Учредитель: Институт славяноведения
Российской академии наук
Журнал зарегистрирован в Федеральной
службе по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ ¹ ФС 77-27797
от 12 апреля 2007 ã.
Подписной индекс по каталогу «Роспечать»
80477
Редакционная коллегия:
Â. Ï. Аникин (ä.ô.í., ïðîô.),
Â. Ï. Гребенюк (ä.ô.í., ïðîô.),
È. Ã. Добродомов (ä.ô.í., ïðîô.),
À. Ì. Камчатнов (ä.ô.í., ïðîô.),
Â. Ì. Кириллин (ä.ô.í., ïðîô.),
Å. Ë. Конявская (ä.ô.í, ãë. ðåäàêòîð),
Ñ. Â. Конявская (ê.ô.í, äîöåíò),
È. À. Кочетков (ê. èñê.),
Î. Ô. Кудрявцев (ä.è.í., ïðîô.),
Þ. À. Лабынцев (ä.ô.í., ïðîô.),
Ê. À. Максимович (ä.ô.í.),
Â. Â. Мильков (ä. ôèëîñ.í.),
À. Â. Назаренко (ä.è.í.),
À. Å. Петров (ê.è.í.),
Ï. Â. Пятнов (ê.ô.í.),
Ì. Ë. Ремнева (ä.ô.í., ïðîô.),
À. À. Турилов (ê.è.í.),
игумен Тихон (Полянский) (к.филос.н.),
Á. Í. Флоря (ä.è.í., ïðîô., ÷ë.-êîðð. ÐÀÍ),
Ì. Ñ. Фомина (ê.ô.í.),
Å. Ì. Юхименко (ä.ô.í.),
Â. Ë. Янин (ä.è.í., ïðîô., àê. ÐÀÍ)
Âåðñòêà: Ì. Â. Äàíèëîâà, Þ. À. Линькова
Редактор: С. В. Конявская
Технический редактор: П. А. Белоусова
Корректоры: А. В. Духанина, Л. В. Николаева
www.drevnyaya.ru
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
ИСТОРИЯИИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Á. Í. Ìîðîçîâ, Ð. À. Симонов
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕПЕРМСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
СТЕФАНА ПЕРМСКОГО (ÎÊÎËÎ 1340–1396)
5
К. С. Гвозденко
ЦЕРЕМОНИЯ КНЯЖЕСКОЙ ИНТРОНИЗАЦИИ НА РУСИ В
ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД
17
Þ. Â. Ñåëåçí¸â
ВОКНЯЖЕНИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В 1252 г.: ПОЛИТИЧЕСКИЕ
РЕАЛИИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РУССКОЙ ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ
36
Ä. È. Антонов
КЛЯТВА И КРЕСТ: ПРОБЛЕМА СУДЕБНОЙ ПРИСЯГИ В ДРЕВНЕРУССКОЙ
ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЕ XVI–XVII â.
42
ЯЗЫКИЛИТЕРАТУРА
Â. Þ. Франчук
ЛЕТОПИСАНИЕ МСТИСЛАВОВА ПЛЕМЕНИ КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
ИСТОЧНИК
54
А. В. Духанина
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОХВАЛЬНОГО СЛОВА СЕРГИЮ
РАДОНЕЖСКОМУ В СВЕТЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
67
ПРАВОСЛАВИЕИЦЕРКОВЬ
Ì. Ñ. Æåëòîâ, ñâÿù.
МОЛИТВЫ ВО ВРЕМЯ ПРИЧАЩЕНИЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ В
ДРЕВНЕРУССКИХ СЛУЖЕБНИКАХ XIII–XIV â.
75
ПУБЛИКАЦИИ
Â. À. Кучкин
ИЗДАНИЕ ЗАВЕЩАНИЙ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ XIV в.
[1359 г.] – ВТОРАЯ ДУШЕВНАЯ ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА
ИВАНОВИЧА
93
À. Ñ. Лавров
ПИСЬМО И ЧЕЛОБИТНАЯ ИВАНА НЕРОНОВА
101
РЕЦЕНЗИИ,ПОЛЕМИКА,НАУЧНАЯЖИЗНЬ
А. В. Григорьев
НОВАЯ КНИГА О ТВОРЧЕСТВЕ АВВАКУМА
107
Р. Павлова
ИЗДАНИЕ БЕРЛИНСКОГО СБОРНИКА
109
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
И. Д. Сироткина
К ПОЛЕМИКЕ МЕЖДУ ДВУМЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ
113
ИТОГ КОЛЛЕКТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО И
СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ
116
НОВАЯКНИГА
121
SUMMURY
123
НАШИАВТОРЫ
125
СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ,ПРИНЯТЫХВЖУРНАЛЕ
126
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ,
Оргкомитет V Международной конференции «Комплексный подход в изучении Древней Руси»
приглашает принять участие в конференции, которая будет проходить с 29 сентября по 1 октября
2009 г. в Москве. Организаторами конференции выступают научный журнал «Древняя Русь. Вопросы
медиевистики», Государственная Третьяковская галерея, Институт славяноведения РАН. Заявки и
тезисы для публикации принимаются до 15 мая 2009 ã. (îáúåì – 5 òûñ. çíàêîâ).
Тел для ñïðàâîê: (495) 951-69-95, (495) 235-78-78.
E-mail: S_Konyavskaya@pvti.ru, dr@pvti.ru
3
Стр.3
CONTENT
HISTОRY&SОURCЕSЕARCHING
B. N. Morozov, R. A. Simonov
TO THE PROBLEM OF THE SOURCE OF STEPHAN PERMSKY’S OLD-PERM CHARACTERS
(ABOUT 1340–1396)
5
K. S. Gvozdenko
THE CEREMONY OF PRINCE’S ENTHRONEMENT IN PRE-MONGOL RUS’
17
Y. V. Seleznev
ALEXANDER NEVSKY’S ACCESSION TO THE THRONE IN 1252: POLITICAL REALITIES AND THEIR
REFLECTION IN RUSSIAN WRITTEN ACCOUNTS
36
D. I. Antonov
THE OATH AND THE CROSS: THE PROBLEM OF COURT ADJURATION IN OLD RUSSIAN CULTURE
OF THE XVI–XVII c.
42
LANGUAGE&LITERATURE
V. Y. Franchuk
CHRONICLE OF MSTISLAV’S BROOD AS THE LINGUISTIC SOURCE
54
A. V. Duhanina
THE HISTORY OF THE SERGEY RADONEZHSKY’S PANEGYRIC CREATION BY LINGUISTIC DATA
67
CHURCH&ORTHODOXY
M. S. Zheltov
THE PRAYERS DURING CLERGY COMMUNION IN THE OLD-RUSSIAN EUCHOLOGIA (SLUZHEBNIKI)
OF XIII–XIV c.
75
PUBLICATIОN
V. A. Kuchkin
MOSCOW PRINCES OF XIV cent. WILLS. 1359: THE SECOND WILL OF GREAT PRINCE IVAN
IVANOVICH
93
A. S. Lavrov
LETTER AND PETITION BY IVAN NERONOV
101
CRITIQUE.PОLEMICS.SCIENTIFICLIFE
A. V. Grigorjev
THE NEW BOOK ABOUT AVVAKUM CREATION
107
R. Pavlova
BERLIN COLLECTION PUBLICATION
109
I. D. Sirotkina
TO THE POLEMICS OF TWO RESEARCHES
113
THE RESULT OF THE JOINT RESEARCH OF THE POLITICAL AND SOCIAL SYSTEM OF OLD RUS
116
THENEWBООK
121
SUMMARY
123
ОURAUTHОRS
125
LISTОFABBREVIATIОNSUSEDINTHEJОURNAL
126
4
Стр.4
К проблеме источников древнепермской письменности Стефана Пермского (около 1340–1396)
Á. Í. Ìîðîçîâ, Ð. À. Симонов
К ПРОБЛЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ДРЕВНЕПЕРМСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
СТЕФАНА ПЕРМСКОГО (ÎÊÎËÎ 1340–1396)
Предметом настоящей работы1
является рассмотрение проблемы источников древнепермской
(древнекоми) письменности, связанной с деятельностью Стефана Пермского.
Недостаточно изученным, по существу новым источником являются пермские «буквенные цифры».
Прежде необходимо условиться, что следует называть пермскими «буквенными цифрами». Это важно по
той причине, что до сих пор сохраняется устаревшее представление, что словом «цифры» можно именовать
исключительно индоарабские (современные) цифры, в быту называемые арабскими. Так, П. Д. Шестаков не
считал возможным считать пермские «буквенные цифры» цифрами. Это следует из того, что он прибегал к
речевому обороту «вместо цифры 3» там, где надо сказать «пермская цифра 3»2
.
. По-видимому, этот автор
считал цифрами только знаки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, что сейчас кажется анахронизмом, так как цифрой
считается любой знак, употребляемый в количественном значении. При этом П. Д. Шестаков выделял в
надписи на иконе «Троица» два случая употребления пермской буквы «гай» под титлом в качестве тройки,
давая ей современное цифровое (3) и словесное («три») выражение, но не называя цифрой3
Некоторые ученые (например, Г. С. Лыткин4) считают, что в пермской записи на иконе «Троица» не
дважды, а трижды встречается «гай» в цифровом значении 3. В двух случаях «гай»=3 действительно сохраняет
все признаки своей формы, указывается на третьем месте в средневековых образцах пермского алфавита, кроме
того, он имеет «титло» в виде прямолинейной черточки. Третий же случай этого лишен: в результате их
утраты за время существования иконы или за «гай»=3 здесь Г. С. Лыткиным ошибочно принято иное
начертание. Скорее всего, первоначально в иконной записи было три случая пермской цифры 3, два из них
сохранились до сих пор полностью, третий – лишь частично: в виде следа, похожего на «т», и без титла.
Такой вывод подтверждает предпринятое недавно изучение иконы «Троица», хранящейся в
Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (Рис. 1, 2)5
.
1
2008 ã., легшего в основу настоящей ðàáîòû.
2
времени ñâ. Стефана Великопермского // ÆÌÍÏ. ÑÏá., 1871. ¹ 1 (ÿíâ.). ×. 153. Ñ. 34.
3
между ñòð. 26 и 27.
5
Авторы благодарят участников научного семинара «Древняя Русь» за конструктивное обсуждение нашего доклада 18 января
Шестаков П. Д. Чтение древнейшей зырянской надписи, единственного сохранившегося до сего времени памятника
Там æå. Ñ. 43, 44.
4 Лыткин Ã. Ñ. Зырянский край при епископах Пермских и зырянский ÿçûê. ÑÏá., 1889. Ñ. 27–28. Вклейка с òàáë. II
Èíâ. ¹ 2780/6466 Ä. Конец XIV â. Ã. È. Вздорнов подтверждает указанную датировку иконы и дает ее ðàçìåð:
119õ75õ2,5 см (Âçäîðíîâ Ã. È. Âîëîãäà. Ë., 1978. Ñ. 44, 127). Авторы благодарят участников экспедиции 2006 ã. «Ïî пути
Стефана Пермского» за предоставление материалов съемки иконы (съемку проводил К. Шульга).
5
Стр.5