Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №40 1966 (80,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID138610
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1966 .— №40 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138610 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

O k t o b e r 1966 Перегруппировки в коммунистическом лагере Вторая мировая война и послевоенные го ды не только расширили сферу власти К П С С и раздвинули границы созданного ею первого в мире коммунистического государства, — возникла целая плеяда новых коммунисти ческих государств, в состав которой постепен но вошли дополнительно и такие гиганты, как Китай, и такие стратегически перспективные плацдармы, как Северный Вьетнам и Куба. <...> (Но, с другой стороны, этот количественный рост лагеря коммунистических государств сопровождался ослаблением единства, а за тем и распадом как самого этого лагеря, так и мирового коммунистического движения, ба зировавшегося на правящие компартии и иде ологически, и организационно, да и матери ально. <...> ' По мере роста разногласий и противоборства между этими центрами, все новые компартии, правящие и неправящие, стали отходить в сторону и выбирать «соб ственные пути развития», всё меньше и мень ше считаясь в теории и практике с тем, что тот или иной центр считает за истину, а что не считает. <...> Программа КПСС, принятая при Хрущеве, в 1961 году, говорит осуждающе об уклонах в мировом коммунизме — как о сектантско-догматическом (подразумевается К и тай) , так и о ревизионистском (прямо наз вана Югославия), но главной опасностью объ является последний. <...> Поездка Брежнева к Тито имеет, в свете этого, особое значение. <...> Правда, инициатива и в организационном плане принадлежит Пекину: «революционнокоммунистические» партии, со своими печат ными органами, создаются во Франции, в Чи ли и в других странах. <...> «ПРАВОСУДИЕ» В ДУХЕ К И Т А Й С К О Й 22 сентября в Задаре состоялся суд над югослав ским ученым и публицистом Михаилом М и х а й л о вым, инициатором основания в Югославии незави симого ж у р н а л а на платформе демократического со циализма. <...> Видимо, уроки гитлеровских « С А » и нынешних китайских «хунвэйбинов» не л и шены плодотворного влияния на югославских ком мунистов, зря л и ш ь обижающихся <...>
Посев_№40_1966.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Посев_№40_1966.pdf
ш и HMIIKIIIIIIIIIIH и шпин и i i ГОД ИЗДАНИЯ Выходит Не в силе Бог, а в правде! Александр i i i > ti n п и ДВАДЦАТЬ за r IIIMII ni l пиш и Невский MiiiiifiiiiMiMiinm ВТОРОЙ рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 31 42 65 •lltlliilliliiiiliacilJilBiiBiBBiilill*iitiBBllBiliiiliJBliiBiiaBiiiijBiiiii>BiialiliiiilillijariBriiriiliiliiiaiitilliiliiiiiiafiaiiiBiilliiiiilfilitiiitiiBiiiafiiBiiiiiiiiiiBiii>iiiiJBtiiiiiiiiiBiiiiLjiiii* ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 40 (1063) POSSEV-DI E AUSSAAT, Wochenzeitung in russischer Sprache D 21 651 С Суббота, 1 октября 1966 года Samstag, 1. Oktober 1966 Перегруппировки в коммунистическом лагере Вторая мировая война и послевоенные годы не только расширили сферу власти КПСС и раздвинули границы созданного ею первого в мире коммунистического государства, — возникла целая плеяда новых коммунистических государств, в состав которой постепенно вошли дополнительно и такие гиганты, как Китай, и такие стратегически перспективные плацдармы, как Северный Вьетнам и Куба. (Но, с другой стороны, этот количественный рост лагеря коммунистических государств сопровождался ослаблением единства, а затем и распадом как самого этого лагеря, так и мирового коммунистического движения, базировавшегося на правящие компартии и идеологически, и организационно, да и материально. Постепенно в качестве самостоятельных центров, наряду с Москвой, стали выступать Белград, Пекин, Бухарест, а в демократическом мире Рим.' По мере роста разногласий и противоборства между этими центрами, все новые компартии, правящие и неправящие, стали отходить в сторону и выбирать «собственные пути развития», всё меньше и меньше считаясь в теории и практике с тем, что тот или иной центр считает за истину, а что не считает. Центры, теряющие периферию, перестают быть центрами, а периферийные элементы, перед лицом множества слабеющих в борьбе центров, перестают быть и чувствовать себя периферией. Наиболее острая борьба разгорелась между наиболее крупными центрами коммунизма •— Москвой и Пекином. В настоящее время эта борьба, которую и не пытаются скрывать (изза полной безнадежности всяких попыток «соблюдать приличие»), вступила в такую фазу ожесточения, что не видно, каким образом «враждующие братья» смогли бы когда-то найти путь к миру. Надо сказать, что КПСС, по всей видимости, искренне стремилась сгладить противоречия и восстановить единство по линии этой основной трещины в коммунистическом «монолите». Программа КПСС, принятая при Хрущеве, в 1961 году, говорит осуждающе об уклонах в мировом коммунизме — как о сектантско-догматическом (подразумевается Китай) , так и о ревизионистском (прямо названа Югославия), но главной опасностью объявляется последний. Теперь руководство КПСС открыто клеймит, — и по линии партийно-пропагандной, и по линии государственно-дипломатической, — в качестве раскольников и даже просто преступников руководящие круги и активистов КПК и КНР. Внутри СССР руководство и пропагандный аппарат КПСС применяют простой, по видимости честный, а на деле исполненный злорадства, чрезвычайно эффективный для психологии нашего народа прием в нанесении ударов «под ложечку» бывшим «китайским товарищам»: советская пресса точно воспроизводит то, что пишет китайская пресса (в свое время руководство КПК настаивало на этом). Картина получается и не в счет: он посеян давно чуть ли не по всему миру. комическая, и трагическая; и отвратительная, и страшная: перед глазами советских читателей восстают образы и порядки самых темных времен сталинского периода. В то же время, видимо, ЦК КПСС решил приступить и к некоторым организационным мероприятиям: к сколачиванию широкого фронта с ревизионистским флангом в мировом коммунизме. Поездка Брежнева к Тито имеет, в свете этого, особое значение. Правда, инициатива и в организационном плане принадлежит Пекину: «революционнокоммунистические» партии, со своими печатными органами, создаются во Франции, в Чили и в других странах. Фракционный раскол Но думается, что КПСС переиграет в этой области соперника и соберет у своего двора больше. Однако, ей придется пойти кое-где на уступки, а кое-где она будет требовать уступок. Последнее может увенчиваться успехом, и это никак нельзя отнести к положительным явлениям. Как бы то ни было, сближение с КПСС в той или иной мере грозит отходом восточноевропейских компартий от взятого было курса на либерализацию и попытками перехода к политике зажима. Этот процесс не должен выпасть из поля зрения общественности нашей страны, а равно и общественности восточноевропейских «стран народной демократии». Суд над М. Михайловым «ПРАВОСУДИЕ» В ДУХЕ КИТАЙСКОЙ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ» 22 сентября в Задаре состоялся суд над югославским ученым и публицистом Михаилом Михайловым, инициатором основания в Югославии независимого журнала на платформе демократического социализма. Михайлову было предъявлено обвинение в том, что он 1) распространял ложные сведения о Югославии и 2) публиковал запрещенные к печати свои произведения. Полный текст обвинительного акта воспроизведен в прошлом номере «Посева». Дело разбиралось Задарским окружным судом. Разбирательство происходило в небольшом помещении, к тому же власти набили его специально подобранными людьми, настроенными враждебно к подсудимому (большую группу таких людей привезли из Загреба). Хотя процесс формально был открытым, в зал впускали по пропускам и только двоим из друзей М. Михайлова удалось туда проникнуть. Развязные молодчики из подставных слушателей мешали обвиняемому говорить выкриками и свистом, а при случае, в проходе, старались задеть его плечом, вызывая на скандал. Видимо, уроки гитлеровских «СА» и нынешних китайских «хунвэйбинов» не лишены плодотворного влияния на югославских коммунистов, зря лишь обижающихся, когда их строй относят к тоталитарным. Еще большую злобу, чем к М. Михайлову проявили «хунвэйбины» к М. Батиничу, который подвергся оскорблению действием, как в первый, так и во второй день процесса. Иностранные корреспонденты всё же были допущены на процесс, и их очерки рисуют поведение Михайлова как смелое отстаивание своих взглядов. Так, на язвительный упрек прокурора, что публикацией сенсационных статей подсудимый хотел заработать побольше денег, Михайлов возражает, без запинки, что, по его опыту, «политическими статьями скорее заработаешь тюрьму, чем деньги». На констатацию судьи: «Вы обвиняетесь в том, что называли Югославию тоталитарным государством», он лишь подтверждает, что Югославия есть тоталитарное государство. А когда судья ставит логическую ловушку, указывая на то, что гитлеровская Германия была тоталитарным государством, а стало быть, Михайлов приравнивает к ней Югославию, тот саркастически возражает: «Немецкие солдаты носили мундиры, и югославские солдаты носили мундиры, из-за этого они еще совсем не фашисты». В центральном пункте о том, что 6-7°/» населения, объединенные в Союзе коммунистов Югославии, обладают всеми правами, а остальные никакими, прокурор, улыбаясь, замечает: «А что в Америке негры обладают всеми правами?». На это Михайлов отвечает: «Негры в Америке, по крайней мере, имеют организации, чтобы бороться за свои конституционные права». В зале — «гневное возмущение»... Разговор заходит о зарубежных издательствах, печатавших статьи Михайлова. Упоминаются два издательства, оба эмигрантские: одно — польское в Париже, другое — русское во Франкфурте-ца-Майне. Последнее называют по имени: «Посев». Оба издательства клеймятся как «реакционные». Судья желает знать, почему Михайлов безвозмездно передавал статьи «Посеву»? Потому что «Посев», говорит Михайлов после некоторого раздумья, испытывает финансовые трудности, а также потому, что позиции издательства близки к его позициям. Защитнику, как пишут иностранные журналисты, порой было трудно выгораживать подзащитного. Так, например, на вопрос судьи, согласен ли Михайлов, что его статьи имеют подстрекательский характер, тот запросто отвечает: «Да». Защитник вскакивает: «Я прошу Вас, Михайлов, выражайтесь точнее. Ведь Ваши статьи печатались за границей. Откуда югославским гражданам знать Ваши взгляды?». Но Михайлов остается при своем: западные средства информации использовались для активизации югославских граждан. В своем последнем слове Михайлов заявляет, что он — страстный поклонник Достоевского. «Я глубоко убежден, что всё, что я написал, — правда. На том буду стоять и впредь!»... Утром 23 сентября суд огласил приговор. Михайлов за «распространение ложных сведений» приговаривается к девяти месяцам тюрьмы (пункт второй обвинения, о публикации запрещенных к печати произведений, снимается). К этому добавляются пять месяцев, к которым он был приговорен в апреле прошлого года условно. Согласно особой статье УК оба срока сводятся, в конечном итоге, к двенадцати месяцам тюремного заключения, с зачетом шестидесяти дней пребывания под следственным арестом в апреле прошлого года и в августе этого года. Кроме того, Михайлову запрещена публицистическая деятельность и дача каких-либо публичных заявлений на срок одного года, а также отдано распоряжение о конфискации его гонораров за статьи: «Элаборат», «Почему молчим» и «Джилас и сегодняшняя Югославия». Михайлов, появившийся в зале суда уже после оглашения приговора, заявил об обжаловании решения. Так как прокурор не настаивал на взятии под стражу осужденного до окончательного решения Верховного суда Хорватии, то Михайлов остается
Стр.1
2 пока ва свободе. Не исключено, что власти надеются иа его отъезд за границу. Приговор, по свидетельству иностранных корреспондентов, вызвал недовольство у части аудитории, считавшей его недостаточно строгим. Были слышны крики: «Выслать из нашего города!» или «Пусть убирается за границу!»... Судья, однако, заявил, что он не допустит маниПОСЕ В фестаций в судебном помещении, а ответственные за инциденты будут наказаны. Дело в том, что в своем рвении коммунистические «хунвэйбины» нападали не только на М. Михайлова и его друзей, а и на иностранных корреспондентов, проникли в отель «Загреб», разбили телекамеру. Можно предположить, что эа это «перевыполнение плана» кое-кому из них и попадет. J A 4 0 (1063) ленных из его «потешных» в московских слободках. Обещанием присуждения звания «гвардейской чаСКАНДИНАВСКАЯ МОЛОДЕЖЬ БОРЕТСЯ ЗА МИХАЙЛОВА По сообщениям датской прессы, 11 августа «Демократический союз» датской молодежи провел в Копенгагене акцию протеста против преследований югославского ученого, публициста и общественного деятеля М. Михайлова: на той улице, где находится югославское посольство, щиты с названием улицы были заклеены плакатами с надписью «Улица Михайлова». Таким образом, молодежь явочным порядком переименовала улицу в пику дипломатическим представителям титовского режима. На тех же плакатах внизу написано: «Свобода Михайлову и его друзьям!» (что можно видеть, например, на фотоснимках в самой распространенной . газете «Берлингске тиденне», где запечатлен момент расклейки плакатов группой молодежи). Помимо. этого, 20-21 августа молодежью были расклеены плакаты на окнах туристических бюро, устраивающих поездки в Югославию, с надписями: «Бойкотируйте Югославию!» и «Свобода Михайлову!». В редакциии газет пошли письма читателей с запросами и протестами против преследований Михайлова югославскими властями, в нарушение собственной конституции. Не без учета общественных настроений, 14 августа премьер-министр Краг, в одном из своих выступлений по международным вопросам, сказал, что дело Михайлова в Югославии является показателем того, как трудно в коммунистической стране сочетать тоталитарную систему со свободой мнений. сти» власть широко пользовалась, посылая людей на верную гибель, восполняя их жертвенным подвигом свою преступную неподготовленность к большой войне. В военное время привилегией советских гвардейских частей было право их командиров отбирать себе пополнение из числа выздоравливавших после ранения фронтовых солдат и офицеров. В гвардейских частях поток наград, орденов и званий было много шире и обильнее, чем в прочих частях, что создавало новые стимулы для проявления героизма в боях. Играя на этом, власть и ввела в Советских вооруПО СТРАНЕ ф «Дружественные визиты» Брежнева. После трехдневного пребывания в Софии (о чем сообщалось в «Посеве» от 23 сентября), Брежнев нанес и в Белград трехдневный визит, в течение которого он провел несколько политических совещаний с Тито, а потом продолжал свою поездку в страны «народных демократий», прибыв 25 сентября в Будапешт. Официально приезд Брежнева в венгерскую столицу был объявлен в качестве «дружественного визита». 26 сентября Л. Брежнев вернулся в Москву. В иностранной печати поездка Брежнева комментируется как намерение укрепить единство блока социалистических стран в связи со всё растущими расхождениями с политикой коммунистического Китая. Л. Брежнева в его поездке в Болгарию, Югославию и Венгрию сопровождал секретарь Ц К КПСС Ю. Андропов, ведающий вопросами взаимоотношений СССР с «народными демократиями». В опубликованном в Белграде, 25 сентября, коммюнике по поводу пребывания Брежнева в Югославии сообщилось, что обе стороны обсуждали вопросы большого политического значения. Югославское агенство «ТАНЮГ», в связи с поездкой Брежнева, передает, что Брежнев и Тито согласились оказывать и далее северовьетнамскому народу «необходимую поддержку в его справедливой и героической борьбе» против США. По сообщиниям иностранных газет, в кругах руководства югославских коммунистов циркулируют слухи, согласно которым Брежнев подготавливает новую «консультативную встречу» руководителей тех компартий, которые поддерживают линию руководства КПСС во взаимоотношениях с КПК. На этой встрече должен быть окончательно решен вопрос о разрыве с КПК, политика которой будет объявлена немарксистской. Предпосылкой для этого решения должна, однако, быть реабилитация югославской компартии, над которой тяготеет еще с 1960 года обвинение ее в ревизионизме. ф Торжественное окончание «Всесоюзного похода молодежи». 11 сентября на Красной площади Москвы состоялись митинг и манифестация, которыми был завершен т. н. «Всесоюзный поход молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы отцов». По данным «Правды» от 12 сентября, более 10 миллионов юношей и девушек собирали «исторические материалы, реликвии труда и подвига, фотографии, записи воспоминаний командиров и политработников, солдат и партизан». Молодежь установила 15 тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок, ею приведены в порядок тысячи братских могил, а также «открыты имена многих неизвестных ранее героев войны». Всё это — плохой аттестат режиму. В присутствии руководителей партии и правительства отобранные представители молодежи повторяли за первым секретарем Ц К ВЛКСМ Павловым слова «Клятвы молодежи», заверявшие в преданности «делу Ленина, делу партии, делу Октября». ПОход и манифестация — звенья большой программы мероприятый, задуманных властью с единственной целью использовать здоровый патриотизм молодежи для спасения собственного перестижа. ф Ульбрихт побывал в Москве. По приглашению Ц К КПСС, 10-11 сентября, за десять дней до открытия XX I сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в Москве побывал первый секретарь Ц К СЕПГ и председатель Государственного совета ГДР Вальтер Ульбрихт, вместе с женой Лоттой. Он имел беседы с Брежневым, секретарем Ц К КПСС Андроповым и министром иностранных дел СССР Громыко; при этом присутствовал посол ГДР в СССР Биттнер. На обеде, который Политбюро Ц К КПСС устроил в его честь, были также Подгорный, Суслов, первые заместители председателя Совета министров СССР Мазуров и Полянский (Косыгин, видимо, находится в отпуске), председатель Госплана Байбаков, маршал Малиновский и Захаров, а также другие высокопоставленные лица. Хотя в «Правде» от 12 сентября в качестве тем собеседований названы вопросы сотрудничества КПСС с СЕПГ и СССР с ГДР и вопросы европейской безопасности, речь наверняка шла и о новых попытках «протолкнуть» ГДР в Организацию Объединенных Наций. ф Маневры на Влтаве. В верхнем течении Влтавы, на территории Чехословакии, граничащей с Австрией и ФРГ, прошли 20-22 сентября осенние маневры с участием советских, чехословацких, восточногерманских и венгерских воинских частей. На маневрах присутствовал главнокомандующий Объединеными вооруженными силами маршал А. Гречко со своим штабом и военные делегации армий стран¬ -участниц Варшавского договора, возглавляемые их министрами обороны. Численость войск, участвовавших в маневрах, превысила 150.000 человек. Это были самые крупные маневры за весь послевоенный период. Как сообщает «Правда» от 24 сентября, «в ходе боев широко применялся комбинированный воздушный десант, осуществляемый главным образом с мощных турбовинтовых самолетов «АН-12», под прикрытием истребителей и штурмовой авиации. В небе на разных высотах, — от бреющего полета до невидимого глазу «потолка», — бились за господство в воздухе сверхзвуковые самолеты. В ход было пущено современное оружие. «Воюющие» стороны применяли установку мин с помощью вертолетов, использовали танки для преодоления глубоких рвов, другие современные методы ведения боевых действий». Руководил маневрами министр обороны Чехословакии генерал Ломски. Маневры должны были показать взаимную координацию и сработанность частей. Предполагаемым противником, судя по направлению маневренного «удара» на северо-запад, была ФРГ. ф 25-летие создания гвардейских частей и поздравлений в Советских вооруженных силах. В стране 18 сентября отмечалось 25-летие со дня создания гвардейских частей. В приказе маршала Малиновского (помещенном в газетах от 18 сентября) говорилось, что 18 сентября 1941 г. четыре стрелковые дивизии (№№ 100, 127, 153 и 161) «в боях против войск фашистской Германии, рвавшихся к Москве, показали образцы мужества, отваги, дисциплины и организованности». Эти дивизии были впервые в Советской армии удостоены звания гвардейских. За ними последовали другие части, соединения, корабли и эскадрильи, а позже и целые армии. Как известно, в старой русской армии гвардию создал Петр I из Семеновского и Преображенского полков, составженных силах гвардейские части и подразделения. ф Заявление американского перебежчика. Во всех центральных газетах от 18 сентября помещено «заявление для печати»" американского учителя из Чикаго Гарольда М. Коха, прибывшего недавно в Советский Союз и попросившего политического убежища. В своем заявлении Г. Кох обясняет свой шаг желанием выразить свой протест «против несправедливой войны, которую американские руководители ведут против вьетнамского народа». Из дальнейшего содержания «заявления» видно, что Кох бывал уже несколько раз в нашей стране и что он был в полной мере околпачен коммунистической пропагандой о «неограниченных» свободе и демократии в Советском Союзе. Кох пишет: «Советский Союз, который так часто изображают в Америке в неблаговидном свете, в действительности — страна, где можно открыто выражать свои мнения». Насколько это так, Кох вскоре лично убедится... «Когда я смотрел на дворцы культуры и парки, когда я видел счастливых людей Советского Союза, я думал о тех 20 процентах американцев, которые, по словам покойного президента Кеннеди, каждый вечер отправляются спать голодными»... Повторив слова Бертрана Рассела, что «Джонсон — «худший президент из всех, кого когда-либо имела Америка», Кох приводит некоторые примеры, которые должны показать «недемократичность» общественного строя в США. В частности, — пишет он — «люди боятся высказать свое мнение, чтобы не потерять свой паспорт или не натолкнуться на непреодолимые юридические препятствия в возобновлении паспорта», «профессоров университета лишают принадлежащего им по конституции права на путешествия только потому, что они посетили страны, которые по мнению государственного департамента являются нежелательными». Советские граждане, прочитав эти слова американского карася-идеалиста, только пожмут плечами: советская «демократия» далеко превозошла американскую. У нас несогласных с советской «демократией» сажают в сумасшедшие дома, а то и в концлагеря, в лучшем случае гонят в ссылку. ф Назначение Н. Щелокова министром охраны общественного порядка СССР. Указом Президиума Верховного совета СССР Н. Щелоков назначен министром охраны общественного порядка СССР. Н. Щелоков — кандидат в члены Ц К КПСС. До своего нового назначения он работал вторым' секретарем ЦК Молдавской компартии. Щелоков возглавит новое центральное, созданное для борьбы с хулиганством, министерство. Республиканских министерств охраны общественного порядка было, выдимо, мало: хулиганы были сильнее. Большой рост преступности в стране в последние годы, особенно по части хулиганских дел и на почве пьянства, заставляет власть издавать новые «антихулиганские» постановления, увеличивать состав милиции, а ныне и создать новое центральное министерство специально для борьбы с преступностью. Скандальное сальдо к идеологическому полувековому «перевоспитанию» советского человека! В «Правде», в номере от 18 сентября (в котором помещен указ о назначении Н. Щелокова) в рубрике «Хроника» сообщается, что Министерство охраны общественного порядка РСФСР «упраздняется» и что его функции возложены на Министерство охраны общественного порядка СССР. ф Смена французского посла в Советском Союзе. По сообщениям иностранных газет от 20 сентября французский посол в Москве Филипп Боуэ отзывается во Францию. Новым послом Франции в Советском Союзе назначен Оливье Вормзер, эксперт в МИД Франции по финансовым и экономическим вопросам. ф Смерть академика Векслера. Скончался видный советский ученый-физик, член Академии наук СССР, научный руководитель Лаборатории высоких энергий Объединенного института ядерных исследований (в Дубне) Владимир Иосифович Векслер (рожд. 1907 г.). Имя В. И. Векслера связано с его открытиями в области взаимодействия частиц высокой энергии с атомными ядрами. ф Смерть артиста Н. Черкасова. В Ленинграде умер выдающийся артист нашей страны Н. К. Черкасов (род. 1903). С 1933 года он вошел в состав (Перенос на стр. 7)
Стр.2
1 октября 1966 года ПОСЕ В А. Краснов (Левитин) СлуШЯЯ раДИО . . . ПРОТИ В ПАССИВНОСТ И В ДЕЛ Е ЗАЩИТ Ы ВЕР Ы Но мы так увлеклись нашими внутренними делами, что и забыли о лондонской радиопередаче. Это, впрочем, вполне естественно. Нас интересует Россия и только Россия. Но все же вернемся к Лондону. Из лондонских туманов слышится голос протоиерея о. Владимира Родзянко. Его апологические выступления, талантливые и глубокие, сделанные на очень высоком уровне, обратили на него внимание наших богословских кругов и принесли ему всеобщее признание и уважение. Тем более неприятно было слышать выступление о. Родзянко 31. VII , когда он окунулся в область, видимо, ему мало знакомую, — в область церковной политики. Отец Владимир Родзянко считает обвинения, выдвинутые в петиции двух священников, преувеличенными и советует нам терпеливо ждать будущего свободного Собора Русской Церкви. Насчет того, насколько эти обвинения преувеличены, •— разрешите нам судить. Здесь, в Москве, нам виднее, чем Вам, в Лондоне. А что касается приглашения ожидать «свободного Собора», который соберется невесть когда, то это напоминает такое же приглашение русских либералов во главе с покойным дядюшкой о. Владимира, обращение к русским крестьянам—ожидать с землей Учредительного Собрания. Результаты этих увещеваний хорошо известны. Впрочем, обратимся к фактам. Для того, чтобы понять, преувеличены или нет обвинения двух священников, — приведем лишь один пример из жизни Смоленской епархии. А таких примеров можно было бы привести сотни. В Смоленскую епархию был назначен в начале 1965 года новый епископ Антоний (Викарик). Этот епископ, •— хотя и пользовался неважной репутацией в Москве, во( время учебы в Академии и в аспирантуре, — начал проводить в Смоленске здоровую, церковную линию. Положение, которое он застал в Смоленске, было катастрофическим. Местные священники даже и не думали скрывать своей службы в некоторых органах и даже открыто в алтаре/ хвастали своими подвигами друг перед другом. Особенно колоритной фигурой является соборный протодиакон Алексей Петрович Жиров. Этот протодиакон так прогремел на весь Смоленск своими скандалами и стал настолько одиозной личностью, что все антирелигиозные пропагандисты всегда на него ссылаются, и всякий раз его имя вызывает громовой раскат смеха в аудитории. Алексей Петрович, ни от кого не скрывает, что он является неверующим человеком. В делах епархиального управления имеются несколько документов, свидетельствующих о его неверии: рапорт протоиерея о. Никифора Прыск и рапорт протоиерея о. Евстафия Василька. Наконец, никому не известно, является ли Алексей Петрович вообще духовным лицом, 1 — как и когда он рукоположен и рукоположен ли вообще. В трех анкетах, заполненных Алексеем Петровичем в разное время (они имеются в делах Смоленского епархиального управления), им были названы три разных даты его рукоположения и три разных имени архиереев, его рукоположивших. На протяжении многих лет все попытки устранить эту скандальную личность из собора не имеют никакого успеха. Всякий раз все срывается благодаря той поддержке, которую оказывают злополучному протодиакону уполномоченные Совета по делам Русской Православной Церкви: Алексей Гаврилович Анищенко (ныне смещенный) и его преемник Окончание. Начало см. в пред. номере «Посева». гр. Навозов (считающий себя весьма грамотным теоретиком-марксистом). Причем, оба уполномоченных нисколько не обманываются насчет моральных качеств Жирова, •— прямо говорят, что терпят его, потому что он им полезен. Настоятель собора был поумнее и похитрее Алексея Петровича, но по своим моральным качествам, кажется, недалеко от него ушел и пользовался благосклонностью многих высокопоставленных организаций. Епископ понимал, что в таких условиях работать невозможно; начал с того, что сменил настоятеля. Затем он стал подбирать более приличные кадры. Постепенно в соборе появились трое порядочных священнослужителей: новый настоятель протоиерей Аухимик, Анатолий Демьянович, иеромонах Павел Максименко и молодой священник о. Николай Чернецкий. Наконец, преосвященный решил удалить и «самого» всесильного протодиакона. Получив соответствующий рапорт, епископ запретил его в священнослужении. Через некоторое время епископ был экстренно вызван в Москву, в Совет. После двухчасового разговора в Совете, в присутствии Навозова, епископ, вернувшись, немедленно снял трех священнослужителей: о. Анатолия Аухимика, о. Павла Максименко и о. Николая Чернецкого (двух первых он уволил из епархии), восстановил во всех правах протодиакона Жирова и отменил все свои мероприятия, направленные на оздоровление епархиальной жизни. Теперь архиерей потерял решительно всякий авторитет, в епархии безраздельно царит уполномоченный (к архиерею никто даже не обращается), а в соборе хозяйничает окончательно распоясовавшаяся компания. Вот, Вам бы туда, о. Родзянко. Интересно, нашли ли бы Вы, что обвинения авторов петиции преувеличены и стали ли бы ждать с олимпийским спокойствием «свободного Собора». Самое возмутительное во всей этой истории — трусость архиерея. Ну чего бы Вы испугались, Ваше Преосвященство? Что, Вас били, пытали? Наконец, что бы Вам грозило в самом крайнем случае? Ну, Вас бы уволили на покой, — только и всего. Ведь не умерли же бы Вы от этого. Я, конечно, не сомневаюсь, что Вы, Владыко, человек верующий и честный монах. Но спрашивается, будь на Вашем месте человек неверующий и не связанный монашескими обетами, — как бы он себя вел? Да так же точно, как Вы. Он тоже цеплялся бы за свое место и шел бы на любые сделки с совестью, чтобы его сохранить. Конечно, о. Родзянко имеет право нас обвинить в «оскорбительной горячности», но Христос, когда видел людей, творящих мерзость в храме, проявил еще и не такую горячность. Он взял в руки бич и выгнал из храма торгующих. Но, может быть, это обычные провинциальные гримасы? Смоленск. Провинция. Посмотрим, что творится в Москве. Кто не знает в Москве храма Николы в Кузнецах; кто не знает чтимой иконы Божией Матери с чудесным названием «Утоли моя печали». Кто, наконец, не знает настоятеля этого храма, одного из самых уважаемых и просвещенных московских протоиреев о. Всеволода Шпиллера? Мирно и тихо шла жизнь этого московского прихода, причт которого производит хорошее впечатление своей религиозностью и интеллигентностью. Так было до прошлого года, когда вследствие автомобильной катастрофы погиб староста этого храма. Его преемник (хорист из Малого театра) сразу повел новую линию. Он сменил всех работников храма (свечниц, уборщиц и т. д.), вновь назначенные люди не почли нуж3 ным даже познакомиться с настоятелем, с духовенством себя держат грубо и вызывающе и распоряжаются всем, как в завоеванной стране; желая показать свою особую благонадежность, новый староста, не довольствуясь обычной процедурой проверки документов у родителей крещаемых, стал требовать у отцов еще и военные билеты, что уж совершенно незаконно. Наконец, староста ввел еще новый порядок: в церковь при нем начали шляться антирелигиозники-«общественники» из соседнего Института внешней торговли. Антирелигиозники ходят в храм, проверяют документы, присутствуют на всех заседаниях двадцатки. Наконец, к о. Всеволоду начали поступать предложения прекратить свои .проповеди. С этими предложениями адресовались и непосредственно к нему, и через его родственников. Что произошло, когда о. Всеволод стал протестовать против подобных порядков? Он был снят личным указом Патриарха, и вместо него был назначен некий протоирей Константин Мещерский. Константин Мещерский умер 13 августа 1966 г., в прошлую субботу, когда он должен был вступить в настоятельство. Над ним свершился суд Божий. Поэтому мы не будем говорить много об умершем. Скажем только, что Азеф и Малиновский (знаменитые провокаторы старой России) •— это, по сравнению с Мещерским, ангелы (у них все-таки оставалось что-то человеческое). Патриарх все это знает, знает он и этих двух протоиереев и их сравнительную нравственную характеристику, и все-таки, по настоянию Совета, поступает именно так: снимает одного и назначает другого. Ужели и теперь нас обвинят в «оскорбительной, горячности»? Отец Родзянко упрекает двух священников в «неточности», дескать, они не учли того, что в Новгородской и Псковской земле миряне также распоряжались церковным имуществом. Что можно сказать про это замечание? Только одно, что оно, мягко выражаясь, неуместно. Я и не думаю отрицать того, что миряне должны принимать участие в церковных делах. Наоборот, их участие в церковных делах — фактор необходимый и очень желательный. Я не думаю также отрицать, что порядок, существовавший в период с 1944 по 1961 г. г., когда настоятель храма бесконтрольно распоряжался храмовым имуществом, был порядок глубоко порочный, приводивший на практике к очень многим злоупотреблениям. Кстати сказать, порядок этот носил на себе отпечаток личности Сталина, испытывавшего патологический страх перед какой бы то ни было общественностью (даже в самой зачаточной форме). Мы критикуем собор 1961 года вовсе не за то, что он ставит настоятеля под котроль прихода. Вся беда в том, что староста, при существующем порядке, не избирается, а назначается райисполкомом (т. е. атеистической инстанцией), из людей часто совершенно нецерковных, даже неверующих и морально весьма сомнительных (не говоря о том, что совершенно безграмотных). И вот эти безграмотные, случайные люди помыкают духовенством, набивают себе карманы, наживаются на церковный счет, хищнически эксплуатируют в своих интересах церковное хозяйство, — настоятель же должен лишь беспомощно наблюдать за всем этим: он не только не глава общины, но даже и не член общины. Он всего лишь служащий по найму (наряду со сторожем и истопником). Опять обратимся к конкретным примерам. {В гор. Пушкино, под Москвой, в Никольском храме был несколько лёт назад настоятелем священник Владимир Рожков (ныне сотрудник Иностранного отдела). В этом храме был староста — человек корыстный, грубый, не чистый на руку и неверующий. На
Стр.3
6 мирились с беззаконием и произволом «органов», и лишь теперь спохватились? И, тем не менее, и экономическая реформа и перестройка партии многое в Югославии меняет. Трудно, в частности, полностью принять утверждение М. Михайлова, что «экономическая ресрорма блеф». По этому поводу можно заметить, что она «для кого блеф, а для кого и нет». Для директоров ста тысяч крупных и мелких югославских предприятий она во всяком случае не блеф: они получают право самостоятельно хозяйствовать. До сих пор зарплата директоров не могла превышать, более чем в пять раз, минимальную зарплату рабочего. Правда, и до сих пор директора компенсировали эту «несправедливость» командировочными, казенными квартирами, персональными машинами и пр. Но теперь, в рамках самостоятельного хозяйствования, им предоставляются еще более широкие возможности для повышения своего благосостояния. Стоит ли при этом подчеркнуть, что большинство директоров предприятий'— члены партии? Важное последствие реорганизации партии •— деконцентрация власти. Дело не только в том, что сама цантральная власть становится как бы о двух головах: одна голова — правительство, другая — ЦК. Суть также и в ЛИТЕРАТУРА — ИСКУССТВО — НАУКА Люди другой породы О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ Н. НАРОКОВА У писателя-эмигранта Николая Нарокова есть два романа: «Мнимые величины» (вышел в 1955 году в Издательстве им. Чехова в Нью¬ -Йорке) и «Могу!» (вышел в 1965 году в издательстве «Сеятель» в Буэнос-Айресе). Н. Нароков также автор статей о русском языке и интересных литературоведческих статей. В руской литературе он, как у себя дома". В романах Н. Нарокова несомненно влияние Достоевского как философа и психолога, знатока человеческой души, видящего в ней и самое светлое, и самое темное. Романы Н. Нарокова в наше время имеют и чисто человеческое, и политическое значение, потому что указал он на «людей другой породы». Об этих людях писал когда-то в книге «Царство Духа и царство Кесаря» известный русский философ-эмигрант Н. Бердяев: «Мы живем в эпоху, когда истину не любят и не ищут. Истина все более заменяется пользой и интересом, волей к могуществу». Воля к могуществу, власть ради власти •— и все средства хороши ради построения «тысячелетнего рейха» или «светлого коммунистического будущего»! И нацисты, и коммунисты и капиталистические дельцы-воротилы, для которых тоже цель оправдывает средства, — люди другой породы: без совести, без чести, без морали, без Бога. В романе «Мнимые величины» Н. Нароков говорит: «...смысл современной трагедии не в том, что есть разные классы, а в том, что есть разные породы». Социологи, наверно, не согласятся с писателем, но его право высказать свою точку зрения, развить свою концепцию, — и он это делает в двух интересных, талантливых романах, представляющих собою значительные литературные произведения. * Что нужно «людям другой породы»? Почему они приносят и будут еще приносить человечеству столько страданий и бедствий? Им нужно, говорит писатель, только одно: «Власть для власти. Власть — не только цель, но и самоцель». В романе «Мнимые величины», тщательно разработав другую проблему советского коммунистического общества, •— проблему мнимости власти у касты власть имущих, когда даже ближайшие соратники Сталина не знали, где проснутся утром, в собственной постели или в тюремной камере, — Н. Нароков дал яркий образ начальника областного управления НКВД Любкина. В романе «Могу!», так же тщательно разработав проблему нашего времени — «власть ради власти», писатель дал тоже яркий и страшный образ «человека другой породы», продолжающего дело Любкина, — некоего Ива. Вот его внешний облик: «Ив был невысокого роста, но плотный, широкоплечий и кряжистый. Голову слегка наклонял вперед, смотрел исподлобья и крепко упирался ногами в пол, когда стоял. Весь он был твердый: смотрел твердо, говорил твердо, кулаки сжимал твердо. Голос у него был глуховатый, брови насуплены, а зубы он, вероятно, всегда крепко сжимал, потому что скулы у него были напряжены и торчали желваками. Говорил он короткими фразами, спокойно, невыразительно и уверенно, причем почти никогда не смотрел на того, с кем говорил». У Ива русское имя-отчество, но он не русский — по сути своей не русский. Он •— явление интернациональное, некий символ царящего на земле зла, воплощенного в «людях другой породы». ПОСЕ В том, что приобретают еще большую внутренную самостоятельность компартии союзных республик: Сербии, Хорватии, Словении, Боснии и Герцеговины, Македонии, Черногории. Каждая из этих партий ставит перед собой цели, не всегда приходящеся по вкусу другим партиям. Хорватские коммунисты устами своего лидера Бакарича подняли уже, например, вопрос о праве каждой республики на собственное дипломатическое представительство за границей. Из того, насколько много на пленуме сербского ЦК говорили о необходимости решительной борьбы с проявлениями сербского национализма, можно заключить, что и в сербских партийных кругах сильны националистические тенденции. Перестройка партийной структуры объективно способствует дальнейшему, развитию местных националистических тенденций в отдельных партиях, даже несмотря на субъективное желание некоторых руководителей искоренить национализм. Укрепляя свои позиции, с одной стороны, партийное «дворянство», с другой стороны, выступает на югославскую сцену не единым, а раздираемым межнациональными противоречиями. Это — очень важный, чреватый последствиями, момент в современном обществено-политическом развитии Югославии. А. Н. № 40 (1063) «Он никем не может быть: ни русским, ни французом, ни китайцем». Потому что коммунисты, нацисты, расисты есть и у русских, и у французов, и у китайцев, и у американцев... Ив — бывший крупный коммунист и чекист. Из Советского Союза, еще до войны, когда началась ежовщина, он перекинулся к нацистам. Бывший энкаведист, он стал работать в Гестапо, во время войны занимался какими-то темными делами в Швеции, где был центр международного шпионажа. После войны попал в Америку, стал дельцом-миллионером. Занимается торговыми операциями в Эквадоре, а живет в США, в Калифорнии. И тут у него бизнес: строит новые поселки. Ив — темный человек, человек двойной жизни: «Возможно, что у него были и другие дела: человек с крепко сжатыми челюстями и с надмерно развитыми надбровными дугами, конечно, не упускал ничего, что он мог бы сжать в кулаке и из чего он мог бы выдавить сок». Коммунисты, как в свое время нацисты, выдавливают сок обычно из людей. У Ива есть двойник в советской литературе: секретарь обкома Кнорозов в рассказе А. Солженицына «Для пользы дела». Вот он: «Как прежде в Москве слово Сталина, так в этой области и теперь слово Кнорозова никогда не менялось и не отменялось. И хотя Сталина давно уже не было, Кнорозов — был. Он был один из видных представителей «волевого стиля руководства» и усматривал в этом самую большую свою заслугу. Он не представлял себе, чтобы можно было руководить как-нибудь иначе... Он не делал ни одного лишнего движения, и кожа лица его тоже без надобности не двигалась, отчего лицо казалось отлитым навсегда и не выражало мелких минутных переживаний. Размазанная улыбка расстроила бы его законченность». «Человек другой породы» Кнорозов показан писателем в гневе: «Кнорозов поднялся во всю свою ражую фигуру, и увиделось, что он — из стали весь, без сочленений. •— Де-ма-го-гия! — прогремел он над головой ослушника. И такая была воля и сила в нем, что, кажется, протяни он длань — и отлетела бы у Грачикова голова». Надеть на Ива-Кнорозова мундир нацистской партии •— и будет Кох, бывший гауляйтер Украины, осужденный в Польше за преступления, свойственные «людям другой породы». Кнорозовы при Сталине погубили людей не меньше, чем Кохи. В Америке Ив — делец-миллионер. Но отнюдь не все и не только миллионеры — Ивы. Двойник Ива — шериф-расист — был причастен к убийству женщины в одном южном штате, но никаким миллионером он не был. * «Люди другой породы» — интернациональны, как интернационально царящее на земле зло: коммунистический пйгмей Кастро или «Великий вождь» четверти мира Мао Цзэ-дун — это те же «люди другой породы». В России гений Достоевского показал «людей другой породы», предтеч большевиков, в романе «Бесы». Бес Петр Верховенский — это же Нечаев, а Нечаев вполне реальный предтеча Ленина. В Германии люди другой породы быстрее, чем где-нибудь, прорвались в 1933 году к власти, но всего через 12 лет были разгромлены. У нас в России люди другой породы властвуют вот уже скоро 50 лет. Люди другой породы иногда вступают в смертельную схватку между собой, как это
Стр.6
1 октября 1966 года было во время Второй мировой войны, когда после теплой дружбы Гитлер бросился на Сталина. Однако психологически, биологически, i — если можно говорить о биологии «людей другой породы», — Сталин и Гитлер двойники. Союз Сталина с Гитлером перед войной — не случайность. И не случайно Хрущев, будучи в США в 1959 году, обнимался с миллиардером Сайрусом Итоном, но, встречаясь с лидерами профсоюзов, каждый раз учинял дикие скандалы: знал, чувствовал, что лидеры профсоюзов, знающие античеловеческую сущность коммунизма, видят его, «человека другой породы», насквозь! «Люди другой породы» в любых условиях последовательны в преследовании своего интереса, в достижении своих личных или коллективных целей. «Моя линия ничуть не ломанная, — говорит Ив в романе Н. Нарокова, — а во всех своих частях прямая, и я все время иду прямо, никуда не сворарачивая. Обком коммунистической партии, гестапо и солидный пакет с акциями •— одна и та же линия: прямая, но вычерченная разной тушью — красной, черной или желтой». В наше время коммунизм наиболее целостно воплотил в себе мировое зло, создал Законченный тип «человека другой породы», хотя и среди членов коммунистических партий есть просто люди, ошибочно или в целях мелкой личной выгоды, попавшие в ряды «людей другой породы». Ужас коммунистического завтра, как естественное развитие коммунистического сегодня, — в романе гениального Джорджа Орвелла «1984»: ПО СТРАН Е (Перенос со стр. 2) артистов Ленинградского академического театра драмы («Александринка») и, кроме того, снимался в ряде советских фильмов («Дон-Кихот», «Петр I» , «Иван Грозный», «Дети капитана Гранта» и др.). Похоронен Н. К. Черкасов 17 сентября в некрополе Александро-Невской Лавры, рядом с Достоевским, Чайковским и зодчим Воронихиным. ф Поездка академика Капицы в Югославию. После долгого перерыва власти разрешили академику П. Л. Капице, выдающемуся ученому нашей страны, физику-атомнику, выехать за границу. Академик П. Л. Капица прибыл в Югославию. Здесь, в Белграде, он был принять 22 сентября президентом СФРЮ Иосипом Броз Тито. ф Практическое плавание парусника «Товарищ». Учебно-парусное судно «Товарищ» со 135 курсантами Одесского высшего инженерного морского училища (бывш. мортехникума) совершает практическое плавание под парусами по Черному и Средиземному морям. «Товарищ» находился несколько дней в Александрии, а затем взял курс на Марсель. ф Суд над «коллаборантами-националистами» в Таллине. В заметке «Пришла расплата» газета «Правда» 15 сентября сообщила о суде над «прапорщиком царской армии, майором буржуазной армии Александром Зееманом», (который был во время последней войны комендантом эстонского города Валга), «ассистентом политической полиции оккупационного периода Эрихом-Освальдом Оргом» и другими, которые якобы убили, в общей сложности 260 советских граждан. Всего, пишет газета, «во время фашистской оккупации в эстонском городе Валга и Валгаском уезде было убито более 600 местных жителей, расстреляно или замучено 29 тысяч военнопленных. Все это не только дело рук гитлеровских оккупантов, но местных националистов». Среди них числились и Зееман с Оргом. Судебная коллегия Верховного суда Эстонской ССР приговорила Зеемана и Орга к смертной казни, а шестерых других к 10-15 годам колонии строгого режима. Неясно, к чему упомянуты 29 тысяч военнопленных, гибели которых способствовала позиция советского правительства, объявившего всех пленных «изменниками Родины» и бросившего их на произвол судьбы. ф Постановление по вопросам высшего и среднего образования. В «Известиях» от 10 сентября помещено постановление Ц К КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специаПОСЕ В «Прежние цивилизации претендовали на то, что они основаны на принципах любви и справедливости, — говорит руководящий член Партии О. Брайен. — Наш мир основан на ненависти. В нем не будет места иным чувствам, кроме страха, гнева, победного ликования и самоуничтожения. Все остальное нами будет уничтожено — все!.. Не будет иной верности, кроме верности партии». О том же примерно говорит Ив в романе «Могу!»: «Побеждены будут все. А победит человек-могу. Он уничтожит и свободный мир и коммунизм. Прежний человек со всем тем, что называлось «человеческим», обречен. Настала эпоха человека-могу». * «Люди другой породы» угрожают всему человечеству. Утвердившись у власти в ряде стран, они толкают мир к пропасти. Противостоит ли им кто-нибудь на Земле? Да, противостоит: просто человек, просто люди •— с совестью, с сердцем, с Богом в душе, пусть и лично, индивидуально понимаемым. В романе Н. Нарокова «Могу!» Иву противостоят двое русских эмигрантов: Табурин и Потокова. И побеждают они. Ив, толкнувший свою сообщницу по коммерческим и иным делам на убийство больного мужа Потоковой, видит, что цель его разгадана, что план его раскрыт Табуриным, и Ив — бежит из Америки, опасаясь правосудия. Человеческое побеждает античеловеческое, — торжествует человеческий Дух. В. САМАРИН листов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране». В новом постановлении власть подчеркивает важность для специалистов «быть хорошо вооруженным марксистско-ленинской теорией», «владеть новейшими знаниями в области науки и техники» и «уметь квалифицированно решать задачи развития экономики, научной организации труда и управления производствам». С этой целю ныне организуются институты повышения квалификации преподавателей общественных наук при Ленинградском, Уральоком, Ростовском-на-Дону и Ташкентском университетах. В наиболее сильных вузах организуются факультеты для повышения квалификаций преподавателей вузов. Для них будут выделяться места на производствах и в научно-исследовательских институтах для прохождения стажировок. В целях поощрения и привлечения студентов к научно-исследовательской работе предложено присуждать студентам до 300 медалей в год. На Министерство высшего и среднего специального образования СССР возложено «государственное инспектирование всех высших учебных заведений страны». ф Юбилейные торжества по случаю 800-летия со дня рождения Ш. Руставели. Как сообщает «Учительская газета» от 20 сентября, «прогрессивное человечество по решению Всемирного Совета Мира отмечает 800-летие со дня рождения творца «Витязя в тигровой шкуре», великого поэта и мыслителя Грузии Шота Руставели». В связи с этой годовщиной в постоянном представительстве Грузинской ССР в Москве состоялась пресс-конференция. Выступавший на ней действительный член Академии наук Грузинской ССР Г. Церетели сообщил, в частности, что сейчас в Грузии готовится самое полное — восьмитомное академическое издание «Витязя», которое включит многочисленные варианты и комментарии. Юбилейные торжества начались в Грузии 25 сентября открытием выставки в Тбилиси, посвященной Ш. Руставели. Здесь же, в дни празднования, состоялся объединенный пленум правлений Союза писателей СССР и Грузии, а также юбилейная сессия Академии наук республики. В заключение «Руставелевских дней» состоялся 30 сентября в Тбилиси торжественный вечер, где были представители 34 стран мира (разумеется, по рекомендации того же Всемирного Совета Мира). В связи с юбилеем, в Москве, на улице Руставели, будет открыт памятник автору «Витязя в тигровой шкуре». Архимандрит Корнилий (17 июня 1899 г. — 23 сентября 1966 г.) Отец архимандрит Корнилий, в миру инженер Кирилл Николаевич Малюшицкий, проживал до второй мировой войны в Чехословакии, занимая руководящие инженерные посты в металлургической промышленности. В результате военных событий он оказался в Зальцбурге, где ему пришлось принять деятельное участие в организации помощи и защиты русских эмигрантов. В конце 1949 года Кирилл Николаевич поступил послушником в обитель преподобного Иова Почаевского в Мюнхене-Оберменцинге. Обитель эта была основана группой иноков во главе с архимандритом Иовом, прибывшей из обители во Владимировой на Карпатской Руси. В 1953 году Кирилл Николаевич принял постриг в иноки с именем Корнилия. Благодаря своим исключительным способностям, образованности и духовной настроенности о. Корнилий стал ближайшим помощником настоятеля обители о. архимандрита Иова. Усердный труд и умелое руководство укрепили обитель как духовный центр православия в Германии, и она получила признание и почитание как в русском, так и в немецком обществе. Типография обители продолжала традицию преп. Иова Почаевского на поприще печатания духовных и церковных книг. В 1950 г. было приступлено к изданию сборников «Жития святых» на русском языке. В составлении и выпуске этих сборников, получивших высокую оценку церковной власти и читателей, руководящее участие принимал о. Корнилий. В 1954 году о. Корнилий был посвящен в сан иеромонаха. После кончины, в октябре 1959 года, о. архимандрита Иова настоятелем обители был назначен о. Корнилий, который был возведен сначала в сан игумена, а потом архимандрита. Период настоятельства о. Корнилия был связан с преодолением многих трудностей. Несмотря на это, наряду с продолжением издательской деятельности прежних лет, было начато издание «Вестника Православного Дела», направленного на укрепление веры на родине. По милости Божией и при исключительной трудоспособности о. Корнилия духовное влияние обители чрезвычайно возросло и нашло отклик в Советском Союзе. Высокая образованность и большая работа над собой сделали о. Корнилия выдающимся духовным водителем. За время своего пребывания в обители он очень вырос духовно: ему были присущи самоотверженность, смирение, непрестанное стремление ввысь, к Богу, на «Фаворскую гору», куда он призывал и все свое окружение. Высокая духовность совмещалась у о. Корнилия с заботами и о земных нуждах: каждый приходивший в обитель был не только накормлен, напоен и обеспечен кровом, но и утешен в "своем горе. Чуткость о. Корнилия давала ему возможность подойти близко к каждому в его нужде. Дар убедительной речи, вместе с ее духовностью и глубиной, направленность к Богу оставляли большой след у слушателей проповедей о. Корнилия, доступных всем. Чувство большой ответственности за руководимую обитель никогда не оставляло о. Корнилия. Благолепие храма и богослужения было его постоянной заботой. Продолжительная и мучительная болезнь о. Корнилия еще более духовно подняла его по примеру древних отцов Церкви. Бодро и терпеливо, храня ясность мысли и светлость духа, переносил о. Корнилий свою болезнь и заслужил, конечно, этим милость Божию. Это проявилось в проницательности его ума в последние дни земной жизни. В пятницу 23 сентября 1966 года о. Корнилий скончался. Кончина о. Корнилия является большой утратой не только для нас, его окружения, но и, как нам кажется, для всего нашего народа. Друзья и почитатели Поправки В «Посеве» № 36 на странице 3 в колонке 1, строках 46-45 снизу должно быть: ведущей и исключительной силой. На странице 5 в колонке 2 в конце абзаца 1: в начальный период будут возникать почти исключительно предприятия, не требующие больших капиталов; в конце абзаца 2: из старых, густонаселенных районов страны, как это имело место до захвата власти большевиками. В № 37 на странице 4 в колонке 3, строке 49: чудовищная эксплуатация. На странице 6 в колонке 1 в строках 1 и 2: кристаллизовал, укладывал; в колонке 3 в строках 20-21: подражание идеальным образцам. В № 38 на странице 4 в колонке 2, строке 16 снизу: В минувшем году. В № 39 на странице 2 в колонке 1, строке 2 снизу: Д. Белоколоса. На странице 4 в колонке 2, строке 5 снизу: больший удар. 7
Стр.7
8 ПОСЕ В го премьер-министра Чомбе, который планирует переворот. jk После многодневных боев правительственные • На Генеральной Ассамблее ООН США предложили прекратить бомбардировки Северного Вьетнама, если Северный Вьетнам прекратит агрессию против Южного Вьетнама. В этом случае США выразили готовность вывести свои войска из Южного Вьетнама и допустить так называемый Фронт национального освобождения Южного Вьетнама (южновьетнамских коммунистов) к участию в переговорах по разрешению вьетнамского конфликта. Северный Вьетнам и Советский Союз отвергли американские предложения. jk Председателем Генеральной Ассамблеи ООН избран представитель Афганистана Абдул Рахман Пежвак. • Правительство Северного Вьетнама отвергло американское предложение о посредничестве ООН в вьетнамском конфликте: • Благодаря советским поставкам, в Северном Вьетнаме удвоилось количество самолетов «МИГ-21». Северный Вьетнам должен получить еще больше этих самолетов после того, как будет располагать достаточным количеством пилотов, которые обучаются в СССР. • Первый контингент экспедиционного корпуса Филиппин прибыл в Южный Вьетнам. Он состоит из 800 саперов. • Сенат США утвердил программу помощи странам, нуждающимся в продовольствии, на 'сумму в 5 миллиардов долларов, рассчитанную на 2 года. • 12 сентября в США произведен подземный ядерный взрыв силой в 20 тысяч тонн тола. jk Кабинет министров Франции принял решение об организации плебисцита во Французском Сомали в первой половине 1967 года. jk В возрасте 88 лет умер Поль Рейно, неоднократный премьер-министр Франции, занимавший этот пост и в дни поражения Франции летом 1940 года. jk Демонстранты разгромили португальское посольство в Киншасе (Конго) и захватили трех его сотрудников, которые были впоследствии отпущены по распоряжению правительства. Конго обвиняет Португалию в поддержке белых наемников бывшеОтветственный издатель В. Горачек. Главный редактор А . Артемов. Заместитель главного редактора Я . Трушнович. Редакционная коллегия: А . Неймирок, Л . Рар , Л . Сергеева, Н. Тарасова, Л . Федоров. Статьи, подписанные фамилией ил и инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые ру - кописи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги дл я отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках ил и иным способом материалы, снабженные «copyright», можно только с разрешения из - дательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. войска овладели городом Касангани (Стэнливиль), который находился в руках катангских жандармов, сторонников Чомбе, гласит официальное коммюнике правительства Конго (Киншаса). • По единогласной рекомендации Совета Безопасности, Гвиана принята в ООН, став ее 118-м членом. • Состоялись процессы нескольких групп организаций «Братья-мусульмане» в ОАР, которые обвинялись в терроризме и подготовке свержения режима Насера. Несколько человек казнено, около полутораста человек приговорены к различным срокам каторжных работ. • Премьер-министр ОАР Захария Мохи эд-Дин ушел в отставку. На его место назначен Сидки Солиман. • Девятнадцатилетний кронпринц Шарль короновался как новый король Бурундии под именем Мвами Нтаре V. Он сменил на троне недавно свергнутого им своего отца, короля Мвамбутсу IV . • Пекинское радио сообщило о прервании деловых отношений между КПК и японской компартией. jk В КНР акты насилия и террор «Красной гвардии» встречг.ют отпор со стороны китайского народа. Для защиты «красногвардейцев» приходится посылать войска. Деятельность «Красной гвардии» встре.чает также сопротивление партийного начальства на местах. jk Бывший заместитель Тито и вице-президент Югославии Александр Ранкович исключен из Союза коммунистов Югославии. • Американский экспериментальный «Х-15» достиг скорости полета, в пять раз превышающей скорость звука, поднявшись, при этом, на высоту в 31 км. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВАi АВСТРАЛИЯ: A. Veremeeff, 8 Abingdon si. , W.-Gabba , Brisbane, Qld . АВСТРИЯ: Wien, Postamt 76, Postfach 40. АНГЛИЯ: Mrs. E . Baratdievsky, 23 Alder Grove, London N. W. 2. D. Bilenko, 48 Leamington St. , Oa k Lane, Healon, Bradford 9 АРГЕНТИНА: Sra . I . Grechishkin, Casill a de correo 2585. Buenos Aires. БРАЗИЛИЯ: I . Alexandra* , Av. Lavandisca 648, Indianopohs, Sa o Poulo. ВЕНЕСУЭЛА: N. Droidovsky, Apartado correo 4665, Caracas-Eite. ГОЛЛАНДИЯ: A. Kandaurow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ: D. Schewitsdi, Herthavej 2 B, Koebenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ: M. Kabiri, 33, rue Maaleh, Horofim, Ramath-Gan. ИСПАНИЯ: Don Miguel Jureninsky-Kolchin, Pad ili a 55, Madrid. ИТАЛИЯ: A. Konoveh), Cassell a Poslale 429, Roma - Centre. КАНАДА: A. Romar, 1420 Bernard ave., Montreal 8. МАРОККО: M. Koltovskoy, 6, rue Courteline, Casablanca. НОРВЕГИЯ: Ja n Evland, Klemetsrud, Oslo. Tel. : 28 48 26. СИНГАПУР: M. Tairov, 34 Stevens Road, Singapore. США: Mist M. Rodsevich, P.O.B. 38, Jackson Hgls., New York, N. Y . 11373. The Russian Book House, 277 Fairfield Ave., Bridgeport, Conn. 06603, Tel. 335-0964. самолет A. Tivikevidi, 2314, 25th ave, San Francisco, Calif. 94116. Tel. : S E 1-0339. ФРАНЦИЯ: Д е Semis', В. P. 143, Paris 15. Tel. : BLOmet 62-06. M-ll e S. Karpikhine, 74, av. Felix Faure, Paris 15. N. Altoff, 10 rue des Bleuets, 69 Bron A. lavroff, 2, rue de la Moselle, Nilvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ: Leo Grossen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ: Tidskriflen „Possev", Box 4054, Sddertalje 4. ЯПОНИЯ: A. Bakulevsky, 437 Ivai-cho, Hodogaya-ku, Yokohama. ИЗДАТЕЛЬСТВ О •№ 40 (1063) Possev-Verlag, 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15. Telefon 37 42 65. Postscheckkonto 334 61 Frankfurl/Main Bankkonto 148 000 530 Nassauische Sparkasse Frankfurt/Main Издает еженедельник «ПОСЕВ» , журна л литературы, ис - кусства, науки и общественно-политической мысли «ГРАНИ» , художественную и общественно-политическую литературу. Пр и издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталог и высылаются бесплатно. Einxelpreis DM 0.90 Розничная цена еженедельника «ПОСЕВ» в Германии — 0.90 н. м., • США и Канаде — 0.30 дол., во всех других странах — эквивалент 0.90 н. м. Подлиска в Германии — на 1 год 41.60 н. м.,на полгода 20.80 н. м., на J места 20.40 н. м. В США и Канаде — на 1 год 15.60 дол., на полгода 7.10 дол., на 3 месяца Э.90 дол. (при доставке по воздуху — на 1 год ЗО.Ю дол., на полгода 10.40 дол., на 3 месяца 5.20 дол.). Во всех других странах — на 1 год 46.80 н. м., на полгода 23.40 н. м.. на 3 месяца 11.70 а. м. Розничная цена журнала -ГРАНИ» в Германии — 7. н. м., в США и Канада — 2 дол., во всех других странах — эквивалент — 7 н. м. Подписка на четыре номера в Германии — 25 н. м.. в США и Канаде — 7 дол., во всех других странах — 26 н. м. Национальное Представительство Российской Эмиграции в Федеративной Республике Германия (НАЦПРЭ) с глубоким прискорбием оповещает о кончине в пятницу 23 сентября 1966 года, после тяжелой болезни, настоятеля обители преп. Иова Почаевского в Мюнхене-Оберменцинге, дорогого о. архимандрита КОРНИЛИЯ, в миру инженера Кирилла Николаевича Малюшицкого, похороненного в понедельник 26 сентября 1966 года на мюнхенском кладбище Оберменцинг, вблизи обители. НАЦПРЭ от Н. М. Мурата от А. и Е. Гершельман собрано СПР от Е. Михайловой от Ан. Студенцовой от о. Иоанна Фролова от В. Н. Бурковского • от Г. М. Т. от Р. Сысоевой от О. Н. Безраденкой от О. С. Астромовой от Г. М. Т. от Николая Гарвина от Г. К. В. от С. П. Р. ФОНД СВОБОДНОЙ РОССИИ Комитет Фонда подтверждает получение пожертвований и приносит благодарность всем жертвователям: от К. Ч., Австралия от Т. Мудрова, Франция от Е. П., Венесуэла 1 австр. дол. 2 ам. дол. 19.50 нем. мар. от Е. И. Евца, Франция 8.20 нем. мар. На радиовещание НТС вновь поступили пожертвования: от Всеволода В. А. от М. К., Австрия 30 фр. фр. 20 ав. шил. ИЗ США: Собрано АЭБ: от крестника от Ник. Пав. Г-на от Пав. Ст. Б-ны от продажи фотографий за открытки пожертвование АЭБ за открытки пожертвование на собрании в Чикаго дол. 3.00 5.35 5.35 30.50 5.00 5.00 5.00 10.00 5.00 66.40 Собрано С. П. Рождественским через «Русскую Жизнь»: С. И. Яровицкая Василь Щипко Ю. С. А. Воробьев Д. Емельянов А. Вержбицкий Собрано на посевском собрании в Филадельфии Собрано на посевском собрании в Вашингтоне Judy Jghnason George D. Hixo n Eleanore K. Ware Mrs. Maurice Adelsheim Marjorie Dean Harold Schraff Harrison Mann Mario n Shea Kathleen McLaughlin R. E. Karns Kenneth French Igor I . Sikorsky Dructa PoMev-Varlag, V. Gorichek KG., Frankfurt am Main дол. 2.00 10.00 5.00 5.00 5.00 10.00 10.00 10.00 10.00 5.00 10.00 1.00 2.00 1.00 3.00 10.00 2.00 10.00 5.00 10.00 10.00 Дол. 14.54 141.43 дол. 1.00 2.00 2.50 4.00 5.00 5.00 25.00 20.00 1.00 5.00 0,25 5.00 ИЗ АВСТРАЛИИ Собрано Н. Мейер: А. Маллер Володя Б. Н. М. С. К. И. П. Г. А. О. Р. ИЗ ФРАНЦИИ: В. Я. Кирножицкий ИЗ МАДАГАСКАРА: Е. Блонская ИЗ АНГЛИИ: Собрано Д. П. Биленко: фр. фр. 5.00 австр. фунты 1-02-0 0- 10-0 1- 02-0 0-06-0 0-02-0 0-04-0 0-14-0 фр. фр. 20.00 Н. Василина М. Николин Н. Данилов Калимбет Друзья из Брэдфорда фунты стерл. 1-00-0 0-10-0 0-10-0 0-10-0 3-07-0 Взносы в Фонд Свободной России следует направлять по адресу: Schweizerischer Bankverein Basel Konto № 461 971, NTS — FFR — Basel Suisse / Schweiz / Switzerland или передавать лично представителям Фонда.
Стр.8