Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Посев

Посев №19 1964 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138485
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1964 .— №19 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138485 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Между вести, о долге и чести, не угасивший в своем сердце искры любви и сострадания КПСС тактикой « с б л и ж е н и я » , шительной защиты ществления создаст Между и требований элементарньгх общественной религиозных жизни в осу принципов нашей стране. тем, м н о г и е в свободном мире скорее с к л о н н ы к кокетничанию с в л а тем, а н т и р е л и г и о з н ы й асе «умиротворения» и « у б л а ж е н и я » , а, наоборот, т а к т и к о й р е отношения, телей нашей страны, к восточным патриархам Православной Церкви с мольбой Всякий непредубежденный человек, не утративший понятий о добре, о со С F r e i t a g , 8. <...> По подход последним стью, чем к с т р е м л е н и ю , ч е р е з все т р у д ности и препятствия, сблизиться с на шим народом и действенно помочь ему. к ближнему, — иными словами, всякий не опустившийся духовно до уровня зве с о о б щ е н и я м ив М о с к в ы , в н о ч ь п о д п р о ря или бездушного робота, — не может не возмутиться чудовищностью и в а р ш л о е воскресенье, во в р е м я п а с х а л ь н о г о варством методов коммунистического полицейского государства, применяемых в б о г о с л у ж е н и я , т о л п а х у л и г а н о в из а н т и патриархов, к которым обращаются религиозного р у ю щ и е н а ш е й страны, м ы не о ж и д а е м , целях подавления и истребления в народе религиозного чувства, в целях л и ш е актива, стве м и л и ц и и ния народа элементарных человеческих свобод и прав. при (службы ственного п о р я д <...>
Посев_№19_1964.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№19_1964.pdf
Не в Силе Бог, а в правде! 1Н1111МШ1Ш1111Ш11111111111ЖШ11111111111Ш1111Ш11Ш111111111111111Ш11ШШ1(1НМ ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЫЙ з а рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 5 • Тел. 31 9265 НШ11Ш1111М1Ш1111МШШ1ШШШ1Ш1ШН1|И1Ш1и11ШП1Ш11Ш1ШШ1П111МШ1 ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ .V 19 (938) POSSEV - DI E A U S S A AT, Wochenzeitung in russischer Spradie • D 21 651 С Пятница, 8 мая 1964 года Защищайте свободу вероисповедания! В этом номере «Посева» печатается обращение православных христиан, жителей нашей страны, к восточным патриархам Православной Церкви с мольбой о защите от гонений со стороны коммунистических властей. Всякий непредубежденный человек, не утративший понятий о добре, о совести, о долге и чести, не угасивший в своем сердце искры любви и сострадания к ближнему, — иными словами, всякий не опустившийся духовно до уровня зверя или бездушного робота, — не может не возмутиться чудовищностью и варварством методов коммунистического полицейского государства, применяемых в целях подавления и истребления в народе религиозного чувства, в целях лишения народа элементарных человеческих свобод и прав. Свобода совести, свобода вероисповедания закреплена в основных положениях Организации Объединенных Наций, членом которой состоит и Советский Союз; она зафиксировала, известным образом, и в конституции СССР, где статья 124 гласит: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа «г церкви. Свобода отправления релотгиоонъгх культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Пусть в куцей форме, пусть с ограничениями, но свобода вероисповедания, по крайней мере, в части «отправления религиозных культов», является конституционным правам граждан советского государства. Пусть же государство действительно обеспечит свободу совести, пусть оно действительно отделит от себя церковь и оставит ее в покое. Пусть предоставит на самом деле церкви хотя бы ту минимальную свободу, которой оно хвастается, когда вербует себе сигмпатизеров среди наивных и доверчивых сторонников «мирного сосуществования» по всему миру. Пусть оно продемонстрирует прежде всего мирное (сосуществование со своим собственным народом в такой мирной области, как область духовной жизни. Но нет. коммунистическое государство обрушивается на веру и верующих всеми силами «мирного» и «немирного» воздействия, доходя до прямых зверств. Где, в какие времена и в каких странах видано современным человечеством, чтобы детей, пришедших в храм, били головой об стену; чтобы родители не имели права воспитывать своих детей в духе собственных убеждений, а дети не имели права знакомиться с формами духовной жизни своих родителей; чтобы граждане не имели права давать приют другим гражданам в |ОДбсгвенном доме; чтобы тфестарелых людей выгоняли на улицу и избивали до полурмерти?... Только в самые жуткие времена и в самых диких странах или ,при одичавших режимах. Оформленные слуги полицейского режима издеваются над инвалидами, над больными вдовами, бывшими в партизанах, героически отстаивавшими нашу эемдоо от иностранных захватчиков. Stm режим такими методами надеется убвдъ веру и задушить церковь. Тот самый режим, который был спасен нашей армией и партизанами, когда им пришлось спасать свою землю. Режим, лицемерно и подло обратившийся к церкви за поддержкой в роковой для него час. Даже атеисты, когда они пытаются быть объективными, начинают выступать в защиту верующих от грубой и жестокой антирелиюиооной практики власти. Больше того, даже в рядах международного коммунистического движе(кия антирелигиозная политика КПСС вызывает сомнения, выражающиеся в теоретических спорах. Так, идеолог французских коммунистов Роже Гароди, выступая на «Неделе марксистской мысли» в Лионе, критиковал идеолога КПСС Ильичева: «Ильичев заявляет, что ликвидации религиозных верований является условием сине ква нон для построения комму)ни|стического общества. Но Карл Маркс доказывал как раз обратное, а именно то, что лишь полное осуществление коммунизма, совершенно изменив социальные отношения, создаст возможность исчезновения религиозных концепций мира»... Между тем, антирелигиозный подход КПСС асе ширится. По последним сообщениям ив Москвы, в ночь под прошлое воскресенье, во время пасхального богослужения, толпа хулиганов из антирелигиозного актива, при попустительстве милиции (службы «охраны общественного порядка») и при наущении власти и ее пропаганды, окружила собор, где служил сам патриарх, и встретила крестный ход вокруг |Собора издевательскими выкриками. Кое-где антирелигиозные активисты, взявши друг друга под руку, образовали цепи и (пытались остановить крестный ход. И это — в столице, на виду у всего мира! Чего же можно ожидать от таких «идеологических противников» там, где они могут распоясаться ход»? «на полный Мировая общественность порой сама не сознает, насколько к ее мнению чувствителен ухаживающий за ней коммунистический режим и как много она могла бы сделать для облегчения участи граждан нашей страны, — отнюдь не Freitag, 8. 5. 1964 Александр Невский тактикой «сближения», «умиротворения» и «ублажения», а, наоборот, тактикой решительной защиты и требований осуществления элементарньгх принципов общественной жизни в нашей стране. Между тем, многие в свободном мире скорее склонны к кокетничанию с властью, чем к стремлению, через все трудности и препятствия, сблизиться с нашим народом и действенно помочь ему. Не скроем: от большинства восточных патриархов, к которым обращаются верующие нашей страны, мы не ожидаем, чтобы они решительно вступились за гонимых. И они не лишены слабостей, за которые пусть судит их Бог. Но мы призываем всех тех, кто, — будь он священнослужителем или мирянином, будь интеллигентом или крестьянином, рабочим, будь пожилым или юным, — чувствует в себе веление совести защищать свободу совести, включиться в борьбу против похода на нее, ведомого диктатурой. Пусть представители режима, выезжающие за границу, дадут отчет о положении дел по всем пунктам письма верующих. Пусть власть покажет иностранным туристам, как осуществляется «свобода отправления религиозных культов» в описанных местах. Защищайте свободу вероисповедания. Атакуйте лицемерную диктатуру. Антикоммунистические демонстрации в Праге Был поздний вечер — Первый май (Карел Маха) Первого мая Прага находилась накануне восстания. Таково единодушное мнение некоммунистических наблюдателей, бывших там в эти дни. Первого мая в парке Кинского и на площади Вацлава собралась многотысячная толпа студентов и рабочей молодежи. Выступившие ораторы резко осуждали коммунистический режим. Затем демонстранты двинулись к памятнику поэту Карелу Маха и к правительственным зданиям, выкрикивая лозунги: «Да здравствует свобода!», «Долой коммунистическое гестапо!»... Правительство, перепуганное не столько самими демонстрациями, которых оно ожидало, сколько их размерами, сначала ничего не предпринимало. Затем милиции было отдано распоряжение рассеять демонстрантов силой. Молодежь, однако, не побежала, а перешла в контрнаступление. Демонстрации превратились в сражения с милицией, в которых с обеих сторон были пострадавшие. С большим трудом милиции удалось взять верх. Однако эта видимая победа не успокоила власть. Она опасается, что выступления могут не только повториться, но и переброситься на другие города Чехословакии. Во всей стране милиция находится в состоянии боевой готовности. В самой Праге в некоторых особенно важных для правительства участках города по ночам воздвигаются баррикады, которые перед утром снимаются. Власть не хочет воочию показать свой страх перед народом. Однако скрыть сам факт наличия беспорядков у нее нет возможности, и она пытается, по мере сил, создать версию о том, что события не имели политического характера, и показать их в уменьшенном масштабе. Правительственное агентство печати ЧТК сообщило о том, что группы молодежи нарушали уличное движение, нападали на блюстителей порядка. Количество участников демонстрации даже в официальных источниках указывается в 1500 человек. На самом деле демонстрантов было намного больше. Иностранные источники называют минимальное число 3000 человек, а даже обыкновенно осторожное в своих оценках и хорошо информированное агентство Рейтер говорит о 10.000 демонстрантов. Особенные усилия прилагает правительственное агентство ЧТК, чтобы доказать, что в демонстрациях участвовало минимальное количество студентов. Однако все некоммунистические источники категорически утверждают, что большинство демонстрантов были студенты и что вся демонстрация была организована студентами Карлова университета. Впрочем, если бы даже оказалось, что большинство демонстрировавшей молодежи — не студенты, то легче было бы от этого власти? Если не студенты, то кто? Рабочие? Или, может быть, «тунеядцы»? Молодежь восстает — и это самое важное. Чехословацкая молодежь, студенческая и нестуденческая, уже не впервые открыто и убедительно высказывает свое отношение к диктатурам. В 1939 году на том же самом месте, где и сейчас, состоялась многотысячная антигитлеровская демонстрация. В позапрошлом году там же собралось несколько сот студентов, чтобы демонстрировать против коммунистической власти. В прошлом году демонстрантов было уже гораздо больше. В этом году демонстрации достигли таких масштабов, что их сравнивают с демонстрациями в Познани и Будапеште в 1956 году. Выступления пражских студентов отличаются из года в год не только ростом числа их участников, но и большей политической зрелостью. В 1962 году демонстранты кричали: «У нас есть Гагарин и Титов, но нет мяса!». В этом году — «Да здравствует свобода!». У всех антиправительственных выступлений молодежи в коммунистических странах есть одна общая черта: они происходят у памятников национальным поэтам, — у памятника Петефи, у памятника Маяковскому, у памятника Карелу Маха. Карел Гинек Маха (1810-1836), поэт и прозаик романтического направления, участвовал в чешском национально-освободительном движении против АвстроВенгрии. Его главное произведение — поэма «Май». В Большой советской энциклопедии сказано, что видное место в творчестве Карела Маха «занимают стихи, полные патриотического чувства, горечи и печали о положении родины»!..
Стр.1
2 ПОСЕ В 8 мая 1964 г., № 19 (931) Новые зверства гонителей веры Обращение верующих к восточным патриархам Православной Церкви Ниже мы печатаем обращение группы верующих советских граждан к восточным патриархам Православной Церкви с просьбой о защите от неслыханных гонений, которым подвергается вера и верующие со стороны коммунистического режима в нашей стране. Обращение это несколько месяцев назад, на рубеже текущего и минувшего годов, было переправлено в одну из европейских стран с просьбой переслать его адресатам. Одновременно, по-видимому, в копиях это обращение стало ходить среди верующих по стране. Российская революционно-политическая организация НТС получила копию этого потрясающего документа и передала редакции «Посева» для опубликования. Скорее всего, обращение было переслано адресатам в оригинальном виде, с подлинными подписями. Но ознакомившиеся с ним лица и круги в Европе не сочли возможным или нужным, по тем или иным причинам, широко и полно предавать его гласности. Мы же, наоборот, считаем необходимым опубликовать этот документ для всеобщего сведения и призвать всех людей и все организации, которым дороги принципы свободы и права человека, выступить иа защиту верующих от гонений коммунистической диктатуры. Правдивость документа не подлежит сомнению: он изобилует конкретными фактами; в части, касающейся Почаевской лавры, в нем подтверждаются события, уже известные всему миру из писем прихожан и паломников лавры (опубликованных в «Посеве» № 861 от 1962 года); язык его полон искренности и изобилует народными выражениями и оборотами. Мы публикуем письмо с максимальным сохранением его стиля. Подписи и некоторые имена в тексте (священнослужителей, зачисляемых в ренегаты) по особым соображениям нами опущены. К ВОСТОЧНЫМ ХИЙСКОМУ, ПАТРИАРХАМ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМУ ИЕРУСАЛИМСКОМУ, И ДРУГИМ. От прихожан и паломников православных церквей и всея России. ПРОШЕНИЕ. Смиренно преклоняя колено перед Вашими Святительскими стопами, просим: в 1959 г. Антихрист в России воздвиг страшное гонение на Православную Церковь; сначала были отстранены дети школьного и дошкольного возраста, которые прислуживали при архиереях, по всей России, даже и в Москве, по указанию представителя Совета министров СССР Куроедова, невзирая на протесты родителей. В 1960 году в гор. Минске, Белорусская ССР, уполномоченным республиканским Ковалевым и областным Лавриенко запрещено освящение могил на радовницу и по всей Белоруссии снижены цены на иконы и свечи и другие церковные товары в свечном ящике, которые продавались для прихожан церкви, с той целью, чтобы церкви не дать дохода и закрыть. В том же году была закрыта и снесена в гор. Минске архиерейская церковь и Козыревская, в 1962 году закрыта церковь Сеницкая, 5 км. от гор. Минска. В 1961 г. уполномоченными запрещено Причастие Святых Христовых Тайн и хождение детей в церковь от 3 до 18 лет; мотивируя тем, что школа берет на себя воспитание детей, дошло до таких издевательств над нашими детьми, что областной уполномоченный Лавриенко стоит у церковной двери Кафедрального Минского собора и смотрит, ходят ли дети в церковь, и если он обнаружит детей в храме, направляет старосту собора, Величко Сила, а тот служитель антихриста берет детей за воротник и об стенку головой, что и было с мальчиком вдовы Свиридович, Толиком, который не хотел выходить из храма, адрес его г. Минск, автозавод, ул. Украинская, дом 40, кв. 1. Мать Толика, София Свиридович, бывшая партизанка, все свое здоровье отдала для родины, сейчас очень больная. Сама Свиридович глубоковерующая, ходит в православную церковь и водит своих детей в и,ерковъ; детей своих Свиридович воспитывает в религиозном духе, на дом принимает странников и за это Свиридович и ее дети подверглись страшному гонению. К Свиридович сначала пришел следователь Шиларов, снял у нее со стены иконы, собрал у нее все священные книги, переписанные акафисты и молитвы, снял с кровати последнюю простынь и все священное связал и с собой хотел забрать все и саму Свиридович, несмотря на то, что у нее тогда были больные дети, и когда следователь Шиляров хотел в прокуратуру забрать и саму Свиридович, то дети ее начали кричать и не давать матери. Тогда, когда дети Свиридович подняли крик, за Свирдович вступился сосед и не допустил сделать варварское дело. После всех издевательств, к Свиридович в глубокую ночь приходили неизвестные люди, сильно стучали в двери, крючок коридорной двери сорвали и начали рваться в дверь комнаты, но перепуганные дети подняли крик и они исчезли, как нечистые духи. После всех этих попыток неудавшихся схватить ее, за ней происходила слежка, схватить ее тайно на улице, но ее везде сопровождали дети. Кроме всех этих издевательств к Свиридович приходили уполномоченные Ковалев и Лавриенко, чтобы отобрать детей в интернат. Лавриенко Свиридович сказал: Теперь для верующих детей строятся интернаты с высокими стенами, чтобы верующие дети совершенно были изолированы от родителей, чтобы не было у родителей никакого сообщения. Итак, после всех этих описанных нами издевательств над Свиридович Софией со стороны антихристов, чтобы спасти своих детей от гибели, Свиридович скрылась в неизвестном направлении. Так же Бараева Феодосия Кузминишна, проживающая гор. Минск, ул. ПещенАНТИОская 39, кв. 19, воспитывает своих детей в религиозном духе, водит своих детей в православную церковь, подвергается страшному гонению за детей. Директор школы № 18 гор. Миснка, где учатся дети Бараевы, Орлова, вызывала Бараеву несколько раз в школу для того, чтобы ока не водила своих детей в церковь, директор сказала ей: Вы калечите своих детей, воспитывая их в религиозном духе, но когда Бараева осталась непреклонна в своем воспитании и сказала Орловой, что: Водим своих детей в церковь и буду водить, тогда Орлова ответила ей: Судить вас будем за то, что вы калечите своих детей, воспитывая их в религиозном духе, детей ваших заберем в интернат, чтобы вы не калечили своих детей. Директор школы говорит Бараеве: Мне звонят Горздрав, чтобы на вас создать врачебную комиссию и отправить в психиатрическую больницу, а детей забрать в интернат. При таких обстоятельствах, т. е. гонениях, воспитывать детей в религиозном духе антихристы не дают, везде расставлены демонские сети, чтобы детей наших погубить; ибо как учителя, так же и учащиеся неверующие все стараются отбить наших детей от церкви; натравить детей на родителей, кроме того, если мать и отец не разрешают своим детям поступать в пионеры, так пионервожатые или учителя записывают наших детей в пионеры сами, покупают нашим детям галстуки и цепляют в школе на них, а когда дети идут со школы, так они снимают, где много таких фактов было. И что может быть гибельнее для наших детей, если наши дети отстранены от источника вечной жизни Церкви и Причастия Тела и Крови Христовой? Целый год родители гор. Минска хлопотали перед гражданскими властями, чтобы их детей не выгоняли из церкви и не отстраняли от Причастия Святых Христовых Тайн личным выездом в Москву в канцелярию Куроедова, обращались к Брежневу, к Хрущеву, в газету «Известия», но все наши ходатайства московские власти не слышат. Обращались в Патриархию — к патриарху; патриарх дает указания детей причащать, пусть дети посещют церковь, но духовенство Минска покорилось антихристу и не исполняет приказания патриарха. Когда уполномоченным гор. Минска удалось насильственным путем отстранить от Причастия и Церкви наших детей, тогда уполномоченный по всем церквам России, Куроедов, поехал по городам России и запретил допускать в церкви и к Причастию Тела и Крови Христовой от 3 лет до 18 лет. 20 мая, новый стиль, 1963 г. был престольный праздник в м-чке Жировицы, Гродненской обл. Явление Иконы Божией Матери Жировицкой. На праздник съехалось много народа верующего со всей России, приехали уполномоченные Лидский и Гродненский и запретили духовенству служить службу, т. е. совершать богослужение. Кроле этого, в этом же году уполномоченные Лидский и Гродненский преследовали набору в духовную семинарию, при жировицком мужском монастыре; преследование заключалось в том, — к лицам, подавшим заявление на поступление в духовную семинарию, приезжал уполномоченный, запугивал семинаристов и таким образом не состоялся набор семинаристов. Почаевская лавра также подвергается страшному гонению со стороны антихристов, как монахи, так и паломники. Паломникам власти все время жизни не дают, гостиницу в монастыре отобрали под поликлинику, а жителям гор. Почаева запрещено кого-либо брать на ночлег из верующих людей, угрожая почаевским жителям высылкой из Почаева. Приводим случай варварского издевательства над одной бедной вдовой, проживающей в местечке Почаеве, ул. Мичурина 40, кв. I, Рубцовой Клавдией. Сама Рубцова инвалид II группы, имеет трех малых детей. Эта бедная вдова все время гонима со стороны безбожников, особенно почаевской милиции, за то, что она принимает ночевать верующих людей, приехавших в Почаевскую Святоуспенскую лавру. Много раз Рубцова подвергалась штрафу со стороны милиции. В 1 июле 1963 г. к Рубцовой Клавдии попросились ночевать приехавшие паломники в Почаевскую Святоуспенскую лавру. Она их приняла, и в 10 или 11 часов ночи к Рубцовой явились Голубова Александра, которая следит за почаевскими жителями, кто берет из почаевских жителей ночевать верующих людей, и сразу приводит милицию. Так и в этот раз, Голубова Александра привела к Рубцовой заместителя паспортного стола, который сразу же среди ночи верующих женщин выгнал на улицу, а Голубова Александра схватила сонного ребенка за ноги и стянула на пол, где ребенок крепко перепугался, говоря, что верующие сами ездят и своих детей возят молиться Богу, но дети были хозяйкины. Замначальника паспортного стола забрал у Рубцовой домовую книгу и паспорт. Рубцовой дали штрафу 10 рублей и передали на общественный суд. Когда Рубцову судили, общественный суд во главе начальника милиции, секретаря с/совета, замначальника паспортного стола, из гражданских Остапчук Иван Захарович. В процессе суда начальник милиции сказал: Рубцову надо убить за то, что она берет верующих ночевать, если она будет брать ночевать к себе верующих приезжающих ночевать людей, так заберем у ней эту разваленную хату, а ее выселим из Почаева. И так после суда Рубцовой дали штраф 10 рублей, старыми деньгами 100 р., а суд предупредил, если только повторит Рубцова, возьмет ночевать верующих, так она будет выслана из Почаева. После суда Рубцова просила, плакала, чтобы штраф ей не платить, ибо она только выписалась из больницы, у нее была операция, но начальник милиции ей сказал — если не уплатишь штрафа, так с тебя последнюю юбку, продадим и возьмем с тебя гитраф. Кроме этого случая с Рубцовой в июне м-це 1963 г. почаевский монах попросил ночевать, имя монаха отец Серапион, а в мире фами
Стр.2
8 мая 1964 г., № 19 (938) ПОСЕ В лия его Каширец, ему 97 лет, когда отец Серапион шел в Почаевскую Святоуспенскую лавру, по дороге его взяла милиция и целую неделю допрашивала и наконец велела ему из Почаева выехать. Он пошел к настоятелю Почаевской лавры, архимандриту Варфоломею, с указанием Патриархии на жительство в Святоуспенскую лавру к своей братии, но настоятель лавры Варфоломей не только не принял 97-летнего старца, который прожил в Почаевской лавре 40 лет, а даже вытолкнул из Почаевской лавры. И так этот 97-летний старец пошел в лир искать себе приюта. Невзирая на страшное гонение в Почаеве со стороны милиции, которая запретила брать почаевским жителям ночевать из верующих людей кого-либо, паломники очень любят Почаевскую лавру и со всех концов России едут паломники в Почаев на поклонение святыне; жители Почаева боятся брать кого-либо ночевать из верующих людей, так паломники, приехавшие в Почаев, стали ночевать возле храпов Почаевской лавры и под любым кустом, который приютит паломника. Тогда дежурная милиция с 18 на 19 июля 1963 г. подогнала ночью две машины на территорию лавры и хотела забрать паломников и увезти, но паломники, узнав об этом, разбежались в разные стороны; неудавшаяся попытка схватить паломников, Почаевская милиция решила оклеветать монахов. Сами разбили фонари и стекла набили возле ступенек Успенского собора, а сами сказали, что это сделали монахи — бросали банки со второго этажа. Но опять это было сделано стой же целью, чтобы придраться к монахам и закрыть лавру. 31-го июля 1963 г. в гор. Почаеве судили монаха отца Михаила, а в мире Лоишаков, Николай Тимофеевич, за нарушение паспортного режима и бродяжничество, а в действительности за то, что он находится при Почаевской лавре и молится Богу. Отец Михаил целый год добивался прописки в Почаеве, имея при том жилую площадь, доказывая милиции, что он монах, что он государству отдал все трудовые годы, теперь инвалид I I группы, ему сейчас 72 года, он приехал в Почаевскую лавру на покаяние и остальные свои годы послужит на спасение своей души, но Почаевская милиция не хотела об этом и слышать и его заявление о прописке рвала и велела из Почаева выехать. Несколько раз о. Михаил подвергался штрафу за то, что он не прописан, брали у него подписку о выезде из Почаева, но отец Михаил им ответил, что он из Почаевской лавры никуда не уедет. И вот 31 июля 1963 г. был суд отцу Михаилу. Судил его Кременецкий суд в составе 5 человек: судьи Хомяка, зампрокурора Щербатого, секретаря и двух заседателей, свидетеля-клеветника Максимова, который клеветал на отца Михаила, что он ведет бродяжническую жизнь, спекулирует крестиками и иконами, обманывает верующих, — но это все клевета, выпрашивает деньги у верующих, но это все клевета. Отец Михаил получает пенсию, ему помогают его дети, так что на жизнь ему хватает, судили его по 214 статье, но когда клевета не подтвердилась, Щербатый отменил эту статью, а велел судить по 196 статье, как нарушение паспортного режима, зампрокурора Щербатый велел дать отцу Михаилу год принудительных работ, но суд вынес четыре месяца принудительных работ. Почаевские монахи — это страдальцы русской земли. У многих монахов Почаевской Святоуспенской лавры в прошлом году были насильственно забраны паспорта и выявлены из Почаева, и насильственным путем выгнаны из лавры, ведут скитальческую жизнь и не имеют пристанища, где главу преклонить, некоторые монахи из Почаевской лавры посланы в деревни на приходы — ка приходах безбожники закрыли церкви, а монахи остались без крова. В лавру их не прописывают, и они также ведут скитальческую жизнь, других монахов Почаевской обители, которые не могли оставить своей дорогой обители, их судили и посажали в тюрьмы, и они, отбывши срок тюремного заключения, возвратились в Почаевскую обитель. Почаевская и Кременецкая районная милиция их не прописывает, а угрожает обратно тюремным заключением с усиленным сроком. Это антихристы делают для того, чтобы закрыть Почаевскую обитель. На такие беззакония наше правительство не обращает внимания, а дает повод варварского издевательства над почаевскими монахами. Мы, паломники Почаевской Святоуспенской обители всякого возраста, наши сердца не выдерживают смотреть на скитальческую и бесприютную жизнь почаевских монахов, когда они встречаются и спрашивают друг у друга, кто где ночевал. Пусть Ваши смиренные и благочестивые сердца воззрят на это и разделят эту великую скорбь скитальческой жизни почаевских монахов, слезно Вас просим, помогите прописать всех монахов, выгнанных и выписанных из Почаевской лавры, обратно в Почаевскую обитель. Не можем умолчать о варварских издевательствах над игуменом отцом Иосифом, в мире Головашок Иаков Варнаввич. Ему 70 лет. В 1963 г. в сентябре месяце отец Иосиф был избит до полусмерти безбожниками-палачами, рот ему заткнули тряпками, чтобы он не кричал, и его отправили в психиатрическую больницу, и по милости Божией был освобожден. После психобольницы о. Иосиф обратно возвратился в Почаевскую обитель, но почаевская милиция его не прописала в лавре и не разрешила жить в Почаевской обители, а велела ему уехать из Почаева. Отец Иосиф нашел пристанище себе в деревне Малая Иловица, Кременецкого района. Так как отец Иосиф — великий молитвенник и наш духовный и телесный врач, который своими молитвами изгонял бесов, врачевал всякую болезнь, отца Иосифа мы все любим, где бы отец Иосиф ни находился, люди, нуждающиеся в его помощи, разыскивают и обращаются за его помощью о болезни. Но милиция кременецкая не дает ему жизни, преследуя его за то, что к нему обращаются больные, они противники всякого добра и все время воздвигают гонение на отца Иосифа и обращающийся к нему народ за то, что он принимает больных, угрожая о. Иосифу тюрьмой. И вот 16 июля 1963 г. вечером пришло к о. Иосифу много больных людей, изыскивая себе спасение. Тут же вечером и явилась дежурная, милиция из Кременца и забрала всех больных, а о. Иосифу пришлось скрыться от милиции. 3 Мы, паломники всей России, просим защитить 70-летнего старика, возвратить его в Почаевскую обитель и прописать в Почаевской лавре. Пусть о. Иосиф остальные свои годы жизни прослужит для блага народа. Для того, чтобы закрыть Почаевскую лавру, местные власти — антихристы —- прибегают к другим методам, действуя тайно. На территории лавры запрещено ввозить топливо на храмы, и келий иноков не отапливаются зимой, вследствие отсутствия топлива монахи и паломники от холода замерзают. Кроме этого почаевским монахам запрещено продавать крестики и иконы, ладан и другие церковные товары, в которых население крайне нуждается. Свечи Почаевская лавра продает по нарицательной стоимости, т. е. по сколько отпускает Патриархия, по той цене и продает без доходов. Самостоятельно в лавре запрещено местными властями изготовление свечей. Монашеское кладбище находится в запустении, кладбищенскую церковь местные власти закрыли, священника-монаха, который жил на кладбище в доме, выстроенном лаврой, выселили, а в том доме, где жил священник-монах, и служителей кладбищенской церкви, и охраняющих кладбище всех выселили, а в кладбищенском доме на территории монашеского кладбища поселили — в нижнем этаже контору, а на верхнем этаже рабочих. Скит от Почаевской лавры закрыт в 1959 г. В кельи — туда поселили инвалидный дом, а в церквах открыли клубы и кино. В 12 км. от Почаева находится Святая Гора, на этой горе находится целебный источник. Когда идешь на этот источник, сердце кровью обливается, вся святыня осквернена и находится в запустении, церкви закрыты, все кресты пожгли или посносили местные власти. Целебный источник изрыт экскаватором. Здесь же на Святой Горе находилась церковь на скале. Ее местные власти сожгли, а скалу взорвали. В 8 км. от Святой Горы находится Святой источник праведной Анны, этот источник имеет три купальни, над этими купальнями стояла небольшая церковь для приходящих молящихся, местные власти эту церковь снесли, а купальни завалены камнями. Для того, чтобы упразднить православную веру и скорей закрыть церкви, правительство тайно подготовляет в священнослужители их безбожников-коммунистов, свопосылают настоятелями церквей, ставят епископами, священниками. Другие священнослужители, по слабости своей воли, стали служителями Антихриста... Проповеди Антихристом запрещено говорить в церквах. То духовенство, которое стоит за предания апостольские, тем жизни нет от Антихриста и от тех духовников, которые подчинились Антихристу. Церковь Православная находится в большой опасности. Из Православной Церкви антихристы могут сделать еретическую, для Антихриста ничего не стоит изменить и Символ Веры, где уже слух и прошел. Только Почаевские монахи и в небольшом количестве духовенство, которые стойко стоят за предания апостольские и на йоту не отступают Антихристу, так этим истинным пастырям и жизни нет от Антихриста. Не можем умолчать о наших истинных пастырях монахах Почаевской лавры, несмотря на страшные издевательства над ними со стороны Антихриста, они не оставили и не оставляют своей лавры и в нас грешных недостойных рабах Божиих своим мужеством и терпением укрепляют нашу слабую волю, они как ясное солнышко, обогревают нас своими молитвами. Еще один приводим случай издевательства со стороны милиции в Почаеве: с 5 на 6 августа почаевская дежурная милиция опять ходила ночью по квартирам и выгоняла паломников из квартир, кого обнаружит, где поверглись гонению Краснова Екатерина, проживающая в гор. Минске, ул. Народная, дом 14, кв. 44. Она сама слабого здоровья, ее милиция выгнала на улицу среди ночи и отобрала у нее справку о болезни, а она до утра сидела и дрожала от холода под скирдой соломы на окраине города Почаева. Просим убедительно запретить забирать местным властям деньги из церквей и монастырей и употреблять наши жертвенные деньги на построение кино, театров и других нужд, ибо церковь от государства отделена и они не имеют права вмешиваться в дела церкви, пусть жертвенные деньги идут на нужды монастырей и храмов. Доводим Вам до сведения, что Жировицкий монастырь Гродненской области на грани закрытия, просим усердно с любовью Вас обратить внимание и не допустить закрытия Жировицкой обители. Так как Почаевская лавра строилась не на одни средства России, но были вклады иностранных государств, поэтому слезно просим взять под свой контроль нашу любимую Почаевскую обитель и запретить государству вмешиваться в дела Почаевской лавры и всех церквей. Потребуйте у государства брошюру «Коммунистическая партия и советское правительство о религии и церкви», выпуск 1961 год, издание город Москва, на странице 33, 52, 13, 44, 73, 90, 89, где изложены все советские законы о церкви. Приводим еще один случай варварского издевательства над прихожанами Православной церкви и священником. В этом году летом в праздничный день священник гор. Горни, Могилевской области, совершал литургию, во время литургии безбожники крикнули: Пожар' Народ перепуганный в смятении бросился бежать, пять человек было задавлено, 15 человек тяжело раненых, которые сейчас лежат в больнице, а священник невинный сейчас подвергается суду: Два года тому назад в гор. Слуцке БССР подобный случай был на Пасхальную литургию, безбожниками была брошена дымовая шашки., в этом смятении также были жертвы и забраны в больницу. Ваше Святейшество, мы в полной уверенности на Вашу великую и внимательную помощь. Подписи:
Стр.3
10 ИЗДАТЕЛЬСТВ О ПОСЕ В ИНОСТРАННЫЙ Адрес: Possev-Verlag, 623 Frankfurt/Maln - Sossenheim, Flurscheideweg 5. Тел. 31 92 69 Почтов. ящик- 6 Franklurt/Main, Postamt 1, Postfach 2786. Telegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt/M. Postscheckkonto: Frankfurt/M. 33481, Bankkonto: Nassaulscbe Sparkasse, Frankfurt/M. Nr. 11504. Издает еженедельник «П о с е в», журнал литературы, искусства, науки и общественнополитической мысли «Грани » и художественную и общественно-политическую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. АВСТРАЛИЯ .Poss e v", Post Office, Carrum, Victoria. Mr. A. Veremeeff, 8 Abingdon St., W-Gabba. Brisbane, Qld. АВСТРИЯ Wlen, Postamt 7Я, Postfach 40. АНГЛИЯ A. Andrienko, 95a Boundary Road, London N. W. s B. A. Baratachevsky, 23, Alder Grove, London N. W. 2. D. p. Bllenko, 48 Leamington Str., Oak Lane, Heaton, Bradford 9, Yorkshire АРГЕНТИНА N. Momot, CasiUa de correo 258S, Buenos Aires. БЕЛЬГИЯ E . Drevlnsky, B. P. 259, Bruxelles. БРАЗИЛИЯ I . Alexandrow, Av. Lavandlska, 648. Indlanopolls, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado correo 4865, Caracas-Bste. ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaurow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ D. Schewltsch, HerthaveJ 2. B, Kobenhavn-Charl. ИЗРАИЛЬ M. Kablrl, 33, rue Maaleh, Haroflm, Ramath - Gan, Israel. ИСПАНИЯ Don Miguel Jurenlnsky-Kolchln, PadlUa, 55, Madrid. ИТАЛИЯ A. Konovets, Casella Postale 429. Roma, Centro. КАНАДА A. Romar, 1420, Bernard str. Outremont, Montreal. МАЛАЙЯ M. Talrow, 43, Stevens Road, Singapore. МАРОККО M. Koltovskoy, 31, Bd. Mohamed Abdou, Casablanca. НОРВЕГИЯ Fedor Tarakanow, Krusesgt. 5. B, Oslo. СШ А Mr. A. P. Studentzoff, 340 Liberty ave. Brooklyn 7, N. Y . Mr. A. Tzvlkevlch, 2314 - 25th. Avenue, San Francisco, 16, California. Tel . S E 1 - 0339. •The Book House" 304 State Str., Bridgeport, Conn. Gregory Shevtoff, Book Agency "Don". 1875 Bryant Ave., Apt. 1 F , New Yor k И, ; N. Y . ТУРЦИЯ Mr. Nadir Bek, Ay a Andreya Blnasl Mumnhane caddesl No. 108 Galata-Istanbul. ФРАНЦИЯ Sodete „Le Semis' B . P. 143, Paris XV . Tel. : BLOmet 61-06. N. Altoff c/o M-me Barge, 8, Place de la Crolx-Housse, Lyo n (Bhone). A. K. Lavroff, 2, rue de la Moselle, Nllvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ Leo Grossen, Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ Tldskrlften „Poseev", Box 4054. Sodertalje 4. ЯПОНИЯ Mr. A. Bakulevsky, 437 - Ival - cho, Hodogaya-ku, Yokohama. Elnzelprels — DM 0,90 С 1.1.1964 г. розничная цена на еженедельник •Посев» установлена: в Германии — 0,90 н. м., в США и Канаде — 0,30 ам. долл., во всех других странах соответственно эквиваленту немецкой марки. Условия подписки: На еженедельник «Посев»: в Германии — на 1 год — 41,60 н. м., на полгода — 20,80 н. м., на три месяца — 10,40 н. м. В США и Канаде — на 1 год — 15,00 ам. долл., на полгода — 7,50 ам. долл., на три месяца — 9,75 ам. долл. Все другие страны: на 1 год — 44,20 н. м., на полгода — 22,10 н. м., на три месяца — 11,05 н. м. На журнал «Грани» на четыре номера: в Германии — 21,00 н. м., в США и Канаде — 6,50 ам. долл., во всех других странах — 22,00 я. м. Тариф за объявления в еженедельнике «Посев»: целая страница — 1000 н. м., 3/4 стр. — 725 н. м., 1/2 стр. — 550 н. м., 1/4 стр. — 300 н. м., 1/8 стр. — 160 н. м. ; 19 апреля в Лаосе произошел государ| ственный переворот: генералы и старI щие офицеры арестовали нейтралистскоI го премьера принца Суванна Фуму. I Власть в сггране принял на себя созданI ный военными «Революционный совет». Ни коммунистические государства I (СССР, КНР), ни державы Запада (США, ; Великобритания, Франция) этого перево| рота юридически не признали. Вскоре i после переворота американский посол во i Вьентьяне решился даже на драматинес\ кий жест—он подошел к окну дома, в коi тором находился задержанный военными i принц Суванна Фума, и крикнул ему, что ; правительство CUT А по-прежнему счита! ет его законным главой .правительства. Еще свежи в памяти те времена, когда ; Суванна Фума был из-за своего нейтрализма неприемлем для американцев: они поддерживали его соперника «справа» генерала Фуми Носавана. Администрация покойного Кеннеди сделала крутой поворот. Нейтралистский (Премьер и его почти фиктивное, не располагающее никакой реальной властью, коалиционное правительство (правые, нейтралисты и коммунисты) сделались последней надеждой американцев. И вот этой-то надежде переворот 19 ацреля нанес серьезный удар. Утешение в беце — советско-китайский конфликт. Организация «Патет-Лао», по сугги говоря, слаба и малочисленна. Она опирается на помощь людьми и оружием со стороны коммунистов Северного Вьетнама, а последние, в свою очередь, опираются на КПК. Отсюда: всякий успех «Патет-Лао», в случае возобновления гражданской войны, был бы успехом китайского руководства, и, при этом, успехом в момент наибольшего обострения советско^китайского конфликта. Здесь разгадка ,топо, почему советский посол во Вьеиггьяне Афанасьев вместе со своими американскими и бритадакими коллегами добивается восстановления правительственной коалиции. Обстановка же в столице Лаоса создалась странная и запутанней. После давления извне организаторы переворота выпустили Суванна Фуму на свободу, даже извинились перед ним, но... составили его под присмотром. Они вновь признали нейтралистского принца премьер-министром, а созданный ими «Револкшиюиный совет» объявили частной организацией (очевидно, чем-то вроде политического клуба), но... никакой, даже фиктивной власти .премьеру не передают. Реальная власть в столице, по-прежнему, — в .руках «Революционного совета». Одновременно организаторы переворота настойчиво 1советуют премьер-министру удалить ив своего правительства коммунистов (которые, кстати, находятся не во Вьентьяне, а сидят в плавном штабе партизан «Патет-Лао»). Создается также впечатление, что организаторы переворота недовольны официальным представителем «правых» в правительстве ген. Фуми Носаваном: они действуют помимо него. От лица «правых» выступает теперь возплавитель переворота ген. Купраситг Абхай. В Таиланде (Сиаме), где с большой тревогой следят за .событиями в Лаосе, всецело одобряют переворот 19 апреля и разделяют разочарование военных — участников переворота генералом Носаваном, который показал себя карьеристом и стяжателем. И поэтому в Таиланде растет недовольство американской дишюматией, требующей восстановления первоначальной коалиции — с коммунистами и Фуми Носаваном. В Таиланде, на худой конец, предпочли бы раздел Лаоса с тем, чтобы .прилегающая к Таиланду часть .страны была бы под контролем антикоммунистов. Совсем иначе огснеслись к перевороту в Лаосе правящие круги соседней Камбоджи. Принц Нородом Сианук вообще не верит в способность и волю американцев оборонить Юго-Восточную Азию и поэтому поспешил перестраховаться: объявил о «нейтрализме» своей страны, МИР И МЫ Перед пробой сил в Лаосе? поразительна! напоминающем скрьцтый протекторат КНР над Камбоджей. Неудивительно поэтому, что правительство Камбоджи, — в один голос и с руководствам КП К и с руководством КПСС, — винит в перевороте американцев, хотя они-то тут меньше всего виноваты. Переворот 19 апреля — естественная реакция антикоммунистических кругов на то ненормальное положение, в котором очутился Лаос после создания «коалиционного правительства». Эта коалиция существует лишь на бумаге. Коммунистические министры в заседаниях правительства участия не принимают, но оказывают на него давление и инфильтрируют правительственный аппарат своей агентурой. Страна по-прежнему разделена на зоны влияния: «националиотинескую», '«нейтралистскую» и «коммунистическую». Власти на местах считаются не с правительством, а со своим на>чальством соответственно политической ориентации. Перемирие то и дело нарушалось локальными стычками, а теперь, после переворота, и вовсе оставлено: коммунистические партизаны возобновили регулярные военные действия, и в Долине Кувшинов атакуют позиции не только националистов, но и нейтралистских частей генерала Кокг Ле (еще свежи в памяти те времена, когда неизвестно кем произведенный из капитанов в генералы Конг Ле ездил в СССР, а советские гавелы писали о нем хвалебные статьи). Но атаки коммунистов возымели совсем не тог эффект, и ожиданий нарушителей перемирия не оправдали: вместо разброда в рядах противника они привели к сближению антиктмунистов и нейтралистов. 24 апреля премьер-мииисад Суванна Фума перенес свою резиденцию в министерство обороны, находящееся под контролем «правых». Последние, в свою очередь, обязались .полностью поддерживать (премьера при условии, что в правительстве не будут участвовать коммунисты. А 2 мая было объявлено, что антикоммунисты и нейтралисты объединяются в одну политическую партию под водительством принца Суванна Фумы. Одновременно объявлено о слиянии нейтралистских (82.000 человек) и аигакоммушцстичеаких (50.000 человек) вооруженных сил. Проведя эти реформы, Суванна Фума выразил ГОТОВНОСТЬ встретиться со своим сводным братом, номинальным лидером коммунистов, принцем СуфанувонгОм. Встреча должна состояться в самое ближайшее время. Неизвестно, согласятся ли на восстановление перемирия коммунисты, имеющие под своим контролем две трети территории страны. Во всяком случае, представитель «Паггет-Лао» уже заявил, что «правые» обьиграли Суванна Фуму и что новая партия находится под их фактическим господством. Если учесть, что за «Патет-Лао» стоят северовьетнамюкие коммунисты и КП К и что как раз сейчас они же развивают ожесточенную партизанскую деятельность в Южном Вьетнаме, то, судя по всему, в Лаосе предстоит решающая гщзюба сил. А. Н. 8 мая 1964 г., № 19 (Щ Раскол в компартии Индии Раскол в индийакой компартии стал совершившимся фактом. Окончательное его оформление, — образование двух параллельных компартий, — не заставит долго себя ждать. Индия будет не первой страной, где уже существуют 2 компартии (или более): в Австралии и Бразилии их теперь две, в Бирме — три, а на Цейлоне даже четыре (включая тРОЦКИотскую). Но компартия Индии насчитывала свыше трехсот тысяч членов; после индонезийской (полностью стоящей на стороне КПК) — это самая крупная компартия в Южной Азии. На последних парламентских выборах за индийскую компартию было подано 10°/о голодав; за коммунистов голосовало, следовательно, около двадцати миллионов избирателей. На недавнем заседании Национального совета партии сторонники просоветского партийного руководства, имея в совете большинство в две трети мест, исключили из совета прокитайакое меньшинство (одна треть мест в совете). Последнее, однако, не подчинилось решению совета и обратилось к партийным кадрам. Это — удачный тактический ход: на стороне «китайских товарищей» находятся наиболее активные парторганизации штатов Западной Бенгалии, Кералы и Андхры. Атмосферу, царившую на сессии совета, лучше всего характеризует то, что весь сыр-бор загорелся из-за требования меньшинства поставить первым пунктом повестки 'дня обсуждение сопрудничества нынешнего генерального секретаря компартии Данге с британскими колониальными властями в период борьбы за независимость Индии: найдены, якобы, письма Данге британским чиновникам, в которых нынешний генеральный секретарь предлагал им свое (Сотрудничество. Большинство вообще отказалось обсуждать вопрос, заявив, что письма — это подделка.. В .прениях меньшинство упорно отказывалось именовать Данге «товарищем»: генсека называли «господин Данге». В конце концов, оппозиционеры покинули заседание. Но и скандал с письмами и даже советсконкитайский конфликт — скорее поводы для раскола, чем его причина. Индийская компартия уже давно разделялась на «правую» и «левую» фракции, и конфликт между ними назревал десятилетиями; начало его восходит ко временам до Второй мировой войны. Тогда «левые», следуя указаниям Сталина, ожесточенно боролись с англичанами, не останавливаясь и перед вооруженными восстаниями. После нападения на СССР гитлеровской Германии «левые» прекратили борьбу с англичанами и стали выступать против Ганди и его движения, а так как они тогда тчжзподствовали в партаппарате, то за ними последовала и партия. В результате [коммунисты серьезно скомпрометировали себя в глазах индийской общественности: борьбу с Ганди индийцы не прощают коммунистам м пр сей день. Обстановка круто изменилась после войны: Сталин дал сигнал к вооруженным выступлениям. Коммунисты послушно выполнили приказ «отца народов» и подняли восстание в Хайдарабаде, которое индийские власти без особого труда подавили. Два крупных неуспеха, следовавшие один за 'другим, поколебали позиции «левых» в партаппарате; «правые» начали их постепенно оттеснять от руководства, а когда, в середине пятидесятых годов, руководство КПСС начало свой флирт с Неру и в Индию из СССР потекла обильная материальная помощь, «правым» удалось при поддержке КПСС захватать .ключевые позиции на партийных верхах. Но зато внутрипартийная борьба обострилась: в глазах «левых» Неру продолжал оставаться носителем «буржуазно-капиталикзтинеского» порядка, а не решающиеся на борьбу с ним «правые» были его потакателями и прислужниками. Агрессия КНР в Гималаях .способствовала открытому разрыву. «Правые» не смогли выступать с оправданием агрессоров уже хотя бы ПОТОМУ, что опасались эа мебель и оконные стекла в своих партийных .помещениях. Они приветствовали и оборону страны и, больше того, - помощь оружием Индии.со стороны Запада. «Левые» пошли на риск потери всякого доверия со стороны индийских народных марс и открыто выступили на стороне КНР, за что многие коммунисты
Стр.10
8 мая 1964 г., № 19 (938) поплатились не только синяками под глазами, но и тюрьмой. После выхода лидеров «левых» на свободу в индийской шшаршии раскол практически уже совершился. Партийное руководство запрещало «левым» организовывать митинги, «левые» не считались с запрещением; в партийной печати разгорелась полемик»,, в которой враждующие стороны не скупились на ругань и взаимные разоблачения. Недавнее заседание Национального совета партии было, так сказать, «точкой кипения». Результат раскола: индийские коммунисты вышли из поли]тинеской игры. Так, в штате Керала у коммунистов были «юе-какие шансы собрать относительное большинство на предстоящих локальных парламентских выборах. Теперь эти шансы можно считать равными нулю. «Вся история диктатуры пролетариата 'говорит о том, что мирный переход от капитализма к социализму невозмоПОСЕ В жен», — говорится в пресловутой статье «Жэньминь жибао» от 31 марта. Раскол в индийской компартии лишний раз подтверждает этот тезис: в условиях парламентарной демократии, > с ее равными вшможностями для всех политических партий, свободой слова и печати, индийские коммунисты не сумели использовать даже такие благоприятствующие им обстоятельства, как бедность широких масс населения, безыдейность и моральное разложение правящей партии Конгресса. Больше того: они сами раскололись. В результате в проигрыше и одно и другое направление. Логическое следствие проигрыша: коммунисты попытаются отыграться на других участках. Для Хрущева таким унастком может стать Куба: он уже выступал с «серьезными предупреждениями» по адресу США. Для КП К таким участком является Индокитай, где, повидимому, предстоит 'проба сил в Лаосе. У. ПАВЛЕНКО Обмен шпионами в Берлине Под покровом строжайшей тайны и с соблюдением всех мер предосторожности рано утром 22 апреля на один из контрольно-пропускных пунктов в Берлине (между советским и британским секторами) были доставлены двое заключенных: английский коммерсант Гревилл Винн, осужденный Военной коллегией Верховного суда СССР в Москве в мае прошлого года по делу полковника Олега Пеньковского за шпионаж в пользу Англии и США на 8 лет лишения свободы, и Гордон Лонсдейл (он же Конон Трофимович Молодый), осужденный два года назад британским судом за шпионаж в пользу СССР к 25 годам заключения. Здесь, на этом контрольном пункте, Г. Винн был передан англичанам, а К. Молодый (Г. Лонсдейл) — советским властям. Комментируя это событие, иностранная печать отмечает, что этот «шпионообмен» сделан был с явным «превышением» в пользу Советского Союза. Английское правительство первоначально долго не соглашалось променять Ленин учит шантажу В «Правде» (№ 103) помещен «новый документ В. И. Ленина». Речь идет о «проекте постановления Ц К РКП(б) о задачах советской делегации в Генуе». Проект был подписан 24 февраля 1922 года Лениным. Как известно, коммунистическая пропаганда пытается представить деятельность советской делегации (возглавлявшейся Г. Чичериным) на международной конференции по экономическим и финансовым вопросам в Генуе как первое провозглашение принципа мирного сосуществования. Однако простое ознакомление с напечатанным в «Правде» проектом постановления Ц К убеждает, что для Ленина тезис мирного сосуществования был чисто конъюнктурным моментом. В тексте «документа» указана та нечестная обманная политика, которой обязана была придерживаться советская делегация. Так, в тексте проекта постановления говорится среди прочего: «Одна из главных, если не главная наша политическая задача в Генуе, выделить это крыло буржуазного лагеря изо всего их лагеря, стараться льстить этому крылу, объявить допустимым, с нашей точки зрения, и желательным соглашение с ним не только торговое, но и политическое... Сделать все возможное и кое-что невозможное для того, чтобы усилить пацифистское крыло буржуазии и хоть немного увеличить шансы его победы на выборах; это — во-первых; и во-вторых, чтобы разъединить между собой объединенные в Генуе против нас буржуазные страны, — такова наша двоякая политическая задача в Генуе. Никоим образом не развитие коммунистических взглядов... ...Детальную разработку того, как развить пацифистскую программу, ЦК поручает делегации, ограничиваясь общей директивой: стараться развить ее как можно шире, чтобы глубже расколоть пацифистский лагерь международной буржуазии с лагерем грубо-буржуазным, агрессивно-буржуазным, Коммунистическую пропаганду не читают Югославский институт журналистики сделал шаг, который вряд ли решатся сделать подобные институты в других коммунистических странах. Институт провел опрос, на основании которого установил количество читающих коммунистические газеты югославов, и не только провел его, а даже частично объявил результаты этого опроса (в загребском еженедельнике «Телеграм» от 3 апреля). Выяснилось, что из девятнадцати миллионов югославов только 1,5 миллиона читают газеты. При этом, если тираж таких газет, как «Политика», хотя и медленно, с колебаниями, но растет (в 1959 г. — 292.000; в 1960 — 321.000; в 1961 г. — 286.000; в 1962-м году — 320.000), то тираж за компартии Югославии, реакционнобуржуазным». Для западных политиков, верящих в серьезность нынешних хрущевских заявлений по поводу политики сосуществования, ознакомление «документом» пользу. принесет с ленинским несомненную Л. Ф. газеты «Борба», — официо•— упал почти вдвое. В 1959 году он составлял 256.000; в 1960 г. — 261.000; в 1961 г. — 196.000; в 1962 г. — 139.000 экземпляров. Наиболее популярной в Белграде является газета «Вечернье новости», носящая откровенно бульварный характер и менее других занимающаяся пропагандой (ее общий тираж, впрочем, тоже упал; в 1960 году — 189.000; в 1962 — 113.000). Из 19 еженедельных газет 14 приносят убыток от 3 до 90 динар за номер. Доход остальных очень низок и колеблется от 1 до 3,5 динар за номер. «При таком положении не удивительно, что огромное большинство работников журналистических коллективов и в... 1963 году понесли громадные убытки, — жалуется «Телеграм». Что коммунистическая печать несет убытки, в этом, действительно, нет ш- • чего удивительного. Удивительно другое, что об этом в одной из стран, «строящих социализм», решились так откровенно заговорить. Я. М. «Лонсдейла» на Винна, чей шпионаж свелся к простому выполнению посреднической роли (в течение лишь одного года) между Пеньковским и британской разведкой, в то время как «Лонсдейл» возглавлял шпионскую оганизацию в Англии и в некоторых других европейских странах и создал конспиративные квартиры в Лондоне и Портсмуте, откуда микрошрифтом передавал в Советский Союз свои сообщения по поводу состояния английского подводного флота. Лишь ухудшившееся здоровье Г. Винна заставило правительство Англии пойти на обмен его против матерого шпиона «Лонсдейла». Об этом обмене советские газеты ничего не сообщают нашим гражданам. Они молчат, как уже промолчали об обмене незадачливого американского летчика Г. Пауэрса (сбитого в 1960 году близ Свердловска и осужденного в Москве за шпионаж к 8 годам тюрьмы) против разоблаченного в США крупнейшего шпиона, полковника КГБ Абеля, осужденного на пожизненное тюремное заключение в США. К. Г. 11 Советсно-нитайсние стычни на конгрессе МАЮД Председатель Верховного суда РСФСР ШВЕДСКИЙ ПОЛКОВНИК-ШПИОН БЫЛ СОВЕТСКИМ ГЕНЕРАЛОМ? По сообщениям иностранных газет от 30 апреля, на днях особая комиссия шведского парламента передала министерству юстиции материалы по поводу шпионской деятельности полковника шведской военной авиации Стига Венерстрёма. В сообщении говорится, что Венерстрём являлся тайным советским гражданином и что ему было даже присвоено советским правительством в секретном порядке звание генерал-майора Советской армии. Газеты сообщают далее, что советское правительство наградило Венерстрёма рядом высоких орденов, которые, однако, хранились в Москве. По тем же сообщениям, Венерстрём получал за свой шпионаж 5.000 рублей ежемесячно и, кроме того, располагал правом на неограниченный кредит. На основании этого, он мог в любом советском посольстве в любом государстве получить столько денег, сколько ему было нужно. За время своей пятнадцатилетней шпионской деятельности Венерстрём получил от советской контрразведки около 600.000 крон. В парламентском сообщении указывается далее, что Венерстрём уже в мае прошлого года получил указание от своих советских «работодателей» покинуть Швецию и обосноваться в Испании. Здесь он должен был установить наблюдение над базами НАТО. Но по личным обстоятельствам Венерстрём это перемещение отсрочил, что его погубило, так как в это время он был разоблачен. Установлено также, что Венерстрём во время несения обязанностей воздушного атташе при шведском посольстве в Москве с 1952 по 1957 год имел уже советский заграничный паспорт. Шпионская кличка Венерстрёма была «Орел». Вред, причиненный им Швеции, оценивается суммой в 283 миллиона крон. Швеция должна будет создать ряд новых укреплений и в корне реорганизовать свою оборонительную систему. Ныне Венерстрёму 57 лет. Он происходит из старинной шведской семьи. Приговор по его делу о шпионаже в пользу Советского Союза будет вынесен, по сообщениям газет, в середине июня с. г., незадолго до приезда Хрущева в Швецию. Л. В. Л. Смирнов устроил на днях, как сообщает «Правда» от 19 апреля, пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов. Темой пресс-конференции было сообщение о проходившем в Будапеште VII I конгрессе Международной ассоциации юристов-демократов (совпавшем по времени с пребыванием Хрущева в Венгрии), на котором Л. Смирнов возглавлял советскую делегацию. Л. Смирнов назвал в своем выступлении работу конгресса «в целом плодотворной и полезной», но был вынужден отметить, что участники конгресса «столкнулись с настойчивыми попытками китайской делегации сорвать работу этого форума и внести раскол в ряды МАЮД». Как сообщает дальше газета, «Л. Н. Смирнов подчеркнул, что китайская делегация стремилась использовать трибуну конгресса для клеветы и злобных нападок на политику Советского Союза и других оциалистических государств. Прикрываясь общими фразами о борьбе с американским империализмом, китайская делегация путем безответственной антисоветской клеветы пыталась навязать свое мнение участникам конгресса, подчинить движение юристов-демократов своим узконационалистическим целям». Присутствовавшие на пресс-конференции члены советской делегации дополнили выступление Л. Смирнова своими впечатлениями. По их словам, высказывания китайских юристов «страдали отсутствием юридической аргументации и элементарного юридического мышления». Характерно, что присутствовавший на московской пресс-конференции представитель агентства Синьхуа вел себя отнюдь не пассивно, а «попутно пытался изложить мнение китайских руководителей относительно борьбы с американским империализмом», что вызвало якобы, — замечает «Правда», — «недоумение участников пресс-конференции». Л. К. АТЕИСТЫ В РОЛИ ЗАЩИТНИКОВ ВЕРЫ (Окончание. Начало см. на 9-й стр.) СВЫШЕ ТРЕХ ТЫСЯЧ СЛУЧАЕВ БЕГСТВА В АВСТРИЮ В 1963 ГОДУ 29 апреля, отвечая на запрос в австрийском парламенте, федеральный министр внутренних дел Ола заявил, что в прошлом году политического убежища в Австрии просило 3260 лиц. Большинство беженцев прибыло из Югославии, но есть (несколько десятков человек) и беженцы и невозвращенцы из Венгрии, Польши, Чехословакии и других коммунистических государств. У. П. цель его остается одна: «последний и решительный бой», то есть гдето в конце маячит нож. Эта перспектива не только пугает, она возмущает людей и возмущает их настолько, что власть в настоящее время решается говорить о классовой морали только завуалированно, чтобы не раздражать людей еще больше. Причем тот факт, что коммунистическая мораль пугает и раздражает неверущих больше, чем верующих, по-видимому закономерен. Для неверующего все кончается на земле, и нож ему страшнее, чем верующему. Может быть, атеисты вступаются за веру и. по другим причинам, чисто человеческим: видя, например, зверское преследование верующих в нашей стране. Но главная причина, думаем мы, другая: они окончательно убедились в том, что коммунизм ведет людей к чисто физической катастрофе, и они в страхе ищут выхода если не в вере в Христа, то хотя бы в законах моисеевых.
Стр.11
12 ПОСЕ В 8 мая 1964 г., № 19 (938) ВЫШЛА В СВЕТ И ПОСТУПИЛА В ПРОДАЖУ НОВАЯ КНИГА: Проф. прот. о. В. Зеньновский А. На массовом митинге в Джакарте индонезийский президент Сукарно объявил приказ о выступлении добровольцев в поход против Малайзии. По его словам, имеется 21 миллион добровольцев, готовых к борьбе. ж. Индонезийские власти организовали киигосожжение в Джакарте. Специальный комитет распоряжался сбором книг, содержание которых не соответствовало идеологии существующего режима. • В Варшаве найдена массовая могила, где, на территории самого города, было похоронено 10 ООО человек. Скелеты лежат в четыре яруса, и по состоянию большинства черепов можно заключить о массовом убийстве выстрелом в затылок. Полагают, что речь идет о жертвах национал-социализма. Поблизости обнаружена братская могила тридцати немецких солдат, расстрелянных, как полагают, за помощь жертвам нацизма. • В своей первомайской речи кубинский премьер-министр Фидель Кастро заявил, что Куба будет бороться силой оружия против разведывательных полетов американских самолетов над ее территорией. Касаясь прямых переговоров об этих полетах между США и СССР, Кастро сказал: «Куба — суверенное государство, а не подвластная СССР территория». • В Брюсселе состоялись две обособленных коммунистических первомайских демонстраций: промосковская и пропекипская. Вторая привлекла больше молодежи, несла портреты Сталина, Мао, Ходжа и выкрикивала ругательства по адресу «ревизионистов». • Из надежных пекинских источников сообщают, что по распоряжению монгольского правительства все китайские рабочие должны покинуть Монголию до конца июля. Остаться могут только техники и рабочие, занятые на стройках и монтажах предприятий по особым договорам между МНР и КНР. • На сессии Совета прокоммунистической Международной организации журналистов в городе Алжире китайская делегация выдвинула обвинение секретариата МОЖ в том, что он проводил «советскую линию на капитуляцию перед империализмом». А Вьетнамскими коммунистическими партизанами в гавани Сайгона подорвано и затоплено американское военнотранспортное судно «Кард». По всем данным, мина была доставлена к судну под водой. • С осени 1963 года в ГДР проходят обучение руководители партизанских отрядов для Мозамбика. Курсы организованы лево-экстремистским мозамбикским движением «Фронт освобождения Мозамбика». По окончании обучения в ГДР курсанты поедут для окончательного совершенствования в СССР. в Польше идет подготовка парашютных отрядов милиции. Отряды состоят из 25 человек каждый. Предусматривается курс обучения из двухмесячной теоретической подготовки и двадцати прыжков с парашютом. Назначение отрядов — «немедленное подавление вооруженных преступных выступлений». ж. В Париже состоялась специальная еессия Совета НАТО по кипрскому вопросу. Сессия была созвана по просьбе Турции, изобиловала греко-турецкими спорами и закончилась безрезультатно. ж. Генеральный секретарь ООН У Тан представил Совету Безопасности план умиротворения Кипра, который предусматривает на первых порах разоружение всех гражданских лиц, не входящих в состав армии и милиции. А. Посредник ООН на Кипре Туомиоя предпринял поездку в Лондон, где обсуждал кипрскую проблему с представителями британского правительства. В Вашингтоне состоялась двухнедельная сессия Совета СЕНТО, в которой участвовали министры иностранных дел Турции, Ирана, Пакистана, Англии, а также представитель США (примыкающих лишь в качестве ассоциированнод В РЕДАКЦИИ Главный редактор А. В. Светланин — в отъезде. Ответственный издатель В. Горачек. Главный редактор А. Светланин (в отъезде). Заместитель главного редактора А. Артемов. Отв. секретарь редакции Я. Трушнович. Отделы: революционной стратегии и тактики - Л. Рар; ™W<>u<» итветственныи издатель о. up ПОЛИТИКИ Л ФСДОООВ I ВНСШНСЙ ПОЛИТИКИ Никоими; идеологический — Л. Сергеева; литературы, искусства, науки - Н. Тарасова. Ответственный за корректуру В. Астсмирсв. Постоянное редакционное совещание: М. Бали.п.. 11 *lf\l"i пп , пдшл ш гпьичш • » • — »а-" » » —p-t ш — t j f —, r ••-"; -— • " — < ••- l —г .. . - шев Е Гаианин В Гуменюк С Кирсанов. В. Кунгурцев, Р. Редлих, Ю. Трегубое. Н. Трубицына. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи не возвращаю™ Стихов редакция не печатает Книги для отзыва следует присылать в лвук экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках или иным способом материалы, снабженные ..COpyngm , можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Dniek: Poaaev-Verlee, V. Goracnok KG.. Frankfurt am Main го члена). Обсуждалось политическое положение на Ближнем и Среднем Востоке. ж В ливийском местечке Баида начались переговоры о судьбе американских военных баз в Ливии. Несколько раньше состоялись встречи ливийских и английских представителей в целях пересмотра англо-ливийского соглашения о базах. А 39-летний американец Джон Лоба выпущен из тюрьмы в ГДР и отпущен в Западный Берлин. Лоба в октябре 1962 года на закрытом процессе в Восточном Берлине был присужден к двум с половиной годам лишения свободы, и до сих пор неизвестно, в чем его обвинили. • Британское командование в Адене послало подкрепления на границу с Йеменом в связи с участившимися нападениями йеменских партизан. • Наступление монархических войск в восточном Йемене привело к большим потерям у египтян, которые оставили на полях сражений 349 убитых, три бронированных автомобиля, один тяжелый танк и одну пушку. • Югославия закупила у США продовольствия на 64 млн. долларов, в том числе 500 ООО тонн пшеницы. ж В Женеве начались переговоры о таможенных тарифах между 42 государствами свободного мира, подписавшими «Генеральное соглашение о тарифах и торговле» 1947 года. Эти переговоры были предложены покойным президентом США Кеннеди и известны как «раунд Кеннеди». • Английский министр иностранных дел Батлер совершил поездку в Токио, где обсуждал, помимо вопросов торговли, предложение Японии о посредничестве в конфликте между Индонезией и Малайзией. ж Канцлер ФРГ Эрхард посетил Люксембург, где встречался с представителями люксембургского правительства и администрации Европейского объединения угля и стали. • Председатель социалистической партии Франции Ги Молле предпринял поездку в Белград и Рим. В Риме он встречался с руководителями итальянских социалистов — Ненни и Сарагатом, с которыми обсуждал вопросы международной политики, а также опыт коалиции социалистов с течениями центра. • Япония принята в Организацию экономического сотрудничества и развития в качестве 21-го члена. ж Во время первомайских манифестаций в Лиссабоне произошли столкновения, в результате которых один человек был убит и двое ранено. По данным полиции, стреляли из толпы. Произведены аресты. • Камбоджа обратилась в Совет Безопасности ООН с жалобой на США и Южный Вьетнам, обвиняя их в агрессивной политике и нарушении принципов Хартии ООН. ж Прокламирована новая временная конституция Ирака, согласно которой Ирак объявляется социалистическим и демократическим государством, но его Социализм и демократия базируется на исламе. • В Вене создан Институт по вопросам помощи слаборазвитым странам. Цель — ориентирование общественного мнения в этих вопросах. • На новом ракетодроме Эдуардз, в Калифорнии, взорвалась при старте большая американская ракета «Титан-3», весом 250 тонн, длиной 25 метров, в поперечнике 3,5 метра. • В возрасте 85 лет умерла лэди Астор, известная английская общественная и политическая деятельница. Лэди Астор была первой женщиной, избранной в английский парламент, и сохраняла свой депутатский мандат 25 лет. БОЛЬНЫМ СЛАБЫМ НЕРВНЫМ Мы живем уже много лет в обстановке крайнего нервного напряженна. Неврастенна, манокроаяс, головные н др. боли, упадок сил, апатш. бессонница, нервные запоры — вот чем страдает едва ли не каждый из вас. В результате расстройство нервной системы влечет в более тяжкие последствия, а именно: ослабление актввиоЕ сги жиавггвориыж желез • нарушение функций всеж органов, что и является основной причиной в с е ж болезней, преждевременной старости и часто ранней смерти. Научно установлено, что известное лекарство К a I в f I и I d восстанавливает равновесие, нервы в силы и организм, будучи возрожденным, снова начинает пользоваться всеми радостями здоровой живви. Профессор Афинского университета д-р Керше пашет: «Я празаа» КАЛЕФЛЮИД могуикствеаиым лечебным средством, чрезвычайно укрепляющим и яоестаяавлиааюпиш силы и нервную слет ему. КАЛЕФЛЮИД награжден на выстявкаж в Париже. Лондоне. Риме, Брюсселе н Флоренции 1 золотыми Брошюра на всеж глазных языках мира высыластса бесплатно. КАЛЕФЛЮИД продаетса в аптека!. Где нет, пишите немедленно! Laboratolre Е. "KALEFLUID", 66, Bd. Exalmana, Parla (16*), France В Канаде! Pharmacia Brunelle 5757, Bd. Monk, Montreal В Австралии: E. Hubczenko, 16, Howarda Rd. Beverley, Adelaide "immm.Mj D США и другиж стран направляйте нам во Францию Основы христианской философии то м 2-й Содержание : Часть I . Основная идея христианской метафизики. Часть II . Основные проблемы христианской метафизики. Часть III . Бог и мир. 1964 г. 186 страниц. Цена 9 нем. марок. Продолжается продажа 1-го тома «Основ христианской философии», имеющего название «Христианское учение о познании». Содержание : Глава I . Идея христианской философии. Глава II . Современные учения о разуме. Глава III . Христианское учение о разуме. А. Разум и вера. Глава IV. Христианское учение о разуме. Б. О субъекте познания. Глава V. Акт познания. Глава VI . Христианские предпосылки знания. Глава VII . О двух путях познания мира. Глава VIII . О предмете познания. Глава IX . Познание и реальность. 150 страниц. Цена 7,5 нем. марок. Заказчикам, покупающим оба тома вместе, предоставляется скидка в 15 процентов: 2 тома — 14 нем. марок. Оба тома в твердых переплетах с золотым тиснением. Заказывать в издательстве «Посев» М. Зощенко О ЧЕМ ПЕЛ СОЛОВЕЙ М. SOSTSCHENK O ^Юоооп die. ^J\$aekti#aLL san# deutsc h — russisc h 1964 г. Стр. 79 Цена 4,25 нем. марок Известный писатель Михаил Зощенко увлекательно и с большим юмором знакомит читателя с эпизодами советской действительности. Книга издана на двух языках — русском и немецком. Русский текст отпечатан с ударениями и может быть рекомендовав как пособие для иностранцев, изучающих русский язык. В ИЗДАТЕЛЬСТВЕ «ПОСЕВ» ВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТИ НОВАЯ КНИГА М. Нарица НЕСПЕТАЯ ПЕСНЯ Повесть ленинградского писателя и скульптора М. Нарицы была нелегально переслана автором за границу и печаталась в № 48 журнала «Грани», который к настоящему времени полностью распродан. В книге напечатаны биография автора с его портретом, а также его обличительное, полное мужества и достоинства, письмо Н. Хрущеву. В книге 127 стр. Цена 7,25 нем. марок Заказы направлять в издательство «Посев». Ш1ШПН111Ш1111Ш11111ПП11Ш11МШНМ11111111НМ11Ш11Н1МНИ1М1|111|11Ш11МШ 1 | | ЛОНДОНСКАЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНАЯ КОМПАНИЯ предj лагает место русской машинистке-стенографистке. Знание рус- 1 ских и английских технических терминов полезно, но не необхо- | 1 димо. Писать в издательство «Посев»: | { Poasev-Veriag, 623 БтапМшЧ/М. - Scesermeim, Flrurscheajdeweg 5 | 1 и указать даты для интервью в Париже. Жалование по соглаше- | | нию, но не менее 54 фунт, стерл. в месяц. Предоставляются и не| которые другие льготы. } I TTll |||||tMllllllllllflllllllllttl«lllilllllllllllllil1llllllllllllliriltlllllllillfllllllltllllllllllllfllllll
Стр.12