Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 647929)
Контекстум
Посев

Посев №15 1966 (80,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID138585
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1966 .— №15 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138585 (дата обращения: 27.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

*tlllll1llia*IICIJCII*llll.|liriltlllll*llltlllllirill ГОД • llllilir i • ИЗДАНИЯ 1 lllllllllllilltllllllli illl*IIPIIirilltllllllllllilllJllir,IIIJIII*lll<lll1IIIXIIIillllll-IIIIJ.IIJi:iJIIIICIIIII ДВАДЦАТЬ Выходит за Невский ВТОРОЙ рубежом Адрес: 623 F r a n k f u r t / M a i n - S o s s e n h e i m , Flurscheideweg 15 • Тел. <...> 31 4 2 6 5 tiiiaiililitiiiiiiiitiiiiiiaiiiiiiriiiiiiiiiBiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiBiliiiiiiiiiEiiBiiBtiiBijiiiiiiaiiiiBiiiiiiiiiBLiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiKiiiiiiiiiiijiiifiBiiiiiiliiitiiiiiiiiiictiiLiiiiiiiiiiiiiiifiiiiiiiiiiiiikiiitiiiii ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 15 (1038) Воскресенье, 10 апреля X В И Qт о е Воскресения день Воскресения день... <...> Ликующие, неописуемой красоты пасхальные песнопения окутывают, покрывают, проникают собою всю жизнь православных людей, создают совершен но особую ее духовную насыщенность. <...> Сам праздник как бы входит в жизнь людей, во все ее проявления, одухотворяет собой все, чем ж и вет душа верующего человека. <...> Не показательно л и то, что христианские деятели Запада, продол жая избегать «острых углов», по малодушию или наивному непониманию, с серьезным видом удовлетворяются казенными реляциями о пол ном религиозном «благополучии» в СССР? <...> Не провиденциальна л и внешная оставленность Русской Церкви, оставленность кажуща яся, ибо не может она быть оставлена своим Пастьгреначальником, сказавшим, что врата адова не одолеют Церкви вовеки. <...> И как скоро вслед за этим засиял во тьме иудейской ночи ослепительный свет Воскресения! <...> День Светлого Христова Воскресения раскры вается полностью своей благодатной стороной лишь для тех, кто встречает его подготовлен ным, кто с несомненной уверенностью ждет встречи с Воскресшим Спасителем, для кого Во скресение несомненная реальность. <...> Но нет бла годатных сторон праздника, они исчезают там, где Пасха воспринимается лишь внешне, как один из «традиционных» церковных праздни ков, как «религиозный пережиток», или в л у ч шем случае, как известный «национально-рели гиозный обычай», или просто, наконец, как кра сивая традиция. <...> Д л я этих людей закрыта сущ ность праздника, остается непонятной его ду ховная глубина и говорить <...>
Посев_№15_1966.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Посев_№15_1966.pdf
*tlllll1llia*IICIJCII*llll.|liriltlllll*llltllllliril l ГОД • llllili r ИЗДАНИЯ Выходит i Не в Силе Бог, а в ПравОе! Александр • 1 lllllllllllilltlllllll i ДВАДЦАТЬ за Невский illl*IIPIIirilltllllllllllilllJllir,IIIJIII*lll
Стр.1
2 ПОСЕ В Из пасхального послания первоиерарха Русской Православной Церкви за границей Христо с Воскресе ! Составитель Пасхального канона, преподобный Иоанн Дамаскин, в одной из песен этого вдохновенного канона называет праздник Светлого Христова Воскресения «Праздником праздников и Торжеством из торжеств». Кто из православных христиан не знает радости Святой Пасхи, не знает того духовного восторга и ликования, которое охватывает верующую душу в светлую пасхальную ночь? Святые отцы и учители Церкви учат нас, что эта радость есть нечто особое, есть дар милости Божией, который Господом посылается верной душе в награду за верность, а охладевшей и неверной — как живое и милостивое напоминание о том, что оставлено и забыто, •— о вечном и абсолютном, о мире духовном и жизни духовной... Быть может, одним из самых мучительных и болезненно-острых переживаний в жизни является созерцание безнаказанного и торжествующего зла... На это указывал еще в далекой ветхозаветной древности святой пророк Иеремия, задававший Промыслу Божию скорбный вопрос: почему нечестивые преуспевают и достигают своих целей, а праведники бедствуют и терпят неудачи?.. Ибо даже у слабого, безвольного и порочного человека в глубине души неистребимо живет чувство правды, требование непременного торжества справедливости и победы добродетели над пороком. И созерцание обратного уродливого порядка вещей и торжества тьмы над светом является одним из самых мучительных испытаний в жизни даже тогда, когда оно непосредственно относится не к нам, а к кому¬ -либо другому... И если это так, то в какой исключительной степени относится это к страданию и крестной смерти нашего Спасителя! Где и когда могла бы быть в такой степени поругана справедливость, как это имело место с Ним? В Его Святейшем Владимир Солоухин Сказка (Из сборника «Жить на земле». Москва, 1965 г. Тираж 10 ООО). В храме золоченые колонны, Золоченая резьба сквозная От полу до сводов поднимались. В золоченых ризах все иконы; Тускло в темноте они мерцали. Даже темнота казалась в храме Будто бы немного золотая. В золотистом сумраке горели Огоньками чистого рубина На цепочках золотых лампады. Рано утром приходили люди, Богомольцы шли и богомолки. Возжигались трепетные свечи, Разливался полусвет янтарный. Фимиам под своды поднимался Синими душистыми клубами. Острый луч из верхнего окошка Сквозь куренье дымно прорезался. И неслось ликующее пенье Выше голубого фимиама, Выше золотистого тумана И колонн резных и золоченых. В храме том, за ризою тяжелой, За рубиновым глазком лампады Пятый век скорбела БОЖЬЯ МАТЕРЬ* С ликом, над Младенцем наклоненным, * В подлиннике «БОЖЬЯ МАТЕРЬ» написано всюду заглавными буквами. С длинными тенистыми глазами, С горечью у рта в глубокой складке. Кто, какой мужик нижегородский, Живописец, инок ли смиренный С ясно-синим взглядом голубиным. Муж ли с ястребиными глазами Вызвал к жизни тихий лик Марии, — Мы теперь о том гадать не будем. Скажем лишь: он был весьма талантлив. Пятый век скорбела БОЖЬЯ МАТЕРЬ О распятом Сыне Иисусе. Но, возможно, оттого скорбела, Что уж очень много слез и жалоб Ей носили женщины-крестьянки. Богомолки в черных полушалках, Из окрестных деревень ближайших. С шопотом вверяли, с упованьем, С робостью вверяли и смиреньем: «Дескать, к Самому-то уж боимся, Тоже нагрешили ведь не мало, Как бы не разгневался, накажет... Да и что по пустякам тревожить. Ну, а Ты уж буде похлопочешь Перед Сыном с нашей просьбой глупой, С нашею нуждою недостойной. Сердце материнское смягчится Там, где у судьи не дрогнет сердце, Потому Тебя и называем Матушкой Заступницей. Помилуй!». Лице было поругано, замучено и убито позорной смертью Самое Добро, Самая Правда и Любовь... И какая живая душа могла бы примириться с Голгофой, если бы не было Воскресения? Но воскрес Христос — и славой Своего воскресения озарил все: небо и землю и преисподнюю... Все дивно переменилось! Крест, орудие страшной, мучительной и позорной казни? Теперь он — главная святыня и сокровище христианского мира! Гроб? Теперь он, по выражению того же пасхального канона, стал светлее всякого царского чертога, и к нему на поклонение стремится верующая христианская душа... В Светлом Христовом Воскресении восторжествовала справедливость, просияла Высшая Правда и осуществилась победа Добра над злом и Света над тьмой. Вот почему так радуется наша душа и сердце Христову Воскресению, вот почему никогда не перестает быть вечно новой и радостной самая весть о том, что Христос воскрес... И Святая Церковь, неумолчно возвещая всему миру радость Воскресения, в то же самое время, особо часто и торжественно повторяет в светлые праздничные дни песнь Воскресению Христову, в которой она воспоминает Крест, через который Начальник нашего спасения вошел в Славу Свою; и соединяя в едином деле нашего спасения подвиг Креста и славу Воскресения, она поет: Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем... Приидите, вси вернии, — поклонимся Святому Христову Воскресению, се бо прииде Крестом радость всему миру... Возлюбленные отцы и братие, всечестное пастырство и возлюбленная наша паства — паки приветствую вас радостным пасхальным приветствием: Христо с Воскресе ! Митрополит ФИЛАРЕТ Jft 15 (1038) А потом прошла волна большая: С легким хрустом рухнули колонны, Цепи все по звенышкам распались, Кирпичи рассыпались на щебень, Унесло дождями позолоту. В школу на дрова свезли иконы... Расплодилась жирная крапива, Где высоко поднимались стены Белого сверкающего храма. Жаловаться нынче стали люди В областную иногда газету, — То на председателя колхоза, То еще на Федьку бригадира, Там, авось, отыщется управа. Раз я ехал. Жажда одолела. На краю села стоит избушка. Постучался. Встретила старушка, Пропустила в горенку с порога. Из ковша напился, губы вытер И шагнул с ковшом к перегородке. Чтоб в лоханку выплеснуть остатки (Кухонька была за занавеской — С чугунками, с ведрами, с горшками). Я вошел туда и, вздрогнув, замер: Средь кадушек, чугунков, ухватов, Над щелястым полом, над лоханью, Расцветая золотом и краской, Приютилась над скамьей Мария В золотистых складчатых одеждах, С ликом, над Младенцем наклоненным, С длинными тенистыми глазами, С горечью у рта в глубокой складке. «Бабушка, отдай ты мне икону, Я ее немедленно в столицу... Разве место ей среди кадушек, Средь горшков и мисок закоптелых?» «А зачем тебе? Чтоб надсмехаться? Чтобы богохульничать над нею?» «Что ты, бабка, — чтоб глядели люди! Место ей не в кухне, а в музее: В Третьякове, в Лувре, в Эрмитаже». «Из музея были не однажды, Предлагали мне большие деньги. Так просили, так-то уж просили. Даже жалко делалось сердечных. Но меня притворством не обманешь, Я сказала: «На куски разрежьте, Выжгите глаза мои железом, БОЖЬЮ МАТЕРЬ, светлую Марию, Не отдам бесам на поруганы-!». «Что ты, бабка, да какие ж бесы? Это ж все работники искусства! Красоту они ценить умеют. Красоту по каплям собирают»... «То-то, раскидавши ворохами, Собирать задумали крохами...» «Да тебе зачем она? Молиться? У тебя ведь есть еще иконы». «Как зачем? Я утром рано встану, Маслицем протру ее легонько, Огонек затеплю перед ликом, И Она поговорит со мною. Так-то ли уж ласково да складно Говорить Заступница умеет»... «Видно, ты совсем рехнулась, бабка. Где же видно, чтоб доска из липы, Даже пусть и в красках золотистых, Говорить по-нашему умела?»... «Ты зачем пришел? Воды напиться? Ну, так с Богом; дверь уже открыта». Ехал я среди полей зеленых, Ехал я средь городов бетонных, Говорил с людьми, обедал в чайных, Ночевал в гостиницах районных... Постепенно стало мне казаться Сказкой или странным сновиденьем, — Будто бы на кухне у старушки, Где горшки, ухваты и кадушки, Над скамейкой тесаной дубовой Прижилась, ютится БОЖЬЯ МАТЕРЬ, В золотистых складчатых одеждах, С ликом, над Младенцем наклоненным, С длинными тенистыми глазами, С горечью у рта в глубокой складке... Бабка встанет, маслицем помажет, Огонек тихонечко засветит, Разговор с Заступницей заводит... Понапрасну ходят из музея.
Стр.2
10 апреля 1966 г. ПО С Кризис «догмата неверия» Л. Федоров В фельетоне Л. Лиходеева «Догмат неверия» («Комсомольская правда» от 30 января 1966 г.) подвергаются острой критике как методы, так и уровень антирелигиозной пропаганды, ведущейся в нашей стране. Основной порок ее заключается, по словам Лиходеева, в «незнании предмета спора». Уровень антирелигиозной пропаганды Лиходеев определяет как «знание с позиций незнания». Он пишет: «Мы нудно талдычим о мракобесии и ведем спор на уровне сказки о Попе и его работнике Балде и воюем с догматом веры при помощи догмата неверия». Лиходеев осуждает и другой «метод» борьбы с религией: политику дубины. Этот «метод» требует, например, исключения из вуза самого способного студента, если только он верующий. Лиходеев, приводя соответствующий пример такого исключения, иронически указывает, что этот «метод» — «хоть и очень убедительный», — но «бьет промеж ушей». «Просто ругаться, просто оскорблять, — пишет Лиходеев, — это еще не значит вести борьбу с идейным противником... Запрещенная библия опаснее библии разрешенной». Лиходеев считает, что бороться против веры в Бога можно лишь во всеоружии знаний и, в частности, философских знаний, так как: «религиозная философия — это прежде всего философия. И бороться с ней можно только при помощи философии». Беда для атеистов в том, что такой антирелигиозной философии нет. Философская нищета марксизма в области религии — общеизвестна. Дальше «опиума» она не идет... Вечным истинам религии противопоставляется атеистическая халтура. «Явной халтурой», например, называет в «Комсомольской правде» (от 22 июня 1965 г.) научный сотрудник Академии наук Латвийской ССР А. Подмазов «курс лекций по научному атеизму», составленный доцентом М. Скворцовым: «Написаны они на таком низком уровне, содержат столько ошибок и нелепостей по наиболее важным, узловым вопросам, что просто диву даешься». Лучших же «курсов» нет и в помине. И вряд ли они появятся. Наука, углубляясь в законы природы, приносит все новые открытия. Но советские философы не обобщают этих открытий. Не обобщают потому, что эти открытия вышли за привичные догмы марксизма. Поднять же руку на эти догмы советские философы не решаются. Действительный член Академии медицинских наук В. Жданов на встрече ученых-естественников с философами (см. журнал «Вопросы философии» № 7 за 1965 г.) открыто заявил, что формула Энгельса, — «жизнь есть форма существования белковых тел» •— «не соответствует современному уровню знаний, и наивно думать, что она может ему соответствовать». Выдающийся наш математик академик Колмогоров «осмелился» утверждать, что «жизнь нельзя объяснить только при помощи одной субстанции (материи)». Советская печать не балует своих читателей подробным описанием дискуссий, происходящих в среде ученых. Но даже те отрывочные данные, которые просачиваются на страницы журналов и газет, говорят, что сейчас именно наука ведет наступление на догмы марксизма и, пусть медленно, но шаг за шагом, побеждает. Для полемики с верующими нужны идеологические копья. У атеистов их нет. Может быть, это не случайно, что Л. Брежнев в своем отчетном докладе на XXII I пертсъезде, говоря об идейно-воспитательной работе партии, умолчал о положении на таком важном участке, как «антирелигиозный фронт». Здесь у партии нет побед. В январе 1964 г. тогдашний секретарь ЦК КПСС Л. Ильичев писал в «Коммунисте» (№ 1 — 1964 г.), что «формирование коммунистического мировоззрения» в широких массах советского населения предполагает «всемирное развертывание атеистического воспитания» и что это — «один из самых боевых участков идеологического фронта». Тогда же Л. Ильичев должен был признать, что в результате применения административных методов борьбы с религией «количество церквей, религиозных общин сокращается, а число совершаемых религиозных обрядов остается все еще относительно высоким». С тех пор прошло два года. А «вредные пережитки прошлого» продолжают жить. Кризис в религии не наступил. Зато явно наметился другой кризис. Кризис советского атеизма. На протяжении последних месяцев появились на страницах советской печати статьи (фельетон Лиходеева относится также к ним), которые говорят о пересмотре оценки религии, как мировоззрения, и о пересмотре форм и содержания антирелигиозной пропаганды. Одним из ярких показателей этого «диалектического» поворота власти явилась переоценка публицистической деятельности Аллы Трубниковой, считавшейся лучшей советской журналисткой по антирелигиозной тематике. Ее путешествия, в переодетом виде, в гуще паломников к священным местам и длительное пребывание в монастырях считались геройством. Ее очерки об «изуверах» печатались во всех больших газетах и журналах. «Посев» (от 25 июня 1965 г.) подробно писал, как неожиданно кончились ее антирелигиозные писания: журнал «Наука и религия» (№ 3 — 1965 г.) поместил «Письмо из редакции», в котором Трубниковой было брошено много обвинений как в неправильном понимании религии, так и в методах борьбы с ней и в издевательском отношении к верующим. Разумеется, этот поворот последовал не по инициативе редакции атеистического журнала, а был продиктован сверху и отразил очередной зигзаг партийной линии и косвенное признание неудачи... дубины. В этом же духе «письма из редакции» была написана и помещена в «Комсомольской правде» от 29 мая и 15 августа большая статья львовской атеистки Г. Кельт. Она откровенно признала: «Многолетняя практика, многолетний опыт антирелигиозной работы убеждает в том, что голый, чисто отрицательский, книжно-лекторский атеизм не сможет преодолеть религию, ушедшую своими глубокими корнями в тысячелетия прошлого». Сравнивая полную неэффективность атеистической пропаганды последних лет, ведущейся под руководством Всесоюзного общества «Знание», с последствиями деятельности его предшественника, «развоевавшегося союза» «Союза воинствующих безбожников), Кельт напоминает, как самые активные атеисты ринулись в церковь, когда во время войны были вновь открыты церкви. «А сегодня мы опять убаюкиваем себя: многие верующие в нашей стране отошли от церкви и религии. Это самообман. Верно одно, что на большей части территории Советского Союза нет церквей, нет служителей культа. Но верующие есть. Если это не православные, то сектанты всевозможных оттенков... Закрытие прихода не делает верующих атеистами. Наоборот — усиливает тяготение людей к религии и, кроме того, озлобляет их сердца». Порицает Г. Кельт также и практику организации пропагандного шума вокруг отречения отдельных священнослужителей от духовного сана, производившего якобы среди верующих эффект «взорвавшейся бомбы». По ее признанию, это, во-первых, было каплей в море, то есть было действительно «очень редкими случаями», а, во-вторих, верующие обычно так выражались в подобных случаях: «Сперва обманывал нас и брал за это деньги. Теперь за деньги будет обманивать атеистов. Грош ему цена». Г. Кельт приходит к выводу, что «штурмовщина и унтер-пришибеевщина», состоявшие до сего времени на вооружении атеизма, «дают в итоге ноль». Это не столько уже признание, сколько атеистический вопль. В этом — причина перехода к «новому этапу», к «философской борьбе» против религии. В последнее время в печати появляется все больше и больше сообщений, говорящих о том, что прежние утверждения власти о наличии в нашем народе совершенно ничтожного количества верующих, были несостоятельны, вернее •— лживы. Так, например, в «Известиях» от 27 ноября 1965 г. доцент Орнебургского пединститута С. Кирбятьев пишет, что в Никольском кафедральном соборе в Оренбурге среди массы молящихся присутствует молодежь. Духовенство влияет, по словам оренбургского атеиста, не только на молодежь, приходящую в собор, но и на... неверующих. Это — уже новый симптом, который власть никак не предвидела. С. Кирбятьев жалуется, что в Оренбургской области в течение одного года продаются тысячи крестиков, что школьники носят нательные крестики. Зато, когда понадобилось заменить одного лектора, не смогшего приехать для прочтения запланированной антирелигиозной лекции, то во всем институте не оказалось ни оддого преподавателя, который мог бы выступить на антирелигиозную тему. Мотив влияния Православной церкви на... неверующих повторяется и в сетованиях лектораатеиста А. Гойгова на страницах «Казахстанской правды» от 12 марта 1965 года. Он пишет, что казахстанские горняки едут издалека в города, чтобы крестить своих детей. В одной из семей мать сказала Гойгову, что она не могла этого не сделать, так как иначе «соседи загрызли бы ее, так как этого «русский обычай требует». Отрадное проявление народного общественного мнения! «Учительская газета» от 15 апреля 1964 г. с тревогой сообщила, что в педагогическом училище в Галиче (Костромская область) на атеистическом вечере были поданы анонимные записки, в одной из которых «значилось»: «А еще не доказано, что бога нет,» и в другой — «Что ни говорите, а сверхъестественная сила есть»... Этот «галилеевский» вариант религиозного чутья молодежи в среде будущих педагогов, на атеистическом вечере, выразил крик едва ли только одной души... Секретарь Шуйского горкома КПСС А. Юдин в статье «Индивидуальный подход в атеистической работе» («Коммунист» № 15 — 1965 г.) передает, что в Шуе, являющейся фабричным городом и «образцовым» в «постановке атеистического воспитания масс», из 30 тысяч опрошенных (80°/о населения города), Ю^/о открыто заявил, что они являются верующими. Если эти данные принять как средние для всей страны, то тогда в ней должно быть около 23 миллионов открыто верующих. Но, во-первых, сама же советская печать утверждает, что процент верующих среди сельского населения выше, чем среди городского, а во-вторых, советские граждане не настолько уже свободны от страха перед режимом, чтобы все могли открыто сознаться в своем враждебном к коммунизму мировоззрении. Недаром ведь большинство писем, направляемых в редакции газет в защиту религии, анонимны... Поэтому есть все основания считать, что процент верующих в стране гораздо выше. Кроме того, как сообщил в своем выступлении на «Всесоюзном семинаре по переподготовке журналистов атеистической проблематики» в 1965 году М. Морозов, между верующими и атеистами находится «большая прослойка» так называемых «внешне неверующих», то есть скрывающих свои религиозные убеждения. Хрущев в одной из своих речей отметил их «кредо»: «верую дома, не верую на службе». Есть данные считать, что граждан этой категории много больше, чем совершающих открыто религиозные обряды или неверующих... Признание этого факта и побудило, вероятно, власть к изменению официального отношения (Перенос на стр. 7)
Стр.3
6 ПОСЕ В Проблемы международного коммунизма в докладе Брежнева А. Николин Международное коммунистическое движение вступило в полосу идеологического и политического кризиса. Не оправдались основанные на учении Маркса расчеты на обнищание пролетариата в промышленно развитых западных странах, на рост в этих странах влияния компартий, и в конечном итоге — на революции. Не оправдались надежды на быстрый охват коммунизмом развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Коммунистическая доктрина не предвидела целый ряд характерных для современности социально-политических явлений, как например: рост благосостояния в промышленных странах Запада, и в связи с этим, практическое исчезновение в них пролетариата, как слоя неимущих; объединительные тенденции на Западе, ведущие в ряде случаев к устранению межгосударственных барьеров; развитие естественных и социальных наук — развитие, в ходе которого были опровергнуты многие основные предпосылки коммунистической теории. Само коммунистическое движение встретило XXII I съезд расколотым на две части: количественно половина коммунистов всего мира находится под контролем Пекина. В лагере западных партий — союзников КПСС заметны тенденции выйти из идеологического тупика: отсюда, — поиски новых путей, признание парламентарно - демократического строя, стремление отмежеваться от тоталитарной практики КПСС, утвердить свою самостоятельность. Воздушные замки В оценке положения в западном мире Брежнев в своем докладе проявил то характерное для КПСС игнорирование фактов, которое уже давно приводит в отчаяние итальянских коммунистов, а теперь стало беспокоить и коммунистов французских. «Экономика капитализма продолжает оставаться неустойчивой, •— сказал он, закрывая глаза на то, что экономического кризиса на Западе так и не произошло, что послевоенный подъем западной экономики неуклонно продолжается. — Для капитализма наступают все более трудные времена. Его обреченность становится все более очевидной». Таким общими фразами от действительности не отгородиться. Не отгородиться от нее и фразами вроде, например, такой: «Коммунистические партии стран капитала •— сказал Брежнев •— возглавляют борьбу масс против монополии». Как могут они вообще возглавлять какую-либо борьбу масс, когда эти массы, исключая разве Италию и Францию, — регулярно проваливают коммунистов на выборах, не отдавая им и пяти процентов голосов? Напрасно искать и в докладе Брежнева, и в выступлениях других участников съезда сколько-нибудь серьезного анализа социальной обстановки в западном мире. Все сводится к общим трафаретным фразам, далеким от истинного положения вещей. Для него западные рабочие •— несчастные жертвы капиталистической эксплуатации, спящие и видящие, как бы взамен демократических режимов в их странах учредить пресловутую «диктатуру пролетариата». Вряд ли такие архаические установки сослужат хорошую службу западноевропейским компартиям, чьи лидеры ломают головы над тем, как бы в новых условиях воздействовать на сознание рабочих. Шахматный ход Закрыл глаза Брежнев и на глубину раскола в коммунистическом лагере. В бесчисленных заявлениях лидеров КПК звучит один и тот же мотив: противоречия между «истинными марксистами-ленинцами» и «хрущевскими ревизионистами» неснимаемы. Эти последние, по словам лидеров КПК — предали дело Маркса-Энгельса¬ -Ленина-Сталина, став на платформу Бернштейна и Каутского. Они предают рабочий класс, проводя реставрацию капитализма. Они предают народы Азии, Африки и Латинской Америки, идя на сговор с империалистами США ради совместного владычества над миром. Наконец, они проводят великодержавную шовинистическую политику и незаконно владеют историческими китайскими территориями: Заилийским краем (Талды-Курганская область), Приамурьем с Благовещенском и Хабаровском, Приморьем с Владивостоком. Отказываясь послать свою делегацию на съезд КПСС, лидеры КПК снова заявили, что советское руководство превратилось в «центр современного ревизионизма». Несмотря на это, Брежнев заявил, что «наша партия и советский народ искренне хотят дружбы с народным Китаем и его коммунистической партией. Мы убеждены, что в конце концов наши партии преодолеют все трудности и будут идти в едином строю». На Западе эти слова Брежнева расцениваются, как ловкий шахматный ход: никакое примирение с руководством КПК невозможно, но таким заявлением руководство КПСС возлагает на него ответственность за раскол. Такая оценка, вероятно, справедлива. Но тогда упомянутые слова Брежнева приходится рассматривать только как более или менее удачный пропагандный прием. Раскол, однако, от этих слов не смягчится. Похороны совещания Радикальным средством борьбы с китайскими «раскольниками» был бы созыв международного совещания компартий и исключение на нем компартии Китая из коммунистического движения. Но многие компартии понимают, чем бы грозила реализация этого замысла. Если теперь, используя советско-китайские противоречия, они достигли большой степени самостоятельности, то после окончательного раскола с КПК обстановка изменится: они останутся один на один с КПСС. Поэтому идея созыва международного совещания компартий встретила с их стороны противодействие. Так называемая «консультативная встреча» некоторых компартий в марте 1965 года в Москве идею созыва совещания практически отклонила. Брежнев, говоря о созыве совещания, выразился туманно. «Мы стоим за новое совещание, — сказал он, — когда для этого созреют условия». По существу это — уступка тем компартиям, которые против созыва совещания, — в первую очередь итальянской, югославской и румынской. Отказ от первородства Еще одну, первостепенной важности, уступку, сделаную, правда, руководством КПСС еще до него, вновь подтвердил в своем докладе Брежнев. Десятилетиями считалось незыблемой догмой, что КПСС,•— ведущая сила в коммунистическом лагере. «Миролюбивый демократический лагерь по праву возглавляется Советским Союзом», •— заявлял осенью 1952 года Молотов на XI X партсъезде. Декларация двенадцати правящих компартий от 1957 года говорила о «непобедимом лагере со№ 15 (1038) циалистических стран, возглавляемом Советским Союзом». На XX I съезде КПСС в 1959 году, Хрущев заявил, что «Советский Союз — оплот всех социалистических стран». И только декларация московского совещания 1960 года впервые провозгласила равноправие компартий, больше, правда, на словах, чем на деле. Теперь Брежнев пошел еще дальше, чем декларация 1960 года. Он не только утверждал необходимость «полного равноправия и самостоятельности компартий, невмешательства во внутренние дела друг друга». Он заявил, что «КПСС против всякого гегемонизма в коммунистическом движении», осудив тем самым стремление одной партии прямо или косвенно навязывать свою волю другим. Вероятно, этот шаг, — и большой шаг — навстречу требованиям итальянских, французских, шведских, югославских, румунских коммунистов. Но теперь, основываясь на словах Брежнева, полной самостоятельности могут, не сегодня так завтра, потребовать для себя коммунисты Болгарии, ГДР, Монголии. Что нужды в том, что лидеры компартий этих стран хранят верность руководству КПСС? Верность, до поры до времени, хранили и Энвер Ходжа и Георгиу-Деж. КПСС и развивающиеся страны Целый раздел своего доклада Брежнев посвятил развивающимся странам. Он отметил, что в странах Азии и Африки при участии советских специалистов строится около шестисот промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, что при содействии Советского Союза в этих странах построено свыше ста учебных и медицинских учреждений и научных центров. К сожалению, Брежнев не сказал, во сколько миллионов рублей обходится советским налогоплательщикам помощь Советского Союза развивающимся странам. Но задачи политики руководства КПСС в отношении этих стран Брежнев определил довольно ясно: «Наша партия и советское государство, — сказал первый секретар ЦК КПСС, — будут и впредь укреплять братские связи КПСС с коммунистическими партиями и революционно-демократическими организациями стран Азии, Африки и Латинской Америки. Успехи национально-освободительного движения — пояснил Брежнев — неразрывно связаны с успехами мирового социализма». Другими словами, конечная цель политики КПСС в развивающихся странах — насаждение в этих странах коммунизма. Насколько эта цель реальна — вопрос другой. Многие развивающиеся страны, несмотря на получаемую ими обильную советскую помощь, принимают строгие меры в отношении местных коммунистов. Такое положение существует, например, в Индонезии, Ираке, Объединенной Арабской Респуб» лике, Алжире. Кстати, делегация алжирского «Фронта Национального Освобождения» покинула XXII I съезд и возвратилась домой уже в день его открытия. Делегация установила, что в зале находятся и представители запрещенной в стране алжирской компартии. Брежнев в своей речи приветствовал делегацию алжирского «Фронта Национального Освобождения», но советские газеты и это приветствие и сам факт отъезда делегации уже не упомянули ни единым словом •— так сказать, новый вклад в искусство переписывать историю заново. «Братская помощь» Хо Ши Мину В отношении вьетнамской проблемы руководство КПСС •— как следует из доклада Брежнева — полностью стало на позиции северовьетнамских коммунистов. Оно поддерживает их требование о признании Вьетконга единственным полномочным представителем народа Южного Вьетнама. Это требование заведомо неприемлемо ни для южновьетнамского правительства, ни для американцев. Позиция, занятая во Вьетнам
Стр.6
10 апреля 1966 г. ском вопросе советским руководством, способствует дальнейшему продолжению войны во Вьетнаме. Между прочим, в письме, которое руководство КПСС в январе направило зарубежным компартиям, в числе обвинений, выдвинутых против КПК, значится и то, что китайские лидеры заинтересованы в длительной войне во Вьетнаме. Возникает вопрос: если советские руководители обвиняют китайскую сторону в том, что она заинтересована в длительной войне во Вьетнаме, то почему теперь они сами стали на непримиримые позиции Ханоя и Пекина? Где здесь логика? Поведем итоги сказанному. В части своей речи, посвященной обрисовке современного международного положения, Брежнев, если так можно выразиться, следовал традициям социалистического реализма. Он рисовал не то, что есть на самом деле, а то, что с точки зрения руководства КПСС должно было бы быть. Вряд ли такой подход может в чем-либо убедить делегатов тех компартий, которые приеП О СТРАН Е ф Косыгин в июне поедет в Финляндию. Во время визита в СССР в декабре 1965 года президент Финляндии Урхо Кекконен пригласил Косыгина нанести «в удобное время» визит в Финляндию. Приглашение было принято. Теперь достигнута договоренность осуществить визит в июне с. г. ф Пребывание в Москве Индиры Ганди. Проездом на родину находилась в Москве 2 и 3 апреля премьер-министр Индии Индира Ганди. Она имела беседы с А. Косыгиным. Как сообщает ТАСС в газетах от 4 апреля, беседы проходили «в теплой, дружественной обстановке». В беседах участовали также А. Громыко и посол Индии в СССР Кауль. ф Ильичев не выбран делегатом партсъезда. По сообщениям иностранных корреспондентов из Москвы, среди делегатов XXII I съезда КПСС не числится Л. Ф. Ильичев •— бывший секретарь ЦК, ведавший вопросами идеологической работы (на мартовском пленуме ЦК 1965 года он был снят с этой работы, выведен из секретариата и зачислен в заместители министра иностранных дел, но оставался членом ЦК). Он прославился при Хрущеве догматическими выступлениями против творческой интеллигенции, и если неизбрание на съезд редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского, кандидата Ц К (см. «Посев» 1. 4), вызвало тревогу, то отсутствие Ильичева в Москве склонны отнести к положительным сиптомам в балансировании правящей группы между либерально-ревизионистским и консервативно-догматическим флангами. Из членов Ц К на съезде отсутствует также его бывший первый секретарь Н. С. Хрущев, иронически констатируют любознательные репортеры. ф Руководители партии и правительства посетили выставку товаров легкой, пищевой и мясо-молочной промышленности. В Москве министерства легкой, пищевой и мясо-молочной промышленности организовали выставку товаров своих отраслей. 25 марта выставку посетили руководители партии и правительства во главе с Брежневым и Косыгиным. Пояснения давали министры СССР Н. Тарасов, В. Зотов и С. Антонов. Руководители обратили особое внимание «на улучшение качества и расширение ассортимента» производимых товаров. ф Увеличение нормы представительства союзных республик. Указом президиума Верховного совета СССР от 19 марта постановлено, что впредь каждая союзная республика будет избирать в Совет национальностей Верховного совета СССР по 32 депутата, вместо прежних 25-ти. Это следует объяснить стремлением приблизительно уравнять численность Совета национальностей с численностью другой палаты — Совета Союза, выросшей в связи с ростом населения страны (здесь один депутат избирается от 300 тысяч жителей). На предстоящих 12 июня выборах в Верховный совет СССР будет избрано 767 депутатов Совета Союза и 750 депутатов Совета национальностей (по 32 от союзных республик, по 11 от автономных республик, по 5 от автономных областей и по 1 от национальных округов). ф Изменение времени голосования в день выборов в Верховный совет СССР. Указом президиума Верховного совета СССР («Известия» от 20 марта), якобы учитывающим «пожелания избирателей и общественных организаций», изменено время голосования в день выборов в Верховный совет СССР. Согласно указу, подача голосов избирателями будет производиться в день выборов от в часов утра до 10 часов вечера по местноПОСЕ В хали на съезд, будучи несогласны с КПСС по целому ряду принципиальных вопросов. Итальянские, французские, шведские, английские коммунисты, вероятно, еще более утвердятся в убеждении, что необходимы и серьезный анализ современности и свободная, неограниченная никакими рамками, внутрипартийная дискуссия, чтобы вывести коммунистическое движение из идеологического тупика. Югославские и румынские коммунисты, вероятно, еще более убедятся в том, что они были правы, став на путь полной независимости от КПСС. А «китайские товарищи», — кстати официально игнорирующие съезд, — вероятно, не без удовлетворения отметят, что созыв международного совещания компартий Брежнев отодвинул в какое-то неопределенное будущее. Это даст им возможность, формально оставаясь в рядах коммунистического лагеря, — по¬ -прежнему парализовать деятельность всех международных коммунистических форумов, превращая их в арену борьбы с так называемым «хрущевским ревизионизмом». му времени (а не до полуночи, как было прежде). В 10 часов вечера председатели участковых избирательных комиссий объявляют подачу голосов законченной, и комиссии приступают к вскрытию избирательных ящиков (урн). ф Утвержден состав Центральной избирательной комиссии. Указом Президиума Верховного совета СССР от 25 марта утверждена Центральная избирательная комиссия по выборам в Верховный совет СССР 12 июня с. г. — в составе «представителей общественных организаций и обществ трудящихся». Председателем назначен В. В. Гришин (кандидат Президиума ЦК КПСС, председатель ВЦСПС), его заместителем — Н. А. Муравьева (председатель Центральной ревизионной комиссии КПСС, введена «от профсоюза работников культуры»), секретарем — И. В. Капитонов (секретарь Ц К КПСС, введен от того же профсоюза). Среди остальных 24 членов комиссии •— Н. Г. Егорычев (первый секретарь МГК КПСС, «от московской городской коммунистической организации»), А. А. Епишев (начальник политуправления армии, от ДОСААФ), женщина-космонавт В. В. Николаева-Терешкова (от Комитета советских женщин), С. П. Павлов (первый секретарь ВЛКСМ, от ВЛКСМ), писатель-догматик Л. С. Соболев (от Союза писателей СССР), а также другие «представители» от партийных, комсомольских, профсоюзных, культурных организаций, от рабочих, инженерно-технических, колхозных, научных и канцелярских коллективов. ф Создание госкомитета лесного хозяйства. Президиум Верховного совета СССР «в целях улучшения руководства лесным хозяйством в стране» постановил образовать союзно-республиканский Государственный комитет лесного хозяйства Совета министров СССР. Как известно, лесное хозяйство наше велико и обильно, а порядка в нем не было и нет. Сложная природа лесного хозяйства находится в диалектическом противоречии с бюрократическим характером советской системы. Вряд ли новый госкомитет сможет преодолеть это коренное противоречие. ф Строительство новой железнодорожной магистрали в Сибири. В связи с недавним обнаружением нашими геологами огромных нефтяных богатств в районе среднего течения Оби, около двух месяцев назад начата постройка новой железнодорожной магистрали Тюмень-Сургут. Будущую линию строители окрестили «Северсибом». Первый участок дороги до Тобольска запланировано проложить за два года. Строители должны будут «пройти» Еланские болота, выбрать там более миллиона кубометров торфа, перебросить мосты через многоводные реки Туру и Тавду. В дальнейшем постройка линии вызовет необходимость сооружения грандиозных мостов через Обь и Иртыш. Почти вся трасса пройдет по слабо обжитым таежным районам, болотам и топям. Летом здесь одолевают тучи комаров и гнуса, осенью стоят непрерывные дожди. Зимой царят устойчивые морозы с температурой минус 30-40 градусов. Сейчас морозы, впрочем, помогают строителям подвозить материалы и строительные машины. Ф «Битье рублем» нежелательных «интуристов». Как сообщают иностранные журналисты в Москве, на днях как они, так и все дипломаты, аккредитованные при советском правительстве, были оповещены о своеобразном «поднятии тарифов» для них в гостиницах во время поездок по стране. Так, в Ленинграде номер для одного человека — иностранного дипломата или журналиста — будет стоить 14-15 рублей в сутки. Это почти в три раза дороже, чем обычная оплата. Смысл этого «битья рублем» заключается, вероятно, в том, что этим «выстрелом» власть убивает сразу двух 7 зайцев: ограничиваются поездки сующих всюду свой нос нежелательных иностранных путешественников и одновременно повышается доходность предприятий гостиничных гособъединений. ф Наша планета замедляет свое вращение. По наблюдениям Академии наук СССР, наша планета, совершающая эллиптическое движение вокруг Солнца со скоростью 30 километров в секунду, стала замедлять вращение вокруг собственной оси. Земной день в первые девять месяцев истекшего года, в связи с этим, удлинился на 0,6 тысячной части секунды, а между мартом 1963 года и октябрем 1965 года день был длиннее на 1,6 тысячной доли секунды. Наблюдения в течение ряда лет, однако, показывают, что земной день лишь спустя 120 лет удлинится на одну тысячную секунды. Причина замедления вращения Земли вокруг ее оси до сих пор не установлена. ОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕДИНЕННОГО «СОВЕТА ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИЙ» До начала текущего года при Совете министров СССР существовали два специальных государственных органа, учрежденных «для наблюдения за правильным применением законодательства, регулирующего положение различных религиозных организаций» (как сказано в Большой советской энциклопедии, второе издание, 1956 г., том 39, стр. 522): «Совет по делам русской православной церкви» (создан в 1943 г.) и «Совет по делам религиозных культов» (создан в 1944 году для связи «со всеми другими религиозными объединениями: католики, протестанты, мусульмане, баптисты и т. д.»). В начале года («Известия» 9.1.66) было сообщено, что бывший председатель «Совета по делам русской православной церкви» В. А. Куроедов назначен «Председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР». Повидимому, когда-то в то же время и был создан объединенный «Совет по делам религий». КРИЗИС «ДОГМАТА НЕВЕРИЯ» (Окончание. Начало на 3-й стр.) к верующим. Иначе ведь получается ошеломляющий парадокс: во «всенародном государстве» большинство народа — враги режима! Тот же Морозов так поучал журналистов: «всем надо твердо усвоить одну истину: в подавляющем большинстве верующие в нашей стране — это честные советские люди, такие же труженики, как и мы с вами, атеисты, и к ним следует уважительно относиться». («Наука и религия», Nt 10 — 1965 г.). «Уважательность» эта ныне стала даже «атрибутом демократии», как об этом торжественно вещают «Известия» от 19 декабря 1965 года в статье «Во имя человека». Об отсталых носителях религиозных пережитков, — бабках и колхозных дедах, тормозах на пути к коммунизму, •— «Известия» в том же номере отзываются уже в таких «уважительных» словах: «нынешние бабки и деды колхоз создавали, войну вытянули, да и сейчас здорово работают»... Верующие перестали сейчас изображаться как «пещерные люди», тупые невежды, забившиеся в свои щели со спертым воздухом. Журнал «Наука и жизнь» в № 8 за 1965 г. поставил даже такую проблему перед одной верующей девушкой: может ли неверующий человек спасти свою душу? Вопрос был поставлен для того, чтобы убедить верующих, что есть и «безгрешные безбожники». Под предлогом перестановки всей антирелигиозной деятельности «в исключительно научную область», власть открыла верующим доступ в «большую жизнь». Это — большая моральная победа нашего народа. И одновременно это—политическая победаПеред упорством народа в отстаивании своих убеждений и своих святынь власть отступила. «Новый этап» в оценке религии и в отношении к верующим — новое доказательство того, что советское руководство вынуждено прислушиваться к мнению народа и с ним считаться. Почтовый ящик Н. Монастырской, Германия. В главном почтамте того города, откуда Вы нам писали, лежит пакет, посланный на Ваше имя «до востребования» (postlagernd).
Стр.7
8 ПОСЕ В Jk СССР поставил Камбодже пять боевых самолетов типа МИГ-17, заявил принц Нородом Сианук, глава камбоджийского государства. ж На выборах в Великобритании победила правительственная лейбористская партия, добившаяся большинства в 100 депутатов в парламенте. Jk Опубликован меморандум Франции странам НАТО, согласно которому Франция с 1 июля с. г. выводит свои войска в Германии из подчинения союзному командованию, а также предлагает вывести к 1 апреля 1967 года штабы и некоторые военные базы из Франции. • На съезде Христианско-демократического союза, правящей партии ФРГ, канцлер Людвиг Эрхард избран председателем ХДС. Его первым заместителем >— Райнер Барцель (председатель парламентской фракции ХДС). Почетным председателем — Конрад Аденауэр, б. канцлер и председатель партии. • Польское правительство предупредило Ватикан о нежелательном посещении римским палой Польши в дни празднования тясячелетия христианизации страны. ж Глава англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Рамзей посетил Ватикан. Это первый официальный контакт англиканской и католической Церквей с момента разрыва, происшедшего в XV I веке. Глава англиканской Церкви был принят римским папой и вел с ним переговоры о сближении обеих Церквей. • На выборах в Южно-Африканской Республике снова победила Национальная партия премьер-министра Фервурда, получив 126 депутатских мест из 170 в парламенте (завоевав 21 место дополнительно). За нее проголосовали 58% избирателей. Негритянское население ЮАР избирательного права не имеет. • Продолжающиеся в Южном Вьетнаме демонстрации буддистов грозят существованию военного правительства Нгуен Као Ки. Особенно сильные беспорядки происходят на севере страны в городах Гуэ и Да-Нанге, куда правительством посланы войска. ж По сообщениям из Ханоя, части бронетанкового полка сайгонского военного округа подняли восстание и перешли на сторону Вьетконга. • Отмечаются успешные действия южнокорейских войск во Вьетнаме. Один пехотный и один танковый их полки разгромили позиции Вьетконга близ Куй-Нёна в средней части Южного Вьетнама. Противник потерял 214 человек убитыми и около 400 пленными. • Распоряжением индонезийских военных властей Респущена дворцовая охрана президента Сукарно. Ее начальник, генерал Сабур, уволен в отставку. • Индонезия собирается вернуться в Организацию Объединенных Наций, объявил новый министр иностранных дел Индонезии Адам Малик. Малик также заявил, что Индонезия должна покончить с внешней политикой предыдущего правительства, которая привела страну к зависимости от Китая и к изоляции от всего остального мира. • В столице Кении Найроби закончилась конференция глав одиннадцати африканских государств. В заключительном коммюнике участники конференции потребовали новых экономических мер против Родезии и призвали Великобританию к ликвидации режима Смита при помощи вооруженной силы. • По сообщениям каирской печати, происходит перегруппировка египетских войск в Йемене. Значительная часть их возвращается в ОАР. Остальные сосредоточиваются на юге Йемена и организируются в подвижные соединения, предназначенные для обороны и контрударов. • Кувейт предложил свое посредничество в конфликте между Саудовской Аравией и Египтом из-за гражданской войны в Йемене. • Город-государство Сингапур вышел из оборонительного сообщества с Великобританией и Малайзией. • Военная хунта в Эквадоре ушла в отставку. Все три ее члена бежали в Бразилию. Временным президентом объявлен бывший министр казначейства Клемент Йерови. Ответственный издатель В . Горачек. Главный редактор А . Артеиов. Заместитель главного редактора Я . Трушнович. Редакционная коллегия: А . Неймирок, л. Рар , Л . Сергеева, Н. Тарасова, Л . Федоров. Статьи, подписанные фамилией ил и инициалами автора, не - обязательно выражают мнение редакции. Непринятые руко - писи н е возвращаются. Стихов редакция н е печатает. Книги дл я отзыва следует присылать в дву х экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках ил и иным способом материалы, снабженные "copyright*, можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Possev-Verlag, 623 Frankfurt/Main-Sossenheim. Flurscheideweg 15. Telefon 31 92 65. Postscheckkonto 334 61 Frankfunt/Maln Bankkonto 148 000 530 Nassauische Sparkasse Frankfurt/Main ИЗДАТЕЛЬСТВ О № 15 (1037) Издает еженедельник «ПОСЕВ» , журна л литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли «ГРАНИ» , художественную и общественно-политическую литературу. Пр и издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИЗДАТЕЛЬСТВА: АВСТРАЛИЯ: A. Veremeeff, 8 Abingdon St. , W.-Gabba, Brisbane, Ol d АВСТРИЯ: Wien, Postamt 76, Postfach 40. АНГЛИЯ: Mrs. E . Baratchevsky, 23 Alder Grove, London N. W. 2. D. Bllenko, 48 Leamington St. , Oak Lane, Heaton, Bradford 9. АРГЕНТИНА: N. Momot, Caslll a da correo 2585, Buenos Aires. БЕЛЬГИЯ: E . Drevlnsky, B. P. 259, С. C . P. 53-66-07, Bruxelles I. БРАЗИЛИЯ: I. Alexandrow, Av. Lavandlsca 648, Indlanopollo, Sa o Paulo. ВЕНЕСУЭЛА: N. Drosdoveky, Apartado correo 4665. Caracas-Este. ГОЛЛАНДИЯ: A. Kandaurow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ: D. Schewltsch, HerthaveJ 2 B, Koebenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ: M. Kablrl, 33, rue Maaleh. Haroflm, Ramath-Gan. ИСПАНИЯ: Don Miguel Jurenlnsky-Kolchln, Padllla 55, Madrid. КАНАДА: A. Romar, 1420 Bernard ave., Montreal 8. МАРОККО: M. Koltovskoy, 6, rue Courtellne, Casablanca. НОРВЕГИЯ: F . Tarakanow, Kruaeagt, 5 B, Oalo. СИНГАПУР: M. Talrov, 34 Stevens Road, Singapore. США: "The Book House', 77 Plaza, Suite 103-105, Bridgeport, Conn. 06603. "Slavonic Bazaar", 77 Plaza, Suite 101, Bridgeport, Conn. 06803. Miss M. Rodsevlch, 32-15, 79 at.. Jackson Hgts., New York, N. Y . 11370. A. Tzvlkevlch, 2314, 25th ave, Sa n Francisco, Calif. 94116. Tel. : S E 1-0339. ФРАНЦИЯ: „Le Semis' , B. P. 143. Parle 15. Tel. : BLOmet 62-06. N. Altoff c/o M-me Barge, 6, place de la Crolx-Rousse, Lyon. A. Lavroff, 2, rue de la Moselle. Nilvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ: Leo Groasen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ: Tldskrlften .Possev" , Box 4054, Sodertalje 4. ЯПОНИЯ: A. Bakulevaky, 437 Ival-cho, Hodogaya-ku. Yokohama. Elnzelprala DM 0.BO Розничная пена еженедельника «ПОСЕВ» в Германии — 0.90 н. м., в США и Канаде — 0.30 дол., во всех других странах — вкввшиснт 0.90 • - м. Подписка в Германии — на 1 год 41.60 н. м., на полгода 20.10 в. м., ва I месяца 10.40 н. м. В США и Канаде — на 1 год 15 дол., яа полгода 7.50 дол., на 3 месяца 3.75 дол. (при доставке по воздуху — на 1 год 20.10 дол.» на полгода 10.10 дол., на 3 месяца 5.05 дол.). Во всех других странах — на 1 год 44.20 н. м., на полгода 22.10 н. м., на 3 месяца 11.05 в. м. Розничная цена журнал а «ГРАНИ » в Германии — 7 н. м., в СШ А и Канаде — 2 дол., в о всех других странах — эквивалент 7 н. м. Подписка на четыре номера в Германии — 25 н. и., в СШ А и Канаде — 7 дол., в о всех других странах —28 н. м. Вновь поступила на оклад книга: Марк Иловайский СТИХИ 1928 — 1960 Издание автора Переплет с золотым тиснением. 353 страницы. Цена 10.— н. м. Заказы принимают книжный склад и представители «Посева». В ГЕРМАНИИ (без изменения): на 1 и* 1 Вследствие изменения с 1 апреля 1966 г. германских почтовых тарифов издательство объявляет Новые условия подписки на еженедельник год НМ 36.40 + пересылка НМ 5.20 = на 1/2 года НМ 18.20 + пересылка НМ 2.60 = на 1/4 года НМ 9.10 + пересылка НМ 1.30 = г Жертвуйте на радиовещание НТС Средства, собранные на радиовещание, просим направлять по адресу: Schweiz, Schweizeriicher Bankverein, Basel. Konto Nr. 461 971, с пометкой (Ox NTS - .Freies RuBland* или: Deuttchland. PschA Frankfurt/Main, Postscheckkonto Nr. 122002 (Russlandiiche Solidarieten — NTS е. V) , с пометкой tor Sender .Freies RuBland*. •— НМ 41.60 НМ 20.80 НМ 10.40 ВО ВСЕХ СРАНАХ, КРОМЕ ГЕРМАНИИ, США И КАНАДЫ: на 1 год НМ 36.40 + пересылка НМ 10.40 = НМ 46.80 на 1/2 года НМ 18.20 + пересылка НМ 5.20 = НМ 23.40 на 1/4 года НМ 9.10 + пересылка НМ 2.60 = НМ 11.70 В США И КАНАДЕ: на 1 год $ 13.00 + пересылка $ 2.60 = на 1/2 года $ 6.50 + пересылка $ 1.30 = на 1/4 года $ 3.25 + пересылка $ 0.65 = ДОПЛАТА ЗА ПЕРЕСЫЛКУ ПО ВОЗДУХУ осталась без изменений. Новая книга автора «Пути Иисуса от иудаизма к христианству в понимании Шекспира» Аяеяеаидр Ванионсиий ТРЕТИЙ ЗАВЕТ И АПОКАЛИПСИС - новые данные о ткани, лнчноотн и учении Спасителя мира - Токио, 1965 г. Цена 4. — НМ или 1. — долл. Заказы направлять Издательству «П о с е в». Новые условия подписки вступают в силу немедленно, но не применяются, на время действия оплаченной вперед подписки, по отношению к подписчикам, внесшим подписную плату до 6 апреля 1966 года. $ 15.60 $ 7.80 $ 3.90 Drudc Pouev-Verlag, V. Gorachek KG. , Frankfurt am Main
Стр.8