Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой) (220,00 руб.)

0   0
Первый авторКлюев Владимир Константинович
АвторыЯстребова Е. М.
Издательство[Б.и.]
Страниц105
ID137257
АннотацияВ пособии излагаются общие положения теории маркетинга как рыночной концепции управления, дается структурно-логическая характеристика, раскрываются сущность прикладного библиотечного маркетинга, содержание, стратегия и тактика маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Текст иллюстрирован эксклюзивными наглядными схемами и рисунками, документальным приложением. Имеются словарь профильных терминов и рекомендательный список литературы по проблеме.
Кем рекомендованоМинистерством культуры Российской Федерации
Кому рекомендованоПредназначено для студентов вузов и колледжей, изучающих цикл организационно-управленческих библиотековедческих курсов, может использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, будет полезно практическим работникам библиотек.
УДК[02:658.14] (07)
ББК78.34(2)я73
Клюев, В.К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления библиотекой) : учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств / Е.М. Ястребова; В.К. Клюев .— 2-е изд., дораб. и доп. — : [Б.и.], 1999 .— 105 с. — Под общ. ред. В.К. Клюева .— URL: https://rucont.ru/efd/137257 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В.К. Клюев, Е.М. Ястребова МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Маркетинг в системе управления библиотекой) Второе доработанное и дополненное издание Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для вузов и колледжей культуры и искусств Под общей редакцией В.К. КЛЮЕВА Москва 1999 ББК 78.34(2)я73 УДК [02:658.14] (07) К 521 Рецензенты: <...> В пособии излагаются общие положения теории маркетинга как рыночной концепции управления, дается структурно-логическая характеристика. <...> Анализируется зарубежный опыт маркетинговой ориентации библиотечно-информационной деятельности, рассматриваются перспективы использования маркетинговых методов в библиотеках Российской Федерации. <...> © В.К. Клюев, Е.М. Ястребова, 1995; 2-е изд., дораб. и доп., 1999; ВВЕДЕНИЕ С начала 1990-х гг. российские библиотеки стали активно выступать на формирующемся отечественном рынке библиотечно-информационного продукта (услуг, продукции) в качестве хозяйствующих субъектов. <...> Трактовать сегодня маркетинговые аспекты библиотечноинформационной деятельности намного легче, чем пять лет назад, когда готовилось первое издание книги. <...> В структуре большинства библиотечно-информационных учреждений прочно закрепились маркетинговые службы, а в штате — специально подготовленные кадры. <...> В то же время остается актуальной проблема осмысления содержания и целей маркетинговой деятельности в условиях библиотеки через призму управления, ее связей с комплексом хозяйственно-экономических вопросов. <...> Важно уяснить, каково соотношение понятий "менеджмент" и "маркетинг", что нового привносит маркетинг в работу библиотеки, как меняется структура управления и какой может быть индивидуальная маркетинговая концепция, в чем отличие "библиотечного" от "некоммерческого" маркетинга, какие преимущества дает библиотекам маркетинговая ориентация и есть ли ограничения в ее развитии. <...> В данном пособии предпринята <...>
Маркетинговая_ориентация_библиотечно-информационной_деятельности._(Маркетинг_в_системе_управления_библиотекой).pdf
В.К. Клюев, Е.М. Ястребова МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Маркетинг в системе управления библиотекой) Второе доработанное и дополненное издание Рекомендовано Министерством культуры Российской Федерации в качестве учебного пособия для вузов и колледжей культуры и искусств Под общей редакцией В.К. КЛЮЕВА Москва 1999
Стр.1
ББК 78.34(2)я73 УДК [02:658.14] (07) К 521 Рецензенты: С.Г. МАТЛИНА — ведущий научный сотрудник Российской государственной библиотеки, кандидат педагогических наук; М.А. НИКОЛАЕВА — профессор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, доктор технических наук, действительный член Международной Академии информатизации; В.Г. ШЕЛУДЬКО — заведующая информационно-библиографическим отделом Централизованной библиотечной системы "Кунцево" (Москва) К 521 Клюев В.К, Ястребова Е.М. МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Маркетинг в системе управления библиотекой): Учеб. пособие для вузов и колледжей культуры и искусств. — 2-е изд., дораб. и доп. / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Под общ. ред. В.К. Клюева. — М, 1999. — 99 с. — Библиогр.: 157 назв. В пособии излагаются общие положения теории маркетинга как рыночной концепции управления, дается структурно-логическая характеристика. Раскрываются сущность прикладного библиотечного маркетинга, содержание, стратегия и тактика маркетингового управления современным библиотечным учреждением. Анализируется зарубежный опыт маркетинговой ориентации библиотечно-информационной деятельности, рассматриваются перспективы использования маркетинговых методов в библиотеках Российской Федерации. Текст иллюстрирован эксклюзивными наглядными схемами и рисунками, документальным приложением. Имеются словарь профильных терминов и рекомендательный список литературы по проблеме. Первое издание книги вышло в свет в 1995 г. под названием "Маркетинг в системе управления библиотекой" и получило позитивную профессиональную оценку. Второе издание пособия подготовлено авторами в ответ на многочисленные просьбы коллег-педагогов, а также руководителей и маркетологов библиотечно-информационных учреждений. Предназначено для студентов вузов и колледжей, изучающих цикл организационноуправленческих библиотековедческих курсов, может использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, будет полезно практическим работникам библиотек. © В.К. Клюев, Е.М. Ястребова, 1995; 2-е изд., дораб. и доп., 1999;
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ С начала 1990-х гг. российские библиотеки стали активно выступать на формирующемся отечественном рынке библиотечно-информационного продукта (услуг, продукции) в качестве хозяйствующих субъектов. Многие передовые ("продвинутые") библиотечные коллективы успешно используют в повседневной работе инициативные формы хозяйствования, эффективно применяют маркетинговые методы и инструментарий. При этом маркетинг все чаще рассматривается не только как набор определенных правил и приемов, обеспечивающих необходимый уровень обслуживания и соответствующее управление функционированием библиотеки в условиях рыночных отношений, но и как образ профессионального мышления. Трактовать сегодня маркетинговые аспекты библиотечноинформационной деятельности намного легче, чем пять лет назад, когда готовилось первое издание книги.1 В настоящее время имеются достаточно обширный массив профильной переводной литературы, а также концептуально-теоретические и прикладные публикации, отражающие специфику и реалии нашей страны (см. Рекомендательный список литературы). Благодаря расширению международных контактов предметно изучена и проанализирована конкретная маркетинговая практика зарубежных библиотек. Ведущими отечественными библиотеками накоплен интересный опыт реализации маркетингового подхода при решении стратегических и тактических задач. В структуре большинства библиотечно-информационных учреждений прочно закрепились маркетинговые службы, а в штате — специально подготовленные кадры. В то же время остается актуальной проблема осмысления содержания и целей маркетинговой деятельности в условиях библиотеки через призму управления, ее связей с комплексом хозяйственно-экономических вопросов. Важно уяснить, каково соотношение понятий "менеджмент" и "маркетинг", что нового привносит маркетинг в работу библиотеки, как меняется структура управления и какой может быть индивидуальная маркетинговая концепция, в чем отличие "библиотечного" от "некоммерческого" маркетинга, какие преимущества дает библиотекам маркетинговая ориентация и есть ли ограничения в ее развитии. В данном пособии предпринята попытка раскрыть содержание и цели маркетинговой деятельности в контексте управления, рассмотреть библиотечно-информационный маркетинг как эффективный инструмент обеспечения конкурентоспособности и повышения качества деятельности 1 Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинг в системе управления библиотекой: Учеб. пособие /М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М., 1995. — 132 с.
Стр.3
библиотеки в рыночной среде. Предыдущее издание было заинтересованно встречено профессиональной общественностью,1 что предопределило нашу дальнейшую разработку заявленной проблематики. В новом варианте книги теоретический подход и аналитически обобщенный зарубежный опыт соединены с конкретно-прикладными аспектами маркетинговой деятельности библиотечно-информационных учреждений России. Авторы старались избежать наблюдающегося в некоторых специальных публикациях искусственного разделения (и даже противопоставления) структуры и функций управления библиотекой (менеджмента) с собственно маркетинговыми операциями. Поставленные задачи обусловили архитектонику и логику наполнения учебного пособия, содержание его отдельных глав и параграфов, подбор иллюстративного ряда. В доработанный и дополненный материал пособия внесены необходимые уточнения и коррективы, отражающие современный уровень развития профильного вузовского учебного курса, базирующегося на последних библиотековедческих концепциях и достижениях библиотечно-информационной практики.1 Так, в основной текст включены отсутствовавшие прежде блоки о маркетинговых исследованиях в библиотеке (§ 2.2) и привлечении внебюджетных ресурсов с помощью маркетинга — "фандрейзинге" (§ 4.2), а раздел о направлениях политики коммуникации в библиотеке (§ 4.1) дополнен фактами о дореволюционном опыте российских библиотек по распространению сведений об их деятельности — гласности. Обновлены эксклюзивные блочно-модульные схемы пособия, наглядно показывающие место, роль и варианты базовых составляющих маркетинга как активного метода управления конкретной деятельностью (схема 2), а также отражающие классификацию маркетинга с учетом различных исходных приоритетов и целевых индикаторов (схема 6). Актуализированы фактографические схемы, представляющие значение и структуру конкретной маркетинговой службы библиотеки (схемы 4, 5). Помещена специально составленная новая схема "Концепция маркетинга для библиотек" (схема 1). Одновременно значительно сокращено количество рисунков (сохранено лишь два), что позволило устранить излишнюю перегруженность текста. 1 См., в частности: Браверман А. А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. — М.: Экономика, 1997. — С. 59; Дворкина М. Я. В помощь библиоменеджеру // Библиогр. — 1995. — № 2. — С. 136—137. 1 Маркетинг в библиотечно-информационной деятельности: Программа и дидакт. разработка по курсу для вузов и колледжей культуры и искусства / М-во культуры РФ; Моск. гос. ун-т культуры; Авт.-сост.: В. К. Клюев, Е. М. Ястребова; Под общ. ред. В. К. Клюева. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998. — 50 с. Адаптированный вариант курса для системы повышения квалификации библиотечных кадров см.: Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинг, маркетинг, маркетинг! // Мир библиогр. — 1998. — № 6. — С. 69—75.
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.