООО метров вместе с пилотируемым им космическим кораблем «Союз-1», шедшим на посадку. По всему миру пронеслась эта страшная весть, вызвав сочувствие всего человечества к семье погибшего и к нашему народу— Спустя более, чем два года, после запуска последних космических кораблей, в нашей стране в воскресенье, 23 апреля, в 3 часа 35 минут по московскому времени, был запущен с космодрома Байконур, с помощью новой, исключительно сильной ракеты, космический корабль «Союэ-1», новой системы, отличающийся от своих предшественников «Восход» и «Восток» весом, размерами и внутренним устройством. В сообщении ТАСС (в газетах от 24 апреля) говорилось, что пилот корабля инженер-полковник Владимир Михайлович Комаров перенес вывод корабля на орбиту вполне удовлетворительно. Затем, с различными промежутками, отмечался дальнейший полет корабля. К 22 часам 30 минутам сообщалось, что «Союз-1» совершил свой тринадцатый оборот вокруг Земли и что «испытания нового корабля продолжаются». Больше пикаких новых сообщений о полете космического корабля ТАСС не делал. Это сразу вызвало опасения, что с новым кораблем что-то не в порядке. В Москве возникли зловещие слухи о катастрофе, которые моментально облетели всю столицу. Иностранные газеты отмечают, что западные обсерватории улавливали какие-то тревожные переговоры между Комаровым и командным пунктом на Земле, когда Комаров находился еще на 16 витке. В 6 часов 15 минут Комаров имел, по данным западных станций, последний контакт с Землей, после чего связь оборвалась. Двенадцать часов страна находилась в неведении. И только тогда ТАСС сообщил тяжелую правду о гибели космонавта В. М. Комарова. В сообщении ТАСС говорится, что программа полета Комаровым «полностью выполнена» и что ему было предложено 24 апреля «прекратить полет и совершить посадку». Далее, согласно сообщению, «после осуществления всех операций, связанных с переходом на режим посадки, корабль благополучно прошел наиболее трудный и ответственный участок торможения в плотных слоях атмосферы и полностью погасил первую космическую скорость. Однако при открытии основного купола парашюта на семикилометровой высоте, по предварительным данным, в результате скручивания строп парашюта космический корабль снижался с большою скоростью, что явилось причиной гибели В. М. Комарова». В западных телевизионных станциях передавались 25 апреля последние отрывочные слова Комарова, принятые итальянскими радиолюбителями в Турине, содержание которых показывает, что В. Комаров перед катастрофой не соглашался с радиоуправлением его корабля с Земли: «вы ведете меня неверно... ведете неверно... стоп... вы не можете меня понять?., правильно... не думайте об этом... скорей... скорее». Вызывает удивление, что ТАСС не упоминает о попытках В. Комарова катапультироваться. По-видимому, мешали конструктивные недостатки корабля. ЦК КПСС и Совет министров постановили образовать правительственную комиссию для выяснения всех обстоятельств гибели В. М. Комарова. Похороны погибшего космонавта В. Комарова состоялись 26 апреля на Красной площади. Урна с его прахом, после траурного митинга, замурована в Кремлевской стене. В. Комаров был женат и после него остались жена надвое детей: сын 15 лет и дочь 9 лет. Независимо от тех технических причин, которые вызвали катастрофу, в общественном мнении как в нашей стране, так и в западных странах, возникло отрицательное отношение к космическим полетам, предпринимаемым с целью пропаганды или нездорового политического ажиотажа. Последним штрихом, показывающим моральное лицо власти, явился отказ ее допустить представителей американских космонавтов к участию в похоронах В. Комарова. Мотив отказа: похороны советского космонавта это — «внутреннее дело»... Террористический пригоров Ф. Шаффхаузеру В «Правде» от 21 апреля, « а последней странице, •по рубрике «Из зала суда», под заглавием «Справедливый приговор», появилось сообщение ТАСС следующего содержания: «Как ранее сообщалось, в городе Ленинграде в январе этого года был арестован гражданин ФРГ Фолькер В. Шаффхаузер. 18-20 апреля в Ленинградском городском суде в открытом судебном заседании слушалось уголовное дело по обвинению Шаффхаузера в проведении враждебной работы против СССР. Шаффхаузер был изобличен собранными по делу доказательствами и полностью признал себя виновным в совершении преступлений, предусмотренных статьей 70, часть 1 УК РСФСР. Суд приговорил Шаффхаузера к четырем годам лишения свободы с содержанием в исправительнотрудовой колонии усиленного режима. На судебном разбирательстве присутствовали представители посольства ФРГ в Москве и прессы». Это трусливое первое и последнее сообщение центрального органа (правящей партии («как ранее сообщалось» — относится к ТАСС) не дает советским читателям ни малейшего представления о существе дела, ло которому власть учинила расправу, вьшеся террористический приговор человеку, не совершившему, по общечеловеческим понятиям, никакого преступления. Более вразумительное изложение обстоятельств ТАСС передал иностранным агентствам в своем первом сообщении о процессе, которое рассмотрено в прошлом номере «Посева». Теперь в гамбургском журнале «Шпигель» от 24 апреля появилось краткое описание процесса Шаффхаузера, присланное собственным корреспондентом журнала, причем этот корреспондент заявляет, что он был «а процессе единственным представителем иностранной прессы. Из существенных уточнений этого репортажа можно отметить, что всего для вручения микрофильмов журнала «Грани» и других материалов Шаффхаузер должен был встретить в СССР трех человек: двух в Москве и одного в Ленинграде. Далее, защитник Семен Хейфец в своем выступлении опирался на то, что обвиняемый не имел интереса к антисоветской пропаганде, а думал лишь о поездке в СССР, в то время как статья 70 УК имеет в виду преднамеренную пропаганду. В ряде других изданий иностранной прессы появились комментарии по делу Шаффхаузера. Приведем высказывания двух больших газет. Западногерманская газета «Вельт» 22 апреля выражает понимание деятельности эмигрантских организаций, направленной против «восточных диктатур», но в то же время осуждает вовлечение в нее немецкой молодежи. С другой стороны, газета отмечает несоответствие подходов к пресечению нежелательных действий иностранцев в СССР и на Западе: западные власти даже профессиональных шпионов просто высылают вон. Не будет удивительным, заключает газета, если на Западе, после № 17-18 (1092-1003) таких суровых приговоров советских судей, начнут раздаваться голоса с требованием, чтобы и советских шпионов судить по всей строгости. Английская газета «Дейли телеграф» также отмечает разницу в обращении с провинившимися иностранцами в СССР и на Западе, но одновременно полагает, что бросаемые в советские тюрьмы западные «молодые идеалисты» могут рассматриваться там в качестве заложников для обмена в том случае, если матерый советский агент серьезно взят в оборот на Западе. Наконец, английская газета ставит под сомнение ценность культурных и общественных контактов с государствами, где так бесчеловечно караются незначительные проступки или такие действия, которые в свободных странах вовсе на являются проступками. Таковы суждения обозревателей двух серьезных западных изданий. Дело Шаффхаузера умышленно осложнено коммунистической охранкой, и пока трудно ожидать разъяснения его обстоятельств. Через некоторое время, несомненно, к нему придется вернуться. ЮГОСЛАВСКАЯ ПЕЧАТЬ «ОСВЕЩАЕТ» ДЕЛО М. МИХАЙЛОВА Югославская коммунистическая печать, по-видимому, начинает новую страницу по отношению к делу М. Михайлова. Период умолчания сменился в прошлом году периодом охаиванья по образцу советской печати. Теперь в белградской «Политике» (от 19 апреля) помещен «репортаж из зала суда» некого Б. Янковича, с потугами на «западный» стиль. Это — всё та же клевета, из которой удалены особо грубые обороты. Автор выполняет несколько поставленных ему задач. Он подкрепляет пункты обвинения М. Михайлова во «вражеской пропаганде», повторяет утверждение о том, что М. Михайлов распространял листовки хорватских сепаратистов-террористов «усташей», пытается дискредитировать единомышленников М. Михайлова, вызванных прокурором в качестве свидетелей. Он подчеркивает все, что могло бы усложнить положение М. Михайлова и умалчивает о том, что могло бы пойти ему на пользу. Впрочем, обо всем он не может умолчать, — он вынужден сказать о том, что суд вызвал только свидетелей обвинения, а свидетелей защиты вызвать отказался. Автор статьи пытается возбудить «священный гнев» читателя утверждением, что М. Михайлов, якобы, сравнивал себя с Лениным, — забывая при этом, что задарский суд судил М. Михайлова в 1965 году именно по обвинению в недостаточно почтительном отношении именно к «.вождю мирового пролетариата». Автор не упомянул, что некоторые из писем, оглашенных на суде, были выкрадены органами безопасности с почты, о чем заявил защитник. Он не сказал, что количество сепаратистских листовок, «распространенных» М. Михайловым, выражается в... двух экземплярах. Он не сообщает о комментариях, которые сопровождали «распроетрамение» листовок. Дело в том, что М. Михайлов, возмущенный содержанием этих листовок, послал одну для ознакомления Д. Ивину, а другую прочел вслух друзьям. С соответственными комментариями, о которых «Политика» не упоминает. В отношении же свидетелей обвинения автор и его работодатели не только применили тактику умалчивания, но и совершили прямой подлог. Они ничего не оказали о том, что свидетели, фактически, выступали в пользу М. Михайлова, в особенности Д. Ивин. В отместку за то, «Политика» решила скомпрометировать его в глазах читателя и в подзаголовке статьи сообщила, что «Свидетель Даниель Ивин обвиняет Михайлова». Самое же главное, о чем умолчал корреспондент, •— это дух, царивший в малом зале № 78 Окружного белградского суда. М. Михайлов и его защитники блестяще выиграли этот процесс. Это •— мнение не только друзей и посторонних наблюдателей, но даже и представителей власти, бывших в зале. Никогда, ни на одном открытом процессе, со времени захвата коммунистами власти в Югославии, не было сказано о диктатуре таких правдивых и бесстрашных слов, на фоне которых слова прокурора (Остоя Жица) и судьи (Душан Лукич) звучали еще тупее и бессмысленнее, чем то бывало обычно на таких судилищах. Не сообщила «Политика» и того, что жестокий, объясняемый желанием запугать «вольнодумцев», приговор был встречен возласами возмущения присутствующих. Власть предполагает, что она нанесла удар по М. Михайлову. Однако она очень скоро убедилась в том, что это был -удар по ней же самой. Остальная югославская печать, насколько нам известно, поместила о процессе только официальное сообщение агентства ТАНЮГ. СЛЕДУЮЩИЙ НОМЕР «ПОСЕВА» ВЫЙДЕТ 12 МАЯ
Стр.2
30 апреля 1967 г. ПОСЕВ Воскресение духа Эту статью о сегодняшнем положениям православной веры в нашей стране я пишу с радостью, так как теперь, к празднику Христова Воскресения, могу говорить о светлом, о новом подъёме веры, о подлинном воскрессении духа. И праздник святой Пасхи пройдет у нас нынче без хулиганских выходок, которые организовывались в прошлые годы партийными и комсомольскими комитетами и КГБ. И на богослужения пойдут не только пресловутые «старушки», но и массы молодежи обоих полов, и дети; пойдут и комсомольцы, а кое-где и члены партии. Так изменилось положение Церкви за два последних года, а особенно отношение к вере со стороны народа. Сталинский выученик Хрущев поставил своей целью полное искоренение религии в стране и проводил свой план подлинно сталинскими методами. Всем памятны те годы, 1959-1964. Организованные орды проинструктированных подростков заводили тогда в храмах драки во время богослужений; на глазах у запуганных молящихся таскали за бороды и волосы священников; превращали алтари в уборные. В входов в храмы стояли активисты и чекисты, отмечавшие посещающих церковь; для рабочих, служащих, учащихся за этим следовали репрессии. Храмы облагались повторными незаконнными налогами до тех пор, пока их можно было закрыть эа «уклонение от уплаты государственного налога». Подсылаемые провокаторы подсылались к священникам, членам притча и наиболее видным прихожанам, пока не выводили их, наконец, из терпения, после чего провокаторы писали рапорта, по которым их жертвы отправлялись в ссылку, в лагеря, а иногда и приговаривались к расстрелу. В общем за те 6 лет было закрыто (частью даже разрушено) большинство храмов , большинство духовных семинарий (а оставшиеся поставлены были в невыносимое положение). Почти все твердые представители черного и белого духовенства были изгнаны из своих приходов и епархий, частью заключены в лагеря. Их места отдавались слабым духом, пошедшим на услужение к богоборцам, а частью занимались и прямыми агентами, которых «соответствующие органы» командировали иногда даже на выучку в духовные семинарии. По принятому Президиумом ЦК КПСС плану Хрущева, к 1967 году в стране не должно было оставаться никаких церквей и молитвенных домов, а также храмов и всех других вероисповеданий. Те же хрущевские сподвижники сидят сейчас в Политбюро. Но о терроре против Церкви они стараются не напоминать. В этом вопросе (как, впрочем, и во многих других) они позорно провалились. Два фактора заставили их отступить в отношении религии. Первый — противодействие народа. Крайнее раздражение не только верующих, но и безразличных к вере и даже атеистов, но честных людей, сказалось на всех отраслях хозяйства, сказалось и на росте революционных настроений молодежи. В развале сельского хозяйства преследование религии сыграло немалую роль: среди сельского населения верующие составляют большинство, и на террор власти они ответили нежеланием работать для этой власти. Сказался антирелигиозный террор и в шахтах Донбасса, Кузбасса, КМА (Курской магнитной аномалии) и других районов, а также на многих заводах, особенно металлургических. Вторая причина отказа от террора: вмешательство общественного мнения Запада. Сведения о бесчинствах власти в Почаевской лавре, об инспирированном властью хулиганстве комсомольских активистов, о провокациях против духовенства и приходов и т. д. — широко разошлись по всему миру, вызвав возмущение даже среди зарубежных коммунистов и мостостроителей. «Посев» сыграл в этих разоблачениях и в широкой информации Запада немалую роль. Так что не надо думать, будто нынешняя правящая клика уступила по своей инициативе, будто она является веротерпимой. Нет, веротерпимой ей приходится прикидываться — к этому ее принудили наш народ и западная общественность. Иного выхода у нее не было. А это значит, что при первой возможности власть вновь перейдет от антирелигиозной пропаганды к антирелигиозному террору. Собственно, она и сейчас, где это можно сделать без опасения за последствия, продолжает злобные выходки. Может показаться невероятным и голословным утверждение, что годы богоборческого террора укрепили Церковь, увеличили число верующих и их стойкость. Но что это так, постараемся подтвердить фактами. Интересно одно из проявлений солидарности с преследуемыми верующими, которое затем вылилось в широкое движение: студентки, молодые работницы и другие девушки начали носить, в знак протеста, нательные крестики. Сперва их скрывали под одеждой, но постепенно начали носить открыто. Сейчас в стране, особенно в городах, большинство женщин стремятся иметь крестик на красивой золотой или серебряной цепочке. Носят кресты и комсомолки. Студентки идут на лекции с крестами, у многих сотрудниц учреждений на груди висит крестик. Не все они действительно верующие. Некоторые из них прямо говорят, что это теперь модно и что просто неприлично не иметь крестика в качестве украшения. Но другие утверждают, что надели сперва крестик в знак солидарности с исключенной из вуза или уволенной с работы подругой. Немало и таких, которые не скрывают, что в ответ на преследования религии они стали верующими. И действительно, посещаемость храмов за два последние года стремительно выросла. Если в 1964 году на богослужениях можно было видеть почти только одних старушек, то теперь, по воскресеньям и в праздники, молодежь составляет уже значительный процент молящихся. Правда, преобладают девушки и молодые женщины, но немало бывает юношей и молодых мужчин. И число их неуклонно растет. Многие парни с гордостью говорят своим товарищам, что посещают богослужения. Можно было бы назвать десятки больших и малых городов, а также множество сел, где молодежь стала ходить в церкви. Но это излишне: явление это стало всеобщим. В параллель к нему можно привести интерес студенчества к Библии и Евангелию. В Москве и Ленинграде достать эти книги легче. Студенты же провинциальных вузов часто только мечтают прочесть их. При этом, с недоверием относятся к Библии издания Московской патриархии, полагая, что в ней, подобно другим советским изданиям, допущены искажения текста. Поэтому ищут Евангелие и Библию зарубежных изданий. Молодежь переписывает от руки молитвы — для себя и для других. Очень многие слушают заграничные радиопередачи на религиозные темы (на Украине, например, лучше всего слышны эти передачи из Монако). Не только в сельской местности, но и в городах снова стало правилом крещение детей, венчание в церкви, церковное погребение умерших. Можно назвать, хотя бы, Белоруссию, Украину (особенно Донбасс), 'Северный Кавказ, Псковскую, Новгородскую, Вологодскую области. Но это становится типичным и для других областей страны. В церкви венча3 ется теперь и подавляющее большинство комсомольцев. Крестят детей не только комсомольцы, но и очень многие члены партии. Комсомольцев За это теперь обычно лишь попрекнут при встрече в комитете. Коммунисту, самое большее, «поставят на вид». К тем, кто вступил в брак без венчания, лишь с регистрацией в загсе или во «Дворце (или Доме) бракосочетаний», стали относиться пренебрежительно, как и к тем, кто не крестил ребенка. Правда, при церковном погребении и сейчас еще всюду запрещен похоронный звон (колокольный звон разрешается обычно лишь в праздничные дни, причем он должен быть коротким). Во многих местах население добилось открытия закрытых при Хрущеве храмов. Так, в Киевской, Харьковской, Тернопольской и других областях Украины в ряде сел колхозники вытребовали отобранные властью церковные здания, отремонтировали их и вновь восстановили приходы. Собор в Краснодаре, закрытый несколько лет назад, в 1966 году отремонтировали, и в нем вновь совершаются богослужения. Стены внутри собора заново расписаны замечательными фресками. Собор этот теперь постоянно переполнен молящимися, среди которых много молодежи. В городе Жданове (Мариуполь) к 1966 году уцелела одна лишь церковь — в районе порта. По настояниям верующих, горсовет отвел в 1966 году в центре старого Мариуполя большой дом, который верующие оборудовали для богослужений. В нем всегда много молящихся. Совершенно изменилось положение многострадальной Почаевской лавры, из которой шло на Запад в прошлые годы много призывов о помощи. («Посев» печатал их в свое время и помог мобилизовать общественное мнение Запада в защиту лавры). Здания в лавре отремонтированы. Организовано автобусное сообщение с лаврой. Оборудованы ларьки для паломников, в которых можно купить продовольствие и напитки (даже ненужные паломникам спиртные напитки — водку, вина, ликёры). Паломников масса. В 1966 году лавру посетили десятки тысяч людей, в том числе много молодежи. Люди приходят и приезжают со всех концов страны, даже из Сибири. Старожилы говорят, что такого наплыва молящихся в лавре не бывало и в давно прошедшие времена, когда вера была в почете. Для поддержания порядка в лавре постоянно находится много милиционеров в форме. Но кроме них тут же крутятся и люди без формы — катебешники, подслушивающие разговоры и наблюдающие за паломниками. Свободнее стало и в немногих уцелевших от хрущевских времен семинариях. Уже не преследуют молодых людей, изъявляющих желание посвятить себя духовной деятельности и поступить в семинарию. Так, Жировицкая семинария стояла уже перед закрытием и была почти без учащихся: никого к поступлению в неё не допускали, а учившихся всячески терроризировали, многих арестовывали и ссылали. Теперь это давление прекращено. В 19,66 году в семинарию вновь принято до 20 молодых людей, что считается уже достаточным для курса. Семинария вообще ожила, и занятия в ней пошли нормально. Из страны сообщают нам о том, как верующие борются против засылаемых в приходы священников-сексотов КГБ. Так, один минский студент часто бывающий в Слониме, рассказывает, что настоятелем единственного в этом городе храма был такой агент, старый священник, ставший практически безбожником. Он искажал богослужения, оскорблял прихожан. Многочисленные просьбы прихожан в епархиальное управление о замене священника оставались без ответов. Но представителям прихода удалось и в управлении найти честного человека, который приехал на
Стр.3
14 ные руки дрожали на коленях. А Настя уже не владела собой, выкрикивала с клекотом: — Для чего живу? Для чего?.. Ломлю спину с утра до вечеру — для чего? Для кого? Для себя? Не-ет, для свиней! Вот она долечка! Радуйся вместе со мной-то! Чего не радуешься? Мать тихо произнесла: — Не руки же мне на себя наложить. Нету смерти-то, не вымолю. И Настя отрезвела от ее глухих виноватых слов, опустилась на лавку... — Раньше слышь, приемные дома для стариков были...' Есть ли теперь-то? Настя терла лицо: — Чтой-то со мной?.. Дичаю... — Разве не вижу я, что век твой заедаю. — Молчи! Молчи! Забудь! С ума схожу... — У меня, глядючи-то кровью по тебе сердце обливается. — Ох прости ты меня, непутевую. Молчи! Нянчить тебя буду, лечить буду! Да и как мне без тебя? Без тебя одна-то совсем с ума свихнусь. Хоть для тебя и жить-то, маменька... — Добрая ты у меня, Настенька». Настенька не бросила свою мать. Мать, как колхозница, не имела паспорта и не могла переселиться в город. Настенька, как жена Кешки, могла переселиться в город, но она осталась с матерью в деревне. Она тяжело это переживала, но бросить свою мать, не имевшую ни своего крестьянского хозяйства, ни накоплений, ни пенсий от государства, ей не позволила совесть. Чтобы содержать состарившуюся мать, она должна была пожертвовать собой, своим счастьем. Как видим, содержание стариков в отдельных случаях действительно требует в СССР подлинного самопожертвования, граничащего порой с подвигом. В прошлом престарелых содержала семья. Сейчас в содержании престарелых принимает участие и государство. В будущем содержание престарелых уже целиком возьмет на себя государство. Этот процесс переключения тяжести содержания престарелых с плеч семьи на плечи государства уже происходит во всех индустриальных государствах. Некоторые категории престарелых на Западе уже сейчас получают государственнную пенсию, вполне достаточную для независимого существования. Происходит этот процесс и в СССР (персональные пенсионеры). Но пока в СССР содержит престарелых в основном семья. Тем не менее, в силу существующей в СССР обстановки, процесс переключения тяжести содержания стариков на плечи государства будет развиваться ускоренными темпами. Этого неизбежно народ будет добиваться. Пока получает пенсию лишь часть лиц пенсионного возраста, но количество их постепенно и неизбежно будет расти. На Западе охват пенсионной системой всех лиц преклонного возраста и доведение уровня пенсии до прожиточного минимума уже вносит в семейную жизнь большие изменения. С одной стороны, снимается в семье материальная зависимость поколений, семейные отношения, освобождаясь от материальных расчетов, приобретают новый, более родственный и 'более искренний характер, а с другой стороны, как это показывает опыт западных стран, где старость обеспечивается государственными, профсоюзными, муниципальными, страховыми пенсиями и личными накоплениями, семья приобретает тенденцию к дальнейшему дроблению. На Западе дети, подрастая и превращаясь во взрослых, устраиваются на работу, женятся и покидают родительский дом. Они снимают отдельную квартиру или покупают индивидуальный дом и строят свою самостоятельную семью, свою самостоятельную жизнь. Родители могут жить без их помощи, как и они могут жить без помощи родителей. Старики-родители в конечном счете ПОСЕВ остаются одни и, имея свои самостоятельные средства существования, нередко переезжают в районы лучшего климата, покупают там небольшой дом или снимают квартиру и живут, заняв свое время каким-нибудь любимым делом. Таким образом материальное обеспечение людей преклонного возраста ведет на Западе к тому, что семей, состоящих из трех-четырех поколений, становится все меньше, а семей, состоящих из одного-двух поколений, — все больше. Типичной семьей становится семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних или холостых детей. Очевидно и в СССР, по мере расширения пенсионной системы и повышения уровня пенсий, процесс дробления семей также неизбежен. Но в условиях социалистического общества, строящего коммунизм, неизбежны и свои особенности. Важнейшей особенностью людей коммунистического общества является коллективизм. Партия делает все, чтобы создать в стране обстановку, помогающую воспитывать в людях коллективистическую психологию, и совершенно ясно, что партия не будет поощрять развитие таких условий, при котоИНОСТРАННЫЙ МИР И МЫ Переворот в Греции На рассвете 21 апреля в Афинах произошел государственный переворот. Действуя от имени короля Константина, воинские части заняли все правительственные здания, вокзал, радиостанцию и прочие важные центры. Премьер-министр Канеллопулос, лидер партии Союз центра Георгий Папандреу, его сын Андрей Папандреу, бывший премьер-министр Стефанопулос и ряд других политических деятелей (по некоторым сведениям, восемь с половиной тысяч человек) были арестованы. Новое правительство возглавил генеральный прокурор Каллиас, но кроме него в состав правительства вошли почти исключительно военные. Как передают из Афин, король Константин инициатором переворота не был, но в конце концов его одобрил: министры принесли присягу в его присутствии. В Греции объявлено осадное положение. На основании закона 1912 г. власти могут задерживать любое лицо и держать его под арестом неопределенный срок. За политические проступки судит военный трибунал; в тяжелых случаях предусматривается смертная казнь. Органы печати и радио подлежат предварительной цензуре; цензура устанавливается и над частной перепиской. Переворот в Афинах имеет свою предысторию. На политической сцене Греции уже давно борются две силы: консервативная (к ней принадлежит и Канеллопулос) и так называемый «Союз центра». Этот последний представляет собой широкое, но политически разношерстное движение. В нем есть и сравнительно умеренные элементы, и сторонники «социалистического» режима по образцу Насера, и прокоммунисты и, наконец, просто коммунистическая агентура. Возглавляет движение 79-летний Георгий Папандреу, — опытный политик и умелый демагог. На выборах 19 февраля 1964 года Папандреу и его партия получили абсолютное большинство в парламенте: Союз центра набрал 52,7% голосов, правые 35°/о, ЭДА (скрытые коммунисты) — 12°/о. Ко власти пришел однопартийный кабинет Папандреу. 6 марта умер король Павел I , строго придерживавшийся рамок конституционного монарха. На трон вступил его 24-летний сын Константин П. Союз центра и лично Папандреу считали, что молодой король будет во всем следовать их советам и что, следовательно, их долгое правление обеспечено. «Я хочу быть королем всех эллинов, независимо от их политических взглядов, — сказал Константин, вступая на престол, — моя сила — в любви народа*. Ирония судьбы: текст этой речи составлял тогдашний премьер-министр Папандреу, для которого был характерен сугубо партийный подход ко всем национальным проблемам. В частности, Папандреу организовал своих сторонников в армии, которая, по греческой конституции — вне политики. Больше того: по всей видимости, с ведома и благословения Папандреу среди «пронасеровски» настроенных офицеров создался заговор, известный под именем «Аспида». Военный министр Гарафулиас, хотя сам и принадлежал к Союзу центра, потребовал расследования заговора и наказания виновных. Папандреу, со своей стороны, требовал от Гарафулиаса ухода в отставку: он хотел замять дело. Гарафулиас отказался это сделать. Тогда Папандреу отправился к королю вручить ему собственную отставку. Это было, по сути говоря, маневром: Папандреу был твердо уверен, что король его отставки не примет (за премьер-министром было большинство парламента), что Гарафулиас будет вьшужден уйти и что дело с «Аспида» будет замято. Но неожиданно для Папандреу король его отставку принял и сразу же назначил нового премьер-министра Афанасиадисановаса из той же партии центра (15' июля 1965 г.). Парламент отказал в доверии новому премьер-министру. Начался длительный правительственный кризис, заверцшвшийся лишь 25 сентября 1965 г., когда получил доверие парламента (152 голоса против 148) кабинет Стефанопулоса (тоже из Союза центра). Между тем, взбешенный Папандреу перенес свой спор с королем на улицу. Утверждая, что король незаконно отстранил его от должности, он представил дело так, будто в Греции под угрозой демократия, суверенитет народа. Все свое демагогическое искусство пустил в ход Папандреу, чтобы обвинить короля в нарушении конституции, хотя тогда король не выходил из легальных рамок. Широкую поддержку Папандреу нашел среди крайне-левых элементов и, разумеется, в первую очередь, коммунистов. При таких условиях вторичный приход Папандреу к власти грозил бы стране сперва анархией, а затем — № 17-18 (1092-1093) рых престарелые могли бы жить в собственных индивидуальных домах. Сейчас престарелые живут в коммунальных и индивидуальных квартирах, но постепенно будут строиться, и уже начали строиться, специальные дома-интернаты для престарелых. По мере строительства этих домов престарелые будут превращаться в желающих переехать в эти дома так же, как сейчас почти все матери превращены в желающих сдать своих детей в детские сады. Обстановка сложится так, что иного пути у стариков не будет. Коллективное содержание престарелых в интернатах для государства значительно дешевле, чем обеспечение их такими пенсиями, которые давали бы им возможность жить самостоятельно, окажем, в индивидуальных домах. Кроме того, в развернутом, то есть безденежном, коммунистическом обществе никакой иной жизни для престарелых, кроме как в домах-интернатах, организовать будет вообще невозможно. При коммунизме каждый престарелый человек будет заканчивать жизнь не в семье, а в старческом доме-интернате.
Стр.14
30 апреля 1967 г. ее превращением в «народную демократию», так как единственная хорошо организованная левая сила в Греции — это коммунисты. 14 декабря 1966 т. в Афишах начался процесс над 28-ю офицерами, обвиненными в принадлежности к «Аспида» (привлечь к ответственности близкого к заговорщикам сына б. премьер-министра Андрея Папандреу было нельзя, так как он пользовался депутатской неприкосновенностью). Через неделю, 21 декабря, подал в отставку кабинет Стефанопулоса, павший жертвой интриг со стороны правых: последние внезапно отказали ему в поддержке и потребовали новых выборов. На другой день, 22 декабря, был со^ормирован переходный «деловой» кабинет из специалистов под (Председательством директора Национального банка Параскевопулоса, а на май были назначены новые выборы. 17 марта закончился процесс по делу «Аспида»; пятнадцати офицерам были вынесены суровые приговоры (долголетняя тюрьма). 30 марта пал кабинет Параскевопулоса: среди поддерживавших его правых и диссидентов Союза центра произошел раскол. Правые требовали, чтобы с роспуском парламента заканчивалась и неприкосновенность его депутатов, на что не соглашались диссиденты Союза центра. Правые видели в этом желание депутатов из Союза центра уберечь от судебного преследования Андрея Папандреу. Король сделал было попытку образовать правительство из представителей всех партий. Но Георгий Папандреу отказался даже прибыть во дворец на совещание: он требовал от короля либо доверить составление правительства ему, либо вновь создать «деловой» кабинет и в кратчайший срок провести новые выборы. 3 апреля король поручил составить правительство лидеру правых Канеллопулосу. В ответ на этот шаг Папандреу стал на всех перекрестках кричать, что король — «партийный босс» и что на предстоящих выборах решится судьба не только Канеллопулоса, но и короля. А левые крути (включая коммунистов) выдвинули требование провести в Греции плебисцит о форме правления. 14 апреля, не надеясь получить в парламенте большинство, Канеллопулос даже не поставил в нем вопрос о доверии, а просто распустил его. Новые выборы были назначены на 28 мая. Прошла еще одна неделя, И 21 апреля власть в стране захватила армия. Король мог и не иметь связи с генералами-заговорщиками. Для Папандреу и левых кругов это не имеет значения: они будут указывать пальцем на короля, как на виновника. Может быть, Папандреу желал такой развязки. Может быть многоопытный интриган, он и провоцировал молодого короля на переворот. Два года назад Папандреу говорил сотруднику западногерманской газеты «Зюддейче цейтунг»: «Я исключаю возможность военной диктатуры. Если есть люди, мечтающие о диктатуре, то это безумцы. Военная диктатура была бы катастрос]х>й не только для страны, но и для тех, кто попытался бы ее установить». А еще три недели тому назад он заявил королю: «Греческий народ ответит на диктатуру революцией», на что король возразил: «Если вы подымите революцию, то я стану во главе народа, чтобы вас арестовать». Как собщил один греческий дипломат, Папандреу готовился, — в том случае, если бы на выборах 28 мая он не получил большинства, — поднять своих сторонников на революцию. Переворот в Афинах можно охарактеризовать как прелюдию к решающей пробе сил. А. Н. ПОСЕ В Памяти Аденауэра Смерть д-ра Конрада Аденауэра, скончавшегося 19 апреля на 92-и году жизни, вызвала большую печаль в Германки и во всем мире. Он принадлежит к тем государственным деятелям, правление которых именуют эрой. Конрад Аденауэр родился в городе Кельне 5 января 1876 года, получил юридическое образование и с 1906 года работал в магистрате родного города. С 1917 года по 1933 год (до прихода к власти национал-социалистов) был обер-бургомистром Кельна. В первые же годы существования ФРГ правительство Аденауэра сумело восстановить престиж германской демократии в свободном мире, смягчить условия оккупационного статута, а потом и совсем устранить его, заменив равноправными договорами. Особенно важным является систематическое сближение с Францией. Распорядительность нового германского правительства, его социально-эокономнческая программа и врожденное трудолюбие немецкого народа привели к тому, что американская помощь по восстановлению разрушенной Европы нигде не дала таких поразительных результатов как в Западной Германии. В 1955 г. правительство Аденауэра заключает договоры о вступлении ФРГ в Западно-Европейский Союз и в Северо-Атлантический Союз (НАТО), при отказе от насильственной ревизии границ и от производства атомного, бактериологического и химического средств войны. В сентябре 1955 г. СССР признает ФРГ. Аденауэр едет в Москву, где договаривается об установлении дипломатических отношений и об освобождении немецких военнопленных. В октябре того же года, по договоренности между ФРГ и Францией, происходит плебисцит в Саарской области, в результате которого с 1 января 1957 года область становится частью ФРГ. Весной 1957 года в Риме подписывается договор о создании Европейского Экономического Сообщества. Большим историческим событием следует считать заключение Аденауэром и де Голлем в январе 1963 года франко-германского договора о дружбе и сотрудничестве. 16 октября 1963 года, в обстановке сложных отноПри национал-социалистах он вынужден был уйти с поста обер-бургомистра Кельна, отошел от политической деятельности, но, тем не менее, в конце концов оказался в концентрационном лагере. После краха гитлеризма в 1945 году, Аденауэр некоторое время снова находился на посту обер-бургомистра Кельна, но вскоре был снят британскими оккупационными властями, с которыми он не смог «сработаться», так как, по их мнению, увлекся «долгосрочными» проектами и планами в ущерб текущим задачам. В том же 1945 году Аденауэр стал одним из основателей Христианско-Демократического Союза — политической партии, опиравшейся на демократические круги, близкие не только к католической церкви, но и к протестантам. Когда в сентябре 1948 года собрался Парламентский совет западногерманских земель для выработки конституции нового германского гусударства, Аденауэр был выбран председателем и, в качестве такового, первым подписал 23 мая 1949 года основной закон Федеративной Республики Германия. С первых же парламентских выборов в августе 1949 года Аденауэр является депутатом бундестага, а с 15 сентября 1949 года — первым канцлером ФРГ. шений в правящей коалиции, Аденауэр передал пост канцлера своему заместителю Эрхарду. Аденауэр остался почетным председателем ХДС и членом бундестага. Его влияние на общую политику правительства ФРГ чувствовалось, однако, и после отхода его непосредственно от власти. Прямолинейная политика Аденауэра служила четким внутриполитическим и внешнеполитическим идеалам. Каковы бы ни были тактические неудобства такой политики и личных качеств «непреклонного Конрада», ясный и твердый курс на консолидацию демократического правопорядка, на объединение свободного мира, на защиту и развитие принципов христианской культуры заслужил всеобщее уважение. На похороны Конрада Аденауэра, состоявшиеся 25 апреля, прибыли в Бонн президент США Джонсон, президент Франции де Голль, британский премьерминистр Вильсон, итальянский премьер-министр Моро, министры иностранных дел целого ряда государств, представители и уполномоченные глав многих правительств. Этим проявлением внимания к его памяти весь мир выразил свое уважение к личности Аденауэра. Имя Аденауэра войдет в список имен больших политических деятелей нашего времени. О чем пишет журнал „Грани" Напоминаем нашим читателям, что на складе издательства имеются номера журнала «Грани», насыщенные содержательным материалом и представляющие значительный интерес. № 60 «Граней» •— открывается прозаическим произведением СМОГ-иста А. Урусова «Крик далеких муравьев», полученным редакцией из России. Далее следуют: — Запись заседаний суда над А. Синявским и Ю. Даниэлем, также вывезенная из страны. — Статья Б. Филиппова «Природа и тюрьма». (О творчестве Абрама Терца и Николая Аржака). — Публицистическая статья Д. Ушинина «Новые веяния в атеистической пропаганде в СССР». — Воспоминания о Б. Л. Пастернаке и его окружении московского литератора Ю. В. Кроткова, перешедшего на Запад в конце 1963 года: «Пастернаки». — Художественная эпическая поэма «Последний вечер» зарубежного русского поэта С. Рафальского, искусно использующего в ней сюжет Атлантиды. •— Продолжение очерков Н. Еленева об искусстве в России конца XI X и начала X X века. № 61 «Граней» — так же разнообразен по содержанию, как и предыдущий. В «ем: — Сообщение редакции о ссылке молодого поэтабунтаря Владимира Батшева и подборка его стихов. — Воззвание СМОГ-а, получившее по просьбе его авторов широкую огласку в западной прессе, и ряд стихов СМОГ-истов. Произведение молодого московского поэта А. Михайлова. Посвященная этой теме статья Э. Райса «Модернизм и молодая русская литература». — Мужественная речь писателя Василя Быкова на съезде Союза писателей Белоруссии. — Обличительные письма священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина и их официальное заявление правительству о незаконных преследованиях церкви. — Два рассказа Валерия Тарсиса: «Ничего достоверного» и «Иван Сума — разрушитель мира». Рассказ В. Ростопчина «Скудость». — К годовщине смерти сотрудника «Граней» и бывшего главного редактора еженедельника «Посев» А. В. Светланина, статья главного редактора «Граней» Н. Тарасовой и один из фрагментов незаконченных произведений покойного — «Февраль». — Продолжение очерков Н. Еленева об искусстве в России. Философская статья В. Сорокина «К проблеме движения». № 62 «Граней» — целиком посвящен публикации 38 документов из «Белой книги», составленной в связи с осуждением А. Синявского и Ю. Даниэля. Этот сборник документов, полученный редакцией журнала из России, ходит по стране и является беспрецедентным событием в общественно-политической жизни СССР. Кроме документов следственного периода и по судебному процессу, в «Гранях» приведены также письма российской интеллигенции против суда и в защиту обоих писателей. В конце журнала помещено письмо Ю. Даниэля из концлагеря в газету «Известия», а также Сообщение журнала «Грани», переданное прессе. 15
Стр.15
16 ПОСЕВ • 22 апреля открылась специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН. 24 апреля она приступила •к рассмотрению вопроса о Юго-Западной Африке, находящейся под опекой Южно-Африканской Республики. • Генеральный секретарь ООН У Тан вернулся из поездки по странам Азии в Нью-Йорк. Выступая перед журналистами, он заявил, что руководителей стран Азии тревожит проблема Вьетнама. • По данным министерства обороны США, число коммунистических войск в Южном Вьетнаме увеличилось до 287 т. ч. (с 239 т. ч. в прошлом году) — •несмотря на общие потери в 600 т. ч. за 6 лет. • По сообщению южновьетнамского правительства, создается пояс укреплений в Южном Вьетнаме вдоль демилитаризованной зоны у 17-й параллели. Это потребует переселения около 20 тысяч жителей. • Коммунистические перебежчики в Южном Вьетнаме будут сохранять звания и занимать соответствующее положение на новых местах, заявил южновьетнамский премьер-министр Нгуен Као Ки. • Комиссия ООН по умиротворению Адена вернулась в Нью-Йорк, не добившись результатов. По пути из Адена комиссия посетила Лондон, где имела беседу с министром иностранных дел Брауном. • Президент Конго (Киншаса) генерал Мобуту выступил против возрождения движения Лумумбы, иосколько это повело бы к «расколу и анархии». По его славам, соратники Лумумбы изменили идеям своего вождя и устроили резню в стране. • В Вашингтоне состоялась конференция СЕАТО ((Организация договора по обороне Юго-Восточной Азии). Обсуждались вопросы войны и мира в Южном Вьетнаме. Франция и Пакистан не участвовали в работе конференции. • Франция поставляет вертолеты коммунистическом Китаю. Заключен договор на поставку 15 машин типа «Алуэт» (грузоподъемность 620 кг, скорость 190 км в час). ж Япония предоставила кредит Индонезии в 60 млн. долларов для стабилизации экономики. Всего для оздоровления индонезийского народного хозяйства нужны были бы 200 млн. долларов. ж Из Тегерана сообщают, что СССР будет участвовать в эксплуатации иранских нефтеисточников, а также в разведке недр. Ответственный издатель В . Горачек. Главный редактор А . Артемов. Заместитель главного редактора Я . Трушнович. Редакционная коллегия : В. Маслов, А . Неймирок, Г. Рар, Л . Федоров, Ю. Чикарлеев. Статьи, подписанные фамилией ил и инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые ру - кописи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книг и дл я отзыва следуе т присылать в дву х экземплярах. Перепечатывать, переводить нв иностранные лэыки, использовать в выдержках ил и иным способом материалы, снабженные «copyrlght» , можно тольк о с разрешения из - дательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, н о с обязательной ссылко й на источник. Einzelpreis D M 0.90 Розничная цена еженедельника -ПОСЕВ- в Германии — 0.90 н. м., в США и Канаде — 0.30 дол., во всех другиж странах — эквивалент 0.90 н. и. Подписка в Германии — на 1 год 41.60 н. м.,на полгода 20.80 я. м., на 3 месяца 10.40 н. м. В США и Канаде — на 1 год И.60 дол., на полгода 7.10 дол., на 3 месяца 3.90 дол. (при доставке по воздуху — на 1 год 30.10 дол., на полгода 10.40 дол., на ) месяца 5.20 дод.). Во всех других страна! — на 1 год 46.80 н. м., на полгода 23.40 н. м., на Э месаиа 11.70 н. и. Розничная цена журнала «ГРАНИ' в Германии — 7. н. т., в США • Канаде — 2 дол., во всех других странах — эквивалент — 7 н. м. Подписка на четыре номера в Германии — 25 н. м., в США н Канаде — 7 доя., во irei других страна! — 26 н. м. • Выступал в Белграде, Тито заявил о необходимости борьбы с уклонами в Союзе коммунистов, хотя, с другой стороны, СКЮ должен всё больше превращаться «из фактора власти в фактор идеологического руководства». • 622 чехословацких туриста не вернулись на родину в 1966 году. Всего в прошлом году побывало на Западе 272 тысячи чехословацких граждан. • 23 апреля состоялись выборы в западногерманских земляк Шлезвиг-Гольштейн и РейнландПфальц. В Шлезвиг-Гольштейне старые партии, в общем, сохранили места, а правая Национал-демократическая партия, выступающая впервые, получила 4 мандата из 73. В Рейнланд-Пфальце христианские демократы выиграли 3 места, социал-демократы потеряли 4, либералы потеряли 3, национал-демократы получили 4 мандата из 100. • Запущенный 17 апреля американский космический корабль «Сервейор-З» совершил мягкую посадку на Луну 20 апреля. Вскоре он приступил к выполнению намеченной программы работы: передавать снимки, копать лунную поверхность особым совком. ж Произошла тяжелая авиационная катастрофа на Кипре. Из-за непогоды упал швейцарский пассажирский самолет. Погибло 126 человек. • По данным западных сейсмологических станций, 20 апреля произведен подземный атомный взрыв в СССР, в районе Семипалатинска. • Иоганнесбургская газета «Санди тайме» сообщила, что следы Мартина Бормана (одного из ближайших помощников Гитлера) обнаружены в Южно-Африканской Республике, куда он приезжал в 1965 и 1966 гг. под вымышленным именем. • Произошло сильное землетрясение в Индонезии. На юге острова Сулавеси погибло 37 человек, 75 000 жителей эвакуированы из разрушенных районов. Possev-Verlag, 623 Frankfurl/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15. Tele for. 31 42 65. Poslscheckkonto 334 61 Frankfui I'Mai n Bankkonlo 148 000 530 Nassauische Sparkasse Fronkfuil/Main Издает еженедельни к «ПОСЕВ», журна л литературы, искусства, наук и и общественно-политической мысл и «ГРАНИ», художественную и общественно-политическую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталог и высылаются бесплатно. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА: АВСТРАЛИЯ: A. Verameeff, В Abingdon si. , W.-Gabba, Brisbane, Qld. „Роввеу" с/о .Unification" , 497, Collins et.. Melbourne С. 1. АНГЛИЯ i D. Bilenko, 48 Learning I on sr.. Oak Lane, Healon, Bradford ¥. АРГЕНТИНА: Sra. I . Grochishktn, Casilla de correo 2535, Buenes Ai'es. БЕЛЬГИЯ: Bolte postale 1094. FJruxellee 1 БРАЗИЛИЯ: I . Alexandre* , Av. Lavandisca 646, Indianopolis, Sao Poulo. ВЕНЕСУЭЛА: N . Droidovtky, Apariodo correo 4665, Caracos-Esle. ГОЛЛАНДИЯ: A . Kandaurow, Poslbus 325. Rotterdam. ДАНИЯ: D. Sdiewittdi , Herlhavej 2 B, Koebenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ: Yair' i Bookthop, Hahashmal Street 1, Tel Aviv, Tel. 62 4057 ИТАЛИЯ! A . Konovett, Cassella Poslale 429, Roma - Cenlro. КАНАДА) A. Roinar, 1420 Bernard ave., Montreal 8. МАРОККО: M. Kollovtkoy, 6, rue Courleline, Casablanca. НОРВЕГИЯ: Jan Evland, Klemetsrud, Oslo. Tel.: 28 48 26. СИНГАПУР: M. Tairev, 34 Stevens Road, Singapore. США: Mil s M. Rodsevidi, P.O B. 38, Jackson Hgh. , New York, N. Y. 11372. The Ruttia n Book House, 277 Fairfield Ave., Bridgeport, Conn. 06603, Tel. 335-0964. A . Tzvikevieh, 2314, 25th ave, San Francisco, Calif. 94116. Tel.i SE 1-0339. ФРАНЦИЯ: „L « Semis', B. P. 143, Paris 15. Tel.: BLOmel 62 06. N . AlloH , 10 rue des Bleuets, 69 Bron. A. Lavrolf, 2, rue de la Moselle, Nilvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ: Leo Grossen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ: Tidskrihen „Ponev", Box 4854, Soderldlje 4. ЯПОНИЯ: A. Bakulevsky, 437 Ivai-cho, Hodogaya-ku, Yokohama. № 17-18 (1092-1093) ИЗДАТЕЛЬСТВ О ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ Номер ЖУРНАЛА Г Р Д II 1 1 НОВЫЙ ПОДПОЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ В МОСКВЕ: «ФЕНИКС 1966» ЮРИЙ ГАЛАНСКОВ: МОЖЕТЕ НАЧИНАТЬ! ЗА ЧТО СОСЛАН БАТШЕВ? СТИХИ ВЛАДИМИРА БАТШЕВА О. МАНДЕЛЬШТАМ: ЧЕТВЕРТАЯ ПРОЗА Н. КАРАГУЖИН: СТАЛИНСКАЯ УЛЫБКА Ю. СТЕФАНОВ: ПЛАЧ ПО ХРАМУ ПОКРОВА ВАДИМ ШАВРОВ: ИСПОВЕДЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРЫЙ ВЕРИТ В БОГА ЛЕВ КОПЕЛЕВ: У ГРОБА АННЫ АХМАТОВОЙ АНДРЕЙ СИНЯВСКИЙ: «В ЗАЩИТУ ПИРАМИДЫ» ТЕМИРА ПАХМУС: СЕРГЕЕВ-ЦЕНСКИЙ В КРИТИКЕ 3. ГИППИУС ЭРНСТ ГЕНРИ: ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ПИСАТЕЛЮ И. ЭРЕНБУРГУ Подписка на четыре номера журнала в Германии 25 марок, в США, Канаде и Австралии 7 долларов, во всех остальных странах эквивалент 26 немецких марок. 63 «АЛЫЕ ПАРУСА» И ДРУГИЕ РАССКАЗЫ АЛЕКСАНДРА ГРИНА ПО-НЕМЕЦКИ: ALEXANDER GRIN DER c#et HAVSGEIST AQUARELL DER ZORN DES VATERS DER Aus dem Russischen ubertragen von Elena Sehutzumschlag von Leonid Schejka, Belgrad 168 Seiten. Ganzleinen. DM 16,80 Guttenberger POSSEV-VERLAG HAFENKAPITAN ПОЛУЧЕНО НА КНИЖНОМ СКЛАДЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА ШВЕЙЦАРСКОЕ ИЗДАНИЕ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ «ПОСЕВ» Kampf des Glaubens Dokumente aus der Sowjetunion Типография издательства «Посев» приникает заказы на различные типографские работы. Имеет латинские и славянские (русский, болгарский, сербский и др.) шрифты. Прижимает заказы на переиздание книг фотографическим способом (офсет). Цены умеренные. Заявление авященников Николая Эшлимана и Глеба Якунина Н. В. Подгорному Открытое письмо о. Николая и о. Глеба патриарху Алексию Открытое письмо о. Николая и о. Глеба епископам Русской Церкви Циркулярное письмо патриарха Алексия епископам Русской Церкви А. Э. Левитин: Монашество и современность А.Э.Левитин: Ответ Геннадию Героднику Прошения, жалобы, судебные документы насельников Почаевской Лавры Встреча А. Э. Левитина с представителями антирелигиозных организаций Автобиографические заметки А. Э. Левитина Заявление А. Э. Левитина Центральному комитету Коммунистической партии Стр. 144, цена НМ 7.80 Drvck: FowCT-VerUfc У. Oorsxbek KG„ Fnnkfu t шш M*ln
Стр.16

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.