Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Посев

Посев №12 1964 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138478
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1964 .— №12 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138478 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мы имеем в виду, во-первых, опубликованную в «Коммунисте» № 1 за этот мирование научного ...Служители «Задачи мировоззрения и атеистическое <...> небес православного б о воспитание», («Жур н а л М о с к о в с к о й п а т р и а р х и и » № 9, 1962 «Фор год) ч и т а е м : « Д в а д ц а т ы й век, в котором являющую нам с у ж д е н о ж и т ь и действовать, п о о б ся фактически докладом Ильичева на ту ж е тему на расширенном заседании щему Идеологической комиссии при Ц К К П С С в декабре прошлого года; во-вторых, — эпоху редакционную статью в « П р а в д е » от 2 марта «Активно вести атеистическое вос небывалых питание», излагающую постановление Ц К К П С С « О мероприятиях по усилению всех о б л а с т я х ч е л о в е ч е с к о й ж и з н и . <...> С о в атеистического воспитания населения», коим одобрены выработанные Идеологи ременное человечество переживает ческой комиссией «практические мероприятия». <...> Но несомненно также и то, что план этот возник из большого страха сти перед небывалым распространением веры в народе и перед вла исключитель откровенно И тых годах, а особенно в годы О т е пов» чественной физический войны и щее десятилетие, в Церковь пила свое влияние на Но он подло нарушением последую «укре верующих». связывает это «ленинских пов в области с... принци законодательства религиозных культах». изумленным о Перед читателем послед личности Сталина ствия культа ленинских причинил принци Церкви урон. крупный Н о в конечном счете власть еще раз имела случай убедиться в том, что террором ве р у и Церковь не уничтожить и что террор действенен л и ш ь деленных границ, а до опре перейдя гра ницу, вызывает реакцию, противо положную В ожидаемой... сущности весь во пе наука не м о ж е т в стороне. <...> Р е л и г и о з н о е от б <...>
Посев_№12_1964.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№12_1964.pdf
Не в Силе Бог, а в Правде! IMIMIIII I < 1 • > 11111111 Il l 111 •• 11J11J • 1111 > 1111 11111П1111 • 11J1111Г 1 • 11 • 111 • 111 • 111ПIJ 11 • 1111 1 Александр J Невский IIMIIIIIIIIIIIIIIIIII I 11111 • 11111 • 11111 • ГОД ИЗДАНИЯ Выходит и»" » I Mill i IIIIII I I i I • • l J Mill ДВАДЦАТЫЙ за i шимми рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 5 Тел. 31 9265 i MIIMIIIIIIIIMIIIIIIII I u ншпп MIIIIIIIII I ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ 12 (931) POSSEV- DIE. AUSSAAT, Wochenzeitung in russisdier Sprache • D 21 651 С Пятница, 20 марта 1964 года Freitag, 20. 3.1964 Новая попытка «понончить с религией» В последнее время в стране были опубликованы два документа, проливающие большой свет на противостояние религиозного фронта и фронта власти, на намерения власти в отношении Церкви и общин верующих и религиозного сознания населения вообще. Мы имеем в виду, во-первых, опубликованную в «Коммунисте» № 1 за этот год статью руководителя идеологического ведомства КПСС Л. Ильичева «Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание», являющуюся фактически докладом Ильичева на ту же тему на расширенном заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС в декабре прошлого года; во-вторых, — редакционную статью в «Правде» от 2 марта «Активно вести атеистическое воспитание», излагающую постановление ЦК КПСС «О мероприятиях по усилению атеистического воспитания населения», коим одобрены выработанные Идеологической комиссией «практические мероприятия». Само постановление ЦК КПСС почему-то не опубликовано. Оба эти документа несомненно знаменуют новые и — поскольку дело касается административно-террористических мер власти — опасные для Церкви и верующих попытки режима сокрушить влияние Церкви на население, подорвать саму основу ее физического существования, привести к распаду религиозных общин. Но несомненно также и то, что план этот возник из большого страха власти перед небывалым распространением веры в народе и перед исключительной жизненностью и гибкостью форм деятельности Церкви и религиозных общин по привлечению к себе человеческих душ. Ильичев признает, что в тридцатых годах, а особенно в годы Отечественной войны и в последующее десятилетие, Церковь «укрепила свое влияние на верующих». Но он подло связывает это с... нарушением «ленинских принципов в области законодательства о религиозных культах». Перед изумленным читателем последствия культа личности Сталина выставлены еще и такой стороной: Сталин, оказывается, виноват и в покровительстве религии, в предоставлении «церковникам» «незаконных привилегий и льгот». Примеры подобного политического гангстеризма в прошлом даже как-то не сразу отыскиваются в памяти... Всем известно, что в Отечественную войну Церковь получила несколько более свободные условия для своей деятельности не по милости и не по «ошибке» Сталина, а из-за отчаянного положения режима, который, только преследуя цели спасения собственной шкуры, допустил относительную свободу деятельности Церкви, поскольку она поднимала народ на защиту отечества... Ильичев говорит, что «в последние годы были восстановлены ленинские принципы в области законодательства о религиозных культах. Церковники лишились незаконных привилегий и льгот». Известно, что это было за «восстановление ленинских принципов»: грубым насилием и шантажем, произвольными и непомерными налогами закрывались церкви, монастыри, духовные семинарии; по ложным обвинениям проводились судебные процессы пастырей и архипастырей, которых бросали в тюрьмы; у религиозных родителей отбирались дети; под личную ответственность священников было запрещено приводить детей в церковь... Этот брутальный террористический наскок под флагом «восстановления ленинских принципов» причинил Церкви крупный физический урон. Но в конечном счете власть еще раз имела случай убедиться в том, что террором веру и Церковь не уничтожить и что террор действенен лишь до определенных границ, а перейдя границу, вызывает реакцию, противоположную ожидаемой... В сущности весь доклад Ильичева •— это панический крик о чудодейственной живучести Церкви, стойкости и возрастающей активности верующих, несмотря на «восстановление ленинских принципов». Именно после рассказа о «восстановлении ленинских принципов» он осторожно, выбирая формулировки, резюмировал: «...все еще немалая часть советских людей остается в той или иной степени под влиянием религии, продолжает посещать церковь, соблюдать религиозные обряды. Причем нередко наблюдается такая картина: количество церквей, религиозных общин сокращается, а число совершаемых религиозных обрядов остается еще относительно высоким» (подчеркнуто нами. — Ред.). Кстати: не лучшее ли это доказательство того, что количество церквей и религиозных общин «сокращается» насильственным путем? Поразительны сообщенные Ильичевым факты того, что он называет «модернизацией церкви». Приведем некоторые из них: «Вот суть речей, которые произносит настоятель Покровского кафедрального собора в г. Куйбышеве. Бог, мол, позволил человеку познать только часть великих тайн, добиться таких успехов, как открытие атомной энергии, полет человека вокруг Земли и другое. И Бог смотрит, благодарно ли человечество его дарам... В священном писании говорится о полете человека между небесных светил много веков назад, а Бог позволил человеку воспользоваться лишь частью этих возможностей, и только сейчас. Все открытия ученых есть дар Господа Бога человеку. Будет воля Божья — человек совершит полет и на другие небесные светила. ...в статье «Задачи православного богословия в современной Церкви» («Журнал Московской патриархии» № 9, 1962 год) читаем: «Двадцатый век, в котором нам суждено жить и действовать, по общему признанию, представляет собой эпоху чрезвычайных по характеру и небывалых по масштабам сдвигов во всех областях человеческой жизни. Современное человечество переживает период великой социально-экономической перестройки. В жизни используются все новые и новые силы природы. И в этих условиях богословская наука не может оставаться в стороне. Религиозное сознание требует от богословской науки ответа на множество вопросов». Таким образом, автор статьи довольно откровенно объясняет необходимость изменений в религиозной пропаганде. И она, надо признать, заметно изменяется, перестраивается, приспосабливаясь к современному верующему. Церковники требуют критического подхода даже к библейским речениям. «Все, что противоречит здравому смыслу сегодняшнего дня и вызывает улыбку у современного верующего, —• заявляют они, — не следует говорить в проповеди». Особенно большую приспособляемость проявляет церковь в политической области. ...При обрядах нередко исполняется музыка Моцарта, Чайковского, Бетховена и других композиторов. В общинах баптистов и особенно адвентистов все больше внимания уделяется хоровому пению. В целях усиления эмоционального воздействия религии церковники широко используют архитектуру, живопись. Православные иерархи заявляют, что в храме молящийся «ищет и удовлетворяет свое религиозное настроение... и удовлетворяет в благолепии храма и красоте богослужения свое эстетическое чувство». ...На что делают упор церковники и сектантские проповедники? На хорошо продуманную устную пропаганду религиозных взглядов, особенно на -индивидуальную работу с верующими. Церковники и сектанты не имеют в своем распоряжении радио, телевидения, кино. Тиражи их печатных изданий небольшие. И если они сохраняют влияние на верующих, то, прежде всего, благодаря устной пропаганде. Защитники религии хорошо понимают силу живого слова, отвечающего настроениям слушателей, основанного на знании их психологии и интересов. «Не проповедуйте языком улицы, — поучают церковники, — следите за тем, чтобы проповедь была культурной, грамотной... Не читайте проповеди по бумажке, передавайте ее другими словами. Не берите много тем, жизнью.» связывайте темы с ЦП | ШПИЦ IIIIII I IIIIIIIII I I I I Il l Il l Mill IIIIII I ...Служители культа учитывают роль женщин и всячески стараются удержать их под своим влиянием. «Обязанность женщины, как жены и матери, — заявит в проповеди один католический священник, — самая великая обязанность. Ей вверяются Богом дети, из которых она может воспитать великих служителей Божьих. Женщина может сделать для Царства Божия больше, нежели несколько мужчин». ...В общинах, особенно сектантских, проводятся специальные мероприятия, рассчитанные на молодежь: вечера любви, организация хоров и оркестров, эюскуррии. В Кисловодске и Пятитораке баптисты регулярно устраивают для молодежи вечера духовного крещения, встречи Нового года, аде распевают религиозные гимны, ставят пьесы религиозного содержания. В целях .приобщения детей и подростков к религии, духовенство усиливает давление на родителей. «Недостаточно для родителей, чтобы они только кормили и одевали своих детей, — говорил в своей проповеди один из адвентистов, — родители должны преподавать своим детям божественные истины». В то же время Ильичев сокрушается по поводу унылой серости, недейственности атеистической работы и связывает это только с ее «отрывом от жизни», плохим отбором и плохой подготовкой атеистических кадров, считая, что если атеистическую работу проводить с «сердцем» и талантливо, то религии придет конец. В постановлении ЦК КПСС намечена планетарная программа «атеистического воспитания» трудящихся и «вытравливания религиозных пережитков» .— от создания Института научного атеизма в Академии общественных наук при ЦК КПСС, перевода целого ряда факультетов университетов и институтов на специализацию в области научного атеизма до внедрения «новых, народных и семейных праздников» и индивидуальной работы с верующими. Весь этот феномен казенщины и лжи веру, конечно, не убьет и даже не потрясет. И это прекрасно знает сама власть. Фактически же под прикрытием этого веера «идеологических мероприятий» власть собирается применить «перестроенный» и «усовершенствованный» террор. Недаром у Ильичева рассыпаны всюду провокационные «юридические основания» для правительственного террора, вроде: «Всякого рода политические проходимцы, авантюристы устраиваются в общинах, становятся во главе их, обманывают, лицемерят, фальшивят, прикрывая религиозной маской свою враждебность нашему строю». Встать на защиту Церкви и верующих •— долг всего народа, всей честной общественности мира. ими МИШИН ШИШ НИ II ОТ РЕДАКЦИИ И ИЗДАТЕЛЬСТВА В связи с пасхальными праздниками у немецких работников типографии и экспедиции «Посев» в пятницу 27 марта не выйдет. Следующий — двойной — номер «Посева» выйдет в пятницу 3 апреля. I I HIII Il l
Стр.1
2 ПОСЕ В 20 марта 1964 г., № 12 (931) „Известия" продолжают тему о „злопыхателях" «За это надо драться!» — под таким заголовком «Известия» от 1 марта поместили паническую статью о «злопыхателях», под которую привлекли подпись слабовольного рабочего или бесчестного партийного активиста — проходчика шахты на Колыме Николая Курицына. «Посев» в номере от 6 марта в статье «Кому-то это нужно, кто-то это питает...» остановился на этом выразительном признаке потери властью самообладания перед лицом критической волны, разливающейся по стране в эту зиму, пожалуй, как никогда раньше. 10 и 15 марта «Известия» публикуют «продолжение разговора» о «злопыхателях». Отклики отобраны и даны только положительные — в пользу власти. Но они тоже по-своему интересны, так как выдают размрх критической волны, характер настроений в народе в настоящее время и метания власти. «Наладчик, студент университета» из Казани И. Сибтаггуллин приводит, со своей стороны, примеры того, как распоясываются «злопыхатели»: «Помню, в прошлом году на стадионе, перед началом футбольного матча, компания молодых людей сыпала анекдотами и сплетнями и о новых деньгах, и о кукурузе, и о удобрениях. Я не выдержал и вмешался в разговор. Не знаю, удалось л и мне переубедить их. Видимо, в какой-то мере удалось, ибо они замолкли». Уверенность его, конечно, смешна. Перевоспитал, что называется, между двумя ударами по мячу!.. Просто сексотов все еще остерегаются, вот и замолчали. О молодых «злопыхателях» пишет и мастер завода резинотехнических изделий В. Косинский из Бобруйска: «До боли становится обидным, когда слышишь подленькие, отдающие гнилью анекдотики из уст некоторых молодых людей. Задумываешься, что же он успел за свои 18-20 лет сделать полезного, и в каких размерах, когда начинает требовать от общества «манны небесной». И обидно за то, что мы спокойно проходим мимо этих «остряхов-даилушек». Да, надо драться! ...Мне кажется, каждому мещанинну, который брюзжит по всякому поводу и без него, надо задать вопрос: «Что же ты сделал полезного для Родины?» Как будто для того, чтобы иметь право назвать безобразное безобразным, произвол произволом, нехватку нехваткой, надо предъявить нажитый на долголетней работе горб. Сама постановка вопроса Косинеким показывает, что у него нет даже элементарного понятия о Гражданском достоинстве. Его табель о рангах в критике лишь показывает, что человек со сталинских времен не выдавил из себя раба... Молодежью недоволен и третий автор писем — шофер Московского электролампового завода В. Афонин. Он видит категорию людей, которые «всем недовольны и постоянно брюзжат irro любому повЮду». И среди' них — «кое-кто из нашей вполне грамотной молодежи». Так что проблема поколений, несмотря на все официальные заклинания против нее, несмотря на уверения Хрущева, что ее и в помине нет в советском обществе, — неумолимо вылезает наружу... Небезынтересен перечень ярлыков, которые газета, вкупе со своими «корреспондентами», навешивает на критически мыслящих граждан: «сплетники», «болтуны», «поганые рты», «брюзжащие обыватели», «политические хулиганы», «отщепенцы», «фольклористы», «анекдотчики», «поганки», «ехидные критиканы», «злобствующие критиканы», «злобные брехуны», «остряаш-^шилушки», '«подку¬ лачники», «злые осенние мухи». «Вред от них большой» — пишет москвич — «полковник запаса, член КПСС с 1927 г.», как он сам себя титулует, — М. Порошин. Он признает, что бой «злопыхателям» не дается. Два других восклицают: «Нечего нам пасовать перед такими» (В. Косинский), «Не спора» (А. Сибгатушлин). Заявления красноречивые: партийные пропатандисты со своим граммофоном партийной правды не рискуют останавливаться там, где говорит «злопыхатель», а если остановятся, то пасуют, ретируются... Средств борьбы со «злопыхателями» власть и ее актив, в сущности, не находят. Правда, недостатка в воинственных кличах «набросить платок на поганый роток» нет. Но тут же подлаживающиеся к настроениям народа заверения: «Да, верно, время не старое — за оговорку, за неосторожное слово не наказывают». Остается — «вести наступательную идеологическую борьбу». То есть спорить с «злопыхателями» по существу. То есть, аргументировать правдой. А где она у КПСС? бояться а по социальному признаку», и смехотворно утверждает, что «Если к самоопределению подойти под углом зрения суверенности государств, то... здесь ГДР имеет явные преимущества перед ФРГ» : «В осуществлении своего суверенитетета ГДР правомочна самостоятельно решать все свои внутренние и внешние дела, включая вопрос объединения Германии. А правительство ФРГ не имеет даже права формального голоса в данном вопросе, поскольку оно отдало его по парижским соглашениям США, Англии и Франции». том, ТАСС высказывает предложение о чтобы «в интересах мира и безопасности» была проведена проверка промышленности ФРГ с целью выяснения того, не занимается ли она изготовлением ракет или вообще запрещенным меж¬ дународным соглашением военным производством. «Поскольку — говорится в «Заявлени» — ФРГ возражает против заключения германского мирного договора ,то проверку эту провести на основании тех соглашений, которые, действуют впредь до заключения мирного договора». Заканчивается «Заявление» ТАСС констатацией того, что «ориентиры политики Федеральной Республики Германии остаются прежними — ревизия итогов второй мировой войны, противодействие разрядке международной напряженности и созданию прочных устоев мира в Европе». В печати ФРГ «Заявление» ТАСС вызвало большое возмущение. ф Прибытие в Москву главы Йемена. По приглашению президиума Верховного Совета СССР и советского правительства прибыл в Москву 16 марта с официальным государственным визитом президент Йеменской Арабской Республики, председатель Политического бюро, председатель Совета национальной безопасности, главнокомандующий армией ЙАР маршал Абдалла ас-Саляль. Йеменский гость и сопровождающие его лица — преимущественно военные, а также экономические специалисты — пробудут в нашей стране семь дней. Судя по составу свиты йеменского маршала, главной темой разговоров главы Йемена с советским [руководством являются вопросы отправки советского оружия в Йемен и оказание ему экономической помощи. В «Правде» дана короткая биография Абдалды ас-Саляля: «Родился в 1917 году в г. Сана. Учился З А НЕДЕЛ Ю ф Заявление ТАСС с резкими нападками на правительство ФРГ. В «Правде» от 8 марта помещено пространное — на четыре газетных колонки •— «Заявление ТАСС» под заголовком «Извлечь уроки из прошлого». «Заявление» выпущено в связи с опубликованием правительством ФРГ отчета о своей деятельности за 1963 год, в котором правительство ФРГ, как утверждает ТАСС, делает попытки «извратить... внешнюю политику СССР, употребить угрозы в отношении стран социалистического содружества и СССР и обосновать свой ат^рессивно-реваншиктюкий курс». В «Заявлении» выражается недовольство указанием отчета правительства ФРГ на то, что «решение вопроса о воссоединении (рейха) является предпосылкой разрядки напряжения во всем мире», что без этого «не может быть настоящего примирения между Востоком и Западом», что ответственность за восстановление рейха несут четыре державы-победительницы рейха, что речь идет об осуществлении права наций на самоопределение. «Заявление» .указывает: «...полным молчанием обходится в отчете такая насущная проблема, имеющая первостепенное знамение, прежде всего, для самих немцев, как заключение мирного договора и нормализация на его основе положения Западного Берлина. Фе - деральное правительство делает вид, словно такой проблемы вообще нет и в пймине, словно оно не имеет никаких обязательств, вытекающих из акта о безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии и соответствущих международных соглашений. Между тем, пока не заключен германский мирный договор, все эти обязательства для Федеративной Республики имеют полную силу, и она обязана выполнять их неукоснительно». «Заявление» утверждает, что «некоторые лица, занимающие весьма высокие посты в дипломатическом ведомстве в Бонне, заявляют, будто Германия вообще никогда не капитулировала, а капитулировали только те, кто подписал акт о безоговорочной капитуляции». В связи с этим ТАСС предупреждает, что «Т е государства, которые стремятся к укреплению мира, не могут недооценивать опасных последствий такого положения», и наносит прямое оскорбление государству, с которым СССР состоит в дипломатических отношениях, заявляя: «Нельзя не учитывать, что среди всех государств Европы именно ФРГ является самым агрессивным и авантюристическим государством». Далее ТАСС повторяет старый хрущевский '«аргумент», что «раскол Германии произошел не по национальному, сначала в Йемене, затем в Ираке, где окончил военную академию. Вернувшись на родину после учебы, Абдалла ас-Саляль занимал различные военные посты в йеменской армии. В это время он примкнул к группе оппозиционно настроенных к монархическому режиму офицеров. В 1948 году ас-Саляль был арестован и заключен в тюрьму, где пробыл 7 лет. ...Будучи главнокомандующим йеменской армии, Абдалла ас-Оаляль возглавил подготовку и осуществление революции 26 сентября 1962 года, в результате которой был свергнут монархический деспотический режим в Йемене, и провозглашена Йеменская Арабская Республика. Ас-Саляль стал председателем Революционого Совета, председателем Оовета министров и главнокомандующим армией, а в ноябре 1962 года — президентом республики». ф Неофициальный визит президента Финляндии Кекконена в Эстонию. Президент Финляндии Урхо Кекконен с супругой проездом из Варшавы на родину находился несколько дней в Эстонской ССР с неофициальным визитом. Кекконен, помимо Таллина, побывал в Тарту, где посетил университет, и в некоторых других пунктах. В его честь были устроены приемы. С Кекконеном разговаривал по телефону из Гагры Хрущев. Вернувшись в Хельсинки, Кекконен направил Хрущеву и Брежневу телеграммы с благодарностью за оказанное ему «радушное гостеприимство» в Эстонии. Кекконен установил «огромные материальные и культурные достижения эстонского народа». ф Поездка Косыгина в Италию. По приглашению итальянского правительства, первый заместитель председателя Совета министров СССР А. Косыгин выезжает на днях в Италию. Здесь он откроет по поручению советского правительства торгово-промышленную СССР в Генуе. выставку ф Поездка Громыко в Швецию • Финляндию. Министр иностранных дел А. Громыко по приглашению шведского правительства прибыл 17 марта с официальным ответным визитом в Стокгольм, где он будет оставаться до 21 марта. На обратном пути из Швеции А. Громыко по приглашению финляндского правительства посетит Финлявдию„ где будет находиться с 21 по 26 марта. Целью поездки А. Громыко является, очевидно, зондирование и подготовка климата в Скандинавии в связи с предстоящей этим леном поездкой Хрущева в скандинавские страны. Как извести, эта поездка отодвигалась уже несколько раз: из-за Венгерской революции, вызвавшей неблагоприятную для руководства КПСС реакцию в скандинавской общественности, и в связи со скандальным разоблачением советского шпионажа в Скандинавии. По сообщению иностранных газет, предстоящий процесс над советским шпионом — шведским полковником Венерстрёмом отложен и состоится лишь после завершения визита Хрущева. 18 марта Громыко был принят шведским королем Густавом V I и затаи премьер-минист,ром Швеции Т. Э.рлаидером. ф Георгадзе на похоронах короля Павла. Прием у премьер-министра Греции. На похоронах греческого короля Павла присутствовала советская делегация во главе с секретарем президиума Верховного совета СССР М. Георгадзе. После похорон Георгадзе был принят премьер-министром Греции Г. Папавдреу, его заместителем С. Стефанолулосом и министром иностранных дел С. Костопулосом. ф Нота советского правительства ш поводу нарушения американским самолетом воздушного пространства ГДР. В прошлом номере «Посева» сообщалось о сбитии советским истребителем над территорией Восточной Германии американского самолета «РБ-66». В «Правде» от 12 марта помещена нота советского правительства, врученная И марта поверенному в делах США в СССР У. Дж. Стэссэлу для передачи правительству США. В ноте приводится советская версия сбития 10 марта над территорией ГДР американского реактивного «РБ-66», углубившегося самолета в воздушное пространство ГДР до 70 километров. Нота утверждает, что экипаж самолета игнорировал отданный перехватившим его советским истребителем приказ о посадке и продолжал полет территории ГДР. Почему-то уклоняясь от того, чтобы прямо сказать, что истребитель открыл огонь и сбил американский самолет, МИД СССР применяет такую формулировку: «После предупредительных выстрелов советского истребителя, в связи с тем, что самолетнарушитель не подчинялся приказу о приземлении, советскими вооруженными силами, действовавшими в согласовании с конпетентными органами ГДР, были приняты необходимые меры в соответствии с инструкциями по охране воздушного пространства, которые известны американскому Самолет-нарушитель упал на территории ГДР к северо-востоку от г. Гарделеген». В ноте говорится, что «Расследование на месте падения самолета показало, что самолет имел на борту специальное разведывательное оборудование для аэрофотосъемки и радиотехнической развглубь командованию.
Стр.2
20 марта 1964 г., № 12 (931) ведки. Как установлено, самолет проник на территорию ГДР со специальной целью проведения военной разведки». Заканчивается нота заявлением, что «советским вооруженным силам подтвержден приказ воспрепятствовать любому нарушению советских границ и границ наших союзников иностранной военной авиацией». В ноте ни одним словом не упомянута судьба экипажа американского самолета — трех офицеров, о которых были непроверенные показания очевидцев — жителей ГДР, что они спрыгнули с падающего самолета на парашютах. Иностранные газеты от 18 марта сообщили, что 16 марта с разрешения советских военных властей выехал в Магдебург из Западного Берлина американский военный врач. В Магдебурге в военном советском госпитале лежит с переломами руки и ног штурман сбитого самолета «РБ-66» старший лейтенант Гарольд Вельх. Врач установил, что непосредственной опасности для жизни летчика нет, хотя полученные им повреждения тяжелые. Никаких подробностей о происшествии врач от Вельха не смог получить, так как во все время медицинского обследования летчика его кровать окружали советские офицеры и врачи. О местонахождении двух остальных летчиков советские власти хранят полное молчание. Госдепартамент США направил советскому правительству вторичную просьбу об освобождении всего состава экипажа. # «Правда» о пребывании делегации румынской компартии в Пекине, Пхеньяне и в Советском Союзе. В «Посеве» от 6 марта сосбщалось о том, что делегация Румынской компартии во главе с членом Политбюро Ц К компартии и председателем Совета министров Румынии Ионом Мауером вылетела в Пекин «для встречи с делегацией КПК». Мы писали тогда: «Это событие обсуждается в мировой печати. В частности, отмечается, что делегация, пролетая над СССР, послала Хрущеву приветственную телеграмму. Обращается внимание на то, что А. Ко - сыгин перед сессией исполкома СЭВ в Москве, 25 февраля, специально принял заместителя председателя Совета миниПОСЕ В стров Румынии, постоянного представителя Румынии в СЭВ А. Бырлэдяну «по его просьбе». Является ли эта поездка исполнением какого-то поручения руководства КПСС или совершается вопреки его желанию, — покажет будущее». 13 марта в «Правде» появилось короткое сообщение из Бухареста под заголовком: «О переговорах между делегациями КП К и РРП». В заметке со ссылкой на агенство Аджерпреос говорилось, что «С 3 по 10 марта в Пекине проходили переговоры между делегацией Румынской рабочей партии и делегацией коммунистической партии Китая». Далее перечислялся состав румынской и китайской делегаций. В состав последней вошли: заместитель председателя Ц К КП К Дэн Сяо-пин, член Политбюро Ц К КПК Пын Чжэнь, ;кандидат в члены Политбюро Ц К КП К Кан Шэн. Заканчивалось коммнюнике сообщением о том, что «между обеими сторонами состоялся обмен мнениями по вопросам, представляющим общий интерес. Переговоры проходили в дружественной обстановке». В том же номере «Правды» сообщалось в неоколько строк и о посещении румынской делегацией Пхеньяна, вде она была встречена 12 марта председателем Ц К ТП К (Трудовой Партии Кореи) Ким Ир Сеном и другими руководителями северокорейокой компартии. В «Правде» от 17 марта появилось сообщение ТАСС, в котором говорится, что румынская партийная делегация 14 марта прибыла в Гагру «для встречи с первым секретарем Ц К КПСС тов. Н. С. Хрущевым». ТАСС сообщает дальше, что сам Хрущев встречал румынскую делегацию на аэродроме в Адлере и чгго среди встречавших были А. Микоян, В. Мжаванадзе, Ю. Андронов и др. Как следует из сообщения, в Гагре 15 и 16 марта состоялись встречи Хрущева с румынской делегацией. В коммюнике говорится: «...во время встреч представители обеих партий обменялись мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. В ходе бесед особое внимание было уделено вопросам, связанным с борьбой за укрепление единства и сплоченности рабочего движения на основе принципов марксизма^ленинизма и пролетарского интернационализма. Встречи проходили в атмосфере братской дружбы и сердечности». 16 марта румынская делегация отбыла на родину. На аэродроме ее провожали Хрущев и те же участники переговоров со стороны Ц К КПСС. ф Гнев «Правды» против турецких газет и политических деятелей. В «Правде» от 15 марта напачатана статья под заголовком «Кому на пользу» за подписью Обозреватель (т. е. инспирированная свыше) .с грубыми нападками на турецкую печать и политических деятелей. Обозреватель пишет о «монотонном антисоветском кваканье» в турецких газетах и на ораторских трибунах. В последнее время, по оценке Обозревателя, «кваканье» усилилось и «в хоре лягушек» вдруг стали слышны голоса тех, «кому с высоты занимаемых ими постов совсем не пристало бы подпевать такому хору». Газета связывает «кваканье» с позицией СССР в кипрском вопросе и указывает, что «тем, кто лезет из кожи, пытаясь на страницах то «Джумхуриет», то «Миллиет» извратить позицию Советского Союза, следовало бы помнить, что Советский Союз последовательно поддерживал и поддерживает страны, борющиеся за свое освобождение, отстаивающие свой суверенитет от посягательств извне». Обозреватель вспоминает времена Ататюрка, когда правящие турецкие круги «руководствовались национальными интересами страны». Обозреватель в заключение меланхолично замечает: «Было бы... неправильно думать, будто бы враждебная шумиха наносит реальный ущерб Советскому Союзу. Конечно, она представляет собой оцределенную помеху на пути к серьезному улучшению отношений между Советским Союзом и Турцией, в котором взаимно заинтересованы оба государства. Но водь Советский Союз заинтересован в улучшении отношений с Турцией отнюдь не больше, чем Турция в улучшении отношений с Советским Союзом». 3 Но изучающие эту борьбу лучше знакомы с потерями народа. Свои потери власть тщательно скрывает. При помощи пропагандных маневров она пытается внушить мысль о своей мощи и непобедимости и это ей, в большей или меньшей степени, удается. И когда по некоторым вторичным признакам (Вдруг становится ясно, что власть внутренне гораздо слабее, чем себе это представляли даже ее противники, то это иногда вызывает даже удивление. Процесс самоорганизации народа, в частности, является одним из таких признаков. Он указывает на то, что силы власти истощены в гораздо большей степени, чем это можно было предполагать, что у нее нет резервов, из которых эти силы можно было бы восстанавливать. Этот процесс показывает одновременно, что силы народа, которые также были очень подорваны, сначало медленно, а затем более быстро начали расти. Резервы для борьбы против власти наш народ, как каждый великий народ, находит в самом себе, в своих подрастающих поколениях. Борьба за большую свободу, во Централизованное жизнью страны является одной из основных черт коммунистического государства. Всякая активность в любой области — в области ли народного хозяйства, в области ли искусства и литературы — по замыслу создателей и правителей государства должна проявляться (в идеале) в результате указаний вышестоящих органов, в результате воздействия правильно понятых «руководящих линий».. Идеи эти нормированы «вышестоящими органами» и обязательны для всех. Проявление гражданами личной инициативы власть одобряет, но то, что именуется ею личной инициативой, есть на самом деле лишь проявление особого рвения в выполнении и перевыполнении предначертаний власти. С некоммунистической точки зрения личной инициативой является нечто совсем другое. Подлинная личная инициатива и индивидуальное творчество вне схемы, заданной партией, деятельность, не конттоолирумая airmaipaтом власти, считаются властью остаточным явлением, которое должно постепенно исчезнуть. Народ, конечно, с такой постановкой вопроса не соглашается. Причем несогласие это гнездится в самой внутренней природе человека. Способность творить является одним из главных отличий его от животного, а способность творить не проявляется по указу, она все^ гда проявляется индивидуально. Как раз этой способности хотят чеСамоорганизаци я Я. Трушнович управление ловека лишить. Этому ущемлению духа люди сознательно, а еще чаще инстинктивно сопротивляются. Борьба за возможность самостоятельно распоряжаться собой, своими способностями и талантами, своим трудом и его плодами идет во все время существования коммунистической власти. Но в сталинские времена это была борьба изолированных друг от друга индивидуумов и в первую очередь носила характер борьбы за существование. В послесталинское время происходит качественно новое явление — процесс самоорганизации людей ОРГАНИЗОВАННОСТЬ Значительные группы людей, связанные общими интересами, болеющими одними и теми же вопросами, проявляют личную инициативу более или менее однообразно. Единые мысли рождают схожие действия. А если эти действия направлены против единообразного гнета власти, то это делает их еще более сродными друг с другом. Таким образом люди, связанные общими интересами, начинают действовать единообразно, как бы подчиняясь единому плану, как бы организованно. И эти действия за последние десять лет становятся с каждым годом все более заметными, играют все большее значение в жизни страны. народ а для самостоятельных, независимых от власти — и даже вопреки ей, в борьбе с ней — проявлений личной инициативы в духовной, экономической, культурной жизни, причем цели этой самоорганизации во многих случаях уже не ограничиваются простой борьбой за существование. Народная самоорганизация становится важным фактором освободительного процесса. Мы останавливаемся в этой статье лишь на тех видах народной самоерганизации, которые яе ставят перед собой радикальных целей борьбы за свержение режима, и оставляем за ее рамками революционные силы, действующие в стране. БЕЗ ОРГАНИЗАЦИИ О причинах этого процесса говорят разное. Одни утверждают, что народ приобрел большую свободу вследствие того, что у власти обнаружились склонности к либерализму. Другие говорят, что либеральность власти тут не при чем, что власть просто вынуждена идти на уступки под увеличивающимся давлением народа. Правильным нам представляется второе объяснение. Ведь вся история власти — это история ее борьбы с народом, во время которой приходилось отступать то народу, то власти. Борьба эта, как и всякая многолетняя и скрытая борьба, велась на истощение. В ней понесли огромные потери и народ и власть. время которой особенно ярко проявляются свойства растущей самоорганизации, — это борьба нашей творческой интеллигенции. Мы знаем с 1955-1956 годов о существовании подпольных молодежных журналов — «Голубого бутона», «Синтаксиса» и др. Всем известен «Феникс». Для создания каждого из этих журналов была необходима первичная и несложная организация. За собраниями на площади Маяковского тоже чувствуется действие несложной организации: кто-то устраивал чтение, оповещал о них молодежь, согласовывал действия. А у художников-модернистов, как стало известно, организация стоит даже на более высокой ступени: их группы связаны между собой не только в одном городе, существует и международная связь. И все же эти явления не отражают общей картины, характеристика которой состоит в другом. Изучая материалы борьбы творческой интеллигенции, мы видим действие больших сил, проявляющих себя так, как если бы они были организованы. Между тем, насколько известно, в среде творческой интеллигенции пока нет крупных, координирующих ее свободные усилия организаций. Это действие было настолько устрашающим для власти, что правительство забило тревогу, а догматики пришли в полную панику и некоторые из них даже пытались перепрыгнуть на ходу «из поезда в поезд» (например, А. Сурков, поставивший в декабре 1962 года свою подпись под письмом группы писателей и деятелей искусства в ЦК КПСС с требованием сосуществования в области идеологии). пленуме Писатель-догматик Баруздин на правления писателей РСФСР весной 1963 года откровенно заявил: «...мы спасовали. На первых порах боролись, были способны спорить, наступать, как известно на примере литературных событий 1956-1957 годов, а потом, особенно за последние два-три года, то ли устали, то ли испугались. Чего мы испугались? Прокатывания при тайных голосованиях? Навешивания ярлыков типа «догматик», «сталинист» и т. д.?» («Литературная Россия» за 5 апреля 1963 г.). По этому признанию догматика (а таких признаний сделано немало) и по многим другим признакам
Стр.3
10 ПОСЕ В В л БАНИ Я СЕГО Д ня Когда «Зери и популлит» пишет о «предательстве Хрущева, Тито и всей ревизионистской клики» и о «нерушимой албано-китайской дружбе», то за этим скрывается не столько любовь Энвера Ходжа к Сталину и Мао Цзэ-дуну, сколько претензии албанского диктатора на югославскую область Косово-Метохия и одновременно его же страх видеть Албанию седьмой федеративной республикой в составе Югославии. Но как бы то ни было, а «истинный марксизм-ленинизм» албанского руководства и «нерушимая дружба с великим социалистическим Китаем» простым албанским людям не принесли никаких перемен к лучшему. После разрыва с СССР в 1961 году Албания попала в полную экономическую зависимость от «китайских братьев». Помощь СССР и «народных демократий» прекратилась, специалисты были из Албании отозваны, албано-советская торговля сошла на нет. Китайцы пытаются возместить ущерб, но их средств явно не хватает. Нельзя сказать, что жизненный уровень .простых албанцев в результате разрыва с СССР резко понизился: он и без того был самым низким в Европе. Но исчезли хотя бы и скромные перспективы индустриализации и модернизации сельского хозяйства. Что же касается надежд на либерализацию режима, то молчаливым ответом на них может служить возвышающийся в Тиране и по сей день памятник Сталину. В 1959 году прирост промышленного производства страны составлял 19,7%; в 1960 году он снизился на 11,2%. Предполагалось, что в 1961, 1962 и 1963 гг. прирост составит в среднем 8,7%>; фактическая же цифра — 6-7%. Китайская помощь Албании началась в 1960 году, когда выяснилось, что албанская делегация безоговорочно поддерживала КПК на международном совещании компартий в Москве и когда в наказание Хрущев решил приостановить советскую помощь Албании. В 1960 году в Албанию была переправлена купленная коммунистическим Китаем канадская пшеница; в апреле 1961 года руководство КНР предоставило Энверу Ходжа кредит в 123 миллиона долларов. Но эта помощь недостаточна: третья албанская пятилетка предусматривала строительство в период 1961-1965 гг. 400 объектов промышленного, социального и культурного характера. Пока из них с помощью КНР удалось построить только 25, и весьма сомнительно, чтобы за остающееся время можно было еще построить хотя бы полтора десятка. Одно из самых болезненных для албанской экономики последствий прекращения советской помощи — это нехватка запасных частей для фабрично-заводского машинного оборудования и транспортных средств. Начиная с 1961 года, албанское руководство применяет лихорадочные усилия, чтобы научить албанских инженеров, техников и рабочих производить нужные запасные части на месте. Но общий низкий уровень албанской промышленности исключает какой-либо успех в этой области. С помощью КНР строится один завод, который будет производить запасные части для тракторов, ню готов будет этот завод не раньше конца 1965 года. Положение в сельском хозяйстве ничуть не лучше положения в промышленности. 86% всех албанских хозяйств объединены в колхозы; как и в других, облагодетельствованных коммунизмом странах, коллективизация повлекла за собой общее снижение сельхозпродукции. Что касается сельскохозяйственной статистики, албанское руководство еще более осторожно по части опубликования данных, чем какой-либо другой коммунистический режим. Мы узнаем лишь, что в 1963 году сельхозпродукция была на 8% выше, чем в предыдущем, и что в нынешнем году она будет на 13,4% выше, чем в прошлом. Ни проверить эти данные, ни определить их реальное значение нет никакой возможности. Немногие западные посетители Албании сообщают о высоких ценах на продукты питания, о нехватке жиров, фасоли, риса, молока, хлеба. Хозяйство в колхозах ведется, как правило, первобытным способом. Китайцы посылают очень мало тракторов: в них они нуждаются сами. Наиболее распространенный способ обработки земли: с помощью деревянной сохи, запряженной мулом. Большую часть сельскохозяйственных работ выполняют женщины. Албанские города носят тот же отпечаток бедности, отсталости и безотрадного гнета, что и деревни. Даже в столице страны Тиране еще много глинобитных построек, хотя в Тиране государство воздвигает и современные жилые блоки. На каждом перекрестке двух пересекающих Тирану прямых широких бульваров стоит полицейский в перчатках. Его обязанность — регулировать уличное движение, но этого движения почти нет. На всю страну с населением в 1 миллион 700 тысяч человек приходится меньше 1000 автомашин. Тирана с населением в 140 тысяч человек имеет лишь двадцать такси. В стране насчитывается 65 тысяч радиоприемников (т. е. по одному приемнику на 280 человек) и сто телевизоров. Средняя зарплата рабочего — 5.500 лек в месяц. Один дешевый мужской костюм стоит 8.000 лек. Единственный более или менее «фешенебельный» квартал Тираны расположен за массивным зданием Ц К Ал - банской партии труда, которое выходит фасадом на проложенный итальянцами во время оккупации бульвар «Новая Албания». Этот квартал окружен высокими стенами и колючей проволокой; охраняют его часовые. Здесь живут со своими семьями албанские правители: Энвер Ходжа, Мехмет Шеху и др. Никому — ни албанцу, ни иностранцу — не рекомендуется задерживаться у этого квартала. Плохое состояние албанской экономики вынуждает режим искать «твердую» валюту на стороне; поэтому делались попытки привлечь в страну западных туристов. Но попытки кончились ничем: с одной стороны, иностранным гостям мало что может быть предложено в смысле комфорта (оборудованных по современному гостиниц в Албании почти нет), а с другой — мелочное наблюдение за каждым шагом иностранцев их отпугивает. Несмотря на разрыв с СССР, Албания парадоксальным образом продолжает торговать с некоторыми «народными демократиями». С Польшей, Венгрией и Румынией Ходжа недавно заключил новые торговые договоры. Советское посольство изгнано из Тираны; недавно албанские власти захватили даже посольские здания, что вызвало негодование руководства КПСС. Но румынский посол благополучно пребывает в албанской столице, и осенью прошлого года, когда хоронили председателя албанского народного собрания Штилу, совместно с послом КНР возлагал на его могилу венок от имени дипломатического корпуса. Албания по-прежнему поставляет «народным демократиям» хром, медь и никель. Однако главным торговым партнером Албании является коммунистический Китай. 2,3% В 1958 году на КНР приходилось лишь албанской торговли. В 1962 году доля КНР поднялась на 60%, в то время как советская снизилась до нуля. Если раньше из СССР в Албанию все же поступали некоторые товары ширпотреба, то теперь албанцы должны пользоваться исключительно продуктами местного производства, а их мало и они еще более худшего качества, чем изготовленные в других коммунистических странах. Надежды на то, что предметы ширпотреба начнет поставлять КНР, слабы: у «великого брата» самого почти их нет. С 1961 года прекратились культурные связи с СССР и «народными демократиями». Правда, изредка в албанских кинотеатрах еще идут восточногерманские, венгерские, румынские или болгарские фильмы, но, как правило, албанский зритель должен довольствоваться китайскими, северокорейскими и северо¬ вьетнамскими кинокартинами. От времени до времени в Тирану наезжают группы китайских актеров, спортсменов или студентов, чем и ограничивается «международный культурный обмен». Внутренняя обстановка в Албании •— всеобщая бедность, террор, культ личности Энвера Ходжа — такая же, как сна была и до разрыва Энвера Хояжа с Хрущевым. Но тогда, приезжая в Албанию, Хрущев рассыпался в похвалах по адресу албанского руководства, а советская печать и радио не скупились на краски, изображая процветание «страны орлов» под мудрой эгидой компартии. Теперь картина изменилась: Энвер Ходжа ходит в «раскольниках», албанская экономика, по вине догматического руководства, испытывает трудность за трудностью, а албанцы вовсе не благоденствуют, и, видите ли, спят и видят, как бы вернуться под высокую хрущевскую руку. И тогда-то они заживут... Вот эта смена декораций в официальной пропаганде — наглядное свидетельство того, насколько мало коммунистических «благодетелей» (к какому бы лагерю они ни принадлежали) интересует реальный живой человек, насколько безразлична им истина и насколько вопрос властвования для них •— вопрос всех вопросов. А. СОФЬИН 20 марта 1964 г., № 12 (931) танцевали рядом со своими «подопечными». «Валерий», между прочим, при выпивке проговорился, что он бывал во всех агранах мира с разными высокопоставленными лицами. Вероятно, поездка и для него была генеральной репетицией. «Общество дружбы», пригласившее (лучше сказать, принявшее, ибо инициатива, по всей вероятности, исходила от хозяев в Москве, у которых «Общество дружбы» на побегушках) космонавтов, по-видимому, не справится ,с экономической стороной визита. Специальные балы в Стокгольме и в Мальме с участием космонавтов должны были покрыть расходы. Но в Мальме на бал пришло лишь 400 человек, несмотря на то, что в этом же помещении обьцдаовенно на тацевальных вечерах толкается более 1500 молодых людей. В стокгольмской ратуше, которая может вместить от двух до трех тысяч человек, танцевали лишь 700 членов «Общества дружбы». Билеты стоили по 8 крон, но, тем не менее, «Обществу дружбы» .грозит банкротство, когда придут все счета. Но, надо полагать, что хозяева в Москве не оставят своих «друзей» в беде и подбросят, вероятно, монету из «нашей народной, социалистической собственности». Во время пребывания Гагарина в Мальме в полицию позвонил таинственный аноним и от имени хорватской террористической организации усташей грозил подбросить туда, где будет находиться Гагарин, бомбу. Неизвестный сказал, что усташи не имеют ничего против самого Гагарина — они хотят его убить только ради того, чтобы Хрущев знал, что его ожидает в Швеции. Шведская полиция не обнаружила бомбы нигде. 17 марта в Швецию прибыл еще один высокий гость — Громыко. По-видимому, одной генеральной репетиции недостаточно. Вдруг, мол, Хрущева не примет шведский народ, как это полагается. Надо готовить и готовить почву. Неприятко было бы для Хрущева прибыть под «бурные аплодисменты» одних лишь дипломатов стран «социалистического лагеря» и членов «Общества дружбы». 11 марта у шведского острова Вэн сел на мель советский теплоход «Литва». Теплоход направлялся из Ленинграда на Кубу и вечером 11 марта в не особенно гуртом тумане в проливе Ересуид самым странным образом не заметил довольно большого шведского острова Вэн, как будто желая расколоть остров пополам. Теплоход врезался носом в его берег и сел на мель. Авария там более непонятна, что «Литва» имеет все современные аппараты для навигации, в том числе радарную установку. Капитан на палубу не выходит и не О „генеральной репетиции" и теплоходе „Литва" От собств. корреспондента «П о с е в а» Очень дол)го и очень упорно реклашгровалась очередная инсценировка «общества дружбы Швеции с СССР» — гастроли космонавтов Гагарина и Быковского. Первую неделю марта космонавты провели в Швеции, откуда они поехали дальше — в Норвегию и в Данию: точно пр б1удущему маршруту Хрущева. На аэродроме космонавтов встречала толпа народа с цветами, толкотней и шумом. Но даже самые уравновешенные шведские газеты не могли не отметить, что толпа эта состояла из 200 сотрудников советского посольства в Стокгольме, всех сотрудников сторон, как это спонтанно происходит в любюй толпе, а «коллективно и единодушно» с двух сторон, по три ряда справа и слева. Вот эту размахивающую рурупсами и кричащую толпу — «представителей миролюбивого шведского народа» — и снимали прибывшие с Гагариным и Быковским репортеры советского телевидения. торгпредства, представителей посольств стран так называемого «социалистического блока» (кроме КНР), почти асех без исключения членов «общества дружбы», представителей прессы и лишь нескольких «простых» шведрв, явившихся на аэродром по собственной инициативе. Эта толпа напирала на прибывших не со всех Космонавты разъезжали по стране, улыбались, принимали цветы и подарки от представителей «Общества дружбы» на местах, ласкали маленьких девочек, танцевали с девушками повзрослев, поднимали тосты «за мир и дружбу», были в гостях у короля и т. д. и т. п. Косм1онавты почти во всех случаях находились под неусыпным надзором «товарищей» Валерия и Николая, фамилий которых никто так и не узнал. Эти прибывшие с космонавтами чекисты ни на шаг не отпускали от себя Гагарина и Быковского — даже на танцах они хочет ни с кем разговаривать. Спасательной операцией руководит первый помощник. И руководит он операцией очень таинственно и загадочно. Отказывается категорически от помощи шведских буксиров и никого на судно не пускает. Двум шведским журналистам, без его ведома попавшим на палубу, категорически запретил разговаривать не только с командой (140 человек), но также и с «туристами» — тремя стами молодых кубинцев, возвращающихся, якобы, после прохождения сельскохозяйственной науки в СССР. Откуда-то очень скоро прибыли на помощь «Литве» четыре советских судна. Они усердно стараются снять «Литву» с мели, но безрезультатно, так как не имеют специальных установок для такой работы. Советская «армада» закупорила узкий пролив между Швецией и островом. Шведская печать гадает: что за таинственные грузы на «Литве», что даже нельзя принимать помошь шведских буксиров? Единственный «турист» на палубе, с которым шведскому журналисту удалось обменяться несколькими словами до прихода помпюлита, узнав, что судно врезалось в остров, посмотрел на серп и молот на трубе «Литвы», улыбнулся загадочно и сказал: — Сперва Куба — затем Занзибар, и теперь — Вэн... Стокголь м А. МИЛОВАНОВ
Стр.10
20 марта 1964 г., № 12 (931) ПОСЕ В „Защитим братьев-христиан в России" БОЛЬШОЕ СОБРАНИЕ В ПАРИЖЕ От собств. корреспондента «П о с е в а» В прошлом номере «Посева» сообщалось о пресс-конференции в Париже, устроенной недавно организовавшимся Комитетом борьбы против гонений на Церковь в СССР, а также о том, что в ближайшее время Комитет устраивает большое публичное собрание. Это собрание состоялось 11 марта в большом зале дворца «Мютгоалитэ» в Париже. Больше двух с половиной тысяч человек, среди которых значительный процент молодежи, собрались по призыву Комитета, председателем которого является известный французский писатель и публицист, член Французской Академии Франсуа Мориак. (В Коми^ тет входят также известный католический богослов —• священник Даниелу, протестантский пастор Финэ, член редакции философского журнала «Эспри» Жан-Мари Доменак, специалист по церковным вопросам Оливье Клеман, 'проф. Евдокимов, Н. А. СтруБе и др.). Собрание открыл г-н Доменак. — Наша сегодняшняя встреча, — сказал он, — является выражением экуменической солидарности с людьми, котыре страдают. Мы хотим, все, что будет сегодня сказано, было сказано, в первую очередь, для них. В зале присутствуют представители различных вероисповеданий — католики, протестанты, православные, — но наше отношение к тому, что происходит сейчас в России, одинаково. Любая несправедливость, творимая по отношению к русским христианам, мы воспринимаем, как будто она причинена нам самим. Хотя собрание и не носит политического характера, мы все понимаем, что политического вопроса, в широком смысле этого слова, нам не избежать. Мы все хотим мира, но нам приходится констатировать, что меры, принятые за последнее время против русской православной Церкви, противоречат тому мнимому желанию мира, о котором столь часто и столь официально твердится. Мы считаем, что прекращение гонений является первым испытанием мирных намерений советских вождей. Для пояснения столь категорической позиции, занятой Комитетом, следующий докладчик — г-н Оливье Клеман подробно описал практические мероприятия советского .правительства в его борьбе с Церковью: — С 1917 года по 1939 год русская православная Церковь мноточщс данным преследованиям. 1939 году она была почти уничтожена, но война и послевоенная нормализация отношений с государством позволили ей востановитъ свои кадры. Несмотря на тяжелые испытания, она проявляет удивительную жизнеспособность, насчитывая, согласно признаниям Ильичева, около 40 миллионов верующих, из коих 30°/о молодежи. Однако, несмотря на свою лояльность по отношению к государству, Церковь, начиная с 1959 года, вновь подвергается грубым преследованиям. Ныне цель коммунистической власти совершенно ясна: полное уничтожение религии к 1980 году. В подтверждение докладчик привел цифры, трагически иллюстрирующие невиданный доселе масштаб гонений: с 1958 до 1962 года закрыто 38 монастырей (было 69, осталось 31), из восьми семинарий три закрыты и еще две доживают последние дли. В 1959 году общее число действующих церквей достигало 22.000. К 1962 году их оставалось, согласно цифрам Юдина, 11.500. Чикало священнослужителей сократилось на 16.000 за тот же срок. Выражая тревогу всего цивилизованного мира по поводу столь варварских действий коммунистов, г-н Оливье Клеман привел текст письма, недавно посланного Хрущеву городским головой города Флоренция Джиорджио Ля Пира. В письме говорился: «Наследники Сталина — враги мира и мирного сосуществования народов. Государственный атеизм является не только признаком нетерпимости и дискриподвергалась К чтобы минации, но и проявлением научного и культурного инфантилизма, унаследованного от атеистической буржуазии 18-то века. Он неспособен выразить великие исторические надежды и взлеты русского народа и народов всего мира. Наоборот, он представляет собой самое отвратительное выражение статичности, которая пытается произвольно вытравить из великого русского христианского народа самые священные и жизненные ценности его религиозной, политической и гражданской истории... Позвольте мне вам сказать, что для пользы советского .народа и во имя мира и единства всех народов вы должны освободить русскую землю от того второго трупа, коим является государственный атеизм, так же, как вы освободили ее от трупа Сталина. Советский народ не желает больше переносить зловоние этого трупа, который отравляет всю за™».. . ». В заключение г-н Оливье Клеман воскликнул: •— Свидетельства, которые вы сегодня услышите, должны возбудить во Франции и далеко за ее пределами неудержимую потребность в правде, широкое движение сострадания, спокойную, но и твердую решимость идти до конца, чтобы защитить наших братьев христиан в России! Бурю аплодисментов вызвало взволнованное выступление Франсуа Мориака: — Что может быть более грустным, чем созерцание гонений на Церковь Христову? Однако то, что происходит сейчас в России, есть нечто еще более худшее. Речь идет о полном уничтожении религии. Правда, в таком положении нет, по сути дела, ничего нового. Оно длится уже более сорока лет. Но если раньше мы смотрели на него, как будто оно происходило на другой планете, теперь мы переживаем его в нашем собственном теле. Ведь в самом деле: мы все члены одного и того же тела. Когда один из членов оказывается пораженным, страдает все тело. Когда Христа распинают в Москве, Его распинают и в Париже. Ньще Он испытывает в Москве предсмертные муки. Мы не имеем права предаваться сну. Католический священник Даниелу — автор нескольких трудоЕ по богословию — сказал : — Я испытал в глубине своего сердца скорбь того призыва, который дошел до нас от наших братьев в России... В тот самый момент, когда советское правительство подвергает преследованиям наших братьев — православных, оно умножает жесты учтивости по отношению к моей собственной Церкви. Я радуюсь этим жестам, но я не хотел бы, чтобы они служили лишь ширмой для утаивания от католиков того, что происходит с их братьями православными... Со своей стороны, пастор Финэ отметил глубокую аналогию между преследованиями Церкви в России и гонениями на протестантов, которые несколько раз омрачали историю Франции: — М ы особенно ярко отдаем себе отчет в тяжести испытаний, переносимых православными, баптистами и вообще всеми верующими в Советском Союзе... Каждый раз, как власть переходит в наступление на духовное начало, она всегда идет одним и тем лее путем: нападает на самых беззащитных... Трогательным своей глубокой искренностью было выступление писателя Пьера Эммануэля, поделившегося впечатлениями от своей поездки 'по Советскому Союзу, где ему неоднократно пришлось встречаться с верующими. Он заявил, в частности: — Страдания, столь достойно переносимые христианами в СССР, предохраняют религиозную сущность не только для них самих, но и для нас. Русские люди — это настоящие свидетели Иисуса Христа, в гораздо большей степени, чем (мы. Мы разделяем их страдания и приобщаемся, тем самым, к их славе... Многочисленные факты гонений на православную Церковь в СССР привел в своем выступлении Н. А. Струве. В частности, он передал содержание письма прихожан Почаевокой лавры, которое впервые было напечатано в «Посеве» от 16 ноября 1962 года, и которое свидетельствует о бесчеловечности применяемых властью мер. Даже в национал-социалистической Германии не доходили до подобных крайностей. Последним свидетельством было выступление одной студентки Парижского университета, совершившей недавно поездку по СССР. Она поделилась .мно11 гочисленными наблюдениями церковной жизни в СССР. Собрание закончилось .прослушиванием ма!1нитофоннрй записи символа веры, исполненного хором и молящимися одного из московских соборов. — Созданный нами- Комитет поставил себе задачей добиться прекращения гонений на Церковь в России, — заявил в заключение Жан-Мари Доменак. — У нас разработан целый план действий и мы не успокоимся, пока не достигнем своей цели. М. СЛАВИНСКИЙ Пари ж А Турецкий парламент предоставил широкие полномочия правительству в вопросе о Кипре, вплоть до посылки войск по своему усмотрению. ж Турецкое правительство решило расторгнуть соглашения с Грецией о торговле, судоходстве и о праве жительства, заключенные в 1930 году. Это затрагивает около 20.000 греческих граждан, проживающих в Турции (другие 70.000 греков приняли турецкое гражданство). Турция готова начать переговоры о новых соглашениях. А Французский президент де Голль совершил поездку в Мексику, где встречался с мексиканским президентом Лопесом Матеосом, а также выступал перед массовой аудиторией. А Выступая перед иностранными журналистами, Фидель Кастро отозвался с похвалой о политике де Голля, который «добивается для Франции большей независимости от США» и который «всю жизнь был революционером». А Совершившая революционные перевороты в Ираке и Сирии арабская социалистическая партия Баас раскололась на два течения: умеренное и экстремистское. Последнее оформилось на недавнем съезде в Ливане. • Иорданский король Хусейн совершил поездку в Каир, где встречался с президентом ОАР Насером. Каирская пресса и радио широко и в благоприятных тонах осветили встречу бывших непримиримых противников. • По возвращении из Югославии алжирский президент Бен Белла посетил Париж и имел встречу с французским президентом де Голлем, во время которой были обсуждены вопросы взаимоотношений и сотрудничества между Францией и Алжиром. А Застреливший Ли Освальда, предполагаемого убийцу американского президента Кеннеди, Джек Руби приговорен к смертной казни на электрическом стуле. Его защитник адвокат Белли обжаловал приговор. А Бывший снайпер американской морской пехоты Норман Эстес арестован полицией по подозрению в том, что он имел намерение убить президента Джонсона. Он определен как автор анонимного письма с угрозой покушения. • Министр обороны США Макнамара вернулся из инспекционной поездки в Южный Вьетнам. Перед отлетом из Сайгона Макнамара заявил на многотысячном митинге, что США будут помогать Южному Вьетнаму «ныне и впредь, пока в этой помощи будет потребность». А В Кении идут ожесточенные бои между враждующими племенами гелубп и габбра. В одном из сражений было убито 22 человека. А По сообщению из Дели, Индия и Пакистан договорились о созыве совместой конференции для обсуждения деталей перемирия на демаркационной линии в Кашмире. • Президент Индонезии Сукарно призвал молодежь к добровольной мобилизации для борьбы с Малайзией, поскольку Малайзия уклоняется от мирных переговоров (малайзийское правительство требует предварительного вывода индонезийских отрядов с территории Малайзии). А Произошло сильное наводнение на Суматре (Индонезия). Около 50 тысяч человек бежало из затопленного района. • Австралийский судья сэр Перси Спендер избран председателем Гаагского международного суда. Его заместителем избран представитель Свободного Китая Веллингтон Ку. • По обвинению в растратах арестован профессор Ипполито, бывший генеральный секретарь итальянской государственной комиссии по атомной энергии. • Отколовшаяся от социалистической партии «Социалистическая партия пролетарского единства» Италии насчитывает 131.106 членов и имеет 25 мест в палате депутатов. • На съезде в Ганновере Христианско-демократический союз ФРГ переизбрал председателем Конрада Аденауэра. А Состоялись парламентские выборы в Колумбии, которые принесли победу правящему «Национальному фронту» консерваторов и либералов. • Бразильский президент Гуларт обратился к парламенту с призывом покончить с «политической дискриминацией» при выставлении кандидатов на выборы, что расценивается как требование легализовать компартию. • Ливийский парламент единогласно высказался за ликвидацию американских и британских военных баз в Ливии, а также за вывод американских и британских войск из Ливии. А Претендовавший на роль вождя ванзибарской революции «фельдмаршал» Окелло выслан из Занзибара. Он заявил о своем намерении вернуться к своей семье в Уганду и заняться работой по своей старой профессии каменщика. • В Бонне начался судебный процесс против 26 хорватских эмигрантов, совершивших 29 ноября 1962 года вооруженное нападение на югославскую торговую миссию в Бад-Годесберге, в результате чего был убит один человек. А Выступивший с ревизионистской критикой восточноберлинский профессор Хавеман исключен из СЕПГ и лишен звания профессора, права преподавания, а также снят с поста руководителя института физической химии при университете. А Китайская Народная Республика предоставляет Монгольской Народной Республике 200.000 юаней наличными 10.000 тонн кукурузы и деньгами (около 75.000 ам. долларов) в качестве помощи в связи с потерями скота и сельскохозяйственной продукции из-за снежных заносов и сильных морозов в феврале-марте т. г. А По последним польским статистическим данным, 35,1*/о рабочих и служащих в Польше составляют женщины. В крупных городах этот процент выше: в Лодзи 46,6%, в Варшаве 42"/о, во Вроцлаве (Бреславле) 40,6"/о. А В Чехословакии женщины составляют свыше 43"/п всех работающих. А Испания и Марокко образовали комитет по разработке плана создания прямого пути сообщения (туннеля или моста) между ними. • В результате переговоров делегаций различных латиноамериканских стран, в Каракасе создана «Организация демократических государств по совместной защите демократии в Западном полушарии», которая будет координировать борьбу против любых форм диктатуры, одновременно направляя усилия на улучшение экономических и социальных условий жизни.
Стр.11
12 Завтра у нас будет по три костюма ., . (Окончание. См. 6-ю, 7-ю и 8-ю страницы) явилось бы более разумным предприятием, чем ухлопывание рублей на рост выпуска стали, в которой Москва нуждается главным образом по соображениям престижа, в советском мышлении смогли бы наконец восторжествовать более или менее разумные соображения. Это становится простой необходимостью, если Советский Союз действительно собирается осуществить свой прыжок в современность. Хотя они и стоят перед перспективой сокращения ежегодного прироста производства по сравнению с тем, что им удалось достигнуть в восстановительные 1950-ые годы, советские руководители все еще в состоянии держать свою экономику на хорошем уровне при условии решительного поворота в сторону создания более комфортабельной и красочной жизни для народа. Если целью современного Советского Союза станет создание, вместо марксистского рая, простой потребительской экономики, то в первую голову ему придется перестроить и расширить свою архаическую систему рынка и распределения и почти наверняка придется выбросить за борт балласт своей негодной системы планирования. ОТ КАФКИ К ПАСТЕРНАКУ Прежде всего, современное динамично развивающееся общество требует известной степени децентрализации. В Советском Союзе в настоящее время недостаточно рабочих рук и пустых земель, чтобы он и далее мог позволить себе роскошь безумной траты сил и средств впустую, поощрения бездарности и неспособности, бронтозавровой грузности и неподвижности экономики, управляемой из Москвы. Его будущие успехи могут придти только через поощрение индивидуальной производительности, даже если эта производительность и потребует, в свою очередь, такой степени свободы, которой в Совет - ском Союзе до сих пор не было. Несомненно, что современный Советский Союз уже не является больше тем пассивным обществом, которое дрожал о перед Сталиным. Кремлю придется испытать растущее давление со стороны культурных горожан, не желающих более успокаиваться на перспективе Утопии, отодвигающейся во все более далекое будущее. Эра коммунистического Кафки со счетами в руках уже отодвинута в сторону новой эрой, более приближающейся к Пастернаку. Очень возможно, что и с разбогатевшими коммунистами жить будет вовсе не так просто. Но, во всяком случае, у них самих будет больше того, для чего стоит жить. * Таков полный текст материала в журнале «Тайм», вызвавший смятение и гнев печати и властей СССР. Где и в чем тут клевета? Власть СССР заметалась именно потому, что этот материал «Тайма», в отличие от многих и многих других материалов западной печати об СССР, страдающих легковесной сенсационностью и фразелогическим антикоммунизмом, серьезен, ответственен, аналитичен и бьет в точку. Особенно же, по нашему мнению, взвинтило руководство КПСС видение авторами материала пришедшего в движение в нашей стране и давящего на власть неказенного общества. В издательство «Посев» поступила для продажи книга профессора С. П. ТИМОШЕНКО «ВОСПОМИНАНИЯ » Выдающийся русский ученый с мировым именем, член 8-ми Академий наук, Степан Прокофьевич Тимошенко, наряду с интересным описанием личной и научной деятельности, с большим увлечением излагает события в России до революции. Книга написана ясным и простым языком и является ценным вкладом в русскую литературу. 420 страниц, 26 иллюстраций. Цена 12 нем. марок. ПОСЕ В 20 марта 1964 г., № 12 (931) ВЫШЛА ИЗ ПЕЧАТИ И ПОСТУПИЛА В ПРОДАЖУ КНИГА РАССКАЗОВ: М. Зощенко О ЧЕМ ПЕЛ СОЛОВЕЙ М. SOSTSCHENK O 7Х)сооп die ^A)aehti#aLL deutsc h — russisc h Стр. 79 satuj Цена 4,25 нем. марок Известный писатель Михаил Зощенко увлекательно и с большим юмором зиаиомит читателя с эпизодами советской действительности. Книга издана на двух языках — русском и немецком. Русский текст отпечатан с ударениями и может быть рекомендован как пособие для иностранцев, изучающих русский язык. Снова поступила на склад книга А. Солженицын а ЗАГАДОЧНОЕ РАНЕНИЕ ОФИЦЕРА СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ МИССИИ ВО ФРАНКФУРТЕ-НА-МАЙНЕ Газета «Франкфуртер рундшау» от 16 марта со ссылкой на Юнайтед пресс интернейшнл/Дей]че прессе-агентур сообщила о загадочной истории с одним из сотрудников советской военной миссии при главной квартире американских войск в Европе. По сообщению газеты, ночью 10 марта, в одном из пригородов Франкфурта — Альт-Борнхайме был найден на улице в тяжелом состоянии советский офицер, имевший восемь ножевых ран. Он был доставлен в американский военный госпиталь, где ему немедленно сделали операцию. Через день во Франкфурт для лечения раненого прибыл из Москвы самолетом советский врач. Представитель отдела печати при главной квартире американских войск в Гейдельберге потвердил лишь факт доставления раненого офицера в американский госпиталь. Но как американский представитель, так и члены советской военной миссии отказались дать какие-либо сведения представителям печати по поводу обстоятельств, при которых офицер был ранен. Также уклонилась от всяких сообщений по поводу этого происшествия и местная полиция; Продолжает держаться в секрете и сама личность пострадавшего советского офицера. Франкфуртские газеты от 17 марта сообщили дополнительно, что раненый советский офицер 14 марта был отпущен из американского госпиталя и в санитарном автомобиле Советской армии увезен. По предположениям, его повезли в советский госпиталь в районе размещения Группы советских войск в Восточной Германии. На дополнительные попытки журналистов узнать подробности нападения на советского офицера главная квартира американских войск, находящаяся в Гейдельберге, ответила, что на основании существующего соглашения правомочна давать какие бы то ни было справки о своих сотрудниках лишь каждая из миссий (советская во Франкфурте или американская в Потсдаме). Однако советская миссия хранит полное молчание и даже не отвечает, как пишут газеты, на телефонные вызовы редакций газет. Газеты обращают внимание на то, что до сих пор не обнаружился ни один свидетель происшествия. Об этом случае ничего не знает даже полиция того района, где был кем-то подобран раненный офицер. Местная франкфуртская прокуратура, а также министерство юстиции земли Гессен узнали о случае лишь из сообщения газеты «Франкфуртер рундшау». Представители юстиции ФРГ чувствуют себя в достаточной мере смущенными, поскольку происшествие произошло на территории ФРГ и никто не удосужился официально известить германские власти о происшедшем акте насилия. Тем самым набрасывается тень на органы германской прокуратуры и суда. Как пишет газета «Франкфуртер рундшау» в номере от 18 марта, в «хорошо осведомленных кругах» циркулирует версия, что советский офицер не был жертвой случайного уличного нападения, а пострадал во время спора «со своими американскими коллегами». Эту версию газета считает весьма вероятной, поскольку, как видно, ни американская, ни советская стороны не находят целесообразным огласить истинные обстоятельства дела. В случае ранения советского офицера каким-нибудь немцем советское правительство не преминуло бы направить правительству ФРГ ноту с обвинениями в поддержке им «фашистов» и «реваншистов». Этого до сих пор не произошло. Запрошенный по этому делу пресс-атташе советского посольства в Бонне Владимиров уклонился от ответа, заявив, что советская военная миссия подчинена главнокомандующему Группой советских войск в Германии генерал-полковнику Якубовскому и она не обязана информировать советское посольство о своих делах. ГРА Н И JV2 5 4 вышел из печати и поступил в продажу ПОЖЕРТВОВАНИЕ От АЕИ из Голландии получено пожертвование на работу НТС в сумме 20 гульденов. Исполнительное бюро Совета НТС выражает жертвователю искреннюю благодарность. Один день Ивана Денисовича Цена 3 нем. марки Заказывайте в издательстве «Посев » Посылни-подарни во все союзные республики Советского Союза с товарами, наиболее желанными на местах и к их особенностям приспособленными, хорошего качества, отправляет уже 18 лет фирма Tazab of London, специализировавшаяся в этой области торговли и пользующаяся доверием многочисленных клиентов во всех странах мира. Громадный выбор лучших английских шерстяных материалов на костюмы, платья и пальто. Обувь всякого рода, начиная с теплых ботинок на меху и кончая элегантными «лодочками». Большой ассортимент мужского и дамского белья, шерстяных джемперов и свитеров. Итальянские стенные ковры и покрывала на кровати, скатерти, швейцарские головные и другие платки, «бабушки» и много других полезных и интересных товаров. Требуйте подробные иллюстрированные прейскуранты на русском языке. Большой выбор «скорых» стандартных продовольственных посылок. Адрес в Германии: TAZA B Paket - Versand • Dienst Frankfurt a. M. Taunusstrasse 52-60, Industriehaus Tel. 33 54 47 Адрес в Англии: TAZA B & Co. Ltd. 22, Roland Gds. London, S. W. 7. Tel. FRE. 3175, 5676 Адрес в Америке: TAZA B of LONDON, 100, East 10th Street, New York 3, N. Y. U. S. A. Tel. ALGONQUIN 4-4161 Ответственный издатель В. Горачек. Главный редактор А. Светланин. Заместитель главного редактора А. Артемов. Ответственный секретарь редакции Я. Трушновнч. Отделы: революционной стратегии и тактики литики — А. Николия; идеологический — Л. Сергеева; литературы, искусства, науки Л. Рар; внутренней поН. Тарасова. Ответственный эа корректуру В. Астсмиров. Постоянное редакционное совещание: М. Балмашев, Е. Гаранин, В. Гуменюк, С. Кир» •нов, В. Кунгурцев, Р. Редлих, Ю. Трегубое, Н. Трубицына. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Кит для отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках или иным способом материалы, снабженные ..copyright", можно только с разрешения иэдательстоа. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Drucfc PotMv-Verlag, V. Goractok KG., Frankfurt em Main
Стр.12