Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Древняя Русь. Вопросы Медиевистики

Древняя Русь. Вопросы Медиевистики №3 2009

0   0
Страниц140
ID13538
АннотацияНаучный журнал "Древняя Русь. Вопросы медиевистики" стал одним из самых известных и авторитетных периодических изданий, где публикуются исследования ученых в области истории, филологии и искусствоведения, касающиеся русского средневековья. Учредитель журнала - Институт славяноведения РАН.
Древняя Русь. Вопросы Медиевистики .— Москва : Научно-издательский центр "Индрик" .— 2009 .— №3 .— 140 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/13538 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Некоторые детали внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора в ПереславлеЗалесском домонгольского времени <...> А. В. Назаренко Памяти людольфа мюллера 137 4 «Комплексный подход в изучении Древней Руси» Тезисы докладов участников V Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси» (организована при поддержке РГНФ (грант 09-01-14005г)) <...> Предание о путешествии по Руси апостола Андрея, кратко отраженное «Повестью временных лет», в более подробной своей редакции сообщало среди прочего о водружении им креста на острове Валаам. <...> 5 Доклады участников V Международной конференции В 1805 г. историк церкви митрополит Московский Платон (Левшин) писал: «Валаамов монастырь на озере Неве устроен еще при первом епископе Иоакиме, определенном при князе Владимире»1. <...> Если допустить вероятность этой интерпретации, тогда исторически первым именем митрополита-тверитина должно было бы быть Сава, которое ассоциируется только с тверским святым Саввою Вишерским – признанным святителем Тверской земли, имя которого принимали новопостриженные монахи. <...> 1 2 7 Доклады участников V Международной конференции <...> Идея была известна на католическом Западе и на Руси (ср. в сочинениях Кирилла Туровского: «того ради до Второго Пришествия Христова н#ст суда ни мучения всякой души 1 Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант № 09-04-00135а). <...> 9 Доклады участников V Международной конференции человечи, в#рнаго же и нев#рнаго»; «блюдомы суть, иже Бог в#сть»)2. <...> Мысль о том, что грешники ждут Страшного Суда в аду, часто встречается в древнерусских текстах (см., например, в статье ПВЛ за 6579 г.). <...> Этот процесс был характерен и для католической Европы, и для России: на Западе скованным в аду изображался лишь сатана, одновременно <...>
ДРЕВНЯЯ_РУСЬ._ВОПРОСЫ_МЕДИЕВИСТИКИ_№3_2009.pdf
   Учредитель: Институт славяноведения Российской академии наук Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Свидетельство ПИ ¹ ФС 77-27797 от 12 апреля 2007 ã. Редакционная коллегия: Â. Ï. Аникин (ä.ô.í., ïðîô.), Ì. Гардзанити (ä.ô., ïðîô.), Â. Ï. Гребенюк (ä.ô.í., ïðîô.), È. Ã. Добродомов (ä.ô.í., ïðîô.), À. Ì. Камчатнов (ä.ô.í., ïðîô.), Â. Ì. Кириллин (ä.ô.í., ïðîô.), Å. Ë. Конявская (ä.ô.í, ãë. ðåäàêòîð), Ñ. Â. Конявская (ê.ô.í, äîöåíò), Í. Ô. Котляр (ä.è.í., ïðîô., ÷ë-êîðð. НАН Украины), È. À. Кочетков (ê. èñê.), Î. Ô. Кудрявцев (ä.è.í., ïðîô.), Þ. À. Лабынцев (ä.ô.í., ïðîô.), Ê. À. Максимович (ä.ô.í.), Â. Â. Мильков (ä. ôèëîñ.í.), À. Â. Назаренко (ä.è.í.), À. Å. Петров (ê.è.í.), Ï. Â. Пятнов (ê.ô.í.), Ì. Ë. Ремнева (ä.ô.í., ïðîô.), À. À. Турилов (ê.è.í.), игумен Тихон (Полянский) (к.филос.н.), Á. Í. Флоря (ä.è.í., ïðîô., ÷ë.-êîðð. ÐÀÍ), Ì. Ñ. Фомина (ê.ô.í.), Ë. Штайндорф (ä.è., ïðîô.), Å. Ì. Юхименко (ä.ô.í.), Â. Ë. Янин (ä.è.í., ïðîô., àê. ÐÀÍ) Âåðñòêà: Ì. Â. Äàíèëîâà, Þ. À. Линькова Редактор: С. В. Конявская Технический редактор: О. С. Глухова Корректоры: А. В. Духанина, Л. В. Николаева www.drevnyaya.ru
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ УЧАСТНИКОВ V МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ» 5 С. Н. Азбелев. Версии основания монастыря на острове Валаам А. И. Алексеев. «Спиридон рекомый, Савва глаголемый» (заметки о сочинениях киевского митрополита Спиридона) С. В. Алпатов. «Сказание о святых Иоанне и Иакове Менюжских»: история сюжета и жанровый контекст В. П. Аникин. Понятие мифа в современном фольклоре Д. И. Антонов. Сюжет о демонах-мучителях в древнерусской книжности и иконографии Л. Ю. Астахина. Загадочное слово церковной описи XVI в. Г. С. Баранкова. Списки сочинений Кирилла Туровского из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря Е. В. Белякова. О неисследованном переводе правил с толкованиями Иоанна Зонары М. Бошков. Русская тема в сербском Реметском хронографе С. В. Васильев. К вопросу о некоторых аспектах «заставы» по Полицкому Статуту и литовско-русскому праву Т. Л. Вилкул. Тема «кумирослужения» в древнерусских хронографических компиляциях Ì. Ì. Âîëîùóê. Володислав Кормильчич: венгерская бытность 1214–1232 ã. Г. С. Гадалова. К вопросу о редакциях и времени создания Службы на обретение мощей святителя Арсения Тверского Т. В. Гимон. Происхождение текста Синодального списка Новгородской I летописи за 1017–1115 г. А. А. Гиппиус. «До Александра и Исакья»: к вопросу о происхождении младшего извода Новгородской первой летописи О. В. Гладкова. Древнейшие списки Жития Евстафия Плакиды и вопрос о времени и месте возникновения ранних переводов памятника А. Б. Головко. О месте захоронения галицко-волынского князя Романа Мстиславича Ý. À. Гордиенко. Культ святых целителей в Новгороде в XI–XII â. Ý. Ê. Ãóñåâà. Изображение «Пресвятой Òðîèöû» в живописи Пскова XIV–XVII â. Д. Г. Давиденко. «Букалово болото» и проблема исторической топонимии Московского Кремля И. Г. Добродомов. М. Ф. Мурьянов и «Слово о полку Игореве» Н. К. Дроздецкая. «Во Твери диакон зело был мудр и благоговеин»: древнерусские певчие Тверского Владычного двора В. В. Дубовик. Из истории виршевой поэзии: «Декларация московскому посольству» Тимофея Акиндинова А. В. Духанина. Проблема реконструкции текста Жития Стефана Пермского А. Н. Егорьков, А. А. Пескова. Состав металла византийских крестов-реликвариев из собрания Государственного Эрмитажа в свете новых данных М. В. Елиф¸рова. О возможной цитате из Сафо у Даниила Заточника и о предмете компаративного исследования Т. В. Жданова, Ю. В. Селезнев. Особенности и характер сообщений о смерти ордынских правителей на страницах русских летописей М. С. Желтов. Состав чинов обручения и венчания в древнейших славянских рукописях О. Ф. Жолобов. Древнерусское письмо: правописные навыки и орфография антиграфов Кл. Иванова. Житийно-панегирический репертуар балканских календарных сборников в сопоставлении с составом Великих Миней Четиих митрополита Макария Т. А. Исаченко. Трактат «На оглаголующих Священную Библию» и его значение в становлении отечественной библейской текстологии М. Йовчева. Вторичные греческие заимствования в переводах преславского происхождения В. М. Кириллин. К вопросу о риторическом мастерстве Пахомия Логофета А. В. Киселев, А. Л. Каретников. Святая Марина/Мария Повести о битве на Липице. Междисциплинарное исследование и проблема локализации летописного пункта 2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ С. В. Конча. К вопросу об исторической памяти в былинах С. В. Конявская. Методы поиска «недостающего звена»: логика и эмпирика А. Королев, И. Майер, С. Шамин. Сочинение о демонах из архива Посольского приказа: к вопросу о культурных контактах России и Европы в последней трети XVII столетия Н. Ф. Котляр. Посольская служба на Руси в Х в. Д. М. Котышев. «Царь» Михаил летописной статьи 6619 г. в Повести Временных лет Д. Ю. Кривцов. Предание о возобновлении Нижегородского Благовещенского монастыря митрополитом Алексеем и иконописные памятники Е. В. Крушельницкая, А. С. Слуцкий. Пергаменные отрывки в переплетах рукописей Софийского собрания Российской Национальной библиотеки А. А. Кузнецов. Эволюция фрагмента Повести временных лет 1015 г. в описании событий в Исадах 1217 г. В. А. Кучкин. Находка в Кремле Þ. À. Ëàáûíöåâ, Ë. Ë. Щавинская. «Świat» Даниила Братковского Л. В. Левшун. «Концепции стиля» в восточнославянской книжности XI–XVII в. (к постановке проблемы) П. В. Лукин. Существовало ли в Древней Руси народное ополчение? А. В. Майоров. Малоизвестное поэтическое свидетельство по истории русско-византийских отношений начала ÕIII â. И. И. Макеева. «Сказание о черноризском чине» Кирилла Туровского в русской письменности: к вопросу об авторском тексте К. А. Максимович. Законы византийских императоров в древнерусских юридических сборниках А. В. Мартынюк. Малоизвестные источники по исторической географии Восточной Европы XIV в. À. Ã. Ìåëüíèê. Пядничные иконы русских святых XVI – начала XVII â. В. В. Мильков. Поучение Луки Жидяты: идейно-религиозные особенности в политическом контексте эпохи Ярослава С. М. Михеев. К истории рукописи Печерской летописи в XII в. Л. А. Москалева. Древнерусские синтаксические инновации: генитив vs. датив Л. В. Мошкова. Апостольские правила в Кормчей русской редакции: принципы соединения текста À. Â. Назаренко. Несостоявшееся посольство папы Евгения III (1145–1153 ã.) на Русь М. О. Новак. Древнерусские поучения: интерпретация апостольского текста С. И. Панова. Особенности языка сочинений митрополита Киприана А. В. Пачкалов. О нижневолжских топонимах «Хожения за три моря» Афанасия Никитина Т. В. Пентковская. Поздняя разновидность Толкового Евангелия Феофилакта Болгарского: к вопросу о происхождении Ì. Â. Ïå÷íèêîâ. Церковь и стригольники в Пскове в конце XIV – первой трети XV â. А. В. Пигин. Агиография Олонецкого края: итоги и перспективы изучения А. С. Плис. Видо-временные формы глаголов в повторяющихся чтениях Мстиславова Евангелия в контексте истории славянского перевода Евангелия от Луки Игумен Тихон (Полянский). К вопросу об авторстве «Слова о Небесных Силах» В. Г. Пуцко. Русские святые и вопрос развития их иконографии А. М. Ранчин. Из наблюдений над мотивной структурой Чтения о Борисе и Глебе Б. Р. Рахимзянов. Прибытие первых Джучидов в Московское Великое княжество А. А. Романова. Проблемы изучения древнейшего агиобиографического «справочника» русских святых – «Книги глаголемой описание о российских святых» В. Н. Рудаков. Русские книжники в поисках критериев оценок княжеской службы ордынским властям во второй половине XIII â. А. А. Селин. Комплекс документов о визите датского принца Юхана в Новгород в августе 1602 г. М. В. Семина. Грамота Олега Рязанского: лицевой список второй половины XVII в. В. Б. Силина. «И дань отъяли людье…» (берестяное письмо XII в. с точки зрения историка и лингвиста) Ð. À. Ñèìîíîâ. «[Î ÷àñåõ] ïî-ðóñêè ж в Новгороде в Âåëèêîì» Я. Г. Солодкин. Куда сослали бывшего митрополита Московского Дионисия и «собеседника» Варлаама? 3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Ю. В. Степанова. Финно-угорское население восточных районов Верхневолжья XI–XIII в. по археологическим данным Ï. Ñ. Стефанович. Верность в отношениях князя и дружины на Руси в XI–XIII â. Л. Б. Сукина. Некоторые детали внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора в ПереславлеЗалесском домонгольского времени Н. В. Трофимова. Видения в древнерусском воинском повествовании À. À. Òóðèëîâ. «Ñâîÿ античность» в русской книжности конца XIV – первой половины XVI â. (ê характеристике явления и термина) А. С. Усачев. Образ правителя в Степенной книге Г. Ю. Филипповский. Системность лексических повторов в литературных текстах Руси XII–XIII в. А. И. Филюшкин. Январский поход 1558 г. русской армии в Ливонию: взгляд из разных лагерей В. Ю. Франчук. Речь тысяцкого Улеба в контексте летописи Изяслава Мстиславича И. Христова-Шомова. Древнеболгарская праздничная минея и ее отношение к русским служебным минеям М. С. Черкасова. Комплексный подход к выявлению актов ХV–ХVI в. Ñ. Ç. ×åðíîâ. Ðàäîíåæ: от волости к княжескому уделу (1336–1456). Границы и административное устройство Е. Н. Швейковская. Криминальная драма в Тотемском уезде первой трети XVII в. (к изучению демонологии) М. А. Шибаев. Когда была основана библиотека Кирилло-Белозерского монастыря? Н. В. Штыков. К истории внутренних конфликтов в Тверской земле в середине XIV в. М. К. Юрасов. Астрономическое известие Лаврентьевской летописи под 6646 г. ПУБЛИКАцИИ Â. À. Кучкин ИЗДАНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ XIV в. — ВТОРАЯ ДУШЕВНАЯ ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА 132 РЕцЕНзИИ. ПОЛЕмИКА. НАУчНАя ЖИзНь А. В. Назаренко ПАМЯТИ ЛЮДОЛЬФА МЮЛЛЕРА 137 4
Стр.4
«Комплексный подход в изучении Древней Руси» Тезисы докладов учасТников V Международной конференции «комплексный подход в изучении древней руси» (организована при поддержке рГнф (грант 09-01-14005г)) С. Н. Азбелев (Санкт-Петербург) ВЕРСИИ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ НА ОСТРОВЕ ВАЛААМ Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам – один из самых почитаемых в России – был возрожден в 1989 г., а в следующем получил статус ставропигиального (т. е. подчиненного непосредственно патриарху). Перед тем пять десятилетий на Валааме не было монашеской жизни и храмы его осквернялись. В Средние века этот монастырь многократно подвергался вражескому опустошению в ходе войн Великого Новгорода с агрессивными соседями. А после 1611 г. был период более чем столетней оккупации западной Карелии шведскими войсками, когда разоренная ими Валаамская обитель вообще не существовала – вплоть до восстановления монастыря, последовавшего за победой России в Северной войне. В таких условиях не раз гибли рукописные собрания Валаама, причем не сохранились даже жития основавших монастырь преподобных Сергия и Германа. Это чрезвычайно затрудняло выяснение не только ранней истории знаменитой обители, но даже приблизительной даты ее возникновения. Почти полное отсутствие документальных источников, восполняемое лишь отчасти устными преданиями, как бы вдохновляло создателей псевдодокументов. Два произведения такого рода составили базу оригинальных версий основания Валаамского монастыря, существующих в литературе параллельно версии, базирующихся на достоверных исторических данных. Предание о путешествии по Руси апостола Андрея, кратко отраженное «Повестью временных лет», в более подробной своей редакции сообщало среди прочего о водружении им креста на острове Валаам. Это дало повод коллекционеру рукописей А. И. Сулакадзеву сочинить историю монастыря, представив Сергия и Германа последователями апостола и даже цитируя «древний» источник. Как несомненную подделку определил этот «источник» еще в 1850 г. академик А. Х. Востоков, к которому обращался игумен Дамаскин. Но версия Сулакадзева отображалась вплоть до ХХ в. в издававшихся Валаамским монастырем книгах, посвященных его описанию и его истории, попала в энциклопедию и доныне фигурирует в некоторых популярных изданиях. Рукопись-конволют XVI–XVII в., хранящаяся в РГБ и полвека назад освещенная печатным описанием И. М. Кудрявцева, привлекла в 90-х годах внимание Н. А. Охотиной. Она усмотрела среди статей сборника ценнейшее повествование об истории Валаамской обители и издала его, отвергая иные источники. Публикацию изучал крупнейший историк Карелии профессор Хейкки Киркинен. Он показал в своих статьях, что это псевдоисторическое сочинение, изготовленное кем-то с наивной целью: отнеся возникновение знаменитого Валаамского монастыря лишь к началу XV столетия, главным основателем изобразить тогдашнего игумена малоизвестной Перекомской обители Ефрема, дабы этим способствовать канонизации последнего. Не имевшая никакого отражения в агиографии версия Охотиной представлена в ее книге 1996 г. и уже фигурирует в научно-популярной литературе. 5
Стр.5