Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Посев

Посев №35 1964 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138501
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1964 .— №35 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138501 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

31 9265 [IIHIIIIHIINIIIIIIIIIIIIIMIIIMIIIHIIIIIIIIHIMIIMIIIIHIIIIIIIHIIIIIIIMIMI ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Пятница, № 35 (954) P O S S E V - D I E A U S S A A T , Wochenzeitung 11 сентября 11 августа в японском еженедельнике «Секай сюхо» была опубликована ста Во время этой поездки, 10 июля, визитеры имели в Пекине длительную беседу с председателем К П К М а о Цзэ-дуном, который, между прочим, заявил, что он «поддерживает позицию Японии в вопросе о возвращении К у р и л » . <...> М а о Цзэ-дун заявил в беседе: рее тактическое, значение. <...> Центр тяжести лежит в переносе акцента полемической перепалки между двумя великими коммунистическими державами с вопросов идеологических на « П р и м е р н о сто л е т назад район к в о с т о к у от Б а й к а л а стал территорией сии, и с т е х пор Рос Владивосток, Хаба вопросы государственно-политические, с привлечением расовой и геополитичес ровск, К а м ч а т к а и д р у г и е п у н к т ы я в л я кой аргументации. <...> «Правда» от 2 сентября отвела целую полосу полемическому р а з бору беседы М а о Цзе-дуна (воз можно, что запоздалая реакция тут объясняется предпринятыми ш а г а ми по получению наиболее полного текста беседы). <...> «Недавно в Я п о н и и б ы л а опубликова на беседа М а о Ц з э - д у н а с группой я п о н ских социалистов, п о б ы в а в ш и х в не, — п и ш е т газетчики подняли зывания — ворил «Правда». — на Пеки Буржуазные щит его выска им п о н р а в и л о с ь т о , что председатель Компартии го Китая. <...> Далее в « П р а в д е » подчеркивается отход китайских коммунистов от спорных вопросов марксизма-лени низма и мирового коммунистичес кого <...>
Посев_№35_1964.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№35_1964.pdf
Не в Силе Бог, а в правде! Александр Невский 1Н|ШМН||НМ1ШП1||Н|1Н|Н||||М||||Н||||||||НП|||||1Ш11111111НШ|М|||||М ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЫЙ за рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 31 9265 [IIHIIIIHIINIIIIIIIIIIIIIMIIIMIIIHIIIIIIIIHIMIIMIIIIHIIIIIIIHIIIIIIIMIM I ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 35 (954) POSSEV - DIE AUSSAAT, Wochenzeitung in russischer Sprache • D 21 651 С Пятница, 11 сентября 1964 года КПСС и КПК, Россия и Ннтай 11 августа в японском еженедельнике «Секай сюхо» была опубликована статья о поездке в КНР группы социалистических депутатов японского парламента. Во время этой поездки, 10 июля, визитеры имели в Пекине длительную беседу с председателем КПК Мао Цзэ-дуном, который, между прочим, заявил, что он «поддерживает позицию Японии в вопросе о возвращении Курил». Естественно, что это вызвало в Японии большой интерес, и содержание беседы было передано довольно полно. Из анализа этого содержания, однако, видно, что вопрос о Курильских островах в общей проблематике, поднятой Мао Цзэ-дуном, имеет второстепенное, скорее тактическое, значение. Центр тяжести лежит в переносе акцента полемической перепалки между двумя великими коммунистическими державами с вопросов идеологических на вопросы государственно-политические, с привлечением расовой и геополитической аргументации. На этот путь вступила КПК, но всякая полемика вынуждает и другую сторону следовать за инициатором. «Правда» от 2 сентября отвела целую полосу полемическому разбору беседы Мао Цзе-дуна (возможно, что запоздалая реакция тут объясняется предпринятыми шагами по получению наиболее полного текста беседы). «Недавно в Японии была опубликована беседа Мао Цзэ-дуна с группой японских социалистов, побывавших в Пекине, — пишет «Правда». — Буржуазные газетчики подняли на щит его высказывания — им понравилось то, что говорил председатель Компартии Китая. Содержание беседы таково, что поначалу было трудно поверить в ее достоверность. Мало ли что пишут буржуазные газеты, стремясь отравить международную обстановку, поссорить между собой социалистические страны. Думалось, что Пекин опровергнет это сообщение, однако опровержений не последовало. Напротив, руководящие деятели Китая дали понять, что опубликованное японской печатью интервью Мао Цзэ-дуна действительно имело место. Советский представитель в Пекине обратился за разъяснением к заместителю министра иностранных дел КНР Ван Бин-наню, который заявил, что «если Мао Цзэ-дун так говорил, то он с ним согласен». 1 августа японская газета «Асахи» напечатала заявление Чжоу Энь-лая. В этом заявлении по существу те же мысли, что и в беседе Мао Цзэ-дуна. После всего этого не оставалось сомнений, что японская печать действительно воспроизводит заявление председателя Компартии Китая. Эта беседа обнажает цели и позиции китайского руководства, о которых оно до сих пор говорило вполголоса». Далее в «Правде» подчеркивается отход китайских коммунистов от спорных вопросов марксизма-ленинизма и мирового коммунистического движения. Эти вопросы всё больше получают значение дымовой завесы у руководителей КПК, и «чем дальше они развертывали полемику, тем больше появлялось сомнений: действительно ли руководители КПК думают то, что пишут? За теоретическими спорами всё явственнее выступали неблаговидные политические цели руководства КПК. Беседа Мао Цзэ-дуна — еще одно тому подтверждение. Как видно из беседы председателя КПК, китайские руководители теперь даже не пытаются прикрыть свои экспансионистские устремления». Беседа Мао Цзэ-дуна начинается с его высказываний о так называемой «промежуточной зоне». Схематически это •— главным образом, страны Азии, Африки и Латинской Америки, как бы находящиеся между двумя полюсами мировой политики: США и СССР. Причем теперь Мао Цзэ-дун вносит в эту схему существенную поправку: он заявляет, что СССР «вступил в сговор с США для борьбы за мировое господство» и практически дело сводится ныне к двум зонам — «советско-американской» и «промежуточной» (графически это абсурдно, но не в этом дело). Во главе «промежуточной» зоны, естественно, становится Китай. «Правда» негодует сначала с позиций идеологических: «Современный мир разделяется не. на географические зоны, а на противоположные общественные системы — социалистическую и капиталистическую». Звучит это архаично, и давно ли КПСС то блокировалась с Гитлером, осуждая «идеологические войны», то вела войну в союзе с «капиталистическими» державами, мобилизуя символы и образы из исторического прошлого России. КПК обвиняется в непоследовательности и иезуитстве в международной политике, где «председатель Мао время от времени выдает персональные мандаты тем империалистическим странам, с которыми Пекин особенно старательно заигрывает» (далее идет ссылка на эквилибристическое сальто-мортале с отношением к де Голлю). Но разве КПСС, тратящая уйму народных средств на бесконечные банкеты с «империалистическими», «капиталистическими» и даже феодальными правителями, тут не пример? В «Правде» с горечью рассказывается, как пренебрежительно Мао Цзэ-дун называет идеологическую борьбу в коммунистическом лагере «войной на бумаге», от которой «никому худо не делается, поскольку убитых в ней не бывает». Как бы то ни было, а конфликт переходит в другую плоскость. Теперь «Правда» начинает припоминать, что уже в 1954 году в КНР был издан учебник по новой истории с картой Китая, которая включала в себя не только Бирму, Вьетнам, Корею, Таиланд, Малайю, Непал, Сикким, Бутан, но и части Киргизии, Таджикистана, Казахстана (до озера Балхаш), а также Дальневосточный край (по Становой хребет) с Сахалином. Мао Цзэ-дун заявил в беседе: «Примерно сто лет назад район к востоку от Байкала стал территорией России, и с тех пор Владивосток, Хабаровск, Камчатка и другие пункты являются территорией Советского Союза. Мы еще не представляли счета по этому реестру». Китайские руководители, как пишет «Правда», «ссылаются на то, что много сотен лет назад в эти районы приходили китайские войска и что китайский богдыхан некогда собирал дань с местных жителей». Но: «Прибегая к методу «исторических ссылок» в вопросе о границах, можно доказать всё, что угодно». В частности: «При помощи подобной аргументации можно доказать и то, что границы КНР проходят всего лишь по линии Великой Китайской стены, находящейся менее чем в 100 киломатрах от Пекина. Ведь когда-то там, действительно, проходила граница Китая, свидетельством чего и является сама стена». Далее следует предупреждение: («Думают л и те, кто ставит под сомнение принадлежность Советскому Союзу территории более чем в полтора миллиона квадратных километров, о том, как отнесутся к этим претензиям советские люди, которые на протяжении ряда поколений живут и /трудятся на этой земле, считают ее родиной, землей своих предков... Вот почему мы говорим, что нынешняя граница сложилась исторически и закреплена самой жизнью, а договоры о границе являются той основой, с которой нельзя не считаться... Народы, вошедшие в Советский Союз, никогда и никому не позволят посягать на их право самим решать свою судьбу». Тут немало «кампанейских» шаблонов коммунистической пропаганды, которые вошли в плоть и кровь партийного жаргона. Эти шаблоны способны вызвать сомнения и затушевать подлинный облик явлений (коммунистам ли, например, говорить о праве народов решать свою судьбу?). Аргументация и аналогии сплошь да рядом сбивчивы, противоречивы, беспринципны. Они полны сомнительных и бездоказательных ссылок на «справедливые» территориальные требования: «Неоспоримо было, например, право индийского народа вернуть в лоно родины Гоа. Так же неоспоримо было право Индонезии вернуть в состав республики Западный Ириан» (более чем оспоримо). С чисто тоталитарной неумеренностью в «плановое русло» по организации всяких акций по «гневному возмущению» уже начали нагнетать Freitag, 11. 9.1964 гипертрофированные благоглупости, переходящие в область юмористики. Так, «Правда» от 4 сентября поместила заметку о сибирских ученых, которые доказали, что не китайцы покоряли нанайцев, а, наоборот, нанайцы, «ломая, как тростинку, сопротивление китайских армий», в свое время «поставили на грань гибели гордых и высокомерных правителей сунского Китая и их феодальное государство». Но, при всем том, конфликт, возникший между двумя коммунистическими партиями и правительствами, перейдя в плоскость государственных отношений, неизбежно захватывает два великих народа, с их национально-политическими интересами. Дело касается патриотических проблем, и тут, как показал исторический опыт, во-первых, становится труднее проводить грань между народами и режимами, а вовторых, начинают выявлять себя эмоции, способные затмевать, ограничивать и даже вытеснять рациональные мотивы. Не впервые интернационалистические системы, прикасаясь к практике национально-государственного развития своей базы, изменяют интернационализму. Социалисты начали с участия Мильерана в «буржуазном» правительстве Франции, потом голосовали за военные кредиты своим национальным правительствам в начале Первой мировой войны, а ныне почти всюду отстаивают национальные интересы, порой сверх разумной меры. У коммунистов дело началось с Тито, а теперь дошло до государственного конфликта между обеими великими коммунистическими державами. Идеологические мотивы вряд ли можно сбрасывать со счетов, но возрастающее значение государственной аргументации в корне меняет дело. Не впервые и народам бывать втянутыми в государственный конфликт и при чуждом, антинародном режиме защищать национальные интересы. С этой точки зрения российскому и китайскому народу предстоят большие испытания в отношении политической выдержки и мудрости. В кругах китайских антикоммунистов нередко можно слышать одобрение экспансионистской политики Пекина, и антирусские расчленительские организации нередко встречают тут поддержку. Но это естественно будет толкать российских антикоммунистов к ответным мерам, поскольку идея расчленения многонародных государственных массивов вполне приложима и к Китаю, имеет и тут свои обоснования и оправдания. Подлинное решение проблемы российско-китайских взаимоотношений заключается в совместной борьбе российского и китайского народов против поработивших их режимов, после низвержения которых многое потеряет свою остроту, а многое будет решено на базе принципов свободы и права.
Стр.1
2 ПОСЕ В 11 сентября 1964 г., № 35 (954) Взорван храм Петра и Павла в Москве Власти давно зарились на храм св. св. Петра и Павла в Москве, но пока приход возглавлялся энергичным настоятелем, протоиереем отцом Сергием, решительных мер не принимали. В начале лета, однако, отец Сергий заболел. Он был помещен в больницу, где и скончался в первых числах июля месяца. Немедленно после кончины настоятеля, 7 июля с. г., власти закрыли храм. 10 июля по Москве прошел слух, что храм будет ночью взорван. К вечеру к храму стали собираться верующие. Весь район был оцеплен, но народ прорвал милицейский кордон и запрудил всю площадь перед храмом. Очевидцы уверяют, что собралось по крайней мере 6-7 тысяч человек. Дополнительно оцеплен был и сам храм, но небольшой группе верующих удалось прорваться внутрь. В группе этой было человек 12. Милиция пыталась вывести верующих из храма, но они отказывались уходить. В дверях храма шла перебранка с милицией. Одна женщина показывала брошюру с советскими законами и говорила милиции, что она не имеет права взрывать храм. В толпе слышали, как один из сотрудников милиции кричал в ответ: «Нам все разрешено! Если хотите, оставайтесь здесь. С вами или без вас — мы все равно взорвем церковь!» Ровно в 4 часа утра 11 июля 1964 года раздался взрыв и храм рухнул. По утверждениям целого ряда бывших иа площади лиц, во время взрыва в храме находились верующие, которые погибли. * (Собств. инф.) Слух о том, что при взрыве храма св. св. Петра и Павла в Москве погибло 12 верующих, упорно ходит и подтверждается несколькими источниками нашей информации. Трудно, однако, предположить, чтобы милиция допустила гибель верующих и не удалила их из храма, употребив при этом даже силу, хотя бы уже потому, что добровольная мученическая смерть людей не входит в расчеты власти и крайне для нее невыгодна. Надо думать, что слух о гибели людей не соответствует действительности. Этот факт, однако, никоим образом не уменьшает значения самого слуха, который может так упрямо и широко распространяться лишь потому, что у многих верующих несомненно есть решимость до конца стоять за веру, а если потребуется, то и пожертвовать эа нее жизнью. Ред . Преследование религии в Латвии В «Комоомолысиой правде» от 15 июля, на последней странице, у самой подписи редактора появилась скромная заметка под громким названием «Звезды станут ближе». В этой гаденькой и трусливой (писульке говорилось о постройке в Риг е планетария, о «передаче под планетарий фундаментального здания» и подчеркивалась забота власти о трудящихся. Ню газета не решилась сообщить, чгго «фундаментальное здание» — это известный далеко за пределами страны православный кафедральный собор, выходящий своим фасадом на бульвар Свободы в (Самом центре столицы Латвии. Православный собор любила ася Рига за благолепие и красоту внутренней отделки, за прекрасный хор и торжественные богослужения, которые любили посещать даже неверующие, в том числе и молодежь. Псщрс<5ности о закрытии православного собора мы узнали недавно из собственных источников информации. Весть о предстоящем закрытии храма вызвала массу протестов. Протесты посылались во все инстанции вплоть до Ц К КПСС, но были оставлены без внимания. Власть настояла на своем и сделала лишь небольшой «жест» — прекрасная внутренняя роспись храма была снята и отправлена на сохранение в Москву, в собор Василия Блаженного. В сообщении, которое мы хкхщучили из страны, подчеркивается, что в протестах по случаю закрытия храма участвовали и неверующие. Это явление совсем ие случайное, и слышим об этом мы не впервые. Одновременно из иностранных источников мы узнаии о закрытии и превращении в концертный зал рижского протестантского собора. Как сообщает иностранный корреспондент, имевший беседу с протестантским архиепископам Латвии, членом советского Комитета защиты мира Густавом Турвдм, храм был закрыт «добровюртьным решением верующих из-за недостатка средств на его содержание». Здесь тоже не обошолось без комедиантства. Закрытый храм был реставрирован за государственный счет. Бырг специально приглашен реставратор из восточной Германии. Сейчас в здании протестантского собора даются даже концерты религиозной музыки в сопровождении знаменитого старинного органа. Но в боковых притворах — антирелигиозные надписи. Мьг берем под сомнение слова епископа о добровольном закрытии храма, а также то, чгго закрытие якобы прошло гладко и без инцидентов. Этому противоречат даже данные, сообщенньге самим епископом. В Латвии 280 протестантских приходов, насчитывающих 600 тысяч верующих. Неужели 600 тысяч верующих не в состоянии содержать один-единственный соборный храм! Высшая протестантская богословская школа в Латвии закрыта. В приходах не хватает священников и епархия вынуждена ограничиваться организацией вечерних и каникулярных богословских курсов, а на богослужениях пользоваться добровольным сослужанием мирян. У нас пока нет сведений о протестах по случаю закрытия самого большого в Прибалтике протестантского храма. Однако факты говорят, что обстановка в Прибалтике приблизительно та же, что и по всей стране. КПСС удалось поставить возглавление религиозных сообществ в положение, при котором они не в состоянии давать отпор казенным мероприятиям по борьбе с религией. Но неожиданным для власти оказалось то, что твердость мирян зачастую превышает твердость иерархов, количество верующих, несмотря на религиозньш зажим, СОВЕТСКОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О НЕЙТРАЛИТЕТЕ В КИПРСКОМ ВОПРОСЕ По сообщению иностранной печати от 31 августа, поверенный по делам СССР в Анкаре Воронин вручил МИД Турции заявление советского правительства о намерении остаться нейтральным и не оказывать поддержки ни одной стороне в конфликте на Кипре. Далее, по тем же источникам, в заявлении говорится, что советское правительство предложило архиепископу Макариосу проявить необходимую гуманность по отношению к турецким киприотам. Как известно, в начале августа Хрущев на просьбу архиепископа Макариоса о военной помощи ответил согласием. Сейчас, как это можно заключить из упомянутого советского заявления турецкому правительству, это обещание взято назад. все время растет и в своей борьбе за свободу религии они встречают сочувствие и пощдержвду со стороны неверующей части населения. Именно это больше всего беспокоит власть и она спешным порядком пытается «ликвидировать религию» до тех пор, пока верующие не сорганизовались и не вьддвину|ли из своей среды новое возглавление, способное защищать свою паству. Именно этим объясняется ТОТ факт, что если в других областях народной жизни власть колеблется, идет на уступим, снова наступает и опять отступает, то в области религиозной вот уже десять лет длится неослабевающий нажим, который поставил религию в положение, подобное тому, какое имело место в самый страшный, предвоенный период «сталшпцины»: духовные семинарии и монастыри закрыты, а храмов оставлено лишь по одиому-два в больших городах. Ю. ЧИКАРЛЕЕВ Преподобный Геннадий Костромской побеждает Власть преследует веру всеми методами, включая сюда и террор, по жестокости не уступающий сталинскому. Но количество верующих не уменьшается, а растет. Это признает даже правительственная печать, хотя и облекает свои признания в наглый и шутовской тон. Так, И. Костюков, спецкор «Крокодила», в журнале от 30 августа поместил заметку «Божьи угодники», в которой говорится, что костромские священники не поспевают удовлетворять нужд верующих. Костюков приводит высказывания одной женщиньг, принесшей крестить ребенка, которая недовольна спешкой в храме. « — Так ведь дел-то сколько, Господи! — пожаловался староста. — И то и се, и утренняя служба и вечерняя! Вот и разрываются! Церковный слушака не преувеличил, — грустит Костюков. — Разрываются во всех четырех костромских церквях. Разных треб хоть отбавляй — отпевания, венчания, крещения. Особенно большим почетом костромичей пользуются крестины. Купели высыхать не успевают. — У нас новорожденных часто крестят, — грустно признались работники идеологического отдела горкома партии. — В общем, у многих сознание... того... словом не того...» Автор заметки говорит, что он беседовал со многими родителями, «выяснял, что их заставило прибегнуть к услугам Церкви?» Родители, конечно, со спецкором откровенничать не очень стремились. Одни рассказали, что они: «... не выдержали массированных атак бабушек и капитулировали. Другие окрестили просто так, как говорят, на всякий пожарный случай. Третьи крестили, глядя на вторых. И так далее...» Но главного не хочет признать корреспондент: крестили оттого, что верят в Бога, крестили, хотя знали, что сегодня это грозит большими неприятностями. Да и не только крестили... Но к теме венчаний, посещений богослужений, похорон по христианскому обряду автор заметки подробнее возвращаться не захотел. Он только с потугой на остроумие грустно заметил: « А клиентура преподобного Геннадия Костромского (есть у костромичей такой святой) все возрастает. Более того: если до последнего времени в городе не было своих баптистов, то теперь они сделали официальную заявку на существование. А когда их пригласили в исполком, они отказались разговаривать с органами власти, находя ее порождением антихриста.» Корреспондент «Крокодила» обрушивается на костромских атеистов. Но те /только, по его словам, «беи1омощно разводят руками». А что им остается делать при такой положении вещей? Советское правителество не дало выездной визы академику П. Капице По сообщению копенгагенского корреспондента «Юнайтед-пресс», датское объединение инженеров получило на этой неделе уведомление от советского посольства в Копенгагене, что академик проф. Петр Капица не сможет прибыть в Копенгаген для награждения 3|десь нагрудным знаком имени Нильса Бора. На основании этого уведомления объединение датских инженеров отменило проведение намеченного чествования. Советское посольство ни одним словом не пояснило, по каким причинам академик Капица не может прибыть в Копенгаген. В сообщении агентства говорится, что, по имеющимся у него данным, 70-летний академик П. Капица, вьщающийся физик-:атомник, один из основоположников методов по разложению атомного ядра в Советском Союзе, ныне разрабатывает комплекс механических и физических вопросов, связанных с программой полета на Луку... его Во всяком случае, вряд л и нежелание прибыть в Копенгаген за получением почетной награды исходило от самого академика. Капица не раз называл себя учеником гениального датского физика Нильса Бора, положившего начало исследованиям по изучению структуры атома и создавшего свои методы по его разложению. Несмотря на то, что П. Капица занят работами огромного научного и, возможно, военного значения, советское руководство, по-видимюму; даоке ему полностью не доверяет. Академик П. Капица владеет в совершенстве несколькими инсстранными языками, жил долго в Англии, имеет прочные- связи в научных кругах Запада.
Стр.2
11 сентября 1964 г., № 85 (954) ПОСЕ В Настроения молодежи для власти Проблема „кто кого" - существует! * уже в течение многих лет являются проблемой номер один. В июне исполнился год со времени заседания «идеологического» пленума ЦК КПСС, который, кроме вопросов литературы и искусства, занимался также и молодежной проблемой. Эту годовщину вспомнили и трубят о ней, как о замечательной победе партии, во всех газетах уже в течение месяца. Как бы в ознаменование этой годовщины с других позиций в июне в Москве произошли молодежные демонстрации на выставке художника Ильи Глазунова, о которых мы подробно сообщали (см. «Посев» от 19 и 26 июня). Особенно характерным во время этих демонстраций было поведение милиции, которая, хотя и прибыла к зданию Манежа (где происходила выставка) в большом количестве, но, — явно по распоряжению свыше, — всячески избегала не только конфликтов, но даже соприкосновения с демонстрантами. Замечается также тенденция в печати маскировать, затемнять статьи о настроениях, о подпольных и полуподпольных организациях молодежи. Еще пуще полагается скрывать свой страх перед этой молодежью и ее настроениями. Те, кто нарушает эту линию, получают серьезный нагоняй. Так, «Правда» от 6 июля объявила выговор куйбышевской областной газете «Волжская коммуна» за то, что она поддалась панике, охватившей местное руководство в связи с настроениями молодежи. Вернее, не столько за то, что она панике поддалась, как за то, что призналась в своей панике публично, поместив в газете статью «Салон «Тертая редька» (между прочим, тоже в годовщину «идеологического» пленума). «Тертая редька» — это молодежный клуб в городе Сызрани, в котором собирались, не спросив одобрения комсомольского и партийного руководства, молодые люди, занимающиеся или интересующиеся литературой и искусством. Об этом подробно сообщалось в «Посеве» от 31 июля (статья А. Полынова «Выговор куйбышевским организациям за панику»). Орган ЦК КПСС не удовлетворился выговором, а потребовал от провинившихся еще и публичного покаяния. В «Правде» от 4 августа с. г. (в рубрике «Правде» отвечают» под заголовком «Меры приняты» говорится, что: . «Заметка «Кое-что о тертой редьке», опубликованная в «Правде» за 6 июля с. г., как сообщил редактор газеты «Волжкая коммуна» В. Щербаков, обсуждалась на расширенном заседании редколлегии, партбюро и местного комитета редакции куйбышевской областной газеты. Критические замечания, высказанные в заметке по поводу статьи «Салон «Тертая редька», помещенной в «Волжской коммуне», признаны правильными. Редколлегия и коллектив редакции газеты «Волжская коммуна» впредь будут строже относиться к подготовке подобных материалов. Одновременно редакция наметила к публикации ряд статей и корреспонденций, в которых будет освещена практика работы партийных организаций по идейному воспитанию интеллигенции». (Выделено здесь и дальше нами. — Я. М.). Я. Марков «Правда» удовлетворена. Но даже и из приведенной выше короткой заметки видно, что настроения молодежи продолжают беспокоить и центральную и местную куйбышевскую власть. Последняя виновна лишь в том, что потеряла контроль над своими нервами. Действительно, что означает фраза, в которой говорится об идейном воспитании интеллигенции? Ведь в числе «завсегдатаев этого праздного сборища», как «Правда» окрестила клуб «Тертая редька», были названы литературный сотрудник районной газеты, инженер, в свободное от работы время писавший стихи, «свободный художник» — то есть интеллигенты. «Волжская коммуна» обязалась теперь не «разносить» их, не объявлять их неисправными, а сообщать об их идейном перевоспитании партийными организациями. Секретарь Одесского промышленного обкома КП Украины Л. Гладкая поместила в «Комсомольской правде» (за 3 сентября) статью под заголовком «Против ядовитых приманок». Статья тоже приурочена к годовщине июньского пленума ЦК КПСС. «Со времени работы Пленума, — говорит Л. Гладкая, — прошло больше года. Сейчас уже можно говорить о конкретных, практических результатах». В Одессе, — сообщает она, — практические результаты такие: помимо «нормальных» дружин там введены оперативные комсомольские отряды. Важный шаг сделан и в области развития эстетики: создан музыкальный комсомольский патруль из студентов Одесской консерватории. Патруль, правда, концертов не дает, но он занимается подбором оркестров (в чем выражается этот «подбор», Л. Гладкая не сообщает), ведет работу по «борьбе с вульгарным дилетантским исполнением», по изъятию «подпольной музыкальной халтуры». Полную программу деятельности оперативных комсомольских отрядов Л. Гладкая не опубликовала. Она сообщила лишь об одном пункте этой программы — о борьбе с контрабандой. Однако, поскольку «по примеру Одессы оперативные отряды возникли и в других городах области», работу отряды проводят, видимо, различную. Ибо не в каждом же городе Одесской области — порт и контрабанда. Работа их к тому же настолько раздражает людей, что даже кое-кто из властей этим обеспокоен. Л. Гладкая рассказывает, что на Украине в ряде организаций идут дискуссии: « А нужны ли эти отряды? Не являются ли они возрождением бригадмила? Не дублируют ли они народные дружины?» Нет, отряды эти необходимы, утверждает Л. Гладкая, и рассказывает про одну из операций одесских «оперативников»: «Торговое судно «Верлд мид» часто приходит в наш порт, а моряки судна не прочь обойти таможню. Поэтому накануне очередного визита «Верлд мид» в штабе оперотряда вспыхнул сигнал... Не успели фарцовщики затолкнуть в чемоданы свеженький «товар» и погрузить в такси, как перед каждой машиной выросли группы оперативников». . Кстати, о чем не говорится в статье: упомянутое судно — греческое, из флота судовладельца Ниархоса. S Ответ на этот вопрос дан настольДобыча оперативников — 7.000 нейлоновых косынок на 30.000 рублей — «была передана государству». Дойдя до косынок, мы почувствовали, что тут что-то не то. Ведь пленум, как мы уже говорили, занимался вопросами борьбы с враждебной идеологией. На нем, кроме прочего, говорилось о проникающих с Запада «гнилых идеях», о том, что молодежь плюет на «священные заветы» марксизма. При чем здесь нейлоновые косынки? Почти что не при чем. Просто статья Л. Гладкой, — не в пример статье о тертой редьке, — написана по новым спущенным сверху правилам: истину прятать, почти как в сказке прячут Кащееву смерть. Кащеева смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо то в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу. Но в газетной статье иглу так уж тщательно прятать нельзя, — читатель должен все-таки кое-что увидеть. И вот Л. Гладкая сперва осторожно показывает самый ее кончик, обложив его со всех сторон подушками: «Выплескиваются на Приморский бульвар ядовитые приманки: наркотики и крикливые, глянцеватые журнальчики, нейлоновое тряпье и бесстыдные открытки, пластинки с истериками Холлидея и сказки о «свободном мире». И, случается, кое-кто заглатывает эти приманки». Не разъяснив, кто же, конкретно, эти приманки заглатывает, автор начинает рассказывать, что Одессу посещают не только иностранные матросы, а и иностранные туристы: «Часто молодые люди из-за рубежа приезжают к нам, сбитые с толку искусными хитросплетениями буржуазных идеологов». Попричитав над сбитыми с толку зарубежными молодыми людьми, Л. Гладкая говорит, как необходимо показать им правду коммунизма. Но, уже почти убедив читателя в этой необходимости, внезапно делает крутой вираж и кончает тем, что это: «... не самое главное в воспитательной работе. Цель ее прежде всего в борьбе с остатками буржуазной идеологии, закордонной «морали» в сознании нашей молодежи... здесь никак нельзя уповать на общее течение жизни, считая, что все само собой образуется». Вот так. «Возвращается ветер на круги своя». Начали с контрабанды платочков, перешли на бедных, сбитых с толку иностранных юношей, а все же вернулись к тому, что больше всего болит. Нет, не напрасно Л. Гладкая упоминала «идеологический» пленум. Она только так по-лисьи заметала след, чтобы человеку с неискушенным умом трудно было сразу понять, что к чему. Но в конце концов можно понять и даже до некоторой степени оправдать метания Л. Гладкой. Очевидно в ее партийные обязанности входит воспитательная работа с молодежью. Но к одесской молодежи власти трудно, если и вовсе не невозможно, подступиться... Молодежь власти не верит, молодежь спорит не только на отвлеченные темы, а даже на совсем конкретные: как бороться с властью? Один из таких споров (Л. Гладкая замаскировала его под спор с иностранцем) приведен в статье: « У вас демократия. Допустим. А можете ли вы, например, забастовать, если государство по каким-либо причинам не удовлетворит ваши личные запросы?». ко замшелый, что им уже не пользуются даже более или менее разумные защитники власти: «Против кого же нам бастовать? Против государства? Но его заботы — это наши заботы... Государство — это мы...» Теперь, — для сведения Л. Гладкой, — положено отвечать, что, де, конечно, мы имеем право на забастовку, но мы сами не хотели, не хотим и не будем хотеть бастовать, потому-что... и т. д. Но не в этом дело. А вот в чем. Почему секретарь одесского обкома сегодня заводит разговор о забастовках? Ведь кто-кто, а она-то должна гораздо лучше нашего знать, что забастовки в Одессе были. Не потому ли, что она предчувствует, что они вскоре снова будут? Или местные забастовки в Одесской области — повседневное явление? Недаром оперотряды созданы во многих городах Одесской области и состав их, как рассказывает Л. Гладкая, отбирается особенно тщательно. Чтобы затруднить сговор между членами отряда, их набирают из самых различных профессий: «... студенты и матросы, грузчики порта и инженеры, рабочие заводов и артисты оперетты». В Одессе идут открытые разговоры на темы, на которые еще недавно открыто говорить не решались. И Л. Гладкая, видя, что разговоры эти все равно идут, пытается этаким Суворовым забежать вперед и кричать «заманивай!» «Не нужно быть особенно глубокомысленным, — говорит она, — чтобы оценить благотворное влияние, которое оказывают на нашу молодежь идейные схватки, когда в прямом бою сталкиваются две идеологии... Важно здесь все, не страшно даже, если честный спор пытаются подменить провокацией». Л. Гладкая ратует за «самый непримиримый гласный разговор». В качестве же средства убеждения она предлагает: «... рейды с кинокамерой и прокручивание ленты перед началом сеансов, открытые товарищеские суды в парках и даже обычные комсомольские собрания». Итак, оперативные отряды, музыкальные патрули, — это пока реальный результат «идеологического» пленума. О судах в парках после гласных разговоров Гладкая пока только мечтает. Мечтает она перенять инициативу, проявленную ее коллегами в Целинном крае. Там, рассказывает она, «... студенты-целинники назвали свой «Часть отряд особого назначения» (ЧОН)... В 116-й школе вспомнили традицию 30-х годов — политбой». Что-то подозрительно часто начинают мечтать верные псы власти о бригадмилах, оперотрядах, ЧОНах, о традициях 30-х годов... о Но все это мечты. Жесткая действительность сегодняшняго дня заставляет их трусливо маскироваться, и для того, чтобы сказать несколько слов об идеологическом «разложении» молодежи, писать длинные туманные статьи о платочках и вдруг, как будто совсем некстати, восклицать: «Проблемы «кто-кого» не существует!» Нет, только эта проблема и существует. Впрочем, власть сама это отлично знает.
Стр.3
10 ИЗДАТЕЛЬСТВ О ПОСЕ В ИНОСТРАННЫЙ Адрес: Possev-Verlag, 623 Frankfurt/Main - | Sossenheim, Flurscheideweg IS. Тел. SI 92 85 I Почтов. ящик: 6 Frankfurt/Main, Postamt 1, | Postfach 27B6. I Telegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt /М. I Postscbeckkonto: Frankfort/М. 334(1, . Bankkonto: Nassaulscbe Sparkaase, Frankfurt/M. Nr. 11SM. Издает еженедельник «П о с e в», журнал ли- | тературы, искусства, науки и общественно- | политической мысли «Грани » и художест- | венную и общественно-политическую литера- | туру. | При издательстве — книжный магазин. .Poss e V" , Post Office, Carrum, Victoria. Mr. A. Veremeeff, 8 Abingdon St., W-Gabba. Brisbane, Qld. АВСТРИЯ Wlen, Postamt 78, Postfach 40. АНГЛИЯ A. Andrlenko, 95a Boundary Road, London N. W. « E . A. Baratschevsky, 23, Alder Grove, London N. W. I . АРГЕНТИНА N. Momot, Casllla de correo 2585, Buenos Aires. БЕЛЬГИЯ Dimitri Jeruc, 27, rue Longue Hale, Bruxelles - 5. E . Drevtnsky, B. P. 259, Bruxelles. БРАЗИЛИЯ I . Alcxandrow, Av. Lavandleka, 848. Indlanopolls, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado correo 4865, Caracas-Este. ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaurow, Postbus 325. Rotterdam. ДАНИЯ D. Schewltsch, Herthave] 2. B, K6benbavn-Charl. ИЗРАИЛЬ M. Kablrl, 33, rue Maaleh, Harofim, Ramath - Gan, Israel. ИСПАНИЯ Don Miguel Jurenlnsky-Kolcbln, Padllla, 55, Madrid. ИТАЛИЯ A. Konovets, Casella Postale 429. Roma, Centro. КАНАДА A. Romar, 1420, Bernard etr. Outremont, Montreal. ИАЛАПЯ M. Talrow, 43, Stevens Hoad, Singapore. МАРОККО M. Koltovskoy, 31, Bd. Mohamed Abdou, Casablanca. НОРВЕГИЯ Fedor Tarakanow, Krusesgt. 5. B, Oslo. США Mr. A. P. Studentzoff, 340 Liberty ave. Brooklyn 7, N. T . Mr. A. Tzvlkevlcb, 2314 - 25th. Avenue, San Francisco, 18, California. Tel . S E 1 - 9339. - "The Book House" 304 State Str., Bridgeport, Conn. Gregory Shevtoff, Book Agency "Don", 1875 Bryant Ave., Apt. 1 F , New Yor k 88, = N. Y . ТУРЦИЯ Mr. Nadir Bek, Aya Andreya Blnasl Mumnhane caddesl No. 109 Galata-Istanbul. ФРАНЦИЯ Sodete „Le Semis* B. P. 143, Parts XV . Tel. : BLOmet 83-08. N. Altoff c/o M-me Barge, 8, Place de la Crolx-Rousse, Lyo n (Rhone). A. K. Lavroff, 2, rue de la Moselle, Nllvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ Leo Grossen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ TidskrJften .PosseV, Box 4054. SOdertaUe 4. ЯПОНИЯ Mr. A. Bakulevsky, 4" - iva l - cho, Hodogaya-ku, Yokobama. Elnzelprels — DM 8,(8 С l.l . ШИ г. розничная цена на еженедель- | ник «Посев» установлена: в Германии — 0,90 н. м., I в США и Канаде — 9,30 ам. долл., во всех дру- = гик странах соответственно эквиваленту не- i мецкой марки. Условия подписки: На еженедельник «Посев»: в Германии — на i I год — 41,60 н. м., на полгода — 20,88 н. м., = на три месяца — 10,40 н. м. | | | на полгода — 7,50 ам. долл., на три месяца — | 3,79 ам. долл. Все другие страны: на 1 год — 44,20 н. м., = ва полгода — 22,10 н. м., на три месяца — = 11,06 н. м. | На журнал «Грани» на четыре номера: в Гер- Ё мании — 21,00 н. м., в США и Канаде — 6,50 = ам. долл., во всех других странах — 22,00 н. м. | Тариф за объявления в еженедельнике «По- | еев»: целая страница — 1000 н. м., 3/4 стр. — ! 72S н. м., 1/2 стр. — 550 н. м., 1/4 стр. — 300 н. м., I 1/8 стр. — 160 в. м. = В США и Канаде — на 1 год — 15,00 ам. долл., | = = § i § I Ё | I I Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. | АВСТРАЛИЯ I = i 1 ; = i = § D. P. BUenko, 48 Leamington Str., Oak i Lane, Heaton, Bradford 8, Yorkshire = i I I i i I 1 | I = | I i i § Партия радикалов выражала интересы крупных помещиков. В Чили 2800 крупных поместий (свыше 1000 гектаров каждое) занимают 13°/о всей обрабатываемой земли! Кандидатом радикалов в президенты был Хулио Дуран. Социалисты и коммунисты совместно с двумя другими левыми группировками объединились в «Народный фронт», — «ФРАП». .Их кандидатом был социалист /сенатор д-р Сальвадор Альенде. Х|ристианско-прогрессивнь1е силы Чили вышли на политическую арену совсем недавно: шесть лет назад- Они объединяются в христианско-демократическуто партию. Их кандидат — профессор католического университета в Сант-Яго Эдуардо Фрей (род. в 1911 году, чилиец швейцарского происхождения). С самого начала предвыборной кампании было ясно, что реакционеры «.справа» не имеют никаких шансов на победу. Их выдвиженец, нынешний президент Алеосандри неоднократно обещал провести аграрную реформу, но далее обсуждений дело не пошл»: помещики упорно цеплялись за свои имущественные привилепии и тормозили всякую попытку приступить к разделу земель, хотя как раз сохранившиеся еще со времен испанского владычества земельные отношения в Чили и создают благоприятную .почву для коммунистической пропаганды. Борьба за пост президента (он выбирается в Чили на 6 лет и обладает широкими полномочиями) развернулась межд у христианскими демократами и «Народным фронтом». Вопрос земельных реформ не был предметам предвыборной борьбы: для обеих коалиций это вопрос уже решенный. Главным предметом программных расхождений был вопрос о судьбе медных приисков в Чили, обладающих одной третью всех мировых запасов медной руды. Прииски находяггея в основном в руках американцев. «ФРАП» в свою программу включил национализацию приисков. Христианские демократы, ссылаясь ка отрицательный опыт Боливии (там национализация рудников привела к застою в промышленности), на этой мере не настаивают. Они, однако, за то, чтобы вся добытая в Чили медная рун а перерабатывалась в стране, т. е., чтобы прекратился вывоз сырья и развилась обрабатывающая промъшпленноеггь, и чтобы государство контролировало вывоз меди. Но каждому было ясно, что на президентских выборах 4 сентября решался не только вопрос о судьбе медных кюпей. Речь шла о судьбе самой страны: оставаться ей демократическим государством или разделить судьбу Кубы. Сам Сальвадор Альенде, поклонник Маркса и Ленина и личный друг Кастро (они на «ты»), не скрывал своих взглядов. «Если нужно — говорил он предг ставитешям печати — мы возьмем в пример Кубу. Мы обратимся за помощью к сощвалиетииескому лагерю и неприсоединившимся странам». По чилийской конституции президент избирается всенародным голосованием абсолютным большинством голосов. Если он этого большинства не получит, то президента избирает Конгресс, имеющий в этом случае свободу выбора между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов. Между прочим, на этом пункте чилийской конституции основывали свою предвыборИз Румынии 4 сентября в Чили произошло событие, которое, возможно, будет иметь исторические последствия не только в самой стране, но и на всем латиноамериканском континенте. В этот день на президентских выборах понесла поражение реакция. Реакция «справа», — крупные землевладельцы, и реакция «слева», —• коммунисты и их попутчики. Победителем оказались христиане кю-програ:сивные силы. МИР И МЫ Поражение реакции в Чили ную тактику радикалы: потеряв надежду собрать хотя бы относительное большинство, они строили свои расчеты на том, что станут в Конгрессе пусть небольшой, но решающей гирей на весах, если на всенародном полосовании не пройдет ни один .кандидат. Иначе рассуждал «Народный фронт». На вопрос журналистов, что предпримет «Фронт» в том случае, если его кандидат получит относительное большинство, а Конгресс выберет в президенты другого, Альенде ответил: «Тогда мы начнем гражданскую войну». И это было сказано в стране, где, в отличие от многих латиноамериканских государств, укоренилась .традиция строгой законности, где тщательно соблюдаются демократические свободы и где дисциплинированная армия всегда подчинялась легальному правительству. Сальвадор Альенде и его главный противник — Эдуардо Фрей лично в хороших отношениях. Но это не помешало Фрею выдвинуть совершенно противопог ложную концепцию: концепцию защиты справедливости, права и свободы. На этой концепции, в основном, и строилась вся предвыберная кампания христианских демократов. На бесчисленных плакатах сенатору Альенде задавался один и тот же вопрос: с кем он? С Советским Союзам или с Чили? (В последние предвыборные дни находились шутники, зачеркивавшие в слове «СЫ1е» — Чили — две последние буквы и приписывавшие буквы «на», так что получалась «China», — Китай; намек на раскол в «социалистическом лагере»). Незадолго до выборов в Чили приехала и выступала на митингах Хуанита Кастро, сестра' кубинского диктатора, недавно бежавшая из Гаваны в Мексику. Она рассказывала чилийцам о действительном положении на Кубе и спрашивала своих слушателей: «Хотите ли вы того же самого у себя в стране?» Предвыборная кампания велась в обстановке полной свободы и с большой ожесточенностью. «Народный фронт» бросил на стол все свои козыри, надо сказать, крупные: инфляцию, растущее вздорожание, нищенские заработки сельскохозяйственных рабочих (равных, примерно, одному швейцарскому франку в сутки!),нерешенную аграрную проблему, огромные прибыли американских компаний от чилийских рудников. Еще шесть лет назад все эти козыри чуть было не привели Альенде в президентское переело: ему не хватало лишь тридцатй пяти тысяч голосов. Теперь картина изменилась. Фрей получил 1.463.535 голосов; Сальвадор Альенде 975.690, то есть, круглым числом на пятьсот тысяч голосов меньше. Кандидат радикальной партии Хулио Дуран получил 128.350 голосов. Фрей располагает абсолютным большинством голосов и, таким образом, становится президентом автоматически. Надежды радикалов быть («решающей гирей на весах» рухнули. Пустыми словами оказалась и угроза Альенде развязать гражданскую войну: после столь внушительного поражения на выборах такая попытка оказалась бы самоубийственной авантюрой. В латиноамериканских странах и в США победа христианских демократов в Чили встречена с несомненным чувством облегчения. Президент США Джонсон охарактеризовал эти выборы, как укрепление демократии: он видит в них «хорошее даедзнаменование» для плана помощи США латиноамериканским государствам «Содружество ради прогресса» Сразу же после своего избрания Фрей выразил уверенность, что отношения между Чили и США «станут еще лучше». Если бы чилийские христианские демократы победили на выборах в Чт и три-четыре года назад, то вряд ли бы в Вашингтоне отнеслись к этому столь сочувственно, как сейчас; скорее их победа была бы воспринята с неудовольствием и тревогой: Фрей, правда, не обещает национализировать медные приискики, ио все же отводит американскому капиталу довольно узкие рамки. Но теперь альтернативой была победа «Народного франта» со всеми последствиями. Эдуардо Фрей — это не политик из числа тех латиноамериканских парламентариев и генералов, которых США — к ущербу для себя же — поддерживали лишь потому, что они защищали интересы американских компаний, переводя в швейца;рские банки полученную «благодарность». Эдуардо Фрей —• смелый м честный реформатор. Выборы в Чили, — сказал он сразу же после своего избрания, — создают возможность согласования революционных стремлений наших латиноамериканских народов с демократическими идеалами. На Кубе стремились к социальной справедливости, но подавили свободу. Мы соединяем социальную справедливость и свободу». В предвыборной программе Фрея значится: земельные реформы, ускоренное жилищное строительство (укажем хотя бы на то, что 500 тысяч жителей столицы страны города Сант-Яго ютятся в лачугах), введение твердой зарплаты, приведение к равновесию ввоза и вывоза, строительство щкол. Фрей не намеревался восстановить дипломатические отношения с Кубой; он предлагает решипъ проблему Кубы «на основе самоопределения народов и невмешательства». Удастся ли фрею провести намеченные реформы? До весны будущего года — вряд ли. Дело в том, что нынешнее большинство в парламенте это — реакция «справа» и, естественно, это большинство будет тормозить все начинания президента. В марте состоятся парламентские выборы, в парламент пройдут сторонники Фрея и лишь тогда можно будет приступить к реформам, —• в первую очередь к переделу земли. Если земельная реформа будет удачно проведена, то коммунизму в Чили будет нанесен смертельный удар. Пока же угроза коммунизма не миновала: как никак, Альенде удалось собрать более одной трети голосов. Это тревожный признак. Чем скорее будет покончено с крупными землевладельцами, тем лучше для Чили, и не только для Чили: опыт згой страны станет примером для всего латиноамериканского континента. А. Н. 11 сентября 1964 г., JA 35 (954) ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЮМОР Из Один гражданин ночью подвергся нападению двух вооружанньгх людей, которые связали его, втащили в автомобиль, увезли эа город, обобрали, избили и бросили. Вернувшись кое-как домой, пострадавший несколько дней размышлял о случившемся, наконец решил обратиться в полицию. |— Но почему же вы не пришли к нам сразу? — спросили его там. — Да откровенно говоря, — сказал он робко, — я думал, что это вы и были... Тито: — Товарищ ТИТО, ты опять приказал арестовать Джиласа, нашего сокола черногорского? — Да, дорогой, пришлось арестовать. — Но за что, товарищ Тито, за что?! — Понимаешь, все ему у нас не нравится. Новый коммунизм строить хочет. — Ну, если так, товарищ Тито, то держи его и не выпускай! У нас старый коммунизм в печенках сидит, а он еще и новый захотел! («Решето») Югославии Старый партизан добился аудиенции у
Стр.10
11 сентября 1964 г., № 35 (954) ПОСЕ В Гигантсная тюрьма, онруженная Хуанита Кастро, старшая сестра кубинского диктатора, в конце июня с. г. покинула Кубу и попросила права на политическое убежище в Мексике. 29 июня она выступила по мексиканскому телевидению с заявлением, о чем мы сообщали в «П о с е в е» от 3 июля с. г. Поскольку для борьбы против коммунизма это заявление имеет большое значение, мы публикуем его полностью. Ошибочная формулировка — «русский империализм», которая свидетельствует о незнании положения в России и которую, к сожалению, употребляет не одна Хуанита Кастро, не уменьшает значения документа. Ред. Я Хуанита Кастро Рус, сестра премьер-министра коммунистической Кубы Фиделя Кастро Рус. До сих пор я жила на Кубе и я решила теперь выступить открыто, потому что я ценю и уважаю мексиканский народ. Мне трудно говорить публично, особенно о моей собственной семье. Но, тем не менее, совесть не позволяет мне молчать, когда дело касается Кубы, в особенности потому, что я хорошо знаю обстановку и человека, ответственного за положение, в котором находится моя страна. Мои братья Фидель и Рауль были вождями революции против диктатора Ф. Батисты. Мой брат Фидель возродил надежды кубинского народа, когда он обещал навсегда уничтожить несправедливость, террор и военную диктатуру. Он гарантировал свободные выборы — одним словом все, что нужно людям, чтобы быть счастливыми. Я, также как и многие кубинцы, посвятила себя этому делу и помогала, сколько могла, сперва на Кубе, а потом в изгнании, движению 26-го июля. Я собирала деньги для приобретения оружия, продовольствия и медикаментов для кубинских патриотов, сражавшихся в горах моей страны. Таким образом мы участвовали в деле свержения существующего режима и в создании строя свободы и социальной справедливости — это было основным в нашей борьбе. После того, как революция восторжествовала и мой брат взял в свои руки бразды правления, я начала работать с большим воодушевлением. Наибольшую часть своих усилий я посвятила созданию больниц и сельских школ, потому что это я считала одной из непосредственных задач революционного правительства. Я работала на то, что считала революцией до середины 1960 года, когда я начала понимать, по какому пути пошла наша революция. Мы становились жертвами обмана. Несмотря на факт, что Фидель открыто отрицал коммунистический характер революции, мы видели, как наша страна с каждым днем все больше подпадала под влияние русского империализма. В середине 1960 года я порвала с правительством. Вскоре после этого правительство перестало скрывать свои намерения и маскироваться знаменем справедливой революции. В декабре 1960 года премьер-министр революционного правительства заявил, что он считает себя марксистом-ленинцем. Как большинство кубинского народа, так и я поняли, что это была не та революция, за которую мы боролись. Большинство кубинского народа и я, мы, которые верили обещаниям Фиделя Кастро, когда он говорил о восстановлении справедливости и свободы на Кубе, поняли, что наши идеалы преданы. После моего разрыва с правительством я делала все, что только могла, чтобы бороться против него. Я прятала людей, которые преследовались агентами Г-2, которых можно сравнивать с худшими элементами гитлеровского гестапо. Я помогала многим кубинцам покинуть ад, которым является Куба сегодня. Я помогала доставать оружие и прятала его для оппозиционных групп. Я помогала тем, что посылала политическим заключенным лекарства и продовольствие. Я во многих случаях пыталась спасти жизни приговоренным к смерти заключенных. Я помогала тем, что не порывала моих связей с правительственными кругами и получала информацию, которую передавала оппозиционным революционерам; короче говоря, я помогала, где только могла, потому что лучше многих других знала, что революция предана и народ обманут. Моя страна, Куба, находится в постоянной опасности, потому что сделалась жертвой жестокой диктатуры, построенной на терроре и преступлении. Я не хочу говорить о недостатке элементарных, необходимых для жизни, вещей. Это общеизвестно. Достаточно упомянуть, что на продовольственные карточки семья из четырех человек (отец, мать и двое детей) имеет право получить две банки молочных консервов на человека на две недели; четверть фунта мяса на человека в неделю; три фунта сахара на человека в месяц; 14 гр. кофе в неделю на человека; 6 фунтов кукурузы на человека в месяц; куры и яйца выдаются только детям меньше семи лет и людям старше 65 лет. Я не хочу говорить о нехватке одежды и обуви. Я не хочу говорить о нехватке лекарств, хотя мы постоянно гадаем, что стало с теми лекарствами на сумму в 63 миллиона долларов, которые были посланы сразу после обмена пленных, потому что из-за недостатка лекарств на Кубе ежедневно погибают дети и взрослые. Я не хочу говорить о принудительной работе, которую коммунисты называют «добровольной». Я не хочу говорить о том, что сегодня никто не имеет права на выбор работы. Правительство определяет водой место работы, зарплату и рабочее время. Вместо того, чтобы обеспечить рабочему его права, коммунистические профсоюзы их отняли. Я не хочу говорить о введенной ими воинской повинности. Самое скверное в ней, что это не военная служба; правильней было бы е е назвать сельскохозяйственной принудительной работой, так как военнослужащих посылают на самые разнообразные сельскохозяйственные работы, за которые они получают оплату в размере семи долларов в месяц. Я хочу рассказать о терроре и ужасе, которые царят в моей стране. Дети, предающие своих отцов и друзей, «комитеты защиты», — в них входят представители из каждого квартала, которые ведут наблюдение за всеми входящими и выходящими и сообщают палачам из Г-2. Я хочу рассказать об ужасе, охватывающем лкЭдей, когда твари из Г-2 стучат в дверь в любой час дня и ночи. Я также хочу рассказать о положении церкви в моей стране. Коммунистическое правительство не пыталось уничтожить религию на Кубе из боязни, что это могло бы повредить ее пропаганде за границей. Тем не менее школы при монашеских орденах закрыты и много священников и монашек высланы из страны. Нет закона против посещения церкви, но все, посещающие ее, считаются противниками режима. Я также хочу рассказать о политических заключенных, единственное преступление которых состояло в том, что они были несогласны с коммунистическим режимом. Некоторые утверждают с уверенностью, что в кубинских тюрьмах содержатся более 100.000 политических заключенных. Большинству населения, конечно, неизвестно их точное количество, так как правительство эту цифру держит в секрете. Я узнала из докладов членов правительства, которые вели тюремные дела, что количество политических заключенных приблизительно равно 75.000 человек. Невозможно себе представить, в каких условиях находятся эти люди и какому нечеловеческому обращению они подвергаются. Я утверждаю, что с политическими заключенными на Кубе обращаются не как с человеческими существами. Как я уже говорила, у меня много друзей, близко стоящих к высокопоставленным личностям коммунистического режима. От них я узнала, что руководство коммунистической подрывной деятельности в странах Латинской Америки находится на Кубе. Мне известно, что из стран Латинской Америки одни люди прибывали на Кубу с фальшивыми документами, другие совершенно легально, третьи на тайно курсирующих судах. Их обучают партизанскому делу и агитации и потом засылают обратно в их страны. Мне известно о самолетах, доставляющих людей и оружие на тайные аэродромы в странах Латинской Америки. Это делается при помощи судов и рыбачьих лодок. Один мой друг, близко стоящий к правительству, имя которого я не могу назвать, рассказал мне, что в службе государственной безопасно11 сти существует важный отдел, занимающийся подготовкой и руководством шпионской и партизанской деятельностью в странах Латинской Америки. Этот отдел занимается подделкой документов, готовит людей для ведения шпионажа и подрывной деятельности и обучает кубинских дипломатов для службы в странах, якобы дружески настроенных к Кубе. Кубинская дипломатическая курьерская служба входит в этот отдел. В ее задачи входит передача инструкций коммунистическим агентам, а также доставка оружия и пропагандного материала в дружеские страны для распространения там, также как и в другие страны, не поддерживающие отношения с кубинским правительством. Я также узнала, что кубинские посольства в странах Латинской Америки являются центрами шпионажа и подрывной деятельности. Отдел государственной безопасности, проводящий вышеуказанные задачи, именуется генеральным директориатом разведки, ее начальник майор Мануэль Пинейро Лосада. Его зовут также «Барба роха» (что значит «Рыжая борода»). Те, кто живет на континенте, не представляют себе, что вся Куба — это гигантская тюрьма, окруженная водой. Они не знают о мученическом пути, навязанном кубинцам международным коммунизмом при помощи предателей своего народа, предателей, которые отдали ее для эксплуатации русским империалистам. Я и весь кубинский народ хотим, чтобы организация американских государств на следующей сессии постановила бы провести решительную акцию против реакционного диктаторского правительства, как она сделала это против диктаторского правительства Трухильо. Я знаю, что большинство латиноамериканцев считают, что народы имеют право устанавливать свою форму правления. Я знаю, что это право на самоопределение выражается общенародным голосованием. Фидель обещал провести выборы в течение 18 месяцев после революции. Чтобы их избежать, он потом созвал массовый митинг, на котором толпа кричала, что она не желает выборов. История Латинской Америки знает много диктаторов, проводивших массовые митинги, на которых толпа на все, что ни предлагал бы диктатор, в ответ кричала «да». Я знаю, что на Кубе есть группы, настроенные против режима и упорно ожидающие скорой и действенной помощи. Мы знаем, что эти группы своими силами сегодня не в состоянии свергнуть коммунистический режим, поддерживаемый тысячами русских солдат, и мы надеемся, что это воззвание будет услышано братскими американскими народами и что таким образом мы на Кубе сможем избежать повторения событий, разыгравшихся в Венгрии в 1956 году. Я очень хотела бы остаться на родине, чтобы и дальше помогать той подпольной борьбе, которая ведется моим народом против властвующей на Кубе тирании. Но мое положение настолько ухудшилось в последние месяцы, что мне пришлось покинуть страну. Я надеюсь, что мексиканское правительство примет меня, как политического беженца, до того времени, пока я не смогу вернуться на мою свободную родину Кубу.
Стр.11
13 ПОСЕ В 11 сентября 1964 г., № 35 (954) ВАШИ ПОСЫЛКИ-ПОДАРКИ кратчайшим путем в Россию Ж В Алжире расстрелян Мохаммед Шабани, бывший начальник четвертого военного округа, приговоренный к смертной казни за «контрреволюционные действия» (организовал вооруженное выступление против режима Бен Беллы). А Правительство ГДР изъявило готовность предоставить свободу выезда всем лицам пенсионного возраста. Таким образом, все нетрудоспособные старики, имеющие право на получение государственных пенсий, могут свободно выехать в Западную Германию. ж На 1 сентября число безработных в ФРГ и Западном Берлине достигло минимума в 102.835 человек, что составляет 0,5<>/о всех трудящихся по найму. С другой стороны, число незанятых рабочих мест достигло 680.920. • Комиссия наблюдателей ООН отозвана из Йемена. Генеральный секретарь ООН У Тан заявил, что нет никаких перспектив на урегулирование конфликта между ОАР и Саудовской Аравией, а особенно на вывод египетских войск из Йемена. • Новый генеральный секретарь Итальянской компартии Луиджи Лонго выступил в печати против полемики, осуждений и исключений тех или иных партий в коммунистическом движении. Он сослался на опыт осуждения Тито, оказавшегося ошибочным. А Тысячи кипрских турок демонстрировали в Никозии против экономической блокады со стороны правительства Макариоса в отношении турецкого населения Кипра. • Генерал Нгуен Кхань вновь перенял обязанности премьер-министра Южного Вьетнама. Jk. По данным из официальных кругов Сайгона, в настоящее время в Южном Вьетнаме находится на службе 18000 американских военнослужащих. А Выступая на митинге рабочих, президент Бен Белла заявил, что число политических заключенных в Алжире «не достигает тысячи». • Новые группы индонезийских парашютистов сброшены на территорию Малайи. Федеральное правительство Малайзии обратилось с жалобой в Совет Безопасности ООН. JL. Греческое правительство обратилось с предупреждением к Макариосу, президенту Кипра, призывая его воздержаться от рискованных акций, могущих чрезмерно обострить обстановку кипрского конфликта. А Брат убитого президента США, американский министр юстиции Роберт Кеннеди ушел в отставку. Он выдвинул свою кандидатуру на выборы сенатора от штата Нью-Йорк. А В Пекине предпринято издание «Сочинений Хрущева». Вышел первый том, содержащий 98 речей, писем, статей и заявлений Хрущева за 1932-1941 годы. • Несколько тонн винтовок и автоматов прибыло в Танганьику из КНР. Ожидаются новые партии оружия, а также китайские военные инструкторы. • Председатель объединения профсоюзов США Джордж Мини призвал всех членов профсоюзов голосовать за Джонсона на президентских выборах. А Руководство Итальянской компартии объявило о своем намерении опубликовать меморандум Тольятти, с которым он направился в СССР и в котором он подверг резкой критике позицию Москвы в руководстве коммунистическим движением. А В Занзибаре выпущено на свободу 112 политических заключенных, арестованных во время захвата власти левыми в январе этого года. А Греческое и турецкое правительства обратились в Совет Безопасности ООН с жалобами друг на друга. Греция обвиняет Турцию в притеснениях и высылке греков, проживающих на турецПОЧТОВЫЙ ЯЩИК «СОЧУВСТВУЮЩИМ». кой территории. Турция обвиняет Грецию в тайной посылке на Кипр 10.000 солдат и вооружения. А В Александрии открылось совещание глав арабских государств, посвященное, главным образом, проблемам взаимоотношений с Израилем. • В Аддис-Абебе открылась чрезвычайная сессия совета министров Организации африканского единства, посвященная вопросу о Конго. Конголезское правительство представлено премьерминистром и министром иностранных дел Моизом Чомбе. А В штате Сан-Паулу в Бразилии захвачено 15 партизан, а также склад оружия, принадлежащий лево-экстремистской подпольной организации. • Югославский президент Тито встретился' с Георгиу-Деж, председателем государственного совета Румынии, на румыно-югославской границе. Поводом к встрече послужило открытие строительных работ по сооружению гидроэлектростанции у Железных ворот на Дунае. • Новые наводнения в Индии лишили крова 6 миллионов жителей и повредили урожаи в общей оценке на сумму в 40 млн. долларов. • Конголезские повстанцы провозгласили «Народную республику Конго» с правительством в городе Стэнливиль, возглавляемым Кристофом Гбенье, бывшим министром внутренних дел в кабинете Лумумбы. • Премьер-министр Южной Родезии Смит прибыл в Лондон для переговоров с английским правительством, которое решительно противится провозглашению независимости Южной Родезии при сохранении расового неравенства. А В Женеве имели место итальянскоавстрийские переговоры о Южном Тироле, по окончании которых главы делегаций, министры иностранных дел Сарагат и Крейский, выразили удовлетворение достигнутым прогрессом. ж Прибывшие в Париж три лаосских принца Суванна Фума, Суфанувонг и Бун Ум до сих пор не смогли приступить к переговорам из-за отказа Суфанувонта дать предварительное согласие на отвод прокоммунистических войск с захваченных ими позиций. ж Произошли расовые столкновения в Сингапуре между малайцами и китайцами, которые сильно осложнили внутреннее положение в Малайзии. • Уругвай порвал дипломатические отношения с Кубой. Теперь из всех латиноамериканских стран только Мексика сохраняет связь с Гаваной. ж Йеменские королевские войска атаковали порт Маиди, где находились вооруженные силы республиканцев и египтян, которые потеряли 240 человек убитыми. В книгу «Листья древа» (...«И листья древа для исцеления народов», Откров.) включены избранные труды Архиепископа Иоанна Санфранцисского, написанные им в Европе, в тридцатые годы и в начале сороковых годов. Книга составляет 1-й том Собрания религиозно-литературных трудов Архиепископа Иоанна. Все вошедшие в книгу произведения издавались неоднократно и выходили в переводах на языках: английском, немецком, сербском и японском. Книгу можно приобрести со склада автора: 2040 Anza Street, San Francisco, California, 94118. Цена 4 долл. Для Германии и других европейских стран цена 9,60 нем. марок. Заказывать в издательстве «П осев » КНИГА «ЛИСТЬЯ ДРЕВА» ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕДЕНИЯ АРХИЕПИСКОПА ИОАННА Санфранцисского (Шаховского) Мы располагаем богатым ассортиментом товаров. Выпишите наши прейскуранты и убедитесь сами. Мы предлагаем Вам, среди прочего, наилучшее, что производит английская и шотландская текстильная и кожевенная индустрия. Ваши родные ничего не должны платить при получении пакетов. Мы берем на себя так же, как и раньше быструю и надежную доставку составленных Вами самими посылок. TAZA B Paket-Versand-Dienst G.m.b.H. Internationales Versandhaus FRANKFURT/Main, TaunusstraCe 52/60 „Industriehaus" (Am Hauptbahnhof) Telefon: 33 54 47 IJ^III ни iht Mt материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Drucfc PoMov-VertaQ, V. Gorachok KG., Frankfurt em Main можно только с разрешения издательства. Остальные
Стр.12