За Россию/ За свободу/
Не в силе Бог, а в правде/
Александр Невокий
ГОЛОС РОССИЙСКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ
ВЫХОДИТ ЗА РУБЕЖОМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
Jahrg . 14 Nr . 15 (622)
Russisch e Wochenzeitun g • POSSEV-Die Aussaat • Frankfur t M., Merianstr . 2 4 a
Sonntag 13. 4. 1958
-ХРИСТОС E 0 5 К 0
СВЕТ, ПОБЕЖДАЮЩИЙ МРАК
Свет Пасхи зарождается в сумерках. В сгущающемся мраке вечереющего
дня мы чувствуем поступь Великого Праздника.
Подобно тому, как на грани времени, во тьме небытия, зажглась,
послушная воле Творца, первая звезда, подобно тому, как в первозданном
человеке родилась первая и главная мысль — сознание богосьшовства,
так из толпы обыденных дней, из мрака повседневности
рождается Праздник Праздников,
Вечный, неизменный путь: от небытия — к бытию, от ущербности
— к полноте и совершенству, от сомнений и рабства
у «всемогущей» научности — к радостной вере,
от страданий — к победе.
Победно звучит в весеннем небе нашей страны
пасхальный, радостный благовест. Благовест
уцелевших колоколен и заново отстроенных, самодельных
звонниц.
Главное
же — звучит
благовест сердца, который невозможно заглушить
и заставить молчать. Благовест сердца, который
возрождается ежегодно в пасхальные дни,
вместе с весенним возрождением и обновлением
земли.
Нигде, ни в одной христианской стране, Пасха
не празднуется с такой победной радостью, как
в нашей стране. Под покровом ночи к освещенным
храмам идут издалека нескончаемые вереницы пешеходов.
Храмы не могут вместить всех пришедших
поклониться Воскресению Христову.
Восходящее солнце пасхального дня, совершая
свой путь с востока на запад, освещает нашу страну.
Верующие Приморья и Якутской области, северной
и восточной Сибири, будут в этот день
вспоминать христианских просветителей своего
края. Они вспомнят и тех бесчисленных безымянных
мучеников за веру, которые, сосланные в северные
и восточные части нашей страны, погибли
от лишений и непосильных работ. Их духовные
дети, их товарищи по заключению, которым
удалось остаться в живых, продолжают их дело,
благовествуя Пасху. Их труд и их жертва не могут
быть бессмысленными, пока звучит на их земле
пасхальное пение, которое свидетельствует,
что нет смерти там, где время перерастает в вечность.
Осветив
Уральские горы и отразившись в водах могучей Волги,
солнце осветит приволжские леса, где в прошлом веке совершал свой
подвиг преподобный Серафим — образ деятельной любви, завещавший
нам вечную пасхальную радость.
Солнечный луч, совершая свой победный путь, осветит берега
Днепра и Подмосковье, скользнет по белым стенам наших исторических
святынь. Киево-Печерская Лавра и Троице-Сергиевская Лавра...
Первый монастырь России, Киево-Печерская Лавра, на берету
прекрасной реки, ставшей крещальной купелью нашего народа. Здесь
родились наши письменность и культура, которую напрасно пытались
заменить интернациональным безличием. И Троице-Сергиевская
Лавра — наш религиозный и национальный оплот в годину Смутного
времени и в испытаниях последних десятилетий.
Пасхальный благовест зазвучит и над древними псковскими и
новгородскими землями, над лесами Белоруссии, над беспредельными
степями Украины. . .
Сколько верующих соберется в этот день у освещенных стен наi
ших
храмов? Сколько любви к другому человеку проявит каждый человек,
даже тот, кто обычно сумрачен и скуп на ласку? Сколько творческих
надежд и замыслов, способных преобразовать мертвую мате¬
рию радостью творчества, оживут при звуках пасхального пения?
Когда замолкает пение, в церкви читается, по древней традиции,
пасхальное слово Иоанна Златоуста. Этот великий проповедник и пастырь
жил шестнадцать веков тому назад. Но и сегодня его слова не
перестают звучать радостью и торжеством:
«Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, и
ты низвергся. Воскрес Христос, и пали демоны. Воскрес Христос, и
радуются ангелы. Воскрес Христос, и жизнь воцарилась...»
Жизнь воцарилась... Истинная жизнь возможна только в Боге.
Без Бога не может быть вечности — и тогда бессмысленно
творчество и бессильны всякие надежды.
Все уничтожится временем, и безразличный
мрак небытия, из которого мы вышли, снова поглотит
нас. «Вечная память» не принадлежит человеку.
Память людская — зыбкая и быстротекущая,
ничего не удерживается в ней.
Всем своим существом — разумом, волей и чувством
— человек ищет ответа на главный, единственный
вопрос — о смысле жизни, о том светлом
острове, который не тонет в пучине дней, о той
сердцевине всех вещей, которая не подвластна
смерти, тлению, забвению .. .
Из этой жажды осмыслить мир и свою судьбу
рождаются все религиозные представления. Но
мы, христиане, верим, что не только человек ищет
Бога, но и Бог открывается человеку. Безбожие
призывает человека жить частью своего существа,
сознательно ограничивать себя тем, что может по¬
, стигнуть рассудок. Узкий и холодный рассудок,
утвердившись в человеке, начинает гонение на
веру, на сверхопытное знание.
Все диктатуры рационалистичны и диктаторы
также борются против свободы, как рассудок борет««»..
.
ся против веры. Но даже самое сильное гонение
не способно задушить мечту, вдохновение и религиозное
озарение. Отрывочными, частичными актами
веры переполнена жизнь даже рационалиста
— без принятия чего-то на веру, без гипотез
невозможна умственная жизнь. Борьба же идет
против такого знания, в основе которого лежит целостный
акт веры — не как техническая, а как
мировоззренческая аксиома. Акт веры рождается
из встречи божественного начала в человеке со
своим Источником — Богом. И если душа хоть раз
отозвалась на зов вечности, она уже никогда этой встречи не забудет.
Человек понимает, что только полузнание уводит его от Бога,
подлинное же знание, хотя и неспособное изъяснить до конца невыразимое,
не противоречит вере. Светлый разум, готовый к поискам полноты
истины, а не узкий рассудок, который хочет ограничить поиски,
подводит сознание к порогу веры. И тогда человеку открывается
реальность, которая не нарушает, а превосходит данные разума. К такой
победе и восполнению естественного порядка мироздания чудесным
и относится Воскресение Христово.
Бог, создавший человека свободным, не создал смерти. Смерть
пришла в мир, как следствие отпадения от Бога, от первозданной
полноты бытия. Бог, совершенная любовь, не захотел воссоединить
мир с Собой путем нарушения дарованной Им человеку свободы. Явление
Христа есть новое творение мира и человека, но не всемогуществом,
а жертвенной любовью. Как человек, Христос принес себя в
смертную жертву за мир и человека, и как Бог Он победил смерть.
Этому чуду мы поклоняемся пробуждаясь сами для новой жизни.
К. Фотиев
Стр.1