Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634417)
Контекстум
.
Посев

Посев №12 1950 (80,00 руб.)

0   0
Страниц16
ID137750
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1950 .— №12 .— 16 с. — URL: https://rucont.ru/efd/137750 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Еженедельник общественной и политической мысли VI год Выходит no воскресеньям. -чл Ц е в в номера в розничной п р о д а ж е ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 МАРТА 1950 г. РОССИЯ И С Ш А <...> Г. А н д р е е в США по праву играют в настоящее эумевается под «американизмом» и время первую роль в мире, не подвласт «американской деловитостью», обеспе ном Коминформу. <...> Нам приходится и сейчас не ма есть «российская лень» или «обломов ло возмущаться, видя медлительность и щина»: обломовы вряд ли за 200 лет су неповоротливость США в принятии жи- мели бы создать Империю от Балтийсзненноважных д л я всех народов, ограж • кого моря до Тихого Океана и вряд ли в дающих их от коммунизма решений. последние десятилетия перед Первой Однако, м ы можем констатировать, что мировой войной развивали бы свое хо так или иначе, а США все ж е постепен зяйство «американскими», по тому дрено переходят на более твердый путь бо мени темпами. <...> У ж е эти два факта ни рьбы, и что в основе этого лежат здоро как не вяжутся с примитивно представ вые чувства. ляемой «русской ленью» и свидетельст Российская и американская нации вуют о нашей деловитости и трудолю внешне во многом разнятся друг от дру бии, однако, по характеру отличающих га. <...> Это различие объясняется разным ся от американских — вероятно тем, жизнеощущением, чем определяется и что эти качества никогда не были для их разное отношение к смыслу и значе нас. самоцелью. нию человеческой деятельности. <...> В ней, как и в нашей клас Ж а к Сорелъ сической литературе X I X и начала X X Б е к о в , звучат хорошо знакомые нам те СТАЛИНГРАД мы: неудовлетворенности, ж а ж д ы к совершенствованию и — человечности. <...> Эти черты американс кой литературы убеждают нас в том, что корни ее, уходящие в духовны? не дра американского народа, одинаковы нашим, — а это стирает внешнюю раз ницу между нами и обнаруживает наше духовное родство в решающем — в выв) сокой человечности чувств <...>
Посев_№12_1950.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Посев_№12_1950.pdf
За Россию! Не в ш е Бог, а о правде — Лленсандр Не ^ п „POSSEV" Sozlalpolltlsche Rundschaa In rasstscher Spracne. Deutschlana Social and Political Review In Russian Language. German* Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemaan Издательство и редакция: Verlag .Possev' , Условия подписки: 5 ном. — 3 НМ 10 — 6 НМ К т .д. Условия приема объявлений: 1/16 Llmburg/Lahn, Deutschland. 60 НМ 1/8 — 100 НМ, 1/4 — 180 НМ, 1/2 — 350 НМ, 1 стр. — 700 НМ nankkonto: Limburger Bank V 14. Postschecfcfconto: Frankfurt-M 33 461. Еженедельник общественной и политической мысли VI год РОССИЯ И США Г. Андрее в США по праву играют в настоящее время первую роль в мире, не подвластном Коминформу. Во всеобщем рагчороде они — единственный достаточно мощный материально и сильный духовФ но противник и противовес — не России и ее народам, а тоталитарному СССР с его коммунистическим правительством. Поэтому понятен наш интерес к США. В военное и послевоенное время США приняли ряд ошибочных решений, укрепивших коммунизм и воспринятых нами с огорчением, а иногда и с негодованием. Нам приходится и сейчас не мало возмущаться, видя медлительность и неповоротливость США в принятии жизненноважных для всех народов, ограждающих их от коммунизма решений. Однако, мы можем констатировать, что так или иначе, а США все же постепенно переходят на более твердый путь борьбы, и что в основе этого лежат здоровые чувства. Российская и американская нации внешне во многом разнятся друг от друга. Это различие объясняется разным жизнеощущением, чем определяется и их разное отношение к смыслу и значению человеческой деятельности. Для россиянина неприемлемо то, что подраВ номере: В. Зимовьев США И ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ Жак Сорелъ СТАЛИНГРАД Г. Климов В БЕРЛИНСКОМ КРЕМЛЕ эумевается под «американизмом» и «американской деловитостью», обеспечивающими материально - техническое богатство и благополучие США, но не оставляющими человеку времени для «заботы о душе», для духовной жизни, — между тем жизнь, лишенная возможности созерцательного углуб пения в нее, для россиянина в значительной мере теряет ценность. В этом, кстати, одна из причин краха советской попытки «американизировать «наш народ Наша созерцательность, конечно, не есть «российская лень» или «обломовщина»: обломовы вряд ли за 200 лет сумели бы создать Империю от Балтийс• кого моря до Тихого Океана и вряд ли в последние десятилетия перед Первой мировой войной развивали бы свое хозяйство «американскими», по тому дремени темпами. Уже эти два факта никак не вяжутся с примитивно представляемой «русской ленью» и свидетельствуют о нашей деловитости и трудолюбии, однако, по характеру отличающихся от американских — вероятно тем, что эти качества никогда не были для нас. самоцелью. Для США они долго оставались самоцелью, но, очевидно лишь внешне. Внутреннее содержание американского народа, — это приходится предполагать даже вопреки «официальной» философии США (Джон Дьюи), — было другим. В этом нас убеждает проснувшаяся в США в последние десятилетия тяга к духовному творчеству, отражаюшаяся в первую очередь в поднявшейся на уровень передовой в мире американской литературе. В ней, как и в нашей классической литературе XIX и начала XX Беков, звучат хорошо знакомые нам темы: неудовлетворенности, жажды к совершенствованию и — человечности. В новое время по-новому американская литература проникнута той же теплотой и любовью к человеку, которыми была проникнута и наша большая литеВыходит no воскресеньям. ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 МАРТА 1950 г. Цевв номера в розничной продаже /и пшен. -ч л _т № 12 (199) ратура. И еще — в ней так же непобедимо звучит утверждение жизни, оптимизм, — не плоский «американский оптимизм», воплощенный в обязательной улыбке и в «счастливом конце» кинокартин а подлинный, конечно-утверждающий нас и побеждающий глубокий трагизм жизни. Эти черты американской литературы убеждают нас в том, что корни ее, уходящие в духовны? недра американского народа, одинаковы нашим, — а это стирает внешнюю разницу между нами и обнаруживает наше духовное родство в решающем — в выв) сокой человечности чувств обоих народов. Другими роднящими нас качествами является способность к широте, к мысли и действию в больших масштабах, как и к смелости выполнения широко задуманных задач. Правда, большевизм использовал эти способности россиян для своих целей, но при другом направлении они могут быть благодетельными для мира. Способность к широте основана на ощущении себя «всечеловеком», «гражданином мира», а не только своей родины—патриотизм россиянина и изоляционизм американца не мешают им чувствовать свою всечеловечность Мы полагаем, что не ошибемся сказав, что перечисленные качества — при всех совершенных и еще предстоящих в будущем ошибках, отклонениях и при искажении внешними проявлениями. — объясняют способность обоих нарезов в своей деятельности к соединению разума с сердечной теплотой, твердости, смелости и мужества с человечностью, силы и храбрости — с великодушием. Способность к этому — удел больших и сильных народов, не боящихся за свое существование и готовых помочь другим. Только обладая такими качествами США могли принять решение о помощи Европе по плану Маршалла и оказать в широких размерах помощь другим народам; только поэтому они могут отстаивать ООН от разрушения коммунистами, организовывать оборону мира, а во внутренних делах проводить полигику Нью-Дила, широких социальных пре
Стр.1
16 ПОСЕ В образований к т. д. Многое и этого еще 3 отягощено и другими побуждениями и принимается «вынужденно», но одни коммунисты могут видеть в этом только «капиталистическую» или «империа;тистическую» политику США: мы видим в них так же необходимые, требующиеся временем решения, как и ответы на преступную коммунистическую деятельность, ответы продиктованные в том числе и человечностью чувств американского народа. Это обеспечивает наши симпатии к США, что, впрочем, не означает, что мы и впредь не будем резко критиковать их политику за очередные ошибки, очевидно неизбежные при сложности современного положения и при несовершенстве существующего управления. Но не критикуют только врага — с ним борются. Наша критика, как и наши симпатии, основаны на желании помочь положению, что вытекает и из нашего стремления к сотрудничеству и содружеству народов, и из чувств удовлетворения, когда мы видим осуществление этого стремления в конкретных решениях. Это и определяет в данное время наше отношение к США. Народам России и США нечего делить и не из-за чего ссориться. Наоборот, крепкая дружба между ними, молодыми и сильными народами, проникнутыми в глубине души одним чувством, способна обеспечить миру порядок и спокойное существование. Мешает этому одно: стоящее между обоими народами коммунистическое правительство СССР. Убрать это препятствие опятьтаки может дружба и взаимопомощь обоих народов. Если в политике США ncf отношению к России будут лежать чувства, отмеченные нами выше, одинаковые чувствам народов России, и политика США не отклонится от них, мы убеждены, что необходимая дружба будет в конце концов уставов лева. А это ,в свою очередь, освободит мир от основной опасности, от коммунистической угрозы, и позволит ему заняться решением других задач. „Прннципальная" критика и исоцналистический" реализм Недавно происходил в Москве XI I пленум Союза советских писателей. Основным вопросом на повестке дня, помимо вопроса о детской литературе и организационных вопросах, о которых уже сообщалось, была критика критиков. Доклад по этому пункту повестки дня сделал генеральный секретарь А. Фадеев. После внимательного ознакомления с этим докладом приходится придти к выводу, что задача, стоящая перед критиками^ весьма тяжела. Критикам прежде всего предъявляется обвинение в отсутствии принципиальности.. Ответа же на вопрос о том, как принципиальность критики совместить с постоянными окриками партийного начальства^ докладчик, конечно, не дает, хотя чуть ли не накануне пленума подобный конфуз произошел с критиком романа Катаева «За власть советов» М. Кузнецовым. Нечто подобное было с критиками, и весьма именитыми, пьес «Карьера Бекетова» и «Огненная река». Сначала они пьесы захвалили, а после партийного окрика изругали. При этом даже не покраснели. Поостереглись чтобы не заметили. > И атмосфера Времена Белинского сейчас недостижимы. партийного террора в области духовной жизни действует разлагающе на писателей и критиков. Притупляет в них чувство долга и ответственности перед народом. Когда в нашей литературе было' возможно явление, чтобы осведомителя охранки принимали как равного в писательском кругу? А А. Трушнович Мысли о российских эмиграциях V. А. И. Герцен Герцен родился в знаменитом 1812 году. Он принадлежал к тому поколению, которое было «вскормлено рассказами отцов». В декабрьские дни 1825 г. ему было 13 лет. Дети в таком возрасте способны к тонким наблюдениям и к оценке событий, которые сохраняют часто на всю жизнь в памяти. Герцен уже сознательно переживает крушение мечтаний и чаяний Александровской эпохи. Александр I постепенно погружается в туман мистико-депрессивного состояния и власть захватывает в свои руки временщик, предтеча большевиков — Аракчеев. Русское Возрождение кочеСм - 11 неет, творческий огонь медленно тухнет. В кружках, состоящих из узкого круга лиц одного «горения», рождается русская культура XIX века, и вместе с ней протест против крепостного права и самовластного бесправия. В 1834 г. он и его друзья арестовываются и отправляются в ссылку. Ссылку он переживает душевно тяжело, но он материально полностью обеспечен и может заниматься литературой. Горячий ум, критически недисциплинированный, скажет словами в стиле нашего .времени: «Вот бы ему сталинскую ссылку! Занимался бы он литературой на Колыме». Мы с ним согласны: самый темный период любого царского абсолютизма не может ЛЬ 12 (191} сейчас бывший, а может быть и сегодвяшнмА, сексот НКВД Ажаев прочно вошел в ряжи «инженеров душ», введен в правление союза писателей! И получил « сталинскую премии» з а воспевание концлагеря. Концлагерная тем и а, впрочем, наиболее соответствует именно «сталинской» премии. И безнадежно требовать от литературных критиков принципиальности в их творчестве, если она отсутствует ч их среде, в их повседневной жизни. Еще одним коньком пленума был так называемый «социалистический реализм». Фьдеев и все выступавшие в прениях сетовали ) что никак не могут дать четкое определение этому понятию, и что этим самым «неопределенным» социалистическим реализмом наши писатели не могут овладеть. И вряд ли овладеют. Ибо «социалистический реализм» это требование искренней лжи. А наши писатели хо^ т я и лгут, но очень не многие из них лгут и о . кренне Расцвета же наша литература (и наша критика) — расцвета, которого взыскивали на пленуме, — достигнет только тогда, когдч она будет правдива, когда она будет отражать подлинную духовную жизнь народа, когда она будет показывать живых, реальных людей. А сможет она это делать, когда будет свободна наша страна от диктатуры большевизма, от^ диктатуры вообще. Е. Р . ПОПРАВКА В статье Е. Романова «Проголосовать против большевизма!» («Посев» № 11) допущена грубая опечатка. На стр. 1, в 3 колонке св(:рху, следует читать: «которое обуславливает пол-i ную невозможность выдвижения кандидата ...» ит . д., по тексту. ^НЯ1Ш1М«МШ11111111111Щи1ММЙ1М1|»ММИ1Н11111ММН1111111Н»Н1|111111НШ1Н1И1и>Н1Ш1>М<» «Посев» в Берлине МОЖНО ВСЕГДА КУПИТЬ В ГАЗЕТНОМ КИОСКЕ НА Kurfurstendamm Ecke Joachimstalerstr. выдержать сравнения со сталинским* Если вне исторического времени сравнивать оба режима, то сталинский безмерно хуже николаевского. Это однако не исключает факта осуждения последнего передовыми людьми и крепостным крестьянством, переживавшим в исторической категории того времени поло-, жение своей родины не менее тяжело, чем последующие поколения в гораздо более страшном периоде, но в другой исторической категории. Одна из главных причин тяжести переживаний тогч дашнего поколения лежит в технической отсталости охранительных мер режима. Всякий абсолютизм может держаться только при наличии двух условий: герметическом закрытии границ и собственной (режима) идеологии, пропагандно закрепленной. Мысли Запада, в виде его социальных, философских и др. учений и течений проникали в Россию в неизмененном виде и из первоис
Стр.2
Eft 12 (199) Политические заметки Борьба за Германию Обширен фронт холодной войны. И не всегда можно сказать, какой участок ее важнее других. Борьба за контроль над атомной энергией все еще продолжает оставаться в центре всеобщего внимания, и так оно будет еще долго, так как видимых путей для решения этого спора нет, да при существующих отношениях и быть не может. А решиться на что-то нужно. Этого настойчиво требует общественное мнение. Это диктуется и всей создавшейся обстановкой. Особенных надежд ни у кого нет, но тем больше всяких проектов. К сожалению, они почти все сводятся к тому, чтобы «как-то с большевиками договориться». Как договориться, никто толком не знает. Точнее, никто, собственно, в возможность договориться не верит. Но мысль все время вертится в ограниченном кругу и не может из него выбраться. Новых идей как-то не появляется, д *же у политических деятелей стиля, как Черчилль. Но из всех планов ,свод: в. тому, чтобы «как-то догов» ся», наиболее любопытным ется тот, с которым выступив недавно американский сенатор Бриен Макмагон. Предложение его сводится, как известно, к тому, чтобы обсуждение вопроса об атомном контроле поставить на очередной или чрезвычайной сессии ООН, но самую сессию эту провести в Москве, с тем, чтобы лмеющие там быть дебаты «могли быть слышны в каждом уголке земного шара, а, главное, на всем пространстве между Лёниниградом и Владивостоком». Хорошо сказал Макмагон. Не совсем только для. нас ясно, серьезно ли он говорил или в шутку, с задней, так сказать, мыслью. Что значит провести сессию ООН в Москве? Если это значит, что в Москву, вместе с многочисленными делегатами ООН, приедут еще более многочисленные корреспонденты со всех «уголков земного шара» и не только приедут, но и захотят познакомиться со в с е¬ м и достижениями советской власти, — вплоть до «исправительнотрудовых» лагерей, скажем, — если это значит также, что вс е дебаты, — все, а не только витийствования товарищей Вышинского или Громыки, — должны будут передаваться советскими радиостанциями «от Ленинграда и до Владивостока», то неужели сенатор Макмагон серьезн о думает, что «люди в Кремле» на это согласятся? Но внутреннее убеждение нам подсказывает, что он сам в это не верит. Ибо сам же он оговорился, — и в смысл этом настоящий его предложения, — что такого «если кремлевские властители не согласятся на сессию ООН в их В условиях, предложенных Макклоем, нет ничего особенного. Все это совершенно обычно в любеф .щшщршяяуьщдЬ стране Но ние, а ' янзче i t ' чему* Й^иВА ШхЯ^ сыр-бор городить. — Н. Гр.), то весь свободный мир узнает истинную причину такого отказа».. Совершенно то же можно сказать и о вызвавшем столь много разговоров и комментариев предложении Верховного Комиссара, Джона Макклоя о всеобщих выборах в Германии. 28 февраля Макклой, выступая на прессконференточников. Казенный суррогат «идеологии» не мог выдержать сравнения с живыми и эволюционно зрелыми идеями, возникшими в век Пушкина, декабристов и кружков. Государственная церковь старалась религиозно-идеологически оправдать режим, вопреки евангельской правде, воспринятой народом. Надо полагать, что, согласно непреложным историческим законам, нарушение этих двух условий большевиками — первого в силу исторических событий, независящих от «плановой мудрости» отдельных лиц л партий, а второго, благодаря духовной бедности собственной «идеологии», основанной на тирании, приведут к тому же результату — к крушению крепостного режима. Герцен по пустяшному поводу попадает вторично в ссылку. Ссылка довольно своеобразная. Он назначается на Воет начальника отделения в управление губернатора в Новгороде. Герцен в ПОСЕВ ции во Франкфурте, четко и ясно изложил американскую точку зрения на вопрос о национально-политическом объединении Германии. Америка, сказал он, всецело поддерживает вполне законное и естественное стремление германского народа к единству. Но объединение Германии должно свер - шиться в демократических формах, в результате свободного волеизъявления народа, насильственного внедрения а не путем тоталитарного режима. И Макклой рекомендует провести этой осенью выборы во все й Германии, следовательно, И' в советской зоне, но при обязательном 1 соблюдении таких условий: полного равноправия все х партий, при выдвижении' кандидатур, — в разработке программ и в предвыборной агитации; полной свободы политической деятельности и действительной гарантии свободной подачи голосов для все х избирателей; одинакового для все х партий права и фактической возможности пользоваться средствами информации — радио, прессой и т. д. 1 случав она все же доказывает то, что нужно было доказать: как далеки одно от другого два понимания демократии, даже в преаелах одной и той же страны. Географические категории, которыми коекто привык мыслить ) определенно теряют свою силу. Предложение Макклоя о свободных общегерманских выборах и реакция на это со стороны тех, к кому оно было обращено, это — небольшой, хоть и очень характерный эпизод в непрекращающейся борьбе за Германию, составляющей один из самых серьезных участков Холодной войны. Наступающей стороной здесь, как и воюду, остаются большевики. Они продолжают лихорадочно работать над созданием ударной армии для этого наступления, в виде так наэы-. раемого «Национального Фрочта». Это новое, усовершенствовчнное издание «Национального Конгресса». И приходится удивляться, как, несмотря ни на что, — несмотря на царящий в Восточной Германии полицейско - террористический режим, несмотря на скудные нормы снабжения, на общий хозяйственный застой, несмотря лаже на линию Нейса - Одера, на положение немецких военнопленный; в Советском Союзе, и многое фГГ*р, — вуим-то /х ^ б й чисто Вышинский, в изобретательности ему нельзя отказать!) или как там их еще называть. И предложение американского Верховного Комиссара, как и следовало этого ожидать, не только было взято в штыки всеми органами пропас анды советсокой зоны Германии, но и послужило им поводом для самой резкой и грубой брани, как по адресу «американского империализма», так и лично Макклоя. Брань — плохой аргумент. Но в данном удушающем царстве бюрократии, «нравственного душегубства» задыхается, хиреет. Его жена, от полученного во время ареста потрясения преждевременно рожает и больше уж полностью не поправляется. Связи отца выручают его в довольно непродолжительный срок. Начинается тот период его жизни, в. который сложилось его мировоззрение и его характер. Период чрезвычайно богатый и блестящий. В кружках Станкевича, Елагина и др. кипела тогда культурная жизнь рвущейся к свету русской интеллигенции. В них были Белинский, Грановский, Чаадаев, Бакунин, Боткин, Катков и сам Герцен. Рядом с ними — Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин. Какие имена и какие люди! «Вся жизнь, все усилия устремлены к общему без всяких личных выгод.» Кружки западников и славянофилов резко разошлись, но какие странные это были тогда враги: «.. . и нет этих проЭте^ — 'вГ' бость сопротивления насильно и упорно навязываемой пропаганде, и специфически местная, десятилетиями и веками воспитанная наклонность к слепому повиновению. Но как бы то ни было, германские большевики носятся сейчас с планом очередного пропагандного трюка если не очень большого стиля, то большого размера Это предположенный этой Троицей потивников, которые были ближе нам многих своих». «И мы смотрели в разные стороны... в то время как сердце билось одно». Это сердце была — Россия. Эмиграция Герцена чрезвычайно своеобразна и для нас интересна. Она полна внутренних конфликтов. Оправдать ее полностью, исторически и нравственно, очень трудно. На путях такому оправданию стоят и Пушкин и Александр II . Какие побуждения заставили Герцена покинуть Россию? Герцен со своим бурным и бескомпромиссным характером ни при каких условиях не мог приспособиться к режиму духовного гнета. Такой человек мог жить и творить только в свободной стране. Он своим инстинктом чуял, что предстоит третья ссылка и, вместе с нею, духовная и нравственная гибель. Жестокий и бессмысленный поступок правительства с кружком Петрашевского, в том числе и с До
Стр.3