В.К. КЛЮЕВ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Тематический сборник
избранных работ
Москва 2007
Клюев В.К. <...> Отд-ние
библиотековедения; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Центр. гор. б-камемориал. центр «Дом Гоголя»; Авт. вступ. ст. <...> Виды маркетинга, активно применяемые в современной
библиотечно-информационной практике. <...> Возможности лизинга в хозяйственной практике библиотеки ..... <...> Такой исследовательский выбор означает, что
экономика для библиотечных менеджеров рассматривается в конкретных
государственно-географических границах времени и места - «современная
российская библиотека». <...> В
трудах В.К.Клюева библиотечный маркетинг получил
теоретикометодологическое раскрытие [12,25,36]. <...> Раскрытие микроэкономического подхода к управлению современной
библиотекой сделало логически завершенным набор его основных проблем,
характеризуемых как «дисциплинарная матрица». <...> Институционализация современных требований к
менеджменту библиотеки как научно-педагогической дисциплине получила
в июне 2004 г. после учреждения в структуре Библиотечноинформационного института МГУКИ специальной кафедры управления
5
Катькало В.С. <...> В.К.Клюев - разработчик новаторских вузовских курсов «Экономика
библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг в библиотечноинформационной деятельности» и «Библиотечное право», экономикоправовых разделов базовой учебной дисциплины «Библиотечный
менеджмент». <...> В.К.Клюевым составлен и
опубликован цикл программно-методических материалов для магистрантов
по таким эксклюзивным курсам, как «Микроэкономика современной
библиотеки», «Фандрейзинг в практике библиотеки», «Библиотечноинформационное
право»
и
«Библиотечно-информационный
маркетинг»[99,100,104,105]. <...> В 2004 г. в свет вышел первый
отечественный учебник «Микроэкономика: практический подход (Managerial
Economics)». <...> Именно они фактически определяют выбор стратегических и тактических
целей практической деятельности конкретной библиотеки <...>
Управленческая_экономика_российской_библиотеки_[Моногр.]_тематич._сб._избр._работ_[1991-2007]_.pdf
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
ОТДЕЛЕНИЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БИБЛИОТЕКА –
МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ДОМ ГОГОЛЯ»
В.К. КЛЮЕВ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА
РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
Тематический сборник
избранных работ
Москва 2007
Стр.1
Клюев В.К.
Управленческая экономика российской библиотеки: [Моногр.]тем. сб.
избр. работ / Междунар. Акад. информатизации. Отд-ние
библиотековедения; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Центр. гор. б-камемориал.
центр «Дом Гоголя»; Авт. вступ. ст. Ю.А.Горшков.- М.: 2007.-250
с.
В сборнике, подготовленном к пятидесятилетию автора, собраны
написанные в разные годы наиболее значимые и сохранившие научнопрактическую
актуальность работы по экономико-управленческим и
организационно-правовым вопросам деятельности библиотек.
© В.К.Клюев,2007
2
Стр.2
Светлой памяти
моей незабвенной мамы –
Тамары Константиновны Клюевой (1917-2007) –
неутомимой труженицы великой Страны Советов
3
Стр.3
С о д е р ж а н и е
Ю.А.Горшков УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МАТРИЦА БИБЛИОТЕЧНОЙ
МИКРОЭКОНОМИКИ ПРОФЕССОРА В.К.КЛЮЕВА ................................. 6
П р е д и с л о в и е
а в т о р а .......................................................................... 12
ВВЕДЕНИЕ. Управленческая экономика библиотеки: общие подходы . 13
I.МИКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ
РЕСУРСНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ БИБЛИОТЕКИ ..................................... 16
1.1.Библиотечная микроэкономика (методология, менеджмент,
маркетинг, дидактика) ................................................................................... 16
1.2.Теоретические аспекты экономики библиотечного дела .................. 27
o Характеристика ключевых понятий ...................................................................... 27
o Экономические показатели работы библиотек .................................................... 30
o Экономический анализ как метод управления библиотечной деятельностью . 34
1.3.Инициативная хозяйственная деятельность современной
библиотеки: [социальная обусловленность и организационноэкономические
компоненты] ......................................................................... 37
1.4.Платные услуги (обслуживание) в библиотеке ................................... 46
1.5.Дополнительные платные услуги библиотеки: ценовой аспект ..... 51
1.6.Современная система дополнительного ресурсного
стимулирования библиотечных кадров ...................................................... 60
II. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИКЕ СОВРЕМЕННОЙ
БИБЛИОТЕКИ .................................................................................................... 70
2.1.Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной
деятельности ..................................................................................................... 70
2.1.1. Теоретические основы и ведущие структурные элементы
маркетинга ..................................................................................................... 70
o Маркетинг как активный метод управления конкретной деятельностью ......... 70
o Структурно-логические составляющие маркетинга ............................................ 75
2.1.2. Сущность и характерные черты маркетинга библиотечноинформационных
продуктов ..................................................................... 77
o Постановка вопроса ................................................................................................. 77
o Ведущая роль маркетингового блока в управлении библиотечной
деятельностью .................................................................................................................. 78
o Специализированная маркетинговая служба библиотеки ................................... 85
2.1.3. Виды маркетинга, активно применяемые в современной
библиотечно-информационной практике. Общие положения ........... 89
2.2. Конкурентоспособность библиотеки .................................................... 90
2.3. Самоаттестация, идентификация, сертификация библиотечноинформационных
услуг и продукции .......................................................... 93
2.4. Сервис в библиотеке: диалог с пользователем ................................... 96
2.5. Практический фандрейзинг в библиотеке ........................................ 102
2.6. Библиотека на рынке неопубликованной и малотиражной
информационной продукции ....................................................................... 110
4
Стр.4
2.7. Библиотечно-информационный маркетинг в практике небольших
НТБ ................................................................................................................... 120
III. БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ .......................................... 127
3.1. Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки
............................................................................................................................ 127
3.1.1. Место библиотечного права в структуре информационного
права ............................................................................................................. 127
3.1.2. Гражданский кодекс РФ - правовой фундамент деятельности
современной отечественной библиотеки ............................................... 129
3.1.3. Законодательное регулирование организационноэкономических
аспектов работы библиотеки как некоммерческой
организации ................................................................................................. 133
3.1.4. Экономико-правовые статьи базовых отраслевых
законодательных актов ............................................................................. 135
3.1.5. Комплексное правовое регулирование общехозяйственной
договорной деятельности библиотеки ................................................... 138
3.1.6. Организационно-правовая база взаимоотношений российской
библиотеки с благотворителями и спонсорами ................................... 142
3.1.7. Правовое обоснование маркетинговой деятельности
библиотеки ................................................................................................... 145
3.1.8. Внутренняя нормативная документация как показатель
правовой культуры библиотеки ............................................................. 147
3.1.9. Организационно-правовые отношения библиотеки и
пользователя в контексте информационной безопасности ............... 149
3.2. Гражданско-правовой договор в библиотеке ................................... 151
3.3. Возможности лизинга в хозяйственной практике библиотеки ..... 160
3.3.1. Лизинг как особая форма арендных отношений ....................... 161
3.3.2. Правовая регламентация лизинга в Российской Федерации . 163
3.3.3. Договор лизинга в условиях библиотеки .................................... 168
3.4. Нормативно-правовое регулирование трудовых отношений в
библиотеке ....................................................................................................... 170
IV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ
ПОДГОТОВКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ
СПЕЦИАЛИСТОВ ............................................................................................ 181
4.1. Микроэкономика современной библиотеки ..................................... 181
4.2. Библиотечно-информационный маркетинг ...................................... 195
4.3. Как освоить организационно-правовые основы фандрейзинга ... 207
4.4. Библиотечное право ............................................................................... 217
V. ОСНОВНЫЕ ПРОФИЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ В.К. КЛЮЕВА ...... 247
5.1. Отдельные издания ................................................................................ 247
5.2. Статьи ....................................................................................................... 250
5.3. Программно-методические разработки ............................................. 253
5
Стр.5