Ъа Россию!
Не а силе Бог* а в права е.
Александр
Невский
I I
MINI
I
IIIIIIIIIIIMIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII
II
Illllllllllllllllllllllll
II POSSEV"
Sozlalpolitische Rundschau in russischer Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne
Адрес Издательства и Редакции:
Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verla g „Possev"
Выходит по воскресеньям
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УШ год I
ч л
т
Цена номера в розничной продаже / " ПСрвН»
pii]iiiiiiBiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiaiiaiaiiiiiiiiiiiiiiviiiiiiiiiti«iHitiiiiciiiiiiiiitiiiiiitiiiiiiiiiiiiititiiiiii*iiiiaiiaiiBiivi«iiviiiiBiiiiviiiiiiiiiiiiii«iJii*iiiiiiiiBtiiiiiiiiiiiiaiiiiBiaiaiaivB
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 ОКТЯБРЯ 1952 г.
СТАВКА НА ЧУДО
Наивысшая ценность для каждого человека, — это его право быть
свободным, располагать самим собою. Общественный порядок, лишающий
человека этого права, может быть навязан только насилием. Но
и в этом случае такой общественный порядок может быть лишь временным
явлением, ибо воля человека к свободе побеждает, в конечном
итоге, любое насилие.
Всякие ссылки защитников рабства на его «историческую неизбежность»
или «экономическую необходимость» лишены смысла, даже
с точки зрения той же истории и экономики.
История человечества есть, в первую очередь, история развития
человеческого сознания, история проявления свободного и творческого
человеческого духа, непримиримого ко всему тому, что могло бы его
сковывать. Экономика же призвана служить человеку, удовлетворять
его запросы, и нет такой необходимости, которая могла бы оправдать
подавление человеческой свободы, порабощение человека интересами
«экономики». Экономические формы создаются людьми, и только свободные
люди могут их, оставаясь при всех условиях свободными, видоизменять
и совершенствовать себе на благо, а не на горе.
До октября 1917 года подобные рассуждения могли звучать отвлеченно.
После захвата власти коммунистами в России они выражают
жизненный опыт, приобретенный российским народом, они вошли в
его плоть и кровь, и нет, поэтому, такого довода, который мог бы убедить
наш народ в справедливости, пользе и исторической неизбежности
коммунизма.
До 1945 года, до того, как коммунизм, благодаря слепому попустительству
ответственных государственных деятелей свободного мира,
превратился в непосредственную угрозу, нависшую над всем человечеством,
подобные рассуждения казались отвлеченными и на Западе.
После 1945 года любые свободные выборы в любой из свободных стран
показывают одно и то же: нет таких доводов, с помощью которых коммунистам
удалось бы воздействовать на народы и собрать большинство,
обеспечивающее им приход к власти. Наоборот: мы свидетели
проникновения правды о Воркуте и Колыме, о стахановщине и колхозах
во все, самые отдаленные уголки земного шара. Мы свидетели
того, как коммунисты получают на выборах в Англии 0,04 %, в Швеции
и Японии по 2 % голосов, в Западной Германии 4 - 5 %, в Голландии
примерно столько же, и даже во Франции, с окончанием послевоенной
разрухи, катастрофически идут на убыль.
Как при таких условиях, при возрастающем отвращении и негодовании
народов, коммунистическому руководству сохранить в себе и
в своих подвластных веру в то, что «все дороги ведут к коммунизму»?
Торжество рабства над свободой в результате добровольного согласия
народов признается, в сущности, теперь невозможным и самими
коммунистическими теоретиками во главе с «корифеем наук».
Остается расчет на войну, на повторение «братской помощи», на
аргумент вооруженной силы. Но если раньше, непосредственно после
1945 года, могло еще казаться, что военное столкновение между коммунистическим
блоком и свободным миром окончится поражением последнего,
то теперь в особенности после корейского опыта, поражение
свободного мира может произойти лишь в том гипотетическом случае,
если он сам того пожелает, если он к России и к российскому народу
применит подход Гитлера. А шансы на его добровольное самоубийство
ставятся все менее и менее вероятными. Потенциал же его военной,
политической и духовной сопротивляемости неуклонно возрастает.
Между тем, догмат, хотя и лишенный для «(посвященных» реального
содержания, остается и не может не остаться тем же обязательным
догматом для «масс»: «все дороги ведут к коммунизму».
Обосновать этот догмат можно, в наши дни, в свете прошлого
опыта, только надеждой на вмешательство богов, только расчетом на
чудо.
Этот расчет на чудо и преподал «корифей наук» своим подвластным:
расчет на возникновение третьей мировой войны между «капиталистическими
странами», скажем, между Америкой и Англией, или
Америкой и Японией.
Если так называемые «три предварительных условия постепенного
перехода от социализма к коммунизму», выдвинутые Сталиным в его
последнем «эпохальном труде», есть не что иное, как отнесение в далекое
и фантастическое будущее стадии коммунистического изобилия в
нашей стране, то тезис о «неизбежности войн между капиталистическими
странами» есть попытка опереться на фантастику, рассуждая
о возможности торжества коммунизма во всем мире.
Когда-то Сталин сказал: «факты — упрямая вещь». Что же теперь
он может противопоставить фактам? Ничего, кроме фантастики: какие
«светлые дали» может он раскрыть теперь, после тридцати пяти лет
коммунистического владычества? На какие перспективы может он
указать? Только на чудо. Это он и сделал в своем «эпохальном труде».
А. Николин
ПАРТОРАТОРИЯ В БОЛЬШОМ КРЕМЛЕВСКОМ
(Обз
ор)
ной пышностью, с непомерным количеством
аплодисментов, переходящих,
судя по подобострастным
описаниям, не столько в овации,
сколько в карикатуру. — открылся
19 партсъезд — партийная оратория,
на которой все декламируемые
тексты, будь то доклады или
«дискуссионные» выступления, обсуждены
и проверены заблаго -
временн о до последней запятой.
Советские газеты 6-7. 10 печатают
доклад Маленкова. На утреннем
заседании 6. 10 слушался отчетный
доклад Центральной Ревизионной
Комиссии, сделанный Москатовым.
Затем начались «прения»...
С большевистской самореклам¬
рых «линиях» — основного маленковского
— доклада.
Остановимся кратко на некотоНаряду
с безудержным самовосхвалением
«достижений» партии в
области роста «социалистической
экономики», КУЛЬТУРЫ и народного
благосостояния, в докладе, как шило
из мещка. выглядывали построения
с «Все еще не ...» — «Всё
еще че достигнуто правильного использования
техники на производствах,
всё еще. не ликвидирована
бесхозяйственность, не уменьшился
брак (около -3 млрд. рублей потерь
от брака в промышленности),
всё еще не на высоте планирование
и организация зернового хозяйства,
животноводства, всё еще не
снижены непомерные расходы на
содержание административно - управленческого
аппарата, не уменьшены
раздутые штаты и т. д.
и т. п.
«Всё еще не . . .»
на вполне полицейский террор
партадминистраторов надсмотрщиков
и погонял, несмотря на ПОЛИТИКУ
кнута и пряника. 1.340.000 награжденных
медалями и орденами
за время с окончания войны, 6. 480
«гепоев социалистического труда»,
2.339 сталинских лауреатов .. . —
Всё еще не сыт, не обут, не одет,
не устроен в достойном человека
жилище, не имеет отдыха от непрерывного
и безнадежного ТРУДОВОГО
надрыва простой трудящийся
человек — рабочий, колхозник.
«Всё еще не ...» — таков основной
— непропагандный — вывод из доклада
первого сталинского подручного.
«Всё
еще не ...» Это — несмотря
ведений советской литературы и советского
искусства. — признается
Маленков — низки по художестЗначительное
количество произЗаказ
творчеству
венному их качеству. Иногда халтурны.
Нам Гоголи и Щедрины
нужны, которые «выжигали бы из
жизни всё отрицательное», которые
.*., раскрывали бы «великолепие»
советской действительности и
советского человека, создавая образы,
«достойные
(когда чем-либо подобным занимались
«Гоголи и Щедрины»?).
подражания»
Заказ писателям и художникам
продолжает быть, таким образом,
беспощадным и противным свободе
художественного творчества. Для
уточнения его Маленков дает вполне
примечательное толкование типичност
и в творческом отображении:
типичное — это. оказывается,
отнюдь не то, что часто и
постоянно встречается, «типическое
— не статистика . . типичность
— это основная ссЬера проявления
партийности» .. . — Вот какая головоломка
дана на грядущее вооружение
теоретикам советского
творчества!
«Честность». Идеология
лись в докладе (раздел «партия»).
Численность членов партии на
1. 10. 52 г. — 6.882.145 человек
(включая и кандидатов). Текущей
установкой Политбюро является
«притормозить» расширение партийньгх
кадров за счет повышения
их качества. Бдительность в отборе,
бдительность в воспитании партийных
кадров. Бдительность и честность.
Последняя толкуется (см.
«Проект измененного устава»), как
обязанность партийца доносит ь
в партийные высшие инстанции
«вплоть до ЦК», на всех и вся в инстанциях
низших, невзирая на лица.
В связи с воспитанием такого
рода «честности.» упор делается на
повышение «идеологической» подготовки.
Впрочем об идеологии говорится
также и в связи с не истребленными
полностью в сознании
иных носителей партбилетов «пережитками»
(влияние «недобитого
еще троцкистского охвостья»),
недовольными или даже враждебными
настроениями...
Эти два понятия часто склоняСССР»
— «Правда» № 277). «Закона»
этого при чтении не может обнаружить
никакой, самый внимательный
читатель без специально
вытренированной на Kvnpqx марксизма-ленинизма
партийной «сознательности»,
о необходимости которой
говорил Маленков.
проблемы социализма в
Сегодня в номер е
Е. Романо в — Направление и принципы пропаганды • Н. Гра -
добое в — Партия профессиональных доносчиков • Н. Анато -
лие в а — Кинофестиваль в Венеции ф В. Мерцало в — Китай
рычит
J
рик новому «ТРУДУ» Сталина, открывающему,
якобы, «закон социализма»
(ом. статью «Экономические
В
заключение доклада — панеги№
41 (332)
Illlllllllll l
Hllirillllll
iliiliilliiriiiir
1
Стр.1