Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Посев

Посев №33 1964 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138499
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1964 .— №33 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138499 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

П о предварительной оценке можно предполагать, что семь-восемь партий последуют п р и меру китайских коммунистов. <...> Вряд ли новые хозяева сумеют доста точно укрепить свои позиции к моменту, когда надо будет прини мать окончательное решение. <...> Это создает реальные предпосылки д л я раскола итальянской компартии. <...> Румынская компартия у ж е , оче видно, определила свою позицию. <...> Во всяком случае, некоторые от ветственные румынские коммуни сты сделали заявления, что р у мынская компартия примет уча стие в московской встрече только при условии, что все приглашен ные примут приглашения. <...> П о с к о л ь ку китайские коммунисты пригла шение у ж е отвергли, то... <...> Кроме того, интересно отметить, что во время празднования двад цатилетия «восстановления ру мынской национальной независи мости», в присутствии Микояна Георгиу-Деж защищал политику развития торговых взаимоотноше ний Румынии с капиталистически ми государствами, игнорируя п р и зывы к «единству», на которые не скупился высокий гость в своем выступлении. <...> И если в политической области румынская компартия в е дет себя осторожно, л а в и р у я м е ж ду К П С С и К П К , то в экономиче ской области дело идет к разрыву. <...> Передачи из Пекина г л у шат и китайские коммунисты стали прибегать к методу перемещения волны. <...> Ч а стично — это партийцы, стоящие на догматических позициях, тоску ющие « п о сталинскому порядку», частично — это партийцы, избира ющие такой путь борьбы за власть. <...> Нет пока оснований говорить о з н а чительности этого явления в рам ках всей К П С С , но следует внима тельно отнестись к сообщению н а шего корреспондента из Москвы, который пишет в этом номере « П о сева» о возможностях зарожде ния прокитайской фракции в гру зинской компартии. <...> В коммунистических партиях всего мира конфликт К П С С - К П К отражается, прежде всего, в стрем лении китайских коммунистов соз дать «китайские ф р а к ц и и » . <...> С н а и большим успехом К П К действует в А з <...>
Посев_№33_1964.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№33_1964.pdf
Не в Силе Бог, а в Правде! Александр 110М11Ш11ШШП111М111ШШ11И1111ШШ11М11НиИ111Н11М11Ш1Ш111Н11НП111М Невский ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЫЙ за рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 31 9265 iiiiiiiiiiiiiiiiijiiiiiiiiiiiiiiriiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiti»iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitiiiaiiiaiiiiiiiiiiiii]iiiiiiriitiiiriiiiiifiiiiiiiteitiii«iiitiiiitijtii
Стр.1
2 ПОСЕ В 28 августа 1964 г., № 33 (952) „Билет комсомольский, а душа Божья" письмо ВЕРУЮЩЕЙ школьницы В «КОМСОМОЛЬСКУЮ ПРАВДУ» В прошлом номере «Посева» было помещено письмо верующих — баптистов, в котором рассказывалось, как власть, преследуя веру и верующих, не останавливается даже перед такими преступлениями, как пытки и убийство. Особенно сильное впечатление производил тон письма, полный достоинства и спокойствия, свидетельствующий о большой внутренней силе и бесстрашии его авторов. Того, кто читал это письмо и знает о преследованиях, которым подвергаются верующие, не может не поразить письмо 16-летней ученицы Нины К. из Челябинска в «Комсомольскую правду» (опубликовано в номере от 23 июля с. г.). В письме этом, несмотря на то, что оно опубликовано газетой не полностью и, — это явно чувствуется, — местами сильно «отредактировано», сквозит та же сила. Мы приведем центральную, наиболее, по нашему мнению, важную и наименее «отредактированную» часть письма. Нина К. пишет: «Я комсомолка. Мне 16 лет. Учусь в десятом классе. Обыкновенная девчонка и... необыкновенная. Я сектантка. Да! Баптистка! Странно? Не знаю, почему я выбрала «Комсомольскую правду». Откровенно говоря, я не считаю себя комсомолкой. Билет у меня комсомольский, верно. А душа? Душа-то Божья. Не нужны мне далекие города и стройки! Не нужны! Зачем мне неоткрытые земли, зачем непроходимая тайга и высокие горы? Ну, скажите, зачем? Мне нужен лишь небольшой домик на окраине города. Вы скажете: «Как мало ей надо...» Но я не родилась сектанткой. Я ею стала! Стала! Как? Был отец, почти всегда пьяный, больная, вечно озабоченная мать и малыши, их бесконечный крик... А за этим спрятанным от людей мирком был другой мир — большой и чужой. Ровесники — девчонки и мальчишки — беспечные, веселые, модно одетые, они смотрели на меня — кто с презрением, кто с жалостью; под их взглядами я становилась ниже ростом. У меня не было среди них друзей и подруг. И вот этот дом. Люди, встретившие меня лаской, теплом и заботой. Я не замечала духоты в комнате, не замечала тусклых свечей, не замечала черных штор на окнах — сквозь мрак, освещаемый тусклым мерцанием свечей, пыталась рассмотреть людей... Люди в черном. Сектанты. Мракобесы. Но у них (а сейчас и у меня) большая и светлая вера, вера в Бога. Он возьмет нас под свою защиту. И пусть проходят мимо, не здороваясь при встрече, знакомые комсомольцы, пусть смотрят с презрением и бросают вслед хлесткое и жгучее , как пощечина, слово «баптистка». Пусть! Не нужны они мне! Им смешно! Смешно, что я верю. Но я была великой грешницей и... не знала этого. Наш проповедник помог понять мне мои заблуждения: «Не обольщайтесь земными благами, — говорил он, — помните о вечной жизни после смерти. Сделайте первый шаг на пути к Всевышнему, и Господь осенит вас своим вниманием. Не посещайте собраний, не ходите в кино, не читайте газет и не слушайте радио — это пропаганда дьявола». «Комсомольская правда», приведя это письмо, призывает читателей «помочь Нине разобратьсы в ее заблуждениях» и утверждает, что Нина еще не окончательно выбрала свою дорогу в жизни, и доказательством этого служит сам факт письма в редакцию, который якобы свидетельствует о колебаниях девушки. Так ли это? Колебание ли в вере заставляет тысячи верующих писать в коммунистические газеты? А что их тысячи, это вне всякого сомнения. На одиночные письма центральная печать не стала бы реагировать — она реагирует на явления. Подлинно верующие пишут в газеты не потому, что колеблются в своей вере. Пишут они, чтобы оповестить власть о своем разрыве с ней. Пишут, чтобы вызвать дискуссию по вопросам веры. Пишут для того, чтобы голос верующих звучал даже со страниц коммунистических газет, пусть в даже искаженном виде, но звучал. И голос Нины К. звучит с достаточной убедительностью: «Раньше я читала, что люди выдумали Бога... — пишет она. — Зачем Его выдумывать? Он есть». ДЕЛЕГАЦИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЯПОНИИ В МОСКВЕ В нашей стране в течение двух недель, с 29 июня по 15 июля с. г., находилась по приглашению Ц К КПСС делегация Социалистической партии Японии во главе с генеральным секретарем партии Т. Нарита. Делегация японских социалистов встречалась и вела переговоры с делегацией КПСС (в которую входили Микоян, Суслов, Гришин, Пономарев, Федосеев, А. Жуков, Шевягин и Е. Жуков). В совместном заявлении обеих делегаций (см. «Правду» от 16 июля) отмечается, что обсуждение актуальных вопросов международного положения и дальнейшего развития советско-японских отношений показало, что, несмотря на различия взглядов в области идеологии, позиции обеих партий по ряду вопросов в основном совпадают. В частности, в совместном заявлении говорится: КПСС и СПЯ считают, что «восстановление законных прав Китайской Народной Республики в ООН и ее участие в решении международных проблем необходимо для дальнейшей нормализации международных отношений и что только КНР может представлять Китай. Делегация СПЯ заявила, что перед Японией стоит еще насущная задача нормализации межгосударственных отношений между Японией и КНР. Это мнение разделяется делегацией КПСС». В числе вопросов, по которым договоренность не была достигнута, был вопрос территориальный — о возврате Сонистических партий ответить в это же время проведением контрсовещания тех компартий, которые не согласны с позициями руководства КПСС. Предложение это не лишено острой тактической силы и может сильно спутать карты руководителей КПСС. Не попало в советские газеты еще одно сообщение. Посол Румынии в Венгрии Розиану сделал на одном из собраний заявление, что руководство румынской КП возможно не будет участвовать в созываемом в декабре подготовительном совещании представителей 26 стран, которое может привести только к расколу. Посол Розиану добавил, что лучше было бы, если бы Хрущев и Мао Цзэ-дун вдвоем где-нибудь встретились и договорились... ветским Союзом Японии южной группы Курильских островов. Об этом совместное заявление сообщает так: «В ходе переговоров делегация СПЯ откровенно изложила свою точку зрения по территориальному вопросу. Делегация КПСС дала разъяснения по этому вопросу в духе ранее сделанных заявлений Советского правительства. Обе стороны выразили уверенность, что в будущем в процессе развития мирного сосуществования, в процессе развития дружественных, добрососедских отношений между Японией и Советским Союзом во всех областях, должны быть созданы условия, которые обеспечат возможность дальнейшего сближения обеих стран, возможность заключения мирного договора». В заключительной части констатируется: «В беседах было признано, что, несмотря на наличие идеологических расхождений между коммунистами и социалистами, сотрудничество между ними в области борьбы за мир, демократию и социальный прогресс возможно и необходимо». Как известно, социалистическая партия Японии в спектре социалистических партий мира занимает одно из самых левых мест. Поэтому найти ей «общий язык» с руководством КПСС легче, чем, например, руководству КПСС с руководителями... японской компартии. З А НЕДЕЛЮ Щ) Смерть Тольятти в Крыму. Первые страницы всех ценггральньгх газет от 22 'августа были заполнены сообщениями о смерти П. Тольятти. По сообщению ТАСС от 21 августа, Тольятти скончался 21 августа в Артеке. Смерть Тольятти, видимо, очень пораЕще один шаг к разрыву Призыв ЦК КПСС о проведении международного совещания компартий мира Ц К КПСС направил 30 июля всем компартиям мира письмо по вопросу о проведении международного совещания коммунистических и рабочих партий. В этом письме, как сообщила «Правда» от 20 августа, Ц К КПСС внес два предложения: первое — о созыве совещания в середине 1965 года, второе — о подготовке этого совещания комиссией, состоящей из представителей 26 партий, .«чья коллективная работа содействовала успеху совещания 1960 года». Эта комиссия должна заседать в Москве, начиная с 15 декабря. Сейчас «Правда» стала помещать отклики руководства тех партий, которые согласились на участие в совещании и в подготовке к нему. «Правда», однако, умалчивает о тех «откликах», в которых согласия на участие в совещании нет вовсе или оно оговаривается какими-либо условиями. «Правда» от 10 августа вынуждена признать: «В результате обсуждения этого вопроса довольно четко выявилось две позиции. Абсолютное большинство компартий высказалось за необходимость проведения нового международного совещания в недалеком будущем. КПСС разделяет эту точку зрения. Другую позицию заняли в последнее время руководители компартии Китая: по их мнению, совещание следует созвать не ранее, чем через 4-5 лет, а еще лучше не созывать...» О том, насколько степень расхождения между руководством КПСС и КПК зашла глубоко, говорят лишенные всякого оптимизма слова в передовой: «Марксисты-ленинцы не могут закрывать глаза и на то, что за истекшие 4 года в их рядах выявились глубокие разногласия, которые не только не утрачивают свою остроту, но и становятся все более серьезными. К настоящему времени эти расхождения уже переросли в открытый конфликт, который, если его не ликвидировать совместными усилиями, может привести к расколу коммунистического движения». Как бы в ответ на эти слова, пекинские газеты поместили 20 августа предложение компартии Новой Зеландии, сводящееся к тому, чтобы на созыв в Москве в 1965 году Совещания коммузила руковдство КПСС. И не только Потому, что Тольятти был основателем и выдающимся организатором коммунистичеоксиго движения в Италии и искусным тактиком, стремившимся парламентарным путем привести К П Италии к власти, но и потому, что теперь могут произойти большие осложнения в итальянской компартии. Об этом парижская газета «Комба», в предвидении большого кризиса в итальянской компартии, пишет следующее: «|Когда умер Морис Торез, советские коммунисты потеряли безоговорочного сторонника. Но смерть вождя компартии Франции не нарушила равновесия сил в среде ориентирующихся на КПСС французских коммунистов. Иначе обстоит дело в Италии. В Италии не видно, чтобы на место Тольяггти выдвинул¬ ся человек, способный оказывать одерживающее влияние на враждующие стремления и группы... Со смертью Тольятти ослабевает то направление в коммунистическом движении Италии, которое можно было обозначить, как собственно итальянское. И вполне возможно, что это ослабление пойдет на пользу (китайским коммунистам больше, чем группе Хрущева». ф Возвращение Хрущева из Крыма. Отбытие его в Чехословакию. Хрущев, прибывший 21 августа в Крым в связи с болезнью и смертью Тольятти, вернулся вновь в Москву 24 августа. 27 августа он отправился в Чехословакию во главе делегации КПСС, как это было заранее намечено. %) Поездка Микояна в Бухарест. По случаю 20-летия «освобождения Румынии от фашистского ига», как сказано в приветствии Хрущева и Микояна руководителям румынской компартии и правительству, в Бухарест выехал А. Микоян для участия в празднованиях. Празднование началось с доклада первого секретаря румынской компартии и председателя Государственного Совета Румынии Г. Георгиу-Деж. Он отме|тил большой рост экономики нынешней Румынии. Однако Георгиу-Деж отнес его не за счет помощи или координации (румынской экономики с советской, а приписал это творчеаким усиршям румынского народа, стремящегося ищти в ногу с мировым техническим прогрессом. Коснувшись координации экономики Румынии с СЭВ, Георгиу-Деж подчеркнул, что Румыния, участвуя в деятельнсюта СЭВ... расширяет свои связи с другими государствами, независимо от их социального строя, на основе взаимной вытюды в соответствии с нуждами народного хозяйства и требованиями развития мировых экономических отношений». С речью на сессии Великого Национального собрания Румынии вьктуртил также и Микоян. Он, однако ни словам не упомянул о расхождениях,. наметившихся в отношениях советского и румынакопо руководства. Микоян сказал: «Мы с удовлетворением отмечаем, чгго между Советским Союзом и Румынской Народной Республикой установилось тесное сотрудничество на основе уважения суверенитета, (равноправия и .товарищеской взаимопомощи». <# Запуск трех спутников с помощью одной ракеты-носителя. В центральных газетах от 19 августа с. г. помещено сообщение ТАСС о запуске трех искусственных спутников Земли — «Космос-38», «Космос-39» и «Коюмос-40» с помощью (Окончание см. на 4-й стр.)
Стр.2
28 августа 1964 г., № 33 (952) ПОСЕ В ВЛАСТЬ В НЕРЕШИТЕЛЬНОСТИ «ДРУЖИННИКИ — ПРИДАТОК КГБ». «РАДИОСТАНЦИЯ «СВОБОДНАЯ РОССИЯ» ГЛУШИТСЯ НЕВЕРОЯТНО...» Дорогие друзья! З ы просили меня дать общую оценку положения. В меру своих сил выполняю ваш у просьбу. При этом я беру период: вторая половина 1963 года и первая половина 1964 года. Я не привожу отдельных событий и фактов, о которых уж е сообщал вам или о которых вам должно быть известно из других источников. Шлю сердечный привет. П. О. ЗАЖИМ Самое главное — зажим во всех областях. Одновременно — сильное увеличение трудностей буквально во всех областях жизни. Трудности с едой, квартирами. Очень резко сокращается число распределяемых квартир. Почти нет новых строек. В апреле появилось воззвание: «Стройтесь сами». Распределение большого числа квартир в течение последних зимних месяцев, громкие слова по этому поводу предназначены для того, чтобы усыпить народ обещаниями, прикрыть крах жилстроительства, убедить народ, что скоро снова будут квартиры. С одеждой и ширпотребом стало немного лучше. Зажим особенно стал заметен после «идеологического пленума» 1963 г. и «мартовских встреч». Необходимо отметить большую работу КГБ и «дружин», увеличение роли последних. Очень важно, что «дружины» всё больше и больше становятся «полем битвы» между КГБ и милицией. Каждая из этих организаций пытается овладеть «дружинами», делать свою работу, поднять свой «престиж». Дела Пеньковского, Баргхорна — явные успехи КГБ. Дело «мосгаз» (убийца с топором в Москве) — успех милиции, настолько раздутый, что появляется мысль: не «создала» ли милиция сама это «дело», чтобы показать, «на что она способна». К милиции, между прочим, относятся хорошо, зато к дружинникам, превращающимся в придаток КГБ, ненависть растет всё больше и больше. Заметно усиление борьбы против «тунеядцев» и Церкви. Начат «антианекдотный поход». Людей часто высылают из города за анекдоты. Замолкло «армянское радио». Наряду с этим зажимом — явное стремление демонстрировать расширение опоры власти. ЦК обращается с призывами к активному слою населения по всем вопросам — будь то сельское хозяйство, химизация, китайский вопрос. Пленумы всё более и более расширяются за счет «актива» — партийного и беспартийного, непосредственно заинтересованного по роду своей работы в данных вопросах. Особенно важно отметить факт общего голосования на последнем сельскохозяйственном пленуме. Обращаю внимание на крах идеи «трудового паспорта». «Идея» столь же быстро исчезла со страниц печати, как и появилась. Особенно важно отметить нерешительность Хрущева по этому вопросу, что видно и из прессы. ВЛАСТЬ Общее впечатление, общая характеристика — нерешительность. Проявляется она абсолютно во всем. Нерешительность в китайском вопросе, нерешительность во всех внутренних вопросах, в частности о приоритете одной отрасли промышленности над другой. Та БУДУЩЕЕ Открытая война с китайцами невозможна. Решения китайского вопроса пока нет и не видно. Но полный разрыв должен рано или поздно произойти. Китайская пропаганда в Средней Азии ведется. Вероятно, с целью привлечения мусульман-националистов. Мусульманское население Синьцзяна ни китайцев, ни русских не любит, но мы ему все же ближе, чем китайцы. Надо отметить совершенно особое положение в Грузии. На вокзале в Тбилиси железнодорожники говорят «поезд в Советский Союз идет в таком-то часу». Национализм и сопротивление развенчанию Сталина связаны, прежде всего, с материальным положением Грузии при Сталине. Теперешняя «московская власть» для грузин — синоним ухудшения жизни. Сталин тут скорее символ. Скрытая прокитайская фракция в грузинской компартии может возникнуть совершенно логично. Это будет не удивительно. Власти необходимо поднять престиж, подорванный, в частности, закупками хлеба за границей. Как его поднять? Очень вероятна «внешняя» военная авантюра вроде коммунизации одной из арабских, африканских или южно-американских стран. Такая авантюра, похоже, становится органически необходимой. Никаких перспектив на улучшение в сельском хозяйстве нет. Полагаю, что следующая зима будет столь же трудной, как и минувшая. В промышленности останется без изменений. Однако, химизация требует средств, которых нет и которые, следовательно, надо снимать с другого бюджета — строительного. Химизация повлечет за собою снижение строительства и выходом из положения не является. КГБ будет пытаться взять снова контроль в свои руки, но это будет зависеть от его союзников в ЦК (Шелепин). Подгорный и Брежнев дополняют трио Хрущев — Микоян — Косыгин. Положение шаткое и неизвестно, не идут ли они пока руЛещенко и жилплощадь Москва . Распределение новых квартир связано с разгулом взяточничества. Причем взятки берутся не обязательно в деньгах, но и в виде других «портативных ценностей», например, в виде заграничных граммофонных пластинок. (Г Говорят, что обладатель пластинок с песенками покойного Лещенко (эмигрантский эстрадный певец) вполне может рассчитывать на получение приличной жилплощади. (Соб. инф.) РАДИОПЕРЕДАЧИ НТС В Европейской России: 12-17 и 18-23 час. моск. вр. на волнах 26 и 46,9 м (11,5$ и 6,40 мгц); в 01.J0-01.4S и 16.30-16.45 час. моск. вр. на волне 31.12 м (9.64 мгц). В Азиатской России: 01.10-01.30 час. Хабаровск, вр. (соответствует 18.10-18.30 моск. вр.) на волнах 13. 19, 25, 31. 41 м; 08.30-08.45 час. и 23.30-23.45 час на 31,12 м (9,64 мгц). Уходя от глушения, радиостанция несколько меняет длину волны. Пишите нам по адресу: Postbus 902, Rotterdam, Nederland. же нерешительность в сельском хозяйстве: пленум, после него собрание президиума, затем новая «инициатива» директоров, затем все наоборот — записка Хрущева, призывающая к усилению контроля. Нерешительность в космосе (по слухам, меняют программы: то лунная, то еще какая-то). Нерешительность в идеологических вопросах, где сейчас можно наблюдать все, что угодно, и даже странный либерализм — появление картин «Тишина», «Живые и мертвые», записок генерала Горбатова в «Новом мире» и т. д. Создается впечатление, что власть судорожно мечется в поисках какого-нибудь выхода из положения. ка об руку, чтобы, по историческим образцам, избавиться сначала от общих противников, а потом изничтожить друг друга. Очень возможна резкая перемена позиции одного из «наследников». Подводя итог: пусть Хрущев держится как можно дольше. За ним — полная неизвестность (что является одной из причин пассивности народа — страх перед неизвестностью). НАСТРОЕНИЯ НАРОДА Люди хотят жить лучше и без «историй». Власть будут терпеть до тех пор, пока будет продолжаться нынешнее «неустойчивое равновесие». Самый чувствительный вопрос — материальное благополучие. От него зависит все, и примеры приводить нет необходимости. Второй вопрос — жить спокойно, без историй. Зажим привел отчасти к «пораженческому» настроению, к усилению страха перед возвратом сталинщины. Та же реакция на спор с китайцами: «не хотим никаких осложнений» (хотя следует отметить любопытную частность — появились люди, которые распространяют китайские листовки и брошюры). В народе усиливаются антиинтеллигентские настроения. «Паршивые интеллигенты» (вспомним «паршивые жиды») — они во всем виноваты; если что-то происходит, так это из-за них». Эти настроения необходимо серьезно учитывать, они могут привести к очень пагубным результатам, если не принять их в расчет. ОППОЗИЦИЯ Недовольство, можно сказать, общее, но массовая оппозиция никогда не достигает активной стадии и целенаправленности. Дальше анекдотов, карикатур на Хрущева, надписей нецензурнх и нелестных для него, массы не идут. Нередки проявления анархии среди молодежи, бунт против установившихся порядков. Типичный пример анархии — события в Новодевичьем на Пасху. Многие люди осведомлены о событиях в Новочеркасске и других выступлениях и беспорядках; но если об этом говорят, то только вполголоса. Заграничное радио слушают очень многие. В основном «Бибиси» и «Голос Америки». Главным образом из-за отсутствия глушения. Слушают также «Свободу», которая довольно известна. «Свободная Россия» глушится невероятно, трудно даже описать. Кроме того, последнее время стали выпускать приемники без двадцать шестой волны. Большинство людей выражает свое недовольство тем, что констатируют факты. Часть делает выводы. И только меньшинство ищет путей действия. Надо не забывать, что в массе с НТС знакомы еще слабо. Ходят слухи, но конкретно об этом знает небольшой процент. Правда, если учесть, что это уж совсем запретная тема, надо признать, что наблюдение на поверхности, только частично отражает истинное положение вещей. Во всяком случае, если брать период в несколько лет, ощущение развития несомненно. П. О—с кий Москва, июнь 1964 3 Фурцева и женщины-работницы Ленинград . По многим рассказам, очень непопулярна в народе Фурцева. Недавно правительство собиралось издать новый закон, по которому женщины должны были выходить на пенсию пятью годами позже, чем теперь. Фурцева ездила по заводам разговаривать со старыми работницами, организовывать среди них «энтузиазм» по поводу этого законопроекта. На одном ленинградском заводе ее окружили работницы и стали «крыть» последними словами. Говорили, что ей, Фурцевой, всё равно, когда выходить на пенсию, так как при ее работе лишние пять лет не играют роли. Про Фурцеву ходят неприличные анекдоты, главным образом на тему, что она — любовница Хрущева. (Соб. инф.) Армянские возвращенцы в Ереване Ереван . В Ереване и других местах Армении живет много армян, возвратившихся на родину из эмиграции, в частности, из Франции. В Ереване они нередко встречают иностранцев и рассказывают им о своей жизни. «Таких дураков, как мы» — по их словам — набралось, примерно, 7 тысяч человек. Францию вспоминают с тоской, и у всех мечта — вернуться туда. Учат детей французскому языку: «Если нам не суждено вернуться во Францию, то, может быть, это удастся нашим детям». (Соб. инф.) J
Стр.3
10 звериной ярости, Нюра оказываются куда человечнее, жертвеннее и чище сердцем, чем иные поборники подкрахмаленной, отутюженной морали, олицетворением которой едко и зло выписан работник горкома — Николай. У всех действующих лиц есть свои душевные ссадины и шершавость, но большинство из них живет в поисках и в надежде ощутить полноту и радость жизни. И не только для себя, но и для своего соседа, друга, товарища. И именно благодаря им ощущаешь что-то очень большое и ценное. Не надуманный «коммунистический гуманизм», а всем и каждому близкий и понятный, общечеловечный. Конечно, ни о каком социалистическом реализме всерьез здесь говорить не приходится, его нет и в помине. Живые, без какой-либо тенденции люди с Поволжья, со всеми их достоинствами и недостатками. И нет ничего удивительного, что за такими пьесами театры и зритель в буквальном смысле слова находятся в постоянной погоне. ПОСЕ В Но интересно отметить, что и будущие театроведы тем или иным путем отгораживаются от социалистического реализма. Из 42 докторских диссертаций в области искусства, защищенных за последние годы, лишь две написаны на современную тему, остальные обращены в прошлое. Нападок на пьесу Розова со стороны приверженцев социалистического реализма уже немало. Но есть все основания думать, что и зритель и театр не даст партийной критике оборвать и заглушить ро¬ зовскую волжскую песню о сложных и многогранных человеческих судьбах. И если в первую половину прошлого года пьеса того же автора «Перед ужином» по количеству спектаклей и театров, ее поставивших, была на первом месте (1753 спектакля в 74 театрах страны; для сравнения приведем «Голубую рапсодию» Погодина — 102 спектакля в 10 театрах), то «В день свадьбы», надо думать, ни в коем случае не уступит ей по успеху у зрителя и у самого театра. 28 августа 1964 г., № 33 (952) СРЕДИ КНИГ И ЖУРНАЛОВ Живая земля О РОМАНЕ МИХАИЛА СОЛОВЬЕВА «КОГДА БОГИ МОЛЧАТ» Писатель-эмигрант Михаил Соловьев закончил свой роман «Когда боги молчат»: не так давно в Нью-Йорке вышла вторая книга этого романа. Первая книга (о ней уже писали в «Посеве» •— см. статью В. Астемирова в номере от 28 июня 1963) охватывает период от гражданской до Второй мировой войны. Во второй книге — о войне, о судьбах человеческих и о судьбах самой России. Значительная часть Европейской РосОхота на зайца В седьмом номере журнала «Юность» за этот год помещено несколько стихотворений А. Вознесенского. Одно из них, наиболее, по нашему мнению, интересное, — «Охота на зайца» •— мы перепечатываем. Ре п Ю. Казакову Травят зайца. Несутся суки. Травля! Травля! И лай и гам И оранжевые кожухи Апельсинами по снегам! Травим зайца. Опохмелившись, Я, завгар, — оппонент милиции, Лица в валенках, в хроме лица, Брат Букашкина с пацаном — Газанем! «Газик», чудо индустриализации, Наворачивает цепя. Трали-вали! Мы травим зайца, Только, может, травим себя? Сапоги на мне и тужурка. Что же пляшет прицел мой, Юрка? Юрка, как ты сейчас в Гренландии? Юрка, в этом что-то неладное, Если в ужасе По снегам Скачет крови живой стакан. Страсть к убийству, как страсть к зачатию, Ослепленная и зловещая, Она нынче кричит: «Зайчатины!» Завтра взвоет о человечине... Он лежал посреди страны, Он лежал, трепыхаясь слева, Словно серое сердце леса, Тишины. Он лежал, синеву боков Он вздымал, он дышал пока еще, Как мучительный глаз моргающий, На печальной щеке снегов. Но внезапно, взметнувшись свечкой, Он возник, И над лесом, над черной речкой Резанул Человеческий Крик! Звук был пронзительным и чистым, как ультразвук Или как крик ребенка. Я знал, что зайцы стонут Но чтобы так?! Так кричат роженицы. Это была нота жизни. Так кричат перелески голые И немые досель кусты, Так нам смерть прорезает ролос Неизведанной чистоты. Той природе, молчально-чудной, — Роща, озеро ль, иль бревно — Им позволено слушать, чувствовать, Только голоса не дано. Так кричат в последний и в первый. Это жизнь, удаляясь, пела, Вылетая, как из силка, В небосклоны и облака. Мы окаменели. Это длилось мгновенье. Сапог бегущего завгара так и не коснулся земли. Четыре черные дробинки, не долетев, застыли в воздухе. И внезапно — Или это нам показалось? — Над горизонтальными мышцами бегуна, Над запекшимися шерстинками шеи, Блеснуло лицо. Глаза были раскосы и широко расставлены, Как на фресках Дионисия. Он взглянул на нас. Он взглянул изумленно и разгневанно, Он парил, Он парил, как бы слившись с криком, Он повис С искаженным и светлым ликом. Как у ангелов и певиц Длинноногий лесной архангел... Плыл туман золотой к лесам. «Охмуряет», — стрелявший схаркнул. И беззвучно плакал пацан. Возвращались в ночную пору. Ветер рожу драл, как наждак. Как багровые светофоры, Наши лица неслись во мрак. Из журнала «Юность» № 7 за 1964 г. сии заняли немцы с населением, численность которого превышала шестьдесят миллионов человек, но всю эту огромную территорию советская литература изображает в виде некоей пустыни (у Леонова в «Русском лесе», например), где совершают свои подвиги герои-партизаны и творят свои черные дела злодеипредатели. Только может быть Эренбург в воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» показал кусочек жизни подлинной, а не жизнь-фикцию, и живых людей, пусть мельком, мимоходом, но живых. В занятых немцами областях жили миллионы людей, страдали, падали духом, но и загорались, надеждой, умирали, но и рождались, читали партизанские листовки, но и газеты, разоблачающие большевизм, сидели в гестапо, но и ходили в театры; в городах голодали, а во многих сельских районах жили отлично, — одним словом, жили. И в романе Михаила Соловьева жизнь в занятых областях — во всем её многообразии, люди — во всей их многогранности. Его герою, Марку Сурову, когда партизанил он, а потом сидел в лагере военнопленных, да и первое время после освобождения, — казалось, что занятая немцами земля — пустыня: «Такое простое представление помогает воевать. Марку же оно помогало и в его возвращении к жизни. Он чувствовал себя в пустыне, потому, что живая земля была там, где свои». Но вот едет Марк Суров по занятой земле, спасенный теми, кого сам называл предателями. «Перед ним лежала земля, о которой он думал -— пустыня! — лежала несомненно живая, полная сил. В домах топятся печи, дым выходит из труб, тает в утренней прохладе. Мальцы в длинных отцовских пиджаках гонят коров. По улицам проходят немецкие солдаты. Девки от колодца несут на коромыслах воду, немцы к ним подстраиваются на ходу, лопочут что-то свое, а девки меж собой перемигиваются, перекрикиваются веселыми шутками и видно, что страха перед чужеземными кавалерами у них вовсе нет». Он был еще во власти старых понятий и предубеждений, и ему нужно было сделать над собой усилие, чтобы повнимательнее всмотреться жизнь: в русскую «Переночевали на лесной заимке, старый колхозный пчеловод накормил их хлебом и медом, и хлеб пах так же сильно, как мед. На другой день Маркова способность видеть расширилась, и он уже не только к зеленым мундирам приковывался взглядом, но и жизнь своих людей начинал лучше замечать. Тут мысль пришла — немец тут вовсе не самое важное. Немецкие войска, автомобили, танки, щеголевато одетые офицеры в высоких блестящих сапогах, немецкая речь — всё это постороннее, а за ним, за этим фасадом, живет совсем другое и это другое — русские люди, русская земля, небо русское, жизнь русская.» Крестьянин, дорвавшийся до земли, работал вовсю, хотя и знал, что часть урожая немец заберет, в городах рабочие восстанавливали предприятия, торговали базары, но тревога не оставляла людей: а что будет, когда отступят, уйдет немец, когда старое вернется — с колхозами, с НКВД? «В широком разгуле топила тогда деревня свою тревогу за будущее. Играли невиданно шумные и многолюдные свадьбы. Широко, разгульно справляли престольные праздники. Перегонялось зерно на самогонку, шли пиры, шумела оккупированная русская деревня, удивляя оккупантов своей живучестью, а над всем этим тучей стоял страх перед возвращением своих, и даже в разгар самого отчаянного веселья человек не мог отделаться от проклятого вопроса, что ему делать. Никто никому ответа на этот вопрос дать не мог, каждый искал его сам — одни в лес подавались, партизанить, другие телеги на новые оси ставили и поклажу готовили, чтобы ехать куда глаза глядят, ехать до окончания земли, лишь бы со своим вчерашним днем не встретиться, третьи колотились в страхе и намертво замыкались в себе, никому другому не открывались». И когда уходили немцы, одни оставались в страхе перед будущим, другие уходили в неизвестность всё дальше на запад. Михаил Соловьев сам прошел во время войны нелегкий путь русского антибольшевика, и потому он хорошо знает то, о чем пишет. В отличие от советских писателей, у котороых на одной стороне все белое, а на другой все черное, Михаил Соловьев показывает нам живого человека, и не все коммунисты у него злодеи, и не все антикоммунисты герои и идейные борцы. Среди его положительных героев несколько бывших коммунистов, и для них служение России в занятых немцами областях — цель куда более высокая, чем служение партии в прошлом. В стремлении к объективности писатель даже несколько преувеличивает положительную роль бывших коммунистов в занятых областях и, наоборот, чересчур строго относится к тем антикоммунистам, которые сводили счеты с властью и ее носителями. В водовороте событий, талантливо обрисованных писателем (хотя есть у него и художественные срывы), — подлинный героизм и подлинная любовь к России рядом с человеческой подлостью и услужением, с одной стороны преступному коммунистическому режиму, с другой стороны, такому же преступному гитлеровскому режиму. Гестапо в романе Михаила Соловьева — законный наследник НКВД: «На боковой улице стояло, скорее всего и поныне стоит, длинное двухэтажное здание казенного вида. Улица эта издавна стала безлюдной, редко какой прохожий по ней пройдет, и причина тому очень простая: до войны тут отделение НКВД помещалось, а при немцах гестапо расположилось». «В немецкие карательные органы, — пишет Михаил Соловьев, — начали проникать люди, специально подготовленные для предательства. Гестаповцы нуждались в русской помощи для истребления русских, и гаденыши, подготовленные где-нибудь под Москвой и переброшенные на Украину или в Белоруссию, легко втирались к ним в доверие. Они были для гестапо наводчиками. Хорошо обученные провокаторы, они достигали больших успехов в тайном погроме русского антикоммунизма. Гаденыши наводили, гестаповцы истребляли». Показав становление третьей силы в занятых немцами областях, ее трагедию и потери в схватке с гестапо и НКВД, Михаил Соловьев в конце романа показывает общую трагедию Освободительного движения, во главе которого стал генерал А. А. Власов. Страницы, ему посвященные, читаются с живым интересом, потому что писатель лично знал генерала и выступает не только как романист, но и свидетель описываемых событий. Трагедия генерала Власова, показанная Михаилом Соловьевым, была трагедией всего Освободительного движения, трагедией России в конечном счете: преступная политика Гитлера спасла преступный коммунистический режим, отбросила в неясное будущее дело освобождения России. И сейчас, через двадцать лет, читатель вместе с писателем и героями его остро переживает общую нашу трагедию. В. САМАРИН
Стр.10
28 августа 1964 г., № 33 (952) ИЗДАТЕЛЬСТВ О ПОСЕ В ИНОСТРАННЫЙ Адрес: Possev-Verlag, Sossenheim, Flurscheideweg IS. Тел. SI 92 85 623 FrankfurtyMaln - | | Почтов. ящик: 6 Frankfurt/Main, Postamt 1, | Postfach 2786. { relegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt/M. ! Postscheckkonto: Frankfurt/M. 33411, Bankkonto: Nassaulsche Sparkasse, Frankfurt/M. Nr. 11504. Если говорить о воле жителей Кипра, Издает еженедельник Лос е в», журнал ли- I тературы, искусства, науки и общественно- \ политической мысли «Грани » и художест- Ё «енную и общественно-политическую литера- | туру. = При издательстве — книжный магазин. .Poss e v", Post Office, Carrum, Victoria. Mr. A. Veremeeff, 8 Abingdon St., W-Gabba. Brisbane, Qld. АВСТРИЯ Wlen, Postamt 76, postfach 40. АНГЛИЯ A. Andrlenko, 95a Boundary Road, London N. W. > E. A. Baratacheveky, 23, Alder Grove, London N. W. г. АРГЕНТИНА N. Momot, Casilla de correo 2585, Buenos Aires. БЕЛЬГИЯ Bimitrl Jeruc, 27, rue Longue Hale, Bruxelles - 5. E. Drevlnsky, В. P. 259, Bruxelles. БРАЗИЛИЯ I. Alexandrow, Av. Lavandlska, 848. Indlanopolis, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado correo 4665, Caracas-Este. ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaurow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ D. Schewltscb, HerthaveJ 2. В, K6benhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ M. Kablrl, 33, rue Maaleh, Harofim, Ramatb - Gan, Israel. ИСПАНИЯ Don Miguel Jurenlnsky-Kolchln, Padllla, 55. Madrid. ИТАЛИЯ A. Konovets, Casella Postale 429. Roma, Centr e КАНАДА A. Romar, 1420, Bernard str. Outremont, Montreal. МАЛАЙЯ M. Tairow, 43, Stevens Road, Singapore. МАРОККО M. Koltovskoy, ВОРВЕГИЯ Fed or Tarakanow, Krusesgt. 5. B, Oslo. США Mr. A. P. Studentzoff, 340 Liberty ave. Brooklyn 7, N. Y . Mr. A. Tzvlkevlch, 2314 - 25th. Avenue, San Francisco, 16, California. Tel. S E 1 - 0339. "The Book House" 304 State Str., Bridgeport, Conn. Gregory Sbevtoff, Book Agency "Don", ТУРЦИЯ Mr. Nadir Bek, Aya Andreya Blnasl Mumnhane caddesl No. 10S Galata-Istanbul. ФРАНЦИЯ Society „Le Semis" B. P. 143, Paris XV. Tel. : BLOmet 02-0». N. Altoff с /о M-me Barge, 6, Place de la Croix-Rousse, Lyo n (Rhone). A. K. Lavroff, 2, rue de la Moselle, Nilvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ Leo Grossen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ Tldskriften „Poesev", Box 4054. Bodertalje 4. ЯПОНИЯ Mr. A. Bakulevsky, 4" Hodogaya-ku, Yokohama. - iva l - cho, Elnzelprels — DM 0,90 Ё \ 1 | С 1.1.1964 г. розничная цена на еженедель- | •нас «Посев» установлена: в Германии — 0,90 н. м., \ • США и Канаде — 0,30 ам. долл., во всех дру- \ па странах соответственно эквиваленту не- I иецкой марки. Ё Условия подлиски: | На еженедельник «Посев»: в Германии — на Ё 1 год — 41,60 н. м., на полгода — 20,80 н. ы., Ё ив три месяца — 10,40 н. м. Ё В США и Канаде — на 1 год — 15,00 ам. долл., | на полгода — 7,50 ам. долл., на три месяца — \ I, 75 ам. долл. на полгода — 22,10 н. м., на три месяца — = II, 03 н. м. Все другие страны: на 1 год — 44,20 н. м., \ % На журнал «Грани» на четыре номера: в Гер- \ мании — 21,00 н. м., в США и Канаде — 8,50 = ам. долл., во всех других странах — 22,00 н. м. | Тариф за объявления в еженедельнике «По- Ё сев»: целая страница — 1000 н. м., 3/4 стр. — | 735 н. м., 1/2 стр. — 550 н. м., 1/4 стр. — 300 н. м„ | 1/1 стр. — 160 н. м. Ё | \ i i I = Ё i 1675 Bryant Ave., Apt. 1 F , New Yor k H, = N. Y . = I I = Ё | | ! Ё | s 31, Bd. Mohamed Abdou, Casablanca. I | I I | I | i | | Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. I АВСТРАЛИЯ | I Ё § Ё = | I I { = | i D. p. BUenko, 48 Leamington Str., Oak i Lane, Heaton, Bradford I , Yorkshire I Ё | I ; I = I I I = ; I | { i | I Ё 1 то эта воля выражалась неоднократно, | ясно и недвусмысленно. Турки (100 ты¬ ; сяч человек) хотят раздела острова; их ! лозунг: «таксим» (по-турецки «раздел»). ! Греки добиваются присоединения Кипра I к Греции. Их лозунг «энозис» (по-гречес; ки «воссоединение»). Но есть и третьи, ; хотящие сохранения независимости Кип¬ : ра. Об этих-то третьих с их лозунгом ; независимости и будет речь в нашей \ статье, но сперва мы задержимся на пер¬ ; вых двух возможных решениях кипрской проблемы. Еще недавно казалось, что ни одно из них невыполнимо: греки не соглашались на «таксим», турки и слышать не хотели об «энозисе». Теперь обстановка меняется и меняется она после того, как архиепископ Макариос обратился за поддержкой к Хрущеву. Вчера Турция и Греция готовы были воевать друг с другом из-за Кипра; воинственные страсти не улеглись и по сей день, но к ним примешивается весьма трезвое рассуждение: а что, если в выигрыше останется третий радующийся? Что, если Кипр не достанется ни Греции, ни Турции, а превратится в средиземноморскую Кубу с советскими морскими и воздушными базами на нем? И вот мы видим, как Турция, а вслед за ней и Греция возвращают в состав НАТО изъятые было оттуда вооруженные силы, как между Афинами и Анкарой с помощью западных посредников налаживаются трудные, но интенсивные переговоры. Уже называются возможные компромиссные решения: остров отходит к Греции, но турки взамен получают один из островов Додеканеза, или получают право держать на Кипре военно-морские базы, или, наконец, между Грецией и Турцией происходит обмен населения: кипрские турки выезжают в Турцию, а в Грецию выезжают константинопольские греки. Во всех этих проектах, мы видим, в основу кладется «энозис»: каждая сторона сознает, что всякое другое решение, не соответствующее воле четырех пятых жителей острова, было бы нереальным, и история последних лет показала это с достаточной ясностью. Но теперь на пути к «энозису» стоит человек, который долгие годы возглавлял борьбу греков-киприотов за национальное самоопределение, то есть за «энозис». Какими соображениями руководствуется архиепископ Макариос, желая избежать «энозиса»? Западная печать рисует дело весьма упрощенно. В случае присоединения Кипра к Греции архиепископ автоматически теряет свой пост главы государства и превращается в провинциального политика в рясе, — одного из многих. Все сводится к личному честолюбию Макариоса. Вполне возможно, что мотивы честолюбия играют в поведении президента Кипра какую-то определенную и, притом, немаловажную роль. Но нельзя забывать еще одного: веками кипрские архиепископы, избиравшиеся всем народом, были не только духовными, но и светскими владыками, «этнархами». Эта роль архиепископов сложилась исторически, в процессе самообороны греков-киприотов от чужеземных и иноверных властителей: крестоносцев, венецианцев, турок, англичан. С присоединением Кипра к Греции эта роль теряет свое обоснование; «понижение» грозит не только Макариосу лично, но и всем его наследникам. К сказанному следует еще добавить, что сейчас, автокефальная еще с V-r o века, кипрская православная Церковь вполне самостоятельна. После «энезиса» с этой самостоятельностью будет покончено: в Греции Церковь не отделена от государства и находится в сильной зависимости от правительства; положение архиереев и священников можно сравнить с положением государственных чиновников. Только в чисто духовных делах они подчинены Синоду; по. административной линии их фактический начальник — министр исповеданий. Может ли желать кипрский архиепископ, — единственный православный арМИР И мы Проблема Кипра хиерей, у которого вместо посоха — царский скипетр, — для себя статус греческого чиновника, а для своей Церкви — низведение ее на уровень простой епархии? А если нет, — то где же ему искать союзников, если его же соотечественники спят и видят «энозис»? Таков вероятный ход рассуждений, натолкнувший архиепископа Макариоса на тяжелый грех. Даже к светским политикам приложимы определенные моральные мерки, и будь Макариос мирянин — все равно он подлежал бы осуждению за то, что открывает двери своей страны агрессорам похуже средневековых рыцарей и оттоманских турок. Тем тяжелее грех Макариоса, как православного архипастыря; интересы своей церковной иерархии он поставил выше учения Христа, учения, которому он, как архиерей, должен был бы следовать в первую очередь, отодвинув все остальные соображения на задний план. Архиепископ Макариос обратился за помощью к руководству КПСС, к злейшим врагам и гонителям христианства, к людям, лично ответственным за мученическую смерть неисчислимого количества верующих, к людям, поставившим своей целью искоренение веры и противопоставивших христианской морали бесчеловечную «классовую мораль», оправдывающую любое преступление. Хрущев «заступился» за Кипр только тогда, когда опасность вооруженного конфликта миновала; когда в воздухе пахло порохом, он мудро отмалчивался. Но и коммунистическая пропаганда и пространные заявления того же Макариоса сделали свое дело: не только кипрские коммунисты (их влияние распространяется теперь, примерно, на одну треть греческих киприотов), но и многие простые киприоты поддались на удочку и искренне верят, что «единственный друг Кипра — Россия». Почему руководство КПСС выступает за сохранение самостоятельности острова? Здесь ход рассуждений, разумеется, совершенно иной, чем у архиепископа Макариоса. «Энозис» означает переход Кипра из «нейтральной» сферы в сферу НАТО: полюбовное, хотя и трудное решение кипрской проблемы означало бы и примирение Греции и Турции, а пока Кипр независим, такого примирения быть не может; «гарантии», данные 16-го августа Хрущевым, могут в перспективе привести не только, к созданию на Кипре советских роенных баз, но и к установлению советского политического контроля, в конечном итоге, —- к превращению острова во вторую Кубу. Мировая война, развязанная из-за Кипра, естественно помешала бы достижению этих целей, и вообще, в данный момент Хрущев такой войны не хочет, не будучи уверенным в победе. Но не может бесконечно продолжаться и взаимное истребление греков и турок на Кипре. И архиепископ Макариос и поддерживающие его коммунисты рискуют тем, что события пойдут не так, как им хотелось бы. По мнению некоторых западных газет (напр., французская «Пари-жур» или американская «Уолрд Телеграф энд Сан») дни архиепископа Макариоса, как президента Кипра, сочтены. Уже называется его преемник: руководитель вооруженной борьбы в период борьбы киприотов за независимость, а теперь командующий «национальной гвардией» на острове генерал Гривас. Последний, в отличие от Макариоса, безусловный сторонник «энозиса». Но кто может сместить Макариоса с поста президента? Если не считать случая добровольной отставки, то в рамках законности досрочное смещение невозможно. Остается путь государственното переворота. Переворот могут произвести только воинские части «национальной гвардии» при поддержке и одобрении правительства. Есть ли у нас данные о том, что между Афинами и Никозией налицо глубокие расхождения, и что в Афинах подумывают об устранении Макариоса? Греческие газеты избегают касаться этой щекотливой темы: официально между Макариосом и правительством в Афинах по-прежнему царят мир и любовь. Однако уже раздается завуалированная критика архиепископа и более откровенная, — премьер-министра Папандреу. Так, консервативная афинская газета «Этникос Кирико» пишет: «Советский Союз всегда проводил внешнюю политику, преследующую исключительно свои эгоистические цели. Поэтому никто не может знать, куда приведет советское предложение Кипру военной помощи. Греции — в особенности •— необходимо действовать с сугубой осторожностью, потому что если советское вмешательство и отдалит временно опасность возникновения войны, то в будущем оно может привести к событиям, которые сейчас нельзя даже предвидеть». «Греческий премьер-министр Папандреу заявил, — пишет умеренная «Катимерини» -— что последние советские заявления содействуют замирению на Кипре. Но он, конечно, отдает себе отчет в том, что советское руководство действовало не только ради установления мира и даже не для того, чтобы завоевать симпатии греков и киприотов. Главная цель советской политики — мирными путями войти в Восточное Средиземноморье». Газета продолжает: «Может ли Папапдреу думать, что Советский Союз решится развязать мировую войну даже в случае открытия военных действий между Грецией и Турцией? Яснее ясного, что для того, чтобы предполагать такую возможность, надо быть политически весьма наивным. Советский Союз ни на что, кроме угроз, не решился, ни из-за Берлина, ни из-за Кубы, ни из-за Вьетнама». Мы видим, что пока критика прессы ограничивается намеками: пишется «Папандреу», подразумевается «Макариос». Но на то, что между Афинами и Никозией не все ладно и в плоскости правительственных взаимоотношений, указывает назначение Гриваса: генерал, убежденный сторонник «энозиса», разошелся с архиепископом и покинул Кипр после того, как Макариос, изменив своим первоначальным обещаниям, взял курс на государственную самостоятельность острова. Есть признаки того, что Макариос и его коммунистические советники (первым советником архиепископа является доктор Мисаридис, предводитель кипрского комитета «афро-азиатской солидарности») учли опасность переворота: об этом свидетельствует известное облегчение блокады турецких киприотов, произведенное по распоряжению Макариоса, и некоторое успокоение на острове. Судя по всему, Макариос не желает давать аргументы своим противникам. Объективности ради следует признать, что вина за кипрскую трагедию лишь частично лежит на Макариосе; виноваты и турки, упорно не соглашавшиеся на присоединение острова к Греции, виноваты и западные составители кипрской конституции, наделившие турецкое меньшинство несоразмерными его численности привилегиями. Может быть, события последних месяцев послужат всем уроком и сделают возможным единственное разумное решение проблемы: «энозис». Это, к слову сказать, то решение, которое бы поддерживало и законное российское правительство и свободная российская общественность — уже в силу хорошо известных исторических связей России и Греции. И то, что руководство КПСС в данном случае придерживается совсем иного курса, лишний раз подчеркивает, что между нашим народом и его самозванными правителями нет ничего общего. А. Н.
Стр.11
12 ПОСЕ В 28 августа 1964 г., № 33 (952) НОВОЕ ИЗДАНИЕ • Съезд Демократической партии США выдвинул Линдона Джонсона кандидатом в президенты на предстоящие выборы. Кандидатом в вице-президенты Джонсон рекомендовал сенатора Губерта Хэмфри. • Президент США Джонсон подписал закон о мероприятиях по борьбе с бедностью, предусматривающий расширение возможностей получения образования и работы. • Центральным комитетом Итальянской коммунистической партии Луиджи Лонго избран генеральным секретарем ИКП, на место умершего Тольятти. А Решением Революционного совета генерал Нгуен Кхань избран президентом Южного Вьетнама, вместо Зыонг Ван Миня. ж Произошли массовые волнения в Южном Вьетнаме, направленные против военной диктатуры Революционного совета. В результате демонстраций, организованных студентами и буддистами, правительство было реорганизовано: Зыонг Ван Минь восстановлен в качестве президента республики, Нгуен Кхань утвержден в должности премьер-министра. А По поручению американского правительства, бывший посол США в Южном Вьетнаме Генри Кэбот Лодж объезжает столицы европейских стран-участниц НАТО, где разъясняет принципы и задачи американской политики в ЮгоВосточной Азии. А Встреча глав государств Турции, Ирана и Пакистана в Стамбуле закончилась образованием регионального планового комитета по экономическому и культурному развитию и совета министров иностранных дел. • Южный Вьетнам порвал дипломатические отношения с Индонезией, которая заявила о своем намерении признать правительство Северного Вьетнама. А Президент США Джонсон принял Тунгку Абдул Рахмана, премьер-министра Малайзии, и обсуждал с ним вопросы американской военной помощи. А Чили и Боливия порвали дипломатические отношения с Кубой. В настоящее время из латиноамериканских стран дипломатические связи с кубинским правительством поддерживают только Мексика и Уругвай. А Глава государства Камбоджа Сианук заявил о своей готовности заключить соглашение о границах с коммунистическими войсками Лаоса и Южного Вьетнама и о взаимопомощи с Северным Вьетнамом и КНР. А По сообщению государственного департамента США, на Кубе нет больше ракет стратегического значения. Эти сведения подтверждены бежавшей в эмиграцию Хуанитой Кастро, сестрой кубинского премьер-министра. • Индийская пресса сообщает, что Индия может в течение 18 месяцев изготовить атомную бомбу, если в этом будет нужда. К тому имеются уже все технические возможности в стране. А В Индии происходят «голодные бунты»: население громит продовольственные магазины и устраивает демонстрации с требованием продуктов. США обещали поставит^ в Индию 4 млн. тонн пшеницы. • На демаркационной линии в Кашмире произошли бои между индусами и пакистанцами. Убито 18 индусских солдат. А Индонезийские партизанские отряды высадились на Малайском полуострове. Правительство Малайзии мобилизовало территориальные части армии и ввело военное положение в трех штатах Малайи. А По сообщению штаба индонезийских военно-воздушных сил, Индонезия в 1966 году начнет производство ракетного оружия разных типов. А Голландский министр иностранных дел Луне посетил Индонезию, где вел переговоры о налаживании отношений между Голландией и Индонезией. А Правительство Таиланда арестовало 82 камбоджийца, проживавших в Таиланде и занимавшихся шпионажем и коммунистической пропагандой. А Центральное правительство Конго (Леопольдвиль) выслало из страны граждан соседних государств Бурунди и Конго (Браззавиль). Все они обвинены в поддержке повстанческого движения. А В Леопольдвиле опубликовано официальное сообщение о смерти Пьера Мулеле, одного из возглавителей конголезских повстанцев, который убит во время боев с правительственными войсками. А В Северной Родезии развернулась террористическая деятельность секты «Лумпа», нападающей на административные и культурные учреждения. • По сообщениям из Гонконга, за первую половину 1964 года в Синьцзяне отмечено 1800 актов сопротивления китайскому коммунистическому режиму. Антикоммунистические элементы инфильтрируют различные коммунистические организации и органы, а также создают вооруженные группы. А За первое полугодие 724 человека бежало из КНР в Макао (португальская колония в Южном Китае). Большей частью это — студенты, учителя, техники и медицинский персонал. А В КНР проходит чистка партийных и юношеских организаций от «промосковских уклонистов», от «маловеров», от «классовых примиренцев». А В Пекине открылся «Международный научный симпозиум 1964 года», в котором участвуют 350 ученых из 40 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Австралии, но не допущены советские, европейские и американские исследователи. А ..В текущем году Франция поставит в КНР 429 ООО тонн пшеницы, что составит 10% общего экспорта французской пшеницы. А Произошли антифранцузские студенческие демонстрации в Сайгоне. Демонстранты разрушили памятник павшим французским солдатам. Антифранцузские настроения вызваны политикой де Голля по «нейтрализации» Вьетнама. А Франция и Марокко заключили соглашение о компенсации французских поселенцев, потерявших землю вследствие аграрной реформы. В Тунисе создана комиссия по компенсации иностранных землевладельцев. А Декретом президента Бен Беллы в Алжире создаются военные трибуналы, которые будут судить военных и гражданских лиц, обвиняемых в «преступлениях против государственной безопасности». А Египетская пресса сообщает, что в Египте найден уран и другие радиоактивные вещества. А По всей Индии арестовано более 500 коммунистов, после того как компартия Индии начала кампанию по организации массовых демонстраций против повышения цен на продовольствие. В разных городах коммунистические демонстранты блокировали рынки, биржи, банки и правительственные здания. А В Восточном Пакистане произошло небывалое наводнение. Сотни тысяч жителей остались без крова. А США запустили искусственный спутник «Синком-3», с помощью которого намечается вести телевизионные передачи с Олимпийских игр из Токио в Америку и Европу. А Папа Павел V I издал свою первую энциклику, начинающуюся словами «Церковь сущая» («Экклезиам суам») и касающуюся реформ католической церкви и «диалога» с инаковерующими и неверующими. Ответственный издатель В. Горачек. Главный редактор А. Светланин (в отъезде). Заместитель ||||М11111111Ш111111111Н|111Н1111Ш11Н1111111111111Ш1Н1МШ1Ш11111М1|11ШШШ1ШШ1111Н111111М Посылки-подарки I Вашим близким в Советском Союзе. 1 М Ы отправляем пакеты с оплаченной пошлиной | | из Ваших товаров или • из товаров из нашего обширного склада. производства, которые выдаются в СССР Вашим родным. I М Ы организуем путешествия и экскурсии в СССР. | I 1 | | | | | | | | | | I МЫ даем Вам возможность заказать высококачественные товары советского | | I ВНИМАНИЕ: Новые правила пересылки 1 Как прямые представители Внешпюсььлторга и Интуриста, согласно договору, мы имеем твердые тарифы. Как пересылка пакетов-подарков, так и выдача заказанных Вами советских товаров Вашим родным происходит через ЛИНДЕКС быстро и дешево. Мню(г01численнь1е благодарственные письма,, которые мы все время поизучаем, свидетельствуют об этом. продуктов питания! ЛИНДЕК С Тортовое общество мбХ ПересьвдкиьПутешествия, Мюнхен 27, Раухштр. 5 Телефоны: 48 16 27; 48 13 75; 48 20 38. Лн||||||||||||М|М||Н1|11111111111111111111Ни1НМ||||НШ|1|НМШ|||Ш | | = | § | | | | \ | | 1 1 I I | | | I Анна Ахматова РЕКВИЕМ Художественное издание неопубликованной в России поэмы нашей лучшей поэтессы, семидесятилетие которой отмечала недавно страна. Немецкий перевод Марии фон Хольбек. В книге напечатаны также текст русского оригинала и фотография поэтессы. Суперобложка работы Я. Трушновича. Заказывайте книгу на складе нашего издательства. Цена 3,90 НМ. Possev-Verlag 623 Frankfurt M.-Sossenheim, Flurscheideweg 15 Периодический журнал, посвященный религиозным и философским вопроИКОН А Содержание первого номера: От редакции — Кам о грядеши ? Фультон Ж. Шиин, епископ, д-р философии и богословия — Россия . Леонард Ходжесон, профессор теологии Оксфордского университета — Слав а Вечно й Троице . Чарльз Везли Лоури, д-р философии и богословия — Борьб а з а власт ь в перспективной , оценке . Джеральд Кеннеди, епископ Методистской Церкви — Осажденны е и осаждающие . Карл Ф. Н. Генри, редактор журнала «Христианство сегодня» — Н а гран и дву х миров . А. Дейл Ири, д-р богословия — Свободны е Церкв и и Экуменизм . Журнал выходит раз в три месяца. Отпечатан на двух языках — русском и английском. Художественно оформленное издание. Редактор — А. Александр, Издатель — Патрик Ж. Райан, Спрашивайте во всех магазинах и киосках, продающих русские книги. Цена 1 доллар, в Германии — 4 немецких марки. Направляйте заказы в книжный склад издательства «Посев» Possev-Verlag, 623 Frankfurt/M.-Sossenheim, Flurscheideweg 15 i_i_iiif iLiiiiiinai in i iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiittiiiiitiiiiii>iiiii
Стр.12