За
Россию!
Н
е в сил
е Бог, а в правд
„POSSEV"
Издательство а редакция:
Llmburg/Lahn. Deutschland.
Условие оооииски: 5 ном. — 3 НМ. 10 — в НМ иг л
Условия приема объявлений: 1/16 — ВО НМ 1/8 —
100 НМ, 1/4 - 180 НМ, 1/2 - 350 НМ, 1 стр. - 700 НМ
Bankkonto: Limburger Bank V 14.
Frankfurt-M 33 461.
Выходит oo воскресеньям.
оьиидят D O воскресеньям.
Еженедельник общественной и политической мысли
VI год
МИФ ОБ АНТЕЕ
В^_П^)г>елкжий
Одной из примечательнейших сторон
переживаемого ныне
человечеством
кризиса ,как уже отмечено в социологии,
является быстрота темпов современного
культурного и социального развития
(отнюдь не в лучшую сторону!).
Хотя эта быстрота темпов характерна
не для всех сторон жизни и хотя качественный
рост значительно отстает от
количественного, тем не менее налицо
— грозное crescendo событий, головокружительная
смена «эпох». Если история
XIX века могла быть уподоблена
театру, где действия и акты исторической
драмы, неспеша, перемежались с
антрактами, то история ХХ-го века более
похожа на кинофильм, в котором
кадры следуют друг за другом с изумительной
быстротой, увлекая пораженного
зрителя и не давая ему времени
ни опомниться, ни сосредоточиться.
Такова общая картина. Не выпадает
4
из нее и Россия. Более того — именно
у нас на родине ускорение темпов социальной
жизни достигло предела: военный
коммунизм, Нэп, коллективизация
и индустриализация и т. д. — все
это — эпохи , формально охватывающие
годы, по остроте же и насыщенности
содержания едва ли ни столетия.
Современная биология различает два
В номе
С А. Левицкий
ДУША И МАСКА
БОЛЬШЕВИЗМА
Петр Краннцкнй
ПОЛЕТ В МОСКВУ
А* Авторханов
•ЮКОРКТНИВ ПАРПШ
времени: одно — измеряемое минутами
и часами, другое — измеряемое объемом
происшедших в организме изменений.
Так и социальное время отлично
от физического. В России оно идет
"значительно быстрее отбиваемого московскими
курантами. Факт этот отмечен
многими наблюдателями и не вызывает
сомнений. Интересны выводы
из него, в частности, пожалуй, — важнейший
из них: послевоенный период
в истории СССР занимает особо е место
и познание его не может быть почерпнуто
только из опыта так называемой
«новой» эмиграции, покинувшей
Россию не позже конца истекшей войны.
Для того, чтобь? понять происходящее
в нашей стране сейча с нельзя
слепо применять мерки, действительные
для прошлых периодов. В них надо
внести существенные поправки, характер
которых может быть найден
только в том случае, если мы откажемся
от статического взгляда на большевизм
и подбольшевистскую Россию и
найдем правильную динамическу ю
формулу происходящих там явлений.
В нахождении этой формулы нам
должно помочь наше четкое разграничение
между властью и народом, между
изменениями, происходящими по воде
власти, и изменениями, подлинным
автором которых должен быть признан
народ.
Темпы и содержание социальных событий,
определяемых этими двумя силами
в разное время в неравной степени,
зависели от каждой из них.
В последовавшие за «октябрем» годы
ведущую роль, несомненно, играла власть.
Обладая, казалось, неисчерпаемым
запасом смелых планов и идей и огромным
запасом творческой революционной
энергии, она навязывала косной народоной
массе темпы и направление социальных
перемен. Коллективизация
к индустриализация — апогей той стрецена
номера в РОЗНИЧНО Й
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 22 ОКТЯБРЯ 1950 г.
продаже
*7/в
_т_
/и пфен.
№ 43 (230)
мительной ломки и перестройки, которые
изумили и потрясли не только
наш народ, но и весь мир. Именно в
этот момент Советский Союз достиг
наибольшей крепости внутри и притягательности
вовне. Но именно тогда начался
и обратны й процесс — замедления
темпов, иссякания творческой
инициативы. Ежовщина — уже судорога,
идейно-пассивное, хотя и кровавое,
сопротивление
нарождающейся
новой силе. Эта сила проявила себя
впервые открыто и масштабно в явлении
массовых сдач в плен 1941-42 г. г.
Власть, определявшая напряжение и
формы социальной реформации первых
пятнадцати лет после революции, стала
терять свою ведущую роль и на первый
план стала выходить народная стихия.
Разве сталинградская победа и взятие
Берлина не обусловлены в основном
пробуждением российского патриотического
духа? Этот дух не укладывается
ни в какие ортодоксальные коммунистические
рамки — он им чужд и
враждебен. То, что власти пришлос ь
оседлать в своей пропаганде патриотические
мотивы и выпустить на свет
Божий духи российской истории —
Куликовской битвы, Ледового побоища,
Бородинского сражения — конечно, указывает
на большую цепкость и маневренность
власти, но никак не на ее
творческую динамику. Она остановилась
в своем беге, уступив место ловкой
тактике, мертвой пропагандной технике
выдохшегося и исчерпавшего себя в созидательных
возможностях бюрократического
аппарата .
Если на заре большевистского властвования
в России агрессивная и димическая
власть противостояла косному
народу, увлекая его своим стремительным
новаторством, то сейчас власти,
крепкой своей хваткой, но по существу
консервативной, противостоит актив -
на я народная стихия, с каждым днем
все сильнее и сильнее определяющая
меры самозащит ы творчески бесплодного
большевизма.
Разве борьба с «преклонением» перед
Западом не вызвана целиком соответствующими
народными настроенияPostscheckkonto:
е
— Дленсанд
Sozlalpolltlsche Rondschao in rasslscbei Sprache- Оеоисшаль
Social and Political Rev'.ew in Russian German)
Bebdomadaire Social et Politique en league russe, Allemagne
Verlag .Possev*
р
Стр.1