За
Россию!
к в сил
Издательство
е Бог, а в правд
„POSSEV"
а редакция:
Александ
Llmburg/Lahn. Deutschland
Условия ионийски: 5 ной — 3 НМ 10 - в НМ и г д
Условия приема объявлений: 1 16 - 60 НМ 1'8 —
100 НМ 1/4 — 180 НМ, 1/2 - 350 НМ, 1 стр - 700 НМ
Bankkonto: Limburger Bank V 14.
Frankfurt-M 33 461.
*
ЕженедеЛЬНИК ОбщеСТВеННОЙ И ПОЛИТИЧеСНОЙ МЫСЛИ
VI год
Цена номера в розничной продаже /и ПфвН .
Выходит по воскресеньям.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 15 ОКТЯБРЯ 1950 г.
МИР ИЛИ СВОБОДА?
А. Артемов
Два лагеря, на которые расколото современное
человечество, — лагерь демократии
и лагерь коммунизма — все
сильнее и сильнее вступают в борьбу
между собой. Третьей мировой войны
еще нет, и напрасны преждевременные
вопли, что «она уже началась» (так говорили
и между двумя первыми мировыми
войнами); когда она действительно
начнется, это будет очевидно для всех.
Но «холодная война» то и дело переходит
в «горячие» схватки (Греция, Китай,
Корея). Однако, основная борьба идет
пока в области пропаганды. Обе стороны
ведут ее ныне со все возрастающим
ожесточением. В этой пропагандной борьбе
разные лагери делают упор на разные
идеи, наиболее близкие к желаниям
простого, среднего человека, человека
массы. «Мир» и «свобода» — вот
две идеи, которыми вербуются массы.
«Мир!» — кричит коммунистический
лагерь. «Движение сторонников мира»,
«партизаны мира», появился даже «генералиссимус
мира» .. . «Заклеймим позором
поджигателей войны», «отстоим
дело мира, спасем культурные ценности,
материальные богатства, молодое
поколение, женщин, детей от истребления»
.. . Иное дело — как ведет себя в
действительности блок коммунистических
государств, но таковы его пропагандные
козыри.
«Свобода!» — все решительнее, все
настойчивее утверждает демократический
лагерь. «Свобода — сильнейшее
взрывчатое вещество» — так прозвучало
на Берлинском Конгрессе борьбы за
свободу культуры, в конце июня этого
года. Идея свободы проникает через
всякие «железные занавесы», она будит
сердца людей — одних к обороне,
других к наступлению.
Коммунистический лагерь шлет в
тыл противника •— в Стокгольм, в
Шеффильд — «глашатаев мира». Демократический
лагерь шлет в Берлин, на
остров демократии за «железным занавесом»,
специально изготовленный- «Колокол
свободы». Для нас, россиян, это
особенно символично: как «Колокол»
Герцена, будет слать на восток «Колокол
свободы» призывы к освобождению!
. .
Итак, в Берлине, который давно уже
стал городом символов, столкнутся наиконкретнейшим
образом две идеи: демонстрация
«сторонников мира» в восточном
секторе и удары «Колокола свободы»
в западном. И что отныне будут
означать
рассыпанные всюду буквы
«Ф»: «Фрайхайт» (свобода) или «Фриден»
(мир ?
Обе пропаганды, собственно, бьют в
В. Самарин
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
МИХАИЛУ ШОЛОХОВУ
цель, ибо обе они западают в души людей,
затрагивая две благородных стороны.
«Свобода» — заветное слово, но и
«мир« — желанная мечта. Прав Ватсон,
сказавший на съезде Английской рабочей
партии, что собирать подписи против
войны — все равно, что собирать
подписи против воспаления легких. Хочется
сказать просто: «Свобода и мир!»,
«Мир и свобода!».
Но наше время есть время категорического
выбора: мир или свобода? МожВыходят
по воскресеньям.
ПП
,Т,
№ 42 (229)
но сохранить мир, лишь уступив насилию,
и можно сохранить или обрести
свободу только в борьбе. Ныне, как редко
в истории, действительны слова Гете:
«Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на
бой».
Не впервые люди и народы стоят
перед этим выбором. Перед ним стояли
Вашингтон и Боливар, греки и финны,
перед ним стояли, и наши предки при
Александре Невском, Дмитрии ~ Донском
.. . Героический ответ был однозначен,
и только его мог благословить
Сергий Радонежский. Этот ответ —
«Свобода!»
Для нас, солидаристов, свобода не является
высшей ценностью, — она есть
необходимое условие служения высшим
ценностям. Но из этих двух ценностей
— мир или свобода — свобода
выше. Именно потому мы и не можем
примириться с насилием, именно потому
мы ведем борьбу за низвержение
тирании. Борьба за свободу есть категорический
императив, поставленный
нам историей: если мы не будем ее вести,
грядущие поколения заклеймят нас,
как трусливых рабов.
Наша ставка — революция. Но если,
помимо нашей воли, война опередит ее,
— мы должны, выступая как независимая
сила и продолжая революционную
борьбу, всемерно содействовать победе
лагеря свободы. Война, как показал
опыт, не обязательно ведет к освобождению;
на нас, на всю российскую эмиграцию
лягут здесь особые задачи. Главнейшей
же задачей была и будет: всемерная
борьба за освобождение нашего
народа, при всех обстоятельствах.
Рано или поздно, в том или ином виде,
наша борьба примет острые фермы,
и если историческая обстановка поставит
нас перед дилеммой «рабство или
вооруженная борьба», мы не можем остаться
в стороне или отделаться заклинаниями
беззубого пацифизма. Если надо
воевать, мы будем воевать!
Postscheckkcmto:
е —
р Нсвснн
eoElalpolltlsche Randschao in rnsslscher sprache. Oeatsc&lanu
Social and Political Review in Russian i>ermao>
Bebdomadaire Social el Politique en Ian cue russe Allemacnc
Verlag ,Posse»* .
н
Стр.1