НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ — Александр
Soaialpolitische Rundschau in russiscber Sprache. Deutschland, US-Zone
Social and Political Review In Russian Language. Germany,- US-Zone
Hebdomadalre Social et Politique en langue russe. Allemagne, US-Zone
„PQSSEV"
Издательство «Посев»:
Управление, редакция и отдел объявлений: Limburg/Lahu,
Verlag „Possev
4
IRO-Lager, „Possev". Отдел подписки и распространения:
Frankfurt-Fechenheim, Am Rutschlehen 19, Verlag ..Possev".
Егхенедельни н общественно й и политическо й мысл и
IV го д
Выходит по воскресеньям. Цена отдельного номера t марки.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 25 ЯНВАРЯ 1948 ГОДА
МОРАЛЬ И ПОЛИТИКА
Среди писем, поступающих в редакцию,
исто, особенно в последнее время, встрешются
такие, в которых авторы трактуют
юпрос о взаимоотношении политики и
•орали. Многие стоят на той точке зрения',
гго нельзя делать политику в «белых
герчатках»^ в «белых ризах», что методы
f приемы политической борьбы не грех
заимствовать у врага, лишь бы они были
гдачны; что принцип, — вернее беспринршность,
возведенная в принцип: «цель
нгравдьгвает средства» — вполне законен
1 политике.
Этот вопрос занимает не только наших
штателей. Несколько месяцев тому назад
» Швейцарии состоялся международный
гьезд по вопросам возрождения морали.
Зъезд этот затерялся среди многих других
конгрессов и конференций, проводимых в
Швейцарии — этой классической стране
геяческих международных встреч. Затерялся,
прошел незамеченным. А жаль!
участники сумели коснуться самого важного:
вопроса о морали и политике.
Г.оворя об истории взаимоотношений морали
и политики, один из участников съезда,
немецкий профессор Гейлер напомнил,
что до конца Средневековья моральвые
нормы, выдержанные в христианском
иухе, были обязательны не только в отношениях
между людьми, но и между государствами,
т. е. были обязательны для политики.
Начиная с Маккиавелли, развитие
рационализма привелб к тому, что законы
морали стали игнорироваться в политике
все чаще и чаще. И если в частной жизни
право и мораль создавали известную удовлетворенность
и чувство безопасности в
отношениях между людьми, то этого до
сих пор еще нет в жизни народов. Более
того, в настоящее время, когда грубая сила
рассматривается, как необходимая добродетель
политиков, когда аморальность в
политике привела к хаосу во взаимоотношениях
между народами, рушится и та
относительная безопасность, которая создалась
во взаимоотношениях между людьми.
Но
с чего надо начинать морализацию
политики? — поставил себе вопрос съезд.
Прежде всего, с морального преображения
людей, а следовательно, и государственных
деятелей, в руках которых находятся
судьбы мира, судьбы человечества. Именно
поэтому, по словам одного из участников,
съезд подошел к переживаемому нами
кризису культуры как к мораль -
но й проблеме и во главу угла поставил
проблему внутреннего преображения, духовного
возрождения человека. В противоположность
рационалистическому индивидуализму
и материалистическому коллективизму,
отрицающим какую-бы то ни
было связь человека с Богом и обедняющим
до нищеты духовную жизнь человека,
выдвигается стремление к богатству
духовной жизни, к свободе выбора идеалов
человеком, к свободе, ограниченной
интересами братства всех людей и собственной
совестью.
Иными словами речь шла, примерно, о
том же, что в о Франци и проповедует
движение сторонников, так называемой,
«персоналистической революции». В различных
толкованиях это все та же революция
за раскрепощение человеческого
духа от пут материалистического мировоззрения,
пут атеизма, т а Революци я
Духа , к которой призывают российские
солидаристы.
Но как преломляются все эти проблемы
в вопросах политики? Какие практические
результаты принесет здесь-моральное
'возрождение человека, моральное преображение
государственных деятелей? Прежде
всего, должно быть служение, а не
властвование. Благо нации будет поставлено
выше партийных или классовых интересов,
благо человечества — выше интересов
отдельных наций, причем и человечество
и нация не будут рассматриваться
как самоцель, а как пути служения
высшим ценностям. Тогда любовь к ближнему,
идеал человеческого братства будут
вдохновлять всех вершителей судеб мира.
Невозможны будут соглашения между
правительствами за счет народов, — соглашения,
попирающие элементарные права
человека; неприемлемой станет формула
— «торговать можно и с людоедами»;
немыслимо будет и безразличие к страданиям
миллионов людей на земле.
- «Следовательно, мораль в политике трактуется
вами так: государственные деятел
и всех народов, вдохновленные идеей
служения высшим ценностям, пекутся о
благе всего человечества, о социальном
мире и о мире во всем мире?» — зададут
нам вопрос авторы писем, о которых мы
упоминали в начале статьи. «Но мы, пожалуй,
согласны с таким идеалом, — скажут
они. Только мы ставили вопрос о другом.
Нам кажется, что пока вы будете призывать
к духовному возрождению, представители
«материалистического коллективизма»,
захватившие в свои руки государственную
власть в ряде стран, — эти непримиримые
враги тех идеалов, за которые
вы боретесь, распространят свою
власть на весь мир. Не лучше ли оставить
пока в стороне вопросы морали и духовного
возрождения, вести борьбу со злом, не
стесняясь в выборе средств, довольствуясь
одним девизом: «против»? — таков, примерно,
ход мыслей авторов писем.
Мы ни на минуту не допускаем примиримости
ко злу. Наоборот, один из важнейших
элементов морализации политики
— непримиримость ко злу, что мы и подчеркнули
выше. Но это—непримиримость
принципиальная, базирующаяся не на голом
отрицании, а на духовном идеале, которому
служат борцы со злом. Больше того,
мы берем на себя смелость утверждать,
что именно от ценности, значительности
того духовного идеала, за который
борются люди, и от веры в него борцов, зависит
исход борьбы, а отнюдь не от силы
ненависти, которую питают они ко злу.
Наше утверждение лучше всего доказано
событиями 1941-45 годов. Национал-социалистов
нельзя упрекнуть в недостатке
ненависти к противнику на>востоке, но ненависти
оказалось мало; нужно было слуJV2
4 (87)
Сегодня в номере:
Е. РОМАНОВ
Мораль и политика (1 стр.)
H. ГРОМОВ
Первый шаг (2 стр.)
Раймонд КАРТЬЕ
Тайны войны (2 стр.)
А. УГРЮМОВ
Уголь и хлеб (4 стр.)
Н. ГАВРИЛОВ
О мирном выходе из мирового кризиса
(5 стр).
Г. ЮРЬЕВ
Цитаты, которые говорят сами за себя
(7 стр.)
Р. САМОЙЛОВИЧ
Аргентина — земля обетованная? (8 стр.)
Т. ВИССАРИОНОВА
Московский Кремль (9 стр.)
С. А. Л.
Церковный журнал русского зарубежья
(10 стр.)
жить более высшим духовным ценностям,
чем расовая теория и «лебенсраум». И еще
к одному выводу привели эти годы: борьба
со злом методами зла только порождает
новое зло, усиливает его.
Нет, мы — не утописты. Поэтому мы не
согласны откладывать вопрос духовного
возрождения человечества «на потом».
Этот вопрос — сегодй я стучится во все
человеческие сердца и души, эту проблему
сегодн я решает в страшных муках
все человечество От правильного решения
зависит судьба мира.
Приближается час новой борьбы со
злом и, ее пи на эту борьбу снова пойдут не
во имя высоких идеалов, а во**имя низких
материальных ценностей, если ее будут
вести методами зла, то рухнет цивилизация
и под своими развалинами погребет
человечество, а над этими развалинами
зло поднимет свое знамя.
Спасение только в духовном возрождении.
К этому возрождению, наряду с другими,
призывают и российские солидаоисты.
Е.
Романов
Заседание Союзного
Контрольного Совета
Заседание Союзного Контрольного Совета а
Берлине продолжалось всего четыре часа не придя
ни к какому решению ни по одному из поставленных
на обсуждение вопросов. Маршал Соколовский
требовал отмены реорганизации хозяйственного
управления англо-американской зоны,
якобы противоречащей Потсдамскому Соглашению.
Генерал Клей предложил денежную "реформу
для всей Германии, с тем, чтобы печатание но¬
. вых денежных знаков производилось в Берлине
под непосредственным наблюдением Союзного
Контрольного Совета. С советской стороны пока
не последовало на это предложение никакого ответа.
После заседания генерал Клей, вместе со
своим политическим советником, посланником
Мерфи, вылетел в Вашингтон; об этой поездке
было известно еще до заседания.
4 Филиал редакции: Monchehof bei Kassel,
1
Стр.1