Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Д.В. Соколов Наука и власть Проблема коммуникаций Москва Научный эксперт 2009 УДК 342.5:001 ББК 67.400.6ж Я34 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Соколов Д.В. <...> Любой, даже самый профессиональный управленец в условиях постоянно возникающих новых вызовов, усиливающегося потока информации нуждается в научно-экспертной поддержке своей деятельности, обеспечивающей необходимый уровень проработки управленческих проблем и решений, позволяющей формировать стратегию развития. <...> В работе исследуются основные цели и механизмы организации взаимодействия власти и науки в России и ряде зарубежных стран, идентифицируются проблемы в организации взаимодействия российской власти и научно-экспертного сообщества, а также предлагаются варианты решения этих проблем с учетом зарубежного опыта и российских особенностей. <...> Книга предназначена для специалистов органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников управленческого аппарата крупных компаний, представителей научно-экспертного сообщества, политиков, преподавателей вузов, студентов и аспирантов. <...> О возможной схеме научной поддержки законотворческой деятельности Правительства РФ. <...> Однако, воспринимая реальные факты отношения современного Российского государства к национальной науке, которых более чем достаточно, можно прийти к выводу, что Российское государство в национальной науке не очень-то нуждается. <...> Речь пойдет именно о таких потребностях государства в некоторых услугах национальной науки. <...> В настоящей монографии рассматривается конкретный вопрос, а именно — коммуникаций двух субъектов: власти и науки. <...> 5 Начиная с оплаты труда российских ученых, организации госзаказа и заканчивая объемом госфинансирования науки. <...> Но здесь есть свое вечное противостояние двух подходов, а именно — доверительности и профессионализма <...>
Наука_и_власть._Проблема_коммуникаций.pdf
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
В.И. Якунин, С.С. Сулакшин, М.В. Вилисов, Д.В. Соколов
Наука и власть
Проблема коммуникаций
Москва
Научный эксперт
2009
Стр.1
УДК 342.5:001
ББК 67.400.6ж
Я34
Якунин В.И., Сулакшин С.С., Вилисов М.В., Соколов Д.В. Наука и
власть Проблема коммуникаций. М.: Научный эксперт, 2009. — 248 с.
ISBN 978-5-91290-075-4
Эффективность государственного управления в современных условиях
зависит от глубины понимания отношений, являющихся объектом управления,
и от степени проработанности принимаемых управленческих решений.
Любой, даже самый профессиональный управленец в условиях постоянно
возникающих новых вызовов, усиливающегося потока информации нуждается
в научно-экспертной поддержке своей деятельности, обеспечивающей
необходимый уровень проработки управленческих проблем и решений,
позволяющей формировать стратегию развития. Поэтому от эффективности
взаимодействия власти и науки зависит успешность государственного
управления и, в конечном итоге, судьба страны.
В работе исследуются основные цели и механизмы организации взаимодействия
власти и науки в России и ряде зарубежных стран, идентифицируются
проблемы в организации взаимодействия российской власти и научно-экспертного
сообщества, а также предлагаются варианты решения этих
проблем с учетом зарубежного опыта и российских особенностей. Работа
основана на результатах обзора обширной практики научно-экспертной деятельности
в сфере государственного управления.
Книга предназначена для специалистов органов государственной власти
и органов местного самоуправления, работников управленческого аппарата
крупных компаний, представителей научно-экспертного сообщества, политиков,
преподавателей вузов, студентов и аспирантов.
На обложке:
И.К. Федоров «Императрица Екатерина II у М.В. Ломоносова». 1884 г.
УДК 342.5:001
ББК 67.400.6ж
ISBN 978-5-91290-075-4 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого
проектирования
Стр.2
Содержание
Введение — постановка задачи.....................................................................4
Глава 1. Наука и власть как субъекты коммуникации.......................33
1.1. Общая институциональная характеристика.............................33
1.2. Субъекты взаимодействия.............................................................39
1.3. Потенциал коммуникаций.............................................................96
Глава 2. Мировой опыт научно-экспертной поддержки власти...139
2.1. Основные достижения..................................................................139
2.2. Возможности и риски переноса зарубежного опыта
в Россию............................................................................................181
Глава 3. Российская проблема интеллектуальной
поддержки власти........................................................................189
3.1. Основные задачи в российском контексте...............................189
3.2. О возможной схеме научной поддержки
законотворческой деятельности Правительства РФ.............209
Заключение...................................................................................................235
Список литературы.....................................................................................239
3
Стр.3
Введение — постановка задачи
В сложно устроенной системе государства — общества —
страны существуют два весьма существенных института. Само
государство (или власть) и национальная наука. Государство
здесь имеется в виду в определенном своем качестве, а именно,
в качестве механизма разработки, принятия и реализации управленческих
решений. Эти институты связаны друг с другом,
зависят друг от друга. Привычно и само собой разумеется то,
что наука должна поддерживаться, финансироваться государством,
т. е. зависит от государства, нуждается в нем. И это действительно
так. Однако, воспринимая реальные факты отношения
современного Российского государства к национальной
науке, которых более чем достаточно, можно прийти к выводу,
что Российское государство в национальной науке не очень-то
нуждается.
Возникает вопрос: для чего вообще государству (государственной
власти) нужна наука? Можно видеть две группы неотъемлемых
потребностей государства. Неотъемлемых — значит
критически или жизненно важных для него. Как воздух для
человека. Лиши человека воздуха — и он умрет. Так и у государства
как института существуют неотъемлемые потребности.
Забудем о них — и государство станет беспомощным, развалится,
превратится в несостоятельное, проиграет геополитическое
соревнование или войну и так же умрет, как человек, лишенный
возможности дышать. Речь пойдет именно о таких потребностях
государства в некоторых услугах национальной науки. Существует
много вопросов в этом контексте: бюджета, госзаказа,
подготовки кадров, национальных программ, системы аттестации,
негосударственной науки и т. п. В настоящей монографии
рассматривается конкретный вопрос, а именно — коммуникаций
двух субъектов: власти и науки.
Итак, зачем власти (государству) наука? Есть две критически
важных сферы.
Во-первых, это государственный суверенитет и безопасность.
4
Стр.4
Обеспечить эти две потребности возможно только при достаточной
развитости оборонной науки, с которой связаны науки
— фундаментальная, точные, да и все прикладные, включая
часть гуманитарных. Очевидно, что для крупных государств,
к числу которых принадлежит Россия, обеспечение государственного
суверенитета без оборонной самодостаточности невозможно.
Когда-то считалось, что постоянные члены Совета
Безопасности ООН — это только те страны, у которых есть
собственный боеприпасный производственный цикл. Появление
нового супероружия, меняющего понятие суверенитета
для малых государств (типа ядерного, направленного действия
или информационно-психологического), — это исключительно
дело новых научных изысканий.
Информационные, психологические аспекты войны, сложные
способы подрыва несиловых оснований государственности
враждебной страны, что входит в предмет части гуманитарных
наук, — это тоже аспекты науки. Несиловые основания государственности
страны — это как раз те потенциалы, подрыв которых
привел к развалу СССР, несмотря на его самую мощную в
мире армию и ядерно-ракетную мощь.
В СССР вся наука финансировалась государством либо
по схеме прямого госзаказа, либо по схеме т. н. хозрасчетного
финансирования, но и здесь заказчиком выступали государственные
предприятия. Так вот в документах госзаказа всегда
значилось обязательство исполнителя усмотреть в получаемых
результатах военный аспект их применения. Если считать, что
государственный суверенитет — это для страны ценность № 1,
то, вероятно, такой подход является правильным. Передовая
оборонно значимая наука, как бы к этому не относиться, всегда
выступала локомотивом и общегражданского технического
прогресса.
Что происходит сегодня с самыми передовыми достижениями
науки? Они, к сожалению, все реже реализуются на российской
территории — сегодня российские мозги во многом работают
за рубежом, на чужую оборону и суверенитет. Вряд ли кто-то
сомневается, что такой итог не является большим достижением
в управлении наукой современным Российским государством.
5
Стр.5