Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 542667)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Бюджет и налоги в экономической политике России (72,00 руб.)

0   0
Первый авторСимонов В. В.
АвторыСулакшин С. С., Подпорина И. В., Погорелко М. Ю.
ИздательствоМ.: Издательство "Научный эксперт"
Страниц242
ID136862
АннотацияВ монографии рассмотрены теоретико-методологические основы государственной бюджетной и налоговой политики и ее фактическое состояние в современной России. Основные тренды идентифицированы на 2007 г. и по прогнозным проектировкам до 2010 г. Сделан вывод о необходимости существенной модификации российской налоговой и бюджетной систем и политики. Обоснованы конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства в связи с выявленными проблемами в виде так называемой проблемно-управленческой матрицы - оригинальной методологической разработки Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования.
Кому рекомендованоМонография может быть рекомендована государственным управленцам, законодателям, научным работникам, аспирантам, студентам, преподавателям юридических и экономических специальностей, представителям бизнеса.
ISBN978-5-91290-033-4 (Научный эксперт)
УДК336.14:336.22
ББК65.261.3+65.261.4
Симонов, В.В. Бюджет и налоги в экономической политике России [Электронный ресурс] : монография / С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко, В.В. Симонов .— М. : Издательство "Научный эксперт", 2008 .— 242 с. — под общ. ред. С.С. Сулакшина;Центр пробл. анализа и гос.-управл. проектир.; библиогр., прил.: с. 211-239 .— ISBN 978-5-91290-033-4 (Научный эксперт) .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/136862

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В.В. <...> Обоснованы конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства в связи с выявленными проблемами в виде так называемой проблемно-управленческой матрицы — оригинальной методологической разработки Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. <...> Новые технологии решения проблем бюджетной политики . <...> Уровни бюджетной системы и налоговые полномочия . <...> Проблемно-управленческая матрица государственной бюджетной и налоговой политики . <...> Проблемно-управленческое дерево государственной бюджетной и налоговой политики Введение При любом способе организации общественной системы, известном истории, государственный бюджет во всех его проявлениях (бюджетная система, государственная налоговая и бюджетная политика, организация бюджетного процесса, система государственных расходов, методы государственного воздействия на экономический рост через государственные инвестиции и пр.) не представляет собой самостоятельной и независимой категории. <...> Эти отчисления знаменовали собой ту плату, с помощью которой общество оплачивало услуги государства по обороне, соблюдению общественного порядка, организации инфраструктур и др. <...> Государство продуцирует товар (государственные услуги, базовый набор которых прямо установлен в конституции или может быть выведен законодательно из ее положений), обладающий для общества в целом определенной потребительной стоимостью, а общество добровольно покупает этот товар, предварительно оплачивая его через налоговый механизм, установленный законодательством. <...> Формируется система, схожая с системой беспроцентного кредитования под гарантии: общество через налоги кредитует создание в будущем государственных услуг, а государство, со своей стороны, гарантирует, что эти услуги будут созданы и переданы обществу в возмещение части произведенных <...>
Бюджет_и_налоги_в_экономической_политике_России.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Бюджет_и_налоги_в_экономической_политике_России.pdf
ЦЕНТР ПРОБЛЕМНОГО АНАЛИЗА И ГОСУДАРСТВЕННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В.В. Симонов, С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко БЮДЖЕТ И НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ Москва · Научный эксперт · 2008
Стр.1
Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования В.В. Симонов, С.С. Сулакшин, И.В. Подпорина, М.Ю. Погорелко Бюджет и налоги в экономической политике России Москва Научный эксперт 2008
Стр.2
УДК 336.14:336.22 ББК 65.261.3+65.261.4 С 37 С 37 М.: Научный эксперт, 2008. — 240 с. Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Под общей редакцией С.С. Сулакшина ISBN 978-5-91290-033-4 В монографии рассмотрены теоретико-методологические основы государственной бюджетной и налоговой политики и ее фактическое состояние в современной России. Основные тренды идентифицированы на 2007 г. и по прогнозным проектировкам до 2010 г. Сделан вывод о необходимости существенной модификации российской налоговой и бюджетной систем и политики. Обоснованы конкретные предложения по совершенствованию российского законодательства в связи с выявленными проблемами в виде так называемой проблемно-управленческой матрицы — оригинальной методологической разработки Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Монография может быть рекомендована государственным управленцам, законодателям, научным работникам, аспирантам, студентам, преподавателям юридических и экономических специальностей, представителям бизнеса, а также всем интересующимся современными правовыми и экономическими проблемами налоговой и бюджетной политики государства. УДК 336.14:336.22 ББК 65.261.3+65.261.4 © Симонов В.В., Сулакшин С.С., Подпорина И.В., Погорелко М.Ю., 2008. ISBN 978-5-91290-033-4 © Центр проблемного анализа и государственноуправленческого проектирования, 2008 Бюджет и налоги в экономической политике России. Монография —
Стр.3
Содержание Введение ..............................................................................................................5 Глава 1. Теория и методология формирования и реализации бюджетной и налоговой политики как государственно-управленческой практики ...........15 1.1. Государственная политика как управленческая категория ..... 15 1.2. Методология разработки государственной бюджетной и налоговой политики ...................................................................... 18 1.3. Методология факторного анализа ................................................. 21 Глава 2. Роль бюджетной и налоговой политики в модификации типа российской экономики ................24 2.1. Функции государственного бюджета ........................................... 24 2.2. Механизмы и методы бюджетного регулирования ................... 37 2.3. Бюджетное регулирование финансовых потоков ...................... 42 2.4. Концептуальные вопросы формирования бюджета развития ............................................................................. 46 Глава 3. Современная бюджетная и налоговая политика Российской Федерации .............................................................56 3.1. Налоги как цена услуг государства ................................................ 56 3.2. Дуализм налогообложения: фискальное и регулирующее ...... 62 3.3. Бюджетная политика России до 2005 г. ........................................ 71 3.4. Бюджетная и экономическая политика России 2006–2010 гг. ....................................................................................... 88 3.5. Новые технологии решения проблем бюджетной политики ..................................................................... 103 Глава 4. Формирование доходов и расходов государственного бюджета как фактор развития .....111 4.1. Налоговый потенциал бюджетной системы России ............... 111 4.2. Уровни бюджетной системы и налоговые полномочия ......... 135 4.3. Стимулирующая роль налогов ..................................................... 140 3
Стр.4
4.4. Проблема инвестиционной ориентации бюджетной системы Российской Федерации ........................... 148 4.5. О формировании бюджета развития .......................................... 158 Глава 5. Социальное измерение бюджетной политики Российской Федерации ...........................................................164 5.1. Основные направления социальной политики Российской Федерации .................................................................. 164 5.2. Доходы граждан как критерий социальной политики ........... 166 5.3. Федеральный бюджет как инструмент социальной политики государства ............................................. 178 5.4. Социальные стандарты и нормативы ......................................... 182 5.5. Приоритетные национальные проекты ..................................... 185 Глава 6. Долговая составляющая бюджетной политики Российской Федерации ...........................................................188 6.1. Долговая политика Российской Федерации в 2005– 2006 гг. ................................................................................. 188 6.2. Долговая политика Российской Федерации в 2007 г. .............. 193 6.3. Основные направления долговой политики Российской Федерации на 2008–2010 гг. ................................... 194 Заключение ....................................................................................................202 Литература .....................................................................................................211 Приложение 1. Проблемно-управленческая матрица государственной бюджетной и налоговой политики ........................................................................................218 Приложение 2. Управленческий трехпериодный план государственной бюджетной и налоговой политики ........................................................................................231 Вкладыш 1. Проблемно-управленческое дерево государственной бюджетной и налоговой политики
Стр.5
Введение При любом способе организации общественной системы, известном истории, государственный бюджет во всех его проявлениях (бюджетная система, государственная налоговая и бюджетная политика, организация бюджетного процесса, система государственных расходов, методы государственного воздействия на экономический рост через государственные инвестиции и пр.) не представляет собой самостоятельной и независимой категории. Бюджет как механизм концентрации и использования финансовых ресурсов, отчужденных различными способами у населения страны, является производной от тех обязанностей, которыми общество наделяет государство как политико-экономическую систему, представляющую интересы общества. Даже во времена, когда государственного бюджета как такового еще не существовало, когда его заменяла казна правителя, население было обязано наполнять эту казну — еще не налогами (т. е. добровольными выплатами в пользу государства на основании закона), но податями. Эти отчисления знаменовали собой ту плату, с помощью которой общество оплачивало услуги государства по обороне, соблюдению общественного порядка, организации инфраструктур и др. С возникновением современных национальных государств и формированием правовых систем регулирование этих отношений между обществом и государством было возложено на законодательство. Там, где устанавливался конституционный порядок взаимоотношений между обществом и государством, общество, формулируя конституцию, очерчивало в ней набор функций, которые оно слагало с себя, поручая их исполнение государству, и брало на себя обязанности оплачивать государству выполнение этих отчужденных обществом функций (через механизм добровольных налоговых выплат). Таким образом сформировалась система отношений между обществом и государством, основанная на принципе платности государственных услуг: общество отчуждает от себя, а государство берет на себя обязанность выполнения некоторого набора 5
Стр.6
общественно полезных функций за определенную плату со стороны общества. Если посмотреть на вопрос с вульгарно-экономических позиций (а именно так, т. е. полностью абстрагируясь от социальных функций государства и социальных последствий его деятельности, привыкла смотреть на дело современная «либеральная» экономическая теория), складывается простейшая схема. Государство продуцирует товар (государственные услуги, базовый набор которых прямо установлен в конституции или может быть выведен законодательно из ее положений), обладающий для общества в целом определенной потребительной стоимостью, а общество добровольно покупает этот товар, предварительно оплачивая его через налоговый механизм, установленный законодательством. Формируется система, схожая с системой беспроцентного кредитования под гарантии: общество через налоги кредитует создание в будущем государственных услуг, а государство, со своей стороны, гарантирует, что эти услуги будут созданы и переданы обществу в возмещение части произведенных обществом расходов. Полностью они не могут быть возмещены никогда, поскольку часть налоговых поступлений расходуется на содержание государственного аппарата, обеспечивающего производство государственных услуг. Именно в этой невозмещаемой части и реализуется в полной мере принцип платности государственных услуг для общества, все прочее означает производство товара за счет покупателя, так сказать, «из материала заказчика». Достигнув подобного рода «договоренности» с государством по вопросу формирования государственных доходов общество может не только интересоваться, как именно будут израсходованы мобилизованные за его счет средства, но и на основании своих конституционных прав вправе формировать некие целевые установки, определяющие общий смысл системы государственных расходов. Если конечно речь идет о действительно «социальном» государстве, что в переводе с латыни на русский язык означает — государство общественное, т. е. как минимум действующее от имени и по поручению общества, а как максимум — в интересах всего общества. Однако эта идеальная модель в современном мире встречает ряд препятствий, обусловленных во многом глобализационной 6
Стр.7
доминантой и в политико-экономической, и в идеологической сферах. Под современным обществом понимаются не только общества, оказавшиеся на острие глобализации — развивающиеся страны и так называемые страны с переходной экономикой или «развивающиеся рынки», но и те государства, которые продуцируют глобализационные тенденции. Его основной характеристикой является структурная противоречивость. Центром противоречий становится само общество. Причем развиваются противоречия на двух уровнях: на уровне общества и на уровне конкретных личностей, формирующих это общество. Общество перестало быть социумом в классическом понимании. Со времен классической древности, времен, когда формировалось общество в современном его понимании, социум определялся сочетанием материальных и духовных систем мировосприятия. Центром мировосприятия был человек, стремящийся мобилизовать лучшие свои качества для служения обществу. Однако историческое развитие породило два фактора, кардинально изменивших ситуацию. Материализм, со времен эпохи Просвещения формирующийся в качестве доминирующей «прогрессивной» идеологии, вывел духовную составляющую из мировоззренческой системы, чем положил начало десоциализации общества. Капитализм упразднил равновесие духовного и материаль, он принципиально изменил критерии общественной поного1 лезности — решающей ценностью стало материальное богатство (и богатство личности, и богатство общества, определяющее, в частности, силовую составляющую государства). Каждая общественная группа «стремится к своему собственному благу без того, чтобы эти частные, групповые стремления к благу сливались в единый, превосходящий все и вся идеал»2 . Человек — сложное духовно-культурное и экономико-социальное явление, в котором духовная сторона пронизывает как объективные, так и субъективные характеристики, стал рассматриваться только как капитал. завтрашнего дня. М., 1992. С. 258. 2 1 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Й. Хейзинга Homo Ludens. В тени Там же. С. 263. 7
Стр.8
менным капитализмом постиндустриальной стадии и переход его в качественно новую, постэкономическую стадию3 И хотя многие теоретики постулируют перерастание совре, складывается впечатление, что этот переход во многих случаях приводит к рецидивам «дикого» капитализма. Они выливаются в глобализационные процессы, следствием которых являются прогрессирующее социально-экономическое разделение, распад коллективных форм сознания и экономического поведения на фоне нарастающей социальной нестабильности, особенно в странах «третьего мира» и «новых рыночных экономиках», и деградация человеческой личности. Процесс производства перестает восприниматься как подсистема производства в целях потребления и переходит к статусу производства ради производства. При этом основной характеристикой воспроизводственного процесса становится ныне прежде всего фактическое отсутствие осознанности общественного характера воспроизводства, восприятия его как воспроизводства общества в целом. Субъективно воспринимаемой верхней границей процесса становится не общество в целом, а корпорация. Неолиберальная теория практически отказывается от понятия «народнохозяйственная эффективность». Это приводит к целевой дезинтеграции воспроизводственного процесса, результаты которой на поверхности экономической системы проявляются в виде кризисов, и может стимулировать в качестве одного из последствий социальную дезинтеграцию. Экономический процесс вместо того, чтобы стать фактором, объединяющим народы, превращается в фактор социальной деструкции. Человек, превратившись в «человека экономического», перестает быть «существом общественным» (как его воспринимал еще Аристотель), а современные формы хозяйственной деятельности на постэкономической стадии развития человечества не только еще более способствуют этому, но даже генерируют дезинтеграционные тенденции4 ся настолько, что общество постепенно становится индифферентным к общечеловеческим ценностям5 3 Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. М., 1998. С. 173. 4 Иноземцев В.Л. Указ. соч. С. 319. 5 , информация от 4 апреля 2005 г. 8 . Причем эти тенденции усиливают.
Стр.9

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически