За
Россию!
к в СИПЕ Ирг, а в правде
—
„POSSEV "
Sozlalpolltlsche Rundschau In msslscher Bprache. Deutschland
Social and Political Review In Russian Language. Germany
Hebdomadalre Social et Politique en langue russe. Allemagnr
Издательство и редакция: Limburg/Lahn, Verlag
„Possev". Bankkonto: Limburger Bank V 14 Postschekkonto:
Frankfurt/M 33 461 Условия подписки в
Германии: 5 ном —3 НМ, 10—6 НМ, 15—9 НМ. и г д
Условия приема объявлевий: 1/64 стр.—7 НМ. 1 32—
13 НМ, 1/16—25 НМ, 1/8—50 НМ, 1/4—90 НМ. 1 2—
180 НМ, 1 стр.—360 НМ Розыски—20 пф. слово.
Выходит по воскресеньям.
ЕженедеЛЬНИМ ОбщеСТВеННОЙ И ПОЛИТИЧеСКОЙ МЫСЛИ
V год
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 14 АВГУСТА 1949 Г.
ПОМИЛУ Й БОГ . М Ы - РУССКИ Е
Г. Андреев
Недавно известный писатель Томас
Манн, несмотря на свое американское
подданство занимающий в немецкой
литературе примерно такое же ведущее
место, какое в литературе Советской
России в свое время занимал Максим
Горький, заявил во Франкфурте, что
происходящее в СССР, большевизм,
есть русское явление и, в некоем смысле,
даже прогрессивное. Это убеждение
могло возникнуть у Томаса Манна
из-за незнания подлинной России, из-за
невозможности для него проникнуть в
тайное-тайных ее бытия, как и из-за
бесперспективного, в духовном смысле,
положения запада. Но как же это убеждение,
не только Томаса Манна, но и
многих других людей запада, далеко от
действительности!
Ходячим мнением на западе о России
продолжает оставаться примерно
такое мнение: русские — беспокойный
и вечно чего-то ищущий народ, привыкший
к жестокости, к низкому, едва ли
не полудикому уровню жизни. Они —
догматики, увлеченные какой-либо идеей,
они преследуют ее с непреклонным
фанатизмом, несмотря ни на какие жертвы
и трудности. Все это находит отражение
в большевизме — «чисто русском
явлении»- А в стремлении большевизма-коммунизма
к мировому господству
отражена идея «русского мессианизма».
К
сожалению, и некоторые русские
зарубежные люди, давно оторвавшиеся
от России, иногда высказывают такие
же мысли. А они нуждаются в больших
коррективах.
Основной движущей силой русского
духовного развития испокон веков было
стремление к правде-истине и к правде-справедливости.
Справедливость,
правда
— вот верховный закон русского
человека любого социального положения,
и только этот закон в конечном
счете имеет для него значение и оправдывает
его существование. Он остается
действительным для всех времен: в каждом
протекшем и ныне протекающем
явлении в России (в том числе и связанном
с большевизмом, но не в нем самом),
можно
обнаружить прямое действие
этого закона.
В прошлом его влияние парализоваВ
номере: ,
Е. Р.
W БЕРЛИНСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
А. Светланин
ГАМАРНИК — РУКОВОДИТЕЛЬ
Григорий Климов
В БЕРЛИНСКОМ КРЕМЛЕ
ло или смягчало многие отрицательные
явления нашей жизни. История России,
как и история любой другой страHbif
' знает отдельные периоды разлития
жестокости, знает отдельных носителей
такой жестокости, но эти периоды
и люди неизменно сменялись'другими,
более гуманными, отвечающими духу
вечной России. Непреклонный догматизм
смягчался терпимостью, одно дополняло
другое — результатом являлся
тот «русский дух», который привлекал
к России любовь многих иностранцев
и обусловил поразительные для
внешнего мира явления.
Так, Россия в прошлом не занималась
«грабежом колониальных народов»
или оккупированных ею стран.
Она не ставила побежденных на колени,
а присоединенным народам не навязывала
свой уклад, тем более — огнем
и мечом, — между тем «русский дух»
само собой появлялся почти в каждом
народе, попавшем под влияние и
власть России. Большинство иностранцев,
выходит
по воскресеньям.
1(\
,Т
Цена номера в розничной продаже / V ПфСН.
№ зз (168)
изменно проникались любовью к России
и ее народам.
Идея «русского мессианства» никогда
не была воинствующей идеей: стремление
к подчинению себе мира, в особенности
путем насилия, было ей чуждо.
Его нельзя найти даже в идее «Третьего
Рима»: «Третий Рим» можно толковать
только как утверждение духовного
превосходства, а не желания навязать
миру свою материальную власть.
Идее «русского мессианизма» дух насилия
был органически чужд, она никогда
не соприкасалась с духом «огня и
меча»: она жаждала духовного совершенства
и через него желала стать путеводительницей
мира.
В этом и заключается секрет духовного
обаяния России: духу ее народа
чужд дух насилия, догматом народов
России есть догмат «Не в силе Бог, а в
правде» — ему служил, служит и будет
служить русский человекМы
не говорим, что мы не способны
к насилию. Жизнь человека, общества,
государства часто вынуждает к насилию.
Но мы никогда не возводим его в
идеал. У русского есть правило: «лежачего
не бьют» и римское торжествующе-злобное
«добей его!» противно нашему
духу.
Совместимо ли хоть в какой-либо медолгое
время проведших у нас, нере
все это с большевизмом? Терпимость
и большевизм,- призыв к духовному совершенствованию
и большевизм, прощение,
великодушие, отсутствие духа
насилия и большевизм — разве это не
категорически исключающие друг друга
понятия? В большевизме, взятом в
«чистом виде», невозможно найти ни
одного положительного явления, отвечающего
«русскости», зато отрицательных
— сколько угодно. Потому, что
дух большевизма есть дух насилия, непрерывной
вражды, ненависти, заквашенной
на идеях Маркса: он главным
образом опирается на низменные, разрушительные
инстинкты людей — даже
когда обращается к высокому чувству,
например, к патриотизму (вспомним
недавнее эренбурговское исступленное:
«убей немца!»). Большевизм
есть воплощение ненависти.
(Окончание на стр- 8)
Дленсандр Певши
Стр.1