За
Россию!
Им mc far, а в правде — Ллгондр Неесни
„POSSEV "
Sozlalpolltlsche Rundschau In msslscher Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadalre Social et Politique en langue russe. Allemagne
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
„Розэеу" Bankkonto: Limburger Bank V 14 Postschekkonto:
Frankfurt/M 33 461 Условия подписки a
Германии: 5 ном —3 НМ. 10—6 НМ, 15—9 НМ. и г д.
Условии приема объявлений: 1/64 стр — 7 НМ. 132—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ, 1/4—90 НМ. 12—
180 НМ, 1 стр.—360 НМ. Розыски—20 пф слово.
Выходит по воскресеньям.
Еженедельник общественной и политической мысли
V год
ПЫТК А ВОСТОРГО М
А. Н я к о л и н
Газеты сообщают, что Д. Шостакович
закончил ораторию, посвященную
пятнадцатилетнему «сталинскому» плану
лесонасаждения в южных и юго-западных
областях России. Как и полагается
произведению такого рода, оратория,
написанная для хора и оркестра,
должна заражать слушателя чувством
гордости, радости и благоговения.
Мы не знаем, как справился Шостакович
с социальным заказом; мы не
знаем, что представляет собой его оратория
в музыкально - художественном
отношении.
Но если Шостакович остался верен
чутью художника и его искусственная
радость ему Re удалась, если оратория
его — дань неуклюжей дешевке, преподносимой
под названием «социалистического
реализма» — нам больно за нашего
большого композитора так же, как
было больно нам за него, Хачатуряна и
Мясковского во дни недавнего на них
гонения.
Если же Шостакович | пожертвовал
своим вдохновением грубой силе, если
I
Я
I
№
I
|
К
В номере :
Н. Осипов и Р. Редлих
ВКП(б)
№ (организация
щ
революционеров)
А. П. Столыпин
он, стиснув зубы и забыв на время недавние
унижения, забыв горе и позор
Родины, отданной во власть людям типа
Жданова, сотворил произведение,
его достойное, — нам вдвойне и больно
и стыдно за него.
Ведь не в том дело- что и сам план
спорен, что лесонасаждение по методам,
указанным в плане (методам, противоречащим
решительно всем трудам русских
почвоведов и лесоведов) грозит
обернуться новой угрюм-бурчеевщиной,
новым ярмом на шее народа. Предположим
обратное. Предположим, что засоленные
глубинные подпочвенные слои
нашей степи не посмеют ослушаться
«приказа партии и правительства» и дадут
возможность свободно развиваться
корням будущего леса. Предположим,
что ученые найдут способы как-то преодолеть
все климатические, почвенные
и ботанические препятствияВопрос
не в том, что худомсника заставляют
воспевать сомнительное предприятие,
а в том. что его вообще зас -
тавляют , принуждают, под угрозой
Лубянки, творить так, как ему приказано
свыше.
Советский стиль воскрешает древние
I
и
|
профессиональных Ш
D
ж
ПЯТЬ УТВЕРЖДЕНИЙ
Григорий Климов
В БЕРЛИНСКОМ КРЕМЛЕ
1
Ц
|
формы творчества, наполняя их новым
содержанием. Поэты слагают оды Сталину,
пишут баллады о Ленине- и умилительные
колхозные идиллии, в которых
счастливые колхозники прославляют
и Ленина и Сталина. Живописно
рисуют Сталина, придерживаясь строгих
канонов классического монументализма:
мужественное лицо
(вернеелик),
величавая простота, орлиный
взор. Огромные здания, построенные
советскими архитекторами, • давят своей
массой, несмотря на портики и колонны.
И на них непременно — либо бареВОСКРЕСЕНЬЕ,
25 СЕНТЯБРЯ 1949 Г.
-i n
т
цена номера в розничной продаже /и пфен.
М 39 (174)
льеф Сталина в лучах, либо торжественно-неуклюжая
скульптурная группа.
Наконец, композиторы тратят свой
дар на кантаты, гимны Сталину, или
(как венец) — ораторию «сталинскому»
плану. Чем-то унылым, чем-то мертвящим
веет от всей этой казенщины. И
разве может быть иначе?
«Оратория» Шостаковича — не только
его личная трагедия. Это трагедия
всего нашего народа, заключенного наполовину
в казарме, наполовину в тюрьме.
Его творческие порывы скованы.
Его искусство «переключено» на штампы
славословия. Его литература, —
«зеркало жизни», лжет. Его наука поставлена
на службу отжившим, ненаучным
теориям, без малого столетней давности
Его философская и общественная
мысль молчит.
О, что бы было, если бы народ наш
заговорил полным голосом! О какой бы
боли поведал он тогда миру—и словом,
и звуком, и краской! Не потому ли
власть наступила ему на горло? Не потому
ли она его творчество гонит
вспять — к пеэвдо-классике XVII I в.,
к фальши всеобщего благоденствия?
И не для того ли сочиняются все эти
постыдные кантаты и оды, гимны,
идиллии и оратории, чтобы держать народ
в духовном плену, чтобы лишить
рабов представления о свободе, несчастных
— мысли о счастьи, усталых —
мечты об отдыхе?
Голодай и восторгайся. Трудись до
изнеможения — и восторгайся. Смотри,
как тебя избегают знакомые потому,
что твой брат в концлагере — восторгайся.
Восторгайся и благодари «партию
и правительство» за убогую, серую, нищенскую
жизнь, за изобилие для немногих
избранных.
Вероятно, Шостакович мучился, создавая
ораторию. Но это не были сладкие
«муки творчества».
Это была пытка восторгом.
Стр.1