З а Россию !
Ие в
СИПЕ
Бог, а в правде — Дленсандр Невснн
„POSSEV "
Sozlalpolltlsche Rundscnao In russlscber Spracbe. Deutschland.
Social and Political Review In Russian Language. Germany
Uebdomadalre Social et Politique en laniue russe. Allemagna
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
.Possev". Bankkonto: Limburger Bank V 14. Postschekkonto:
Frankfurt/M 33.461. Условия подписки я
Германии: 5 ном.—3 НМ. 10—6 НМ, 15—9 НМ. и т д,
Условия приема объявлений: 1,64 стр.—7 НМ, 1/32—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ, 1/4—90 НМ. 1/2—
180 НМ. 1 стр.—360 НМ Розыски—20 пф. слово.
Еженедельник общественной и политической мысли
V ГОД
Выходит по воскресеньям.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 13 НОЯБРЯ 1949 Г.
ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ
Пять лет назад, при чрезвычайно
сложной международной, внутрироссийской
и внутриевропейской обстановке,
14 ноября 1944 года, в Праге, был
подписан и опубликован Манифест Комитета
Освобождения Народов России.
Освободительное Движение Народов
России, возглавлявшееся генералом А.
А. Власовым, войдет в историю освободительной
борьбы нашего народа, главным
образом, этим документом. В программной
части Манифеста были сформулированы
основные конструктивные
положения, выдвигавшиеся национально-революционным
движением времен
Второй мировой войны. Эти положения
получили широкую проверку и развитие
в недрах т. н. РОА и РОД («Русская
Освободительная Армия» и «Русское
Освободительное Движение», понималось
как «Российская Освободительная
Армия» и «Российское Освободительное
Движение»), прежде чем нашли свое
выражение в Манифесте.
Термин «Российское освободительное
движение» встречается уже в революционной
литературе царского времени.
То же понятие, направленное против
большевистской диктатуры, с полным
правом может быть отнесено к различным
антибольшевистским формациям
гражданской войны и последующим
вспышкам народно-освободительной борьбы
на родине. Но специфическое знаI
П
I
И
I
I
I
В
номере :
М. Розанов
НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ
А. Иванов
ДАЕШЬ ГОСУДАРСТВУ!
Григорий Климов
В БЕРЛИНСКОМ КРЕМЛЕ
I
И
|
я
j
0
1
чение приобретает это название в годы
Второй мировой войны, когда им обозначается
широкое, массовое антибольшевистское
движение российских людей
в условиях господства антикоммунистических
(и одновременно антироссийских)
сил.
Обстановка диктовала формы и, частично,
контингент движения, его тактику
и стратегию, в какой то мере даже
элементы идеологии и пропагандного
материала. Хотя постепенно пресс господствовавших
тогда сил слабел, однако
они продолжали действовать до самой
своей гибели. Но в тех условиях
это движение было единственно-доступным
путем организации и мобилизации
широких масс. И Пражский Манифест,
увенчавший национально-революционную
пропаганду, — наиболее замечательный
документ движения.
Формы и кадр уйдут в историю, тактика
и стратегия будут похоронены вместе
с диктовавшей их обстановкой, много
наносного спадет с идеблогии и пропаганды,
но позитивное ядро идей и целей
останется жить, как память и призыв,
как особая мета движения.
В годы войны стихийный антибольшевизм
породил множество явлений,
вплоть до безоговорочной коллаборации,
которые не имели ничего общего с
Освободительным движением. Лишь по
недоразумению можно называть власовцами
различные формации немецких
легионеров с нашивками «РОА». Все ли
они знали основные идеи движения? А
сколько было «русских» формаций,
враждебных движению? И все это кипело
в котле войны, и все это зачастую
валится в одну кучу с общим названием
«власовцы» .. .
Условия и внешние силы засорили
сам кадр движения недостойными элементами,
не все безупречно в его политической
линии. Но в целом, полагаем,
для той обстановки, движение это будет
оправдано и занесено в актив освободительной
борьбы нашего народа.
Тем более, что оно незримо сочеталось
с национально-революционным
7(\
_Г.
Цена номера • розничной продаже / " ПСрСН»
№ 46 (181)
подпольем того времени. И если одна
часть национально-революционного актива
тогда использовала легальные возможности
работы, то другая работала
нелегально, а третья сидела в нацистских
и большевистских тюрьмах и
концлагерях.
Освобдительное движение, в широком
смысле слова, будет продолжаться
до тех пор, пока не будет освобожден
наш народ. Но «Русское Освободительное
Движение» (РОД), в узком смысле
слова, в тех формах, в которых оно существовало,
есть этап пройденный. В
силу условий, оно объединяло в себе
элемент разнородный и разнонаправленный
и то расслоение, которое
происходит ныне в рядах оставшихся
его участников, есть процесс нормальный
для условий свободного существования
за рубежом.
Правые уходят вправо, левые — влево,
аполитичные профессионалы — в
аполитичные професиональные организации.
И если А. А. Власов призывал
когда-то бить врага «не растопыренными
пальцами, а сжатым кулаком»,
то разные организации, возникшие из
«РОД», — все это «растопыренные пальцы»,
и до «сжатого кулака» далеко.
По всему зарубежью разбросано немало
объединений и организаций той же
линии (в Англии, в Бразилии ...) . Еще
больше рядовых власовцев, никем не
организованных. Многие из них не хотят
идти ни вправо, ни влево, ни в слишком
узкую, ни в слишком широкую
организацию. Может быть, в их недрах
зреет зародыш еще одной организации,
— организации просто «власовской», с
простым и скромным названием, с простыми
и скромными задачами, в идеологии
своей просто сохраняющей 14 пунктов
Пражского Манифеста.
Вряд ли можно рассчитывать на повторение
пройденного. Нет вождей, да
и если бы они были, их собственный
пример показывает, что каждый этап
выдвигает новых вождей (скорее всего
«оттуда»). Власовское Освободительное
движение, как и любое звено общего
освободительного движения может И
(Окончание на стр. 10)
л
Стр.1